Научная статья на тему 'Государственная финансовая поддержка устойчивого развития сельских территорий в регионе'

Государственная финансовая поддержка устойчивого развития сельских территорий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / STATE FINANCIAL AID / SPECIAL-PURPOSE PROGRAMS / REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнова Н.Н., Бусалова С.Г.

Тема. Решение проблемы продовольственной независимости и продовольственной безопасности страны во многом определяется развитием сельских территорий. Современный этап социально-экономического развития сельских территорий регионов Российской Федерации характеризуется низким уровнем жизни сельских жителей, сокращением трудовых ресурсов, недостатком квалифицированных кадров, не способствует переходу к их устойчивому развитию. В связи с этим актуальным вопросом является формирование эффективной государственной финансовой поддержки устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации соответствующих целевых программ. Цели. Анализ государственного финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в Республике Мордовия. Методология. В работе применены такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, индукция и дедукция, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез. Результаты. Проведен анализ существующих подходов к определению устойчивого развития сельских территорий. Рассмотрены наиболее значимые программы поддержки социально-экономического развития сельских территорий в Республике Мордовия. Также проанализированы общий объем и структура источников финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Республики Мордовия в рамках Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. и государственной Программы развития сельского хозяйства Республики Мордовия и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Выводы. Сделан вывод о том, что современный уровень государственного финансирования сельских территорий не в полной мере обеспечивает их устойчивое развитие. В сложившихся условиях аграрная политика как на федеральном, так и региональном уровнях должна быть направлена на решение ключевых проблем развития сельских территорий: снижение бедности сельского населения, рост качества жизни в сельской местности и выполнение селом традиционных экономических и социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State financial aid to sustainable development of rural areas in the region

Importance The development level of rural areas mainly creates conditions for ensuring food sovereignty and food security of the nation. Hence, it is reasonable to provide efficient State financial aid to sustainable development of rural areas as part of respective special-purpose programs. Objectives We analyze State finance of activities for sustainable development of rural areas in the Republic of Mordovia. Methods The research applies such general scientific methods and techniques as scientific abstraction, induction and deduction, comparative and matching analysis, synthesis. Results We analyzed the existing approaches to determine whether rural areas are on track of sustainable development, and review the most significant programs for supporting socio-economic development of rural areas in the Republic of Mordovia. We also scrutinized the total amount and structure of finance of sustainable development activities in rural areas of the Republic of Mordovia as part of the State special-purpose programs. Conclusions and Relevance The contemporary level of State finance for rural areas is insufficient for their sustainable development. In current circumstances, agricultural policies should address key issues of rural area development at the federal and regional levels, i.e. poverty reduction, growth in life quality and rural areas' performance of conventional economic and social functions.

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая поддержка устойчивого развития сельских территорий в регионе»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Устойчивое развитие экономики

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНЕ*

Надежда Николаевна СЕМЁНОВА3^, Светлана Геннадьевна БУСАЛОВАЬ

а доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация nnsemenova@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация sbusalova@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 12.01.2016 Принята в доработанном виде 17.02.2016

Одобрена 24.02.2016

УДК 338.43.02 JEL: 013, Q1

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, государственная финансовая поддержка, целевые программы, Республика Мордовия

Аннотация

Тема. Решение проблемы продовольственной независимости и продовольственной безопасности страны во многом определяется развитием сельских территорий. Современный этап социально-экономического развития сельских территорий регионов Российской Федерации характеризуется низким уровнем жизни сельских жителей, сокращением трудовых ресурсов, недостатком квалифицированных кадров, не способствует переходу к их устойчивому развитию. В связи с этим актуальным вопросом является формирование эффективной государственной финансовой поддержки устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации соответствующих целевых программ.

Цели. Анализ государственного финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в Республике Мордовия.

