Принципиально различается целевая структура передвижений неработающих льготников. Наибольшее количество поездок, 31%, совершается домой, 21% поездок осуществляется за покупками, 18% - в больницу. К «деловым» отнесены поездки в пенсионный фонд, составляющие 10% от общего числа поездок, в отдел социальной защиты («собес») - 2%. Меньше всего поездок льготники совершают с целью «учеба» - 1%. У неработающих льготников удельный вес «нетрудовых» поездок выше в 3 раза - 96%.
Предпочтительное время совершения поездок для работающих и неработающих льготников также различается (рис. 6).
Работающие льготники основную часть поездок совершают утром, в отличие от неработающих. Неработающие пассажиры льготной категории совершают поездки преимущественно с 10.00 до 17.00 ч, меньше всего - после 19.00 ч.
Таким образом, в результате обследования выявлено следующее:
- транспортная подвижность опрошенных респондентов в зависимости от категории льготы значительно различается;
- основная часть поездок совершается в межпиковое время;
- большинство льготников не покупают ЕСПБ, так как они не могут реализовать эту льготу (необходимо отметить, что количество совершаемых в месяц поездок, подлежащих возмещению в случае покупки ЕСПБ, ниже установленного законодательством [2]);
- подвижность работающих льготников выше, чем неработающих.
С целью обеспечения транспортной доступности льготным категориям населения целесообразно проанализировать полные затраты времени на передвижение по целям поездок. То есть количественно оценить доступность, с которой льготник может достигнуть какого-либо объекта от места жительства (или другого места), используя разные способы передвижения.
Библиографический список
1. О порядке предоставления единого социального проезд- ласти: постановление Правительства Иркутской области от ного билета для отдельных категорий граждан в Иркутской 16 января 2009 г. № 7-ПП.
области, оказание мер социальной поддержки которых от- 2. О потребительской корзине в целом по Российской Феде-носится к ведению Российской Федерации и Иркутской об- рации: федер. закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ.
УДК 625.096
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.С. Фадеев1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 6664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проанализированы методика оценки социально-экономического ущерба от ДТП и факторы, учитываемые при проведении данной оценки. Рассмотрены вопросы стоимости человеческой жизни и особенности расчета ущерба по упрощенному методу. Проведены анализ аварийности на автомобильном транспорте и оценка экономического ущерба от ДТП в Иркутской области за 2010 год. Выявлены основные виды дорожно-транспортных происшествий.
Табл. 5. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения; экономический ущерб от ДТП; организация безопасности перевозок и движения; обеспечение дорожной безопасности автотранспортного комплекса.
ESTIMATION OF SOCIO-ECONOMIC DAMAGE FROM ROAD ACCIDENTS IN THE IRKUTSK REGION D.S. Fadeev
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The methods to assess socio-economic damage from road accidents and the factors to be considered when conducting the assessment are analysed. The questions of human life value and features of damage calculation by the simplified method are considered. The analysis of accident rate among motor transport is carried out. The estimation of the economic damage from the road accidents in the Irkutsk region in 2010 is performed on the basis of statistical data. The basic types of road accidents are identified. 5 tables. 6 sources.
Key words: traffic safety; economic damage from road accidents; organization of transportation and traffic safety; ensuring road safety for a motor transport complex.
1Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 75-S6-S8, e-mail: [email protected]
Fadeev Dmitry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (3952) 75-36-38, e-mail: [email protected]
Рост парка автотранспортных средств, происходящий в России, сопровождается быстрым ростом дорожно-транспортной аварийности, приводящей к увеличению дорожно-транспортного травматизма и числа погибших людей, а также к значительным материальным потерям. Так, в России самый высокий из всех стран-членов Европейской конференции транспорта (ЕКМТ) риск гибели человека в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а их общее число достигло трети числа погибших в этих странах в целом. Большие социально-экономические потери от ДТП, достигающие 3% валового внутреннего продукта (ВВП), являются существенным препятствием для экономического роста России.
