Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / сельские территории / цифровизация / сеть Интернет / население / digital economy / rural areas / digitalization / Internet / population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Сидорчукова, Н.П. Агафонова, А.А. Каракейян, П.С. Савельева

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с процессом проведения цифровизации на сельских территориях Российской Федерации. Изучается эффективность методов внедрения цифровизации, с позиции возникшей перспективы получить населению недостающие информационные ресурсы. Анализируются темпы роста цифровизации субъектов Южного Федерального округа и дается оценка ее развития, выявляются основные факторы, сдерживающие распространение цифровой экономики на сельских территориях. Рассматривается план развития управления сельскими территориями в рамках цифровой экономики, подготовленный Минсельхозом Российской Федерации. По результатам исследования выявлены основные направления цифровой трансформации экономики сельских территорий, включающие автоматизацию экономической и социальной сферы сельских территорий, позволяющие расширить источники формирования доходов населения, увеличить самозанятость, в следствии повышение уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.В. Сидорчукова, Н.П. Агафонова, А.А. Каракейян, П.С. Савельева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT DIGITALIZATION OF RURAL AREAS

This article discusses topical issues related to the process of digitalization in rural areas of the Russian Federation. The effectiveness of methods for introducing digitalization is studied, from the perspective of the emerging prospect of obtaining the missing information resources for the population. The growth rates of digitalization of the constituent entities of the Southern Federal District are analyzed and an assessment of its development is given, and the main factors constraining the spread of the digital economy in rural areas are identified. A plan for the development of rural management within the digital economy, prepared by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, is considered. Based on the results of the study, the main directions of the digital transformation of the economy of rural areas have been identified, including the automation of the economic and social sphere of rural areas, allowing to expand the sources of income generation, increase self-employment, and, as a result, improve the living standards of the population.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11067

Е.В. Сидорчукова - к.э.н., преподаватель кафедры экономического анализа доцент, Кубанский государственный аграрный университет, sev_2111@mail.ru;

E.V. Sidorchukova - Lecturer of the Department of Economic Analysis, Candidate of Economics, Associate Professor, Kuban State Agrarian University;

Н.П. Агафонова - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, kennad@rambler.ru,

N.P. Agafonova - Senior Lecturer of the Audit Department, Kuban State Agrarian University;

А.А. Каракейян - студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Alinochka.K08@yandex.ru,

A.A. Karakeiyan - student accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University;

П.С. Савельева - студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, saveleva2576@yandex.ru),

P.S. Savelyeva - student accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT DIGITALIZATION OF RURAL AREAS

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с процессом проведения цифровизации на сельских территориях Российской Федерации. Изучается эффективность методов внедрения цифровизации, с позиции возникшей перспективы получить населению недостающие информационные ресурсы. Анализируются темпы роста цифровизации субъектов Южного Федерального округа и дается оценка ее развития, выявляются основные факторы, сдерживающие распространение цифровой экономики на сельских территориях. Рассматривается план развития управления сельскими территориями в рамках цифровой экономики, подготовленный Минсельхозом Российской Федерации. По результатам исследования выявлены основные направления цифровой трансформации экономики сельских территорий, включающие автоматизацию экономической и социальной сферы сельских территорий, позволяющие расширить источники формирования доходов населения, увеличить самозанятость, в следствии повышение уровня жизни населения.

Abstract. This article discusses topical issues related to the process of digitalization in rural areas of the Russian Federation. The effectiveness of methods for introducing digitalization is studied, from the perspective of the emerging prospect of obtaining the missing information resources for the population. The growth rates of digitalization of the constituent entities of the Southern Federal District are analyzed and an assessment of its development is given, and the main factors constraining the spread of the digital economy in rural areas are identified. A plan for the development of rural management within the digital economy, prepared by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, is considered. Based on the results of the study, the main directions of the digital transformation of the economy of rural areas have been identified, including the automation of the economic and social sphere of rural areas, allowing to expand the sources of income generation, increase self-employment, and, as a result, improve the living standards of the population.

Ключевые слова: цифровая экономика, сельские территории, цифровизация, сеть Интернет, население.

Keywords: digital economy, rural areas, digitalization, Internet, population.