Методология. В работе применены такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, индукция и дедукция, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез. Результаты. Проведен анализ существующих подходов к определению устойчивого развития сельских территорий. Рассмотрены наиболее значимые программы поддержки социально-экономического развития сельских территорий в Республике Мордовия. Также проанализированы общий объем и структура источников финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Республики Мордовия в рамках Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 20142017 гг. и на период до 2020 г. и государственной Программы развития сельского хозяйства Республики Мордовия и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Выводы. Сделан вывод о том, что современный уровень государственного финансирования сельских территорий не в полной мере обеспечивает их устойчивое развитие. В сложившихся условиях аграрная политика как на федеральном, так и региональном уровнях должна быть направлена на решение ключевых проблем развития сельских территорий: снижение бедности сельского населения, рост качества жизни в сельской местности и выполнение селом традиционных экономических и социальных функций.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной аграрной политики России является устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. Это обусловлено стратегической ролью последних в решении проблемы продовольственной

независимости и продовольственной безопасности страны1 [1-3]. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства, уровня и качества жизни населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе

* Статья подготовлена в рамках НИР № 53/57-15.

1 Шарипов Ш.И., Султанов Г.Р. Устойчивое развитие

сельских территорий как ключевой национальный приоритет // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 25. С. 30-35.

46 Шр://Ап^аи

способствуют решению проблемы

импортозамещения продовольственных товаров и в конечном счете развитию экономики страны в целом.

Стоит отметить, что в современной экономической литературе существуют различные подходы к раскрытию сущности категории «устойчивое развитие сельских территорий»2 [4-6].

2АгибаловА.В., Клейменов Д.С. Теоретические аспекты механизма управления устойчивым развитием сельских территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 3. С. 235-23; Белова Н.П. К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 326-330; Зайцева О.О. Управление устойчивым развитием сельских территорий // Региональное развитие. 2014. № 3-4. С. 100-104.

Наибольшее распространение получил подход, согласно которому устойчивость сельских территорий интерпретируется как процесс, формирующий положительный тренд развития территориальной социально-экономической

системы. Так, по мнению И.Н. Меренковой, О.Ю. Савенковой, устойчивое развитие сельских территорий - это динамично развивающийся процесс перехода данной системы на новый качественный уровень, направленный на обеспечение экономически обоснованного, экологически безопасного, социально

ориентированного расширенного воспроизводства, на повышение уровня и улучшение качества жизни сельского населения3. Е.Г. Коваленко отмечает, что важнейшей характеристикой устойчивого развития сельских территорий является рост возможностей удовлетворения потребностей поколений сельских жителей (нынешнего и будущих) в длительной перспективе при сохранении баланса интересов, гармонии между экономической, социальной и

" 4

экологической подсистемами .

Некоторые российские ученые рассматривают устойчивое развитие сельских территорий в контексте экономической и социальной стабильности. Например, Л.В. Прохорова в качестве основных факторов устойчивого развития сельских территорий выделяет стабильное повышение мощности производства предприятий и улучшение социально-культурных, жилищно-бытовых и иных условий развития, влияющих на повышение уровня жизни населения сельских территорий [7].

Заметим, что на законодательном уровне понятие «устойчивое развитие сельских территорий» впервые было введено в 2006 г. в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Согласно этому документу, под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель5. Подобный подход сохранился и в Концепции устойчивого развития

3Меренкова И.Н., Савенкова О.Ю. Концептуальные основы управления развитием сельских территорий региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 41. С. 64-69.

4 Коваленко Е.Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

URL http://science-education.ru/ru/article/view?id=5823

сельских территорий РФ на период до 2020 г., принятой в ноябре 2010 г.6 Из приведенного определения следует, что экологические цели устойчивого развития сельских территорий ограничены термином «рациональное

использование земель». Как справедливо отметил Д.А. Баландин, это не в полной мере соответствует принятой мировым сообществом концепции устойчивого развития и нарушает баланс в сторону получения максимального экономического эффекта за счет уменьшения значения сохранения и самовосстановления природной среды сельских территорий [8].

Проведенный анализ существующих подходов к определению устойчивого развития сельских территорий позволяет сделать вывод, что в широком смысле устойчивое развитие сельских территорий представляет собой такой процесс, который обеспечивает соблюдение следующих условий:

• выполнение народнохозяйственных функций (производственной, демографической, пространственно-коммуникационной, культурной, природоохранной, рекреационной);

• расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества жизни на селе;

• поддержание экологического равновесия в биосфере [9-12].

Стоит подчеркнуть, что в достижении устойчивости социально-экономического развития сельских территорий значительную роль играет государство7 [13]. Основными направлениями государственной поддержки сельских территорий в целях обеспечения их устойчивого развития являются: диверсификация сельской экономики; создание условий для переселения граждан в сельскую местность; улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов; развитие инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности и др. (табл. 1).