Одним из эффективных рычагов государственного воздействия в развитых странах является официальное признание государством большого экономического ущерба от дорожно-транспортной аварийности. Это способствует формированию в обществе нетерпимого отношения к виновникам ДТП, осознанию всеми слоями общества необходимости предъявления жестких государственных требований к безопасности всех товаров и услуг в сфере транспортно-дорожного комплекса, повышает социальную и экономическую эффективность вложения средств в мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому значительное внимание уделяется постоянному совершенствованию методов оценки ущерба от ДТП [4].
В России в 2000 году Министерством транспорта РФ была официально утверждена «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий» (далее -методика), которая содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений [6].
При ее разработке были учтены изменения в системе возмещения ущерба от ДТП участникам дорожного движения, а именно:
- введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами;
- широкое распространение в судебной практике присуждения компенсационных выплат пострадавшим в ДТП и членам их семей по статьям «причинение вреда здоровью» и «причинение морального вреда»;
- введение службы аварийных комиссаров;
- широкое привлечение сил МЧС при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП.
Кроме того, был расширен перечень учитываемых составляющих социально-экономического ущерба:
- учитывается моральный вред (моральные и физические страдания), причиненный пострадавшим в ДТП и членам их семей;
- дан алгоритм расчета размера материального ущерба вследствие задержек транспорта в зоне ДТП;
- учитывается экологический вред при ДТП.
Для подсчета укрупненных нормативных величин потерь от различных видов ДТП, а также для анализа их количества и тяжести последствий в различных дорожных условиях использовались следующие материалы и данные:
- статистика дорожно-транспортной аварийности в региональном разрезе, в разрезе различных видов ДТП, а также мест их совершения (материалы ГИБДД);
- статистические данные о макроэкономических показателях уровня социально-экономического развития регионов России (материалы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной службы Государственной статистики) за 10 лет;
- аналитические и прогнозные материалы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, а также научные публикации по вопросам прогноза макроэкономических показателей развития России и субъектов РФ;
- статистические и аналитические материалы страховых организаций;
- материалы судебных дел по компенсационным выплатам пострадавшим в результате ДТП и аналитические материалы по судебной практике;
- материалы обследования системы обеспечения БДД на ряде автотранспортных предприятий города Москва;
- материалы опроса дорожно-эксплуатационных предприятий (материалы РосДорНИИ).
При планировании программ и различных мер по безопасности дорожного движения, разработке дорожных и транспортных проектов возникает необходимость в использовании среднестатистических оценок величины ущерба как по ДТП в среднем, так и по их различным категориям. При расчете среднестатистических оценок учитывались различия в тяжести последствий ДТП для участников и различная степень повреждения элементов дорожного комплекса в результате совершения различных видов ДТП. В расчетах были использованы полученные на основе анализа статистики значения следующих параметров дорожно-транспортной аварийности:
- среднее число погибших в одном ДТП данного вида;
- среднее число раненых в одном ДТП данного вида;
- среднее число транспортных средств (ТС), поврежденных в одном ДТП данного вида;
- средняя стоимость работ по восстановлению дорог и дорожных сооружений при ликвидации последствий одного ДТП данного вида.
При проведении практических расчетов для получения нормативов ущерба от ДТП на основе данной методики может быть использован упрощенный метод. Исходной информацией для этих расчетов будет являться норматив ущерба за предыдущий год, величина ВВП и численности населения, занятого в экономике. Технология проведения расчета представлена на примере получения норматива за 2010 год из норматива за 2005 год. По имеющейся информации
Минэкономики РФ, величина ВВП в 2010 году в России составила 44939,2 млрд руб. Коэффициент (К1) находится как отношение ВВП за 2010 год к ВВП за 2005 год (21609,8 млрд руб.). Затем определяется коэффициент К2, характеризующий прирост за этот период количества населения, занятого в экономике: 69,6 млн чел. - количество населения, занятого в экономике в 2010 году, 66,8 млн. чел.- количество населения, занятого в экономике в 2005 году [2, 3]. Для окончательных расчетов необходимо определить коэффициент (К) как отношение К1 к К2. Умножая нормативы величин ущерба за 2005 год на коэффициент (К), можно определить необходимые значения нормативов в текущих ценах 2010 года.
Усредненные величины ущерба от различных видов ДТП по России приведены в табл. 1.
оружений.
Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:
- экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;
- социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;
- социально-экономические потери из-за гибели детей.