Цифровизация является новым трендом мировой экономики, пришедшим на смену информатизации и компьютеризации. Она позволяет более быстро адаптироваться на потребности рынка, помогает производителям осуществлять продажу их товаров или услуг и выходить на потенциальных клиентов. Потребители же получают возможность самостоятельного выбора предлагаемых товаров и услуг на серверах электронных магазинов, а также повышать качество продукции и услуг, быстрее создавать новые продукты и обеспечить снижение себестоимости и конечных цен на продукты питания без ухудшения их качества, при внедрении в кооперативные цифровые сети не только сельхозтоваропроизводителей, но и перерабатывающие, сбытовые, логистические и транспортные организации.

В условиях цифровизации сельских территорий большое значение отводится цифровой грамотности, которая включает в себя цифровую безопасность, компьютерное потребление, информационную компетентность. Цифровое образование станет залогом популяризации и распространения умений и навыков цифровых инструментов, которые будут востребованы в профессиях нового поколения [3].

Деятели науки в течении долгого времени не могут прийти к единому мнению относительно общепринятой трактовки понятия «цифровизация». Как правило, большинство авторов под данным термином понимают четвертую технологическую революцию, которая подразумевает процесс перехода экономического субъекта или целого сектора экономики на инновационные модели бизнес-процессов, в основе которых лежат информационные технологии.

В таблице 1 представлены трактовки термина «цифровизация» в соответствии с мнениями различных авторов, где наглядно можно проследить их схожесть и единую мысль, а также существенные различия.

Не маловажным фактором для цифровизации сельских территорий является уровень жизни населения, ведь именно от него зависит возможность приобретения необходимых технических средств, для доступа к мобильной сети и сети Интернет.

Таблица 1 - Трактовка термина «цифровизация»

Автор Трактовка термина

Блинова Е. А. Самостоятельный процесс, который представляет собой цифровые технологии и бизнес-модели в цифровом секторе

Омельченко Е. А. Процесс перехода экономических субъектов на модернизированные бизнес-процессы и способы производства, которые основываются на информационных технологиях

Уколов В. Ф. Повсеместное внедрение цифровых технологий в различные сферы общества; промышленность, образование, экономику, культуру и другие

Кондратенко К. С. Общий термин для всех процессов в сфере экономики, которые происходят с помощью вычислительных и цифровых технологий, базирующихся на системе связи

Плотников В. А. Процесс, который определяет направление социально-экономического развития в среднесрочной перспективе

Юрков Т. М. Современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации.

Былина С. Г. Широкое внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства

Яркова Т. М Концепция экономической деятельности, основанная на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства

Рассмотрим динамику уровня индекса цифровизации и индекса уровня жизни населения в разрезе Южного федерального округа на примере рисунка 1.

80 70 60

50

5? 40 30 20 10 0

Ростовская Краснодарский Республика Республика Республика Астраханская Волгоградская область край Адыгея Крым Калмыкия область область

> Индекс цифровизации 2020 г. > Уровень жизни 2020 г.

.........Линейная (Индекс цифровизации 2020 г.).........Линейная (Уровень жизни 2020 г.)

Рисунок 1 - Динамика индекса цифровизации и индекса уровня жизни населения в ЮФО

По данным Министерства сельского хозяйства России темпы цифровой трансформации экономики Южно-Федерального округа достаточно высокие (таблица 2).

Наиболее значимым фактором активной цифровой трансформации экономики считается доступ к интернету, наивысшее значение данного показателя составляет 98,8 %, а наименее - использование облачных сервисов и подписка на информационные ресурсы максимальное значение которых составляет 33,7 % и 40,6 % соответственно, это связано, прежде всего, с тем, что средний возраст населения находится на достаточно высоком уровне и необходимость распространения и использования специальных информационных продуктов отсутствует. Сопоставляя данные показатели, можно сказать, что отставание между лидирующим и отстающим показателем составляет более 55 %.

Таблица 2 - Процентное соотношение использования продуктов цифровизации населения в регионах ЮФО на 2019 г.