5 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930

6 Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.: расп. Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.

URL: http://mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

7 Прохорова Л.В., Рубаева О.Д. Развитие государственно-частных партнерских отношений в достижении устойчивого социально-экономического развития сельских территорий

// АПК России. 2015. Т. 72. № 1. С. 124-127.

В настоящее время государственное финансирование основных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, осуществляется в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», а также Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». Кроме того, в субъектах РФ разработаны и реализуются региональные целевые программы поддержки социально-экономического развития сельских территорий.

В рамках настоящего исследования рассмотрим наиболее значимые региональные программы социально-экономического развития сельских территорий в Республике Мордовия. В настоящее время в республике реализуются две региональные и около 20 ведомственных целевых программ поддержки развития сельских территорий (табл. 2).

Общий объем финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Республики Мордовия в рамках различных программ в целом за 2013-2020 гг. составит 52,8 млрд руб. (рис. 1).

Финансирование Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. осуществляется за счет федерального, регионального и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (рис. 2). При этом доля софинансирования строительства объектов инженерной инфраструктуры за счет средств местных бюджетов установлена в размере 30%.

В 2014 г. на реализацию Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия было выделено 429,6 млн руб. из федерального бюджета, 599, 8 млн руб. - из республиканского бюджета и 318,4 млн руб. - из местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составил 1 347,8 млн руб. (табл. 3).

В рамках реализации Государственной программы устойчивого развития сельских территорий в республике в 2014 г. жилищные условия улучшили 511 семей, уровень газификации в сельской местности составил 80,2%, уровень обеспеченности питьевой водой - 56%.

Что касается финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 гг., отметим, что в структуре источников наибольший удельный вес занимают средства федерального бюджета (61,4%) (рис. 3).

Анализ структуры расходов этой программы позволяет сделать вывод о том, что около 80% государственной поддержки приходится на подпрограммы развития растениеводства и животноводства, включая мясное и молочное скотоводство (табл. 4).

По данным республиканского министерства сельского хозяйства и продовольствия, в 2013-2014 гг. на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. было выделено 4 463 млн руб. из республиканского бюджета Республики Мордовия, привлечено из федерального бюджета 4 233,4 млн руб., из внебюджетных источников - 65,7 млн руб.

Важным направлением государственной поддержки сельского хозяйства в регионе в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий является поддержка начинающих фермеров. Основными мероприятиями данного направления служат предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. Так, в 20132014 гг. на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров в Республике Мордовия было выделено 92,2 млн руб., в том числе 70,4 млн руб из федерального бюджета. В течение последних двух лет грантовая поддержка оказана 114 хозяйствам начинающих фермеров, что позволило только в 2014 г. создать 38 новых рабочих мест в сельской местности.

На поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные

животноводческие фермы, из федерального бюджета в 2013-2014 гг. было выделено 91,1 млн руб., а из республиканского бюджета - 69,1 млн руб. В соответствии с госпрограммой в 2014 г. планировалось оказать грантовую поддержку 10 крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы. Фактически грантовая поддержка была оказана 11 хозяйствам (в 2013 г. - 13 крестьянским

(фермерским) хозяйствам). Заметим, что основным направлением деятельности семейных

животноводческих ферм является разведение крупного рогатого скота (молочное и мясное направления).

Благодаря реализации указанных целевых программ на протяжении последних лет в Республике Мордовия произошли определенные положительные сдвиги в развитии сельских территорий. Так, объем производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2014 г. составил 45 543,5 млн руб., или 107,4% к уровню 2013 г., в том числе в растениеводстве - 112,7%, в животноводстве -103,5% (табл. 5).

В настоящее время в рейтинге индекса производства валовой продукции сельского хозяйства среди регионов Приволжского федерального округа Республика Мордовия занимает 4-е место после Республики Марий Эл (115,8%), Удмуртской Республики (113,5%), Кировской области (109,1%). Для справки: среднее значение индекса производства валовой продукции сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе составил в 2014 г. 103,2%. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в Республике Мордовия в расчете на душу населения составляет 56,1 тыс. руб. (в среднем по ПФО - 33,4 тыс. руб.).

При этом, несмотря на положительные тенденции развития сельских территорий в регионе, целый ряд проблем до сих пор остается нерешенным. В частности, достаточно низким является уровень доходов сельского населения. Сегодня среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве Мордовии на 10,9% ниже среднероссийского уровня и на 22,3% - среднего

по республике. Низкий уровень доходов занятых в сельском хозяйстве, высокий уровень бедности и низкое качество жизни сельского населения приводят к депопуляции сельской местности и деградации населения.

В последние десятилетия происходит сокращение численности сельского населения, что во многом обусловлено миграцией молодежи в город. Согласно статистическим данным, сокращение сельского населения за счет миграции в 2014 г. составило в Республике Мордовия около 10 тыс. чел.

В результате вымирания села усиливается несоответствие между численностью населения и огромными размерами сельских территорий, что выражается в обезлюдении и постепенном измельчении сел. За последний межпереписной период (2002-2010 гг.) в республике утрачено более 1 тыс. сельских населенных пунктов. В настоящее время число сельских населенных пунктов без населения составляет 34 ед., что в 1,5 раза больше, чем в 1989 г.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что современный уровень государственного финансирования сельских территорий не в полной мере обеспечивает их устойчивое развитие. В сложившихся условиях аграрная политика как на федеральном, так и региональном уровнях должна быть направлена на решение ключевых проблем развития сельских территорий: снижения бедности сельского населения и повышения качества жизни в сельской местности посредством улучшения жилищных условий сельских жителей, развития современной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Таблица 1

Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, реализуемые в России

Мероприятие Содержание Источник финансирования

Создание условий для переселения в сельскую местность Улучшение демографической ситуации в сельских территориях в рамках мероприятий региональных программ демографического развития субъектов РФ. Стимулирование внешней и внутренней миграции на селе Социальные выплаты за счет средств бюджетов

Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения Развитие в сельской местности разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости Субсидии бюджетам субъектов РФ. Гранты в форме субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств федерального и регионального бюджетов

Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Улучшение социальной среды проживания сельских жителей, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания Субсидии бюджетам субъектов РФ

Сельское расселение Создание благоприятных условий для выполнения селом производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения Субсидии бюджетам субъектов РФ

Экологическая политика Экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики Субсидии бюджетам субъектов РФ

Комплексное развитие поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию Улучшение уровня жизни населения поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию, повышение эффективности работы предприятий отрасли в целом Субсидии бюджетам субъектов РФ

Источник: Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.: расп. Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р. URL: http://mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

Таблица 2

Наиболее значимые программы поддержки социально-экономического развития сельских территорий в Республике Мордовия

Наименование Период реализации Общий объем финансирования, млн руб.

Региональные программы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 гг. 2013-2020 гг. 45 142

2. Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. 2014-2020 гг. 7 637, 4

Ведомственные целевые программы

3. Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 2015-2017 гг. и на период до 2020 г. 2015-2020 гг. 319,4

4. Развитие производства и переработки конопли в Республике Мордовия на 2014-2017 гг. 2015-2017 гг. 74

5. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2015-2017 гг. и на период до 2020 г. 2015-2020 гг. 453,454

6. Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 20152017 гг. 2015-2017 гг. 2 913,4

7. Логистическое обеспечение рынка овощей, картофеля, другой сельскохозяйственной и пищевой продукции, имеющей важное социально-экономическое значение для Республики Мордовия на 2013-2015 гг. 2013-2015 гг. 188,4

8. Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013-2015 гг. 2013-2015 гг. 2 127

9. Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2014-2016 гг. 2014-2016 гг. 1 303,5

10. Развитие овощеводства защищенного грунта в Республике Мордовия на 2014-2016 гг. 2014-2016 гг. 1 241,1

11. Развитие производства мяса индеек в Республике Мордовия на 2013-2015 гг. 2013-2015 гг. 163,1

12. Развитие свеклосахарного производства в Республике Мордовия на 2013-2015 гг. 2013-2015 гг. 300

13. Развитие производства яйца и его переработки в Республике Мордовия на 2013-2015 гг. 2013-2015 гг. 459,1

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий в рамках Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия в 2014 г., тыс. руб.