Показатель Процент населения использующих ресурсы цифровизации, %

Республика Адыгея Республика Крым Краснодарский край Ростовская область Республика Кал-мы-кия Астраханская область Волгоградская область

Доступ к Интернету 89,7 98,8 89,9 76,2 73,4 72,2 81,1

Широкополосный Интернет 87,3 91,4 86,2 72,6 71,1 83,4 86,2

Наличие вебсайта у организации 43,6 39,1 49,2 39,4 37,4 41,2 44,3

Использование облачных сервисов 33,7 30,2 27,3 26,5 22,1 27,9 21,7

Электронный обмен данными 64,3 73,4 61,7 81,2 66,3 60,5 58,2

Подписка на информационные ресурсы 28,9 40,6 33,2 25,2 13,2 37,8 38,1

Наем персонала онлайн 33,9 22,6 39,1 31,6 44,2 48,1 23,0

Обучение персонала онлайн 42,1 37,2 38,6 36,1 29,1 28,3 22,3

Республика Крым и Краснодарский край являются лидирующими по многим показателям (доступ к интернету, широкополосный интернет, наличие веб-сайтов у организации, подписка на информационные ресурсы, обучение персонала онлайн), что свидетельствует об относительно высоких возможностях использования цифровых технологий населения в данных регионах. Но, также имеются сферы, по показателям которых они уступают другим регионам (использование облачных сервисов, электронный обмен данными, наем персонала онлайн), что говорит о необходимости проведения мероприятий по повышению эффективности данных сфер.

Не маловажное значение в процессах активизации цифровой трансформации экономики сельских территорий играет финансирование с целью реализации данного процесса. Рассмотрим объем финансирования мероприятий в данной сфере с помощью рисунка 2.

Волгоградская область

Астраханская область

Республика Калмыкия

Республика Адыгея

Республика Крым

Крансодарский край

Ростовская область

Е32020 г. П2019 г.

Рисунок 2 - Уровень финансирования мероприятий по информатизации за счет средств субъектов РФ, млн руб.

На основе полученных данных можно выявить преимущественного лидера в финансировании, на 20192020 г. данную нишу занимает Ростовская область. Только в 2019 г. на проведение мероприятий, способствующих процессу цифровизации, из бюджета было выделено более одного миллиона рублей.

Наименьший объем финансирования выделяется для проведения цифровизации сельских территорий Республики Адыгеи, при этом за 2019-2020 г. наблюдается снижение выделенных средств, что является отрицательным фактором, по причине того, что данный субъект имеет одни из самых худших результатов цифровиза-ции территорий и именно он нуждается в увеличении мер по ее распространению и проведению.

В настоящее время особое внимание на цифровую экономику сельских территорий оказывают технологии мобильной связи и передачи данных, компактизация приборов, формирование скрытых неформальных общностей, и концентрация отраслевой информации в системах больших данных.

В настоящее время Минсельхоз Российской Федерации уже подготовил план развития управления сельскими территориями в рамках цифровой экономики. Разработанный план подразумевает пошаговое развитие цифровизации сельских территорий в производственных циклах, и включает несколько этапов, которые представлены в рисунке 3.

Пошаговое развитие цифровизацни сельских территории

1 )пмп:

Разработка —> 2020-2021 гг.

3 этап:

Контроль 2024.2030г.

£ >тап:

Масштабирование

2021 -2024гг.

Разрабатываются общедоступные тренды внедрения современных технологий в развитие сельских территорий и формируется базовый набор процессов и составляющих цифровизацни сельских территорий

Происходит масштабирование технологий первого этапа на хозяйствующие субъекты. Применяется господдержка организаций, внедряющих процессы и технологии цифровизацни с использованием методов объективного контроля

Осуществляется контроль за всеми циклами сельскохозяйственного производства и реализации продукции. Происходит фрагментация и разделение производства среди крупных предприятий. агрохолдннгов и Феомеоами

Результатом первого этапа является создание базы знаний, способствующей развитию земледелия, росту производства экологически безопасных и качественных продуктов

Результатом второго этапа является привлечение потенциальных инвесторов на сельские территории, что позволит создавать рабочие места, повысить доходность и самозанятость населения

Результатом третьего этапа является рост производительности труда и доходности в аграрном производстве, повышение доходной части бюджета сельских территорий и уровня жизни местного населения.

Рисунок 3 - Этапы развития цифровизации сельских территорий

Стратегия развития цифровизации сельских территорий, разработанная Минсельхозом РФ, предполагает финансирование не только сельских территорий, но и также укрепление сельского хозяйства, повышение уровня доходности населения, что снизит уровень миграции населения. В качестве инструмента, позволяющего достичь данных результатов, выступают цифровые технологии, которые приведут к улучшению инфраструктуры сельских территорий.

Для успешного выполнения данных этапов стимулирующим фактором является государственная поддержка, выступающая в качестве финансирования проекта.

По данным Минсельхоза России предложены индикаторы процессов развития цифрового сельского хозяйства России, рассмотрим их в таблице 3.

Таблица 3 - Индикаторы процессов развития цифрового сельского хозяйства в Российской Федерации [2]

Показатели и индикаторы развития 2018 г. 2021 г. 2024 г.

Доля покрытия различными технологиями связи земель сельхозназначения Менее 10 % 30 % 70 %

Количество (объем) сельхозпродукции, проданной на электронных площадках Менее 10 % 50 % 100 %

Продолжение таблицы 3

Создание систем прогноза потребностей рынка, динамического управления спросом и предложением, сокращения цепочек логистики Система слежки семенного материала и продукции животноводства Система слежки удобрений и средств защиты растений Система слежки производства сельхозпродукции «от поля до прилавка»

Доля организаций АПК, использующих технологии интернета вещей, точного земледелия Менее 1 % 20 % 60 %

Создание сквозных открытых информационных потоков для управления отраслью Создание «Единой федеральной информационной системы о землях сельхозназначения» Создание прототипа платформы «Цифровое сельское хозяйства» Создание платформы «цифровое сельское хозяйство» в рамках действующего законодательства

Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, увеличение экспорта 20 млрд долл. 30млрд долл. 45 млрд долл.

Увеличение рабочих мест - 10 % 20 %

В результате цифровизации планируется к 2024 году: увеличение производительности труда на сельхозпредприятиях в 2 раза в расчете на 1 работника; сокращение удельных затрат предприятий на администрирование бизнеса в 1,5 раза; снижение доли материальных затрат в себестоимости единицы сельхозпродукции (ГСМ, удобрения, электроэнергия, посадочный материал, корма и др.) на 20 % и более.

По прогнозам экспертов, цифровизация в сельском хозяйстве принесет суммарный экономический эффект в размере 4,8 трлн руб. в год или 5,6 % прироста ВВП России.

Внедрение цифровизации может способствовать таким важным процессом экономики сельских территорий, как:

- появление электронных площадок для торговли продуктами и услугами (интернет магазины, пункты выдачи заказов и т.д.);

- возникновение новых бизнес-моделей и новых форм ведения бизнеса, позволяющих повысить производительность труда, качество продукции и услуг, доходность и конкурентоспособность деятельности организаций;

- повышение прозрачности экономических операций и обеспечение возможности их мониторинга;

- обеспечение доступности товаров и услуг для различных слоев населения за счет снижения их себестоимости в результате уменьшения количества посредников, снижения затрат на поиск информации, идентификацию и измерение транзакционных издержек; расходов по продвижению товаров и услуг; уменьшении сроков разработки продукции и услуг и вывода их на рынок;

- расширение рынков сбыта продукции и услуг, выход на зарубежные рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения перспективных задач уже сейчас есть потребность в кадрах новой генерации, обладающих мультидисциплинарными знаниями, широким спектром компетенций, способностью и готовностью работать в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике и стране. Значительную часть задач по обеспечению этих условий вполне могли бы взять на себя вузы. Цифровизация, на сегодняшний день, стала неотъемлемым элементом системы образования и выступает в качестве уникального механизма для развития всех сфер жизни человека. Цифровизация сельских территорий для современной экономики должна стать приоритетным направлением развития, ведь именно благодаря ей возможно осуществление повышения качества жизни сельского населения и устойчивого развития сельских территорий в целом.

Источники:

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/aU/.

2. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14478.

4. Сидорчукова Е.В. Государственная поддержка сельских территорий в Краснодарском крае / Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П., Мальцева К.А. // Вестник Академии знаний. 2019. № 2 (31). С. 215-218.