Бюджет Внебюджетные средства

Мероприятие федеральный республиканский местный Всего

Улучшение жилищных условий 276 923 307 119,7 8 558,1 260 743,2 853 344

граждан, проживающих в сельской

местности

Обеспечение жильем молодых семей 140 813 159 607 4 446,8 137 424,3 442 310

и молодых специалистов

Развитие сети общеобразовательных 5 700 69 600 1 352 - 76 652

учреждений в сельской местности

Развитие сети фельдшерско-акушерских 2 400 2 840,3 - - 5 240,3

пунктов и офисов врачей общей

практики в сельской местности

Развитие сети плоскостных спортивных 6 000 6 500 97,9 - 12 597,9

сооружений в сельской местности

Развитие газификации в сельской 1 850 2 004,2 1 164,9 552,2 5 571,3

местности

Развитие водоснабжения в сельской 36 900 39 975 9 683,6 23 278,7 109 837,3

местности

Реализация проектов комплексного 97 170 168 643,7 9 000 - 274 813,7

обустройства площадок под

компактную жилищную застройку

в сельской местности

Грантовая поддержка инициатив 2 701 3 000 508,3 3 414,9 9 624,2

граждан, проживающих в сельской

местности

Источник: данные министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Таблица 4

Структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 гг. по подпрограммам, %

Подпрограмма Доля в общем объеме финансирования, %

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 25,8

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 40,2

Развитие мясного скотоводства 2,2

Развитие молочного скотоводства 8,6

Поддержка малых форм хозяйствования 7,9

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 2,2

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения 1,9

Обеспечение реализации Государственной программы 1,6

Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства 0,6

Развитие племенного дела селекции и семеноводства 2,9

Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания 5,3

Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК 0,8

Источник: данные министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Таблица 5

Основные показатели, характеризующие развитие сельского хозяйства в Республике Мордовия

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Показатель Фактически Целевой показатель Фактически Целевой показатель Фактически

Индекс производства продукции сельского 98,3 102,5 100,3 102,7 107,4

хозяйства в хозяйствах всех категорий

(в сопоставимых ценах к предыдущему году), %

Индекс производства продукции 94,2 102,5 93,9 103 112,7

растениеводства (в сопоставимых ценах

к предыдущему году), %

Индекс производства продукции 101,5 102,5 105,2 102,6 103,5

животноводства (в сопоставимых ценах),

% к предыдущему году

Рентабельность сельскохозяйственных 9,3 13 9,1 13 9,5

организаций (с учетом субсидий), %

Среднемесячная номинальная заработная 12 676 13 140 15 031 13 800 15 797

плата в сельском хозяйстве, руб.

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Рисунок 1

Объем финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в Республике Мордовия в 2013-2020 гг., млн руб.:

1 - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 2 - Государственная программа устойчивого развития сельских территорий

Рисунок 2

Структура источников финансирования Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.:

1 - федеральный бюджет; 2 - региональный бюджет; 3 - местные бюджеты; 4 - внебюджетные источники

5,6%

1

Рисунок 3

Структура источников финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 гг.:

1 - федеральный бюджет; 2 - региональный бюджет; 3 - внебюджетные источники

1,4%

Список литературы

1. Лазовский В.В., Чайка В.П. Саморазвитие сельских территорий - важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы). М.: Росинформагротех, 2004. 468 с.

2. Скрынник Е. Устойчивое развитие сельских территорий - важнейшая цель государственной агропродовольственной политики Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2009. № 11. С. 3-17.

3. Чепурных Н.В., Мерзлое А.В., Антипов А.Н. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000. 82 с.

4. Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлое А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: Росинформагротех, 2004. 312 с.

5. Бойцов А.С. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2009. № 4. С. 25-29.

6. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий: терминологический анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9. С. 75-81.

7. Прохорова Л.В., Рубаева О.Д. Устойчивое социально-экономическое развитие села Челябинской области в условиях вступления России в ВТО: монография. Челябинск: Изд-во ЧГАА, 2013. 88 с.

8. Баландин Д.А. Совершенствование управления устойчивым развитием сельских территорий. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2014. 169 с.

9. Меньщикова В.И. Методологические предпосылки решения ключевых проблем управления устойчивым развитием сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 8. С. 71-76.

10. Мерзлов А.В. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. М.: Изд-во ИГ РАН, 2006. 308 с.

11. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: монография / под ред. В.И. Фролова. СПб: Изд-во СПб ГАСУ, 2011. 464 c.

12. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России: сб. статей / под ред. Н.Ф. Глазовского, А.В. Гордеева, Г.В. Сдасюк. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. 615 с.

13. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8. С. 106-110.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Sustainable Development of Economy

STATE FINANCIAL AID TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE REGION Nadezhda N. SEMENOVA^, Svetlana G. BUSALOVAb

a Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation nnsemenova@mail.ru

b Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation sbusalova@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 12 January 2016 Received in revised form 17 February 2016 Accepted 24 February 2016

JEL classification: O13, Q1

Keywords: sustainable development, rural areas, State financial aid, special-purpose programs, Republic of Mordovia

Abstract

Importance The development level of rural areas mainly creates conditions for ensuring food sovereignty and food security of the nation. Hence, it is reasonable to provide efficient State financial aid to sustainable development of rural areas as part of respective special-purpose programs.

Objectives We analyze State finance of activities for sustainable development of rural areas in the Republic of Mordovia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods The research applies such general scientific methods and techniques as scientific abstraction, induction and deduction, comparative and matching analysis, synthesis. Results We analyzed the existing approaches to determine whether rural areas are on track of sustainable development, and review the most significant programs for supporting socio-economic development of rural areas in the Republic of Mordovia. We also scrutinized the total amount and structure of finance of sustainable development activities in rural areas of the Republic of Mordovia as part of the State special-purpose programs.

Conclusions and Relevance The contemporary level of State finance for rural areas is insufficient for their sustainable development. In current circumstances, agricultural policies should address key issues of rural area development at the federal and regional levels, i.e. poverty reduction, growth in life quality and rural areas' performance of conventional economic and social functions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was prepared as part of Scientific Research No. 53/57-15. References

1. Lazovskii V.V., Chaika V.P. Samorazvitie sel'skikh territorii - vazhnaya sostavlyayushchaya prodovol'stvennoi bezopasnosti strany. (Metodologiya postroeniya sistemy) [Self-development of rural areas is an important component of the national food security: a methodology for building the system]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2004, 468 p.

2. Skrynnik E. [Sustainable development of rural areas is the most critical objective of the governmental agricultural policy of the Russian Federation]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2009, no. 11, pp. 3-17. (In Russ.)

3. Chepurnykh N.V., Merzlov A.V., Antipov A.N. Ustoichivoe razvitie sel'skoi mestnosti v Rossii. Kontseptsiya i rekomendatsii [Sustainable development of rural areas in Russia: the concept and recommendations]. Irkutsk, IG SB RAS Publ., 2000, 82 p.

4. Bautin V.M., Kozlov V.V., Merzlov A.V. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: voprosy strategii i taktiki [Sustainable development of rural areas: strategical and tactical considerations]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2004, 312 p.

5. Boitsov A.S. [Ensuring a sustainable development of rural areas]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2009, no. 4, pp. 25-29. (In Russ.)

6. Men'shchikova V.I. [Sustainable development of rural territories: a terminological analysis]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 9, pp. 75-81. (In Russ.)

7. Prokhorova L.V., Rubaeva O.D. Ustoichivoe sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sela Chelyabinskoi oblasti v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO: monografiya [Sustainable socio-economic development of rural areas in the Chelyabinsk Oblast and Russia's accession to the WTO: a monograph]. Chelyabinsk, CSAA Publ., 2013, 88 p.

8. Balandin D.A. Sovershenstvovanie upravleniya ustoichivym razvitiem sel'skikh territorii [Improving the sustainable development management in rural areas]. Yekaterinburg, IE UB RAS Publ., 2014, 169 p.

9. Men'shchikova V.I. [Methodological premises for addressing the key issues of sustainable development management in rural areas]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2014, no. 8, pp. 71-76. (In Russ.)

10. Merzlov A.V. Perekhod k ustoichivomu razvitiyu sel'skikh territorii: teoriya, metodologiya i praktiki [Moving towards sustainable development of rural areas: the theory, methodology and practices]. Moscow, IG RAS Publ., 2006, 308 p.

11. Metody obosnovaniya programm ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii: monografiya [Programs for sustainable development of rural areas: substantiation methods: a monograph]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2011, 464 p.

12. Ustoichivoe razvitie sel'skogo khozyaistva i sel'skikh territorii: zarubezhnyi opyt i problemy Rossii [Sustainable development of agriculture and rural areas: foreign practices and the Russian issues]. Moscow, Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK Publ., 2005, 615 p.

13. Men'shchikova V.I. [Sustainable development of rural territories]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 7-8, pp. 106-110. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.