5. Яркова Т. М., Фазылова С. С. Значение единой цифровой платформы для АПК // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в решении научных проблем». 2019. С. 154-159.

6. Адаменко А.А. Основные направления развития сельских территорий / А.А. Адаменко // В книге: Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения. Сборник тезисов по материалам V Национальной конференции (8-9 июля 2020 г.). Краснодар, 2020. - С. 76.

7. Говдя В. В. Механизм государственной поддержки и стимулирования инвестиционной, наукоемкой деятельности виноградарских организаций / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, С. И. Кравцова, К. А. Величко // Экономика и предпринимательство. 2015. - № 10-1 (63). - С. 883-887.

8. Гончарова Н.А. Информатизация процессов государственного регулирования в отраслях АПК / Н.А. Гончарова, Р.Н. Аулов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 2. - С. 22-26.

9. Хорольская Т.Е. Роль цифровой экономики в агропромышленном комплексе / Т.Е. Хорольская, Ю.К. Саратова // В сборнике: Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ. 2020. - С. 310-315.

References:

1. Official website of the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http://government.ru/docs/all/.

2. Official site of the Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/.

3. Official site of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. Access mode: https://www.gks.ru/folder/14478.

4. Sidorchukova E.V. State support of rural areas in the Krasnodar Territory / Sidorchukova E.V., Agafonova N.P., Maltseva K.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). S. 215-218.

5. Yarkova TM, Fazylova SS The value of a single digital platform for the agro-industrial complex // Collection of articles based on the materials of the international scientific-practical conference "Innovative approaches to solving scientific problems". 2019.S. 154-159.

6. Adamenko A.A. The main directions of development of rural areas / A.A. Adamenko // In the book: Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the V National Conference (July 8-9, 2020). Krasnodar, 2020 .- P. 76.

7. Govdya VV The mechanism of state support and stimulation of investment, science-intensive activities of viticulture organizations / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva, SI Kravtsova, KA Velichko // Economics and Entrepreneurship. 2015. - No. 10-1 (63). - S. 883-887.

8. Goncharova N.A. Informatization of state regulation processes in the branches of the agro-industrial complex. Goncharova, R.N. Aulov // Actual questions of modern economy. - 2019. - No. 2. - S. 22-26.

9. Khorolskaya T.E. The role of the digital economy in the agro-industrial complex / T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratov // In the collection: Innovative development of the agro-industrial complex: Economic problems and prospects. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University. 2020 .- S. 310-315.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11068

В.В. Скоробогатов - магистрант кафедры международного частного и гражданского права ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (МГИМО), Стажер компании «Latham & Watkins, LLP»,

V.V. Skorobogatov - Master's student of the Department of International Private and Civil Law of Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Trainee of "Latham & Watkins, LLP".

ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ASSESSMENT OF LIQUIDITY AND FINANCIAL STABILITY OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Целью написания статьи является проведение анализа показателей ликвидности и финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. Обоснована необходимость обеспечения высокой финансовой устойчивости Пенсионного фонда. Сформирована система показателей для оценки ликвидности и финансовой устойчивости Пенсионного фонда. На основании статистических данных Министерства Финансов Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации сгруппированы исходные данные для расчета показателей ликвидности. Проведен анализ ликвидности Пенсионного фонда РФ, выявленная динамика показателей представлена графически. Сгруппированы статистические данные для расчета относительных показателей финансовой устойчивости. Определена тенденция относительных показателей финансовой устойчивости Пенсионного фонда. Представлен расчет и дана аналитическая оценка показателей эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности Пенсионного фонда. Проведено сравнение расчетных показателей с их нормативными значениями.

Abstract. The purpose of this article is to analyze the indicators of liquidity and financial stability of the Pension Fund of the Russian Federation. The necessity of ensuring high financial stability of the Pension Fund is justified. A system of indicators has been developed to assess the liquidity and financial stability of the Pension Fund. Based on the statistical data of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Pension Fund of the Russian Federation, the initial data for calculating liquidity indicators are grouped. The analysis of the liquidity of the Pension Fund of the Russian Federation is carried out, the identified dynamics of indicators are presented graphically. Statistical data for calculating relative indicators of financial stability are grouped. The trend of the relative indicators of the financial sta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.