Размеры компенсационных выплат определяют многочисленные параметры: наличие и величина заработка (дохода) потерпевшего, наличие дополни-
Таблица 1
Виды ДТП Ущерб, млн руб.
Столкновение ТС без разделения по отчетности 0,363
Столкновение ТС с пострадавшими 2,540
Столкновение ТС с материальным ущербом 0,101
Опрокидывание ТС без разделения по отчетности 0,364
Опрокидывание ТС с пострадавшими 2,506
Опрокидывание ТС с материальным ущербом 0,051
Наезд на стоящее ТС без разделения по отчетности 0,355
Наезд на стоящее ТС с пострадавшими 2,470
Наезд на стоящее ТС с материальным ущербом 0,101
Наезд на препятствие без разделения по отчетности 0,350
Наезд на препятствие с пострадавшими 2,389
Наезд на препятствие с материальным ущербом 0,051
Наезд на пешехода без разделения по отчетности 0,324
Величина социально-экономического ущерба в результате дорожного происшествия включает несколько составляющих:
- ущерб в результате гибели и ранения людей;
- ущерб в результате повреждения транспортных средств;
- ущерб в результате порчи груза;
- ущерб в результате повреждения дорожных со-
тельно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья в результате ДТП и т.д. В каждом отдельном случае на основании персональных данных рассчитывается размер суммы, подлежащей возмещению. В табл. 2 приведены показатели для определения ущерба от гибели и ранения людей в ДТП.
Для расчета ущерба от гибели и ранения людей в ДТП в Иркутской области использовались следующие
Таблица 2
Средние по России нормативные показатели для расчета ущерба от гибели и ранения людей в
ДТП_____._,
Показатель Обозначение Ед. изм. Значение
Нормативные потери от гибели одного человека в ДТП Пг млн руб. 9,258
Средние нормативные потери от ранения человека в ДТП По млн руб. 0,282
Нормативные потери от тяжелого ранения человека в ДТП Пвт млн руб. 0,311
Нормативные потери от легкого ранения человека в ДТП Пол млн руб. 0,0100
Средняя стоимость потери часа времени одного работающего Сз тыс. руб.. 0,0229
Доля работающих в общем числе жителей К1 в долях единицы 0,455
показатели:
- нормативные потери от гибели одного человека в ДТП в 2010 году;
- средние нормативные потери от ранения человека в ДТП в 2010 году;
- число погибших в ДТП в 2010 году в Иркутской области;
- число раненых в ДТП в 2010 году в Иркутской области [1].
Данные для расчета суммарного ущерба от ДТП в Иркутской области в 2010 году представлены в табл. 3.
- затраты на эвакуацию поврежденных транспортных средств с места ДТП до места ремонта в 2010 году;
- затраты на ремонт транспортного средства в 2010 году;
- число поврежденных транспортных средств.
Затраты на ремонт транспортного средства составляют в этом показателе большую часть - 85%.
Ущерб от повреждения дорожных сооружений в результате ДТП определяется величиной затрат на последующее восстановление дороги, дорожных и придорожных сооружений.
Значения показателей, необходимых для расчета ущерба от ДТП
Таблица 3
оказатель Значение
Число погибших в ДТП, ед. 487
Число раненых в ДТП, ед. 4322
Число поврежденных ТС, ед. - с пострадавшими - с материальным ущербом 86568 6870 79698
Число ДТП, ед. - с пострадавшими - с материальным ущербом 43284 3435 39849
Нормативные потери от гибели одного человека в ДТП, млн руб. 9,258
Средние нормативные потери от ранения человека в ДТП, млн руб. 0,282
Затраты на эвакуацию поврежденных ТС с места ДТП до места ремонта, руб. - с пострадавшими - с материальным ущербом 2978 1431
Затраты на ремонт ТС, руб. - с пострадавшими - с материальным ущербом 193448 36790
Административные затраты, руб. - с пострадавшими - с материальным ущербом 8583 2451
Экологический ущерб от ДТП, руб. - с пострадавшими - с материальным ущербом 817 407
В методику также введен раздел, содержащий методы и порядок расчета региональной величины размера ущерба среднестатистического ДТП.
Ущерб от поврежденных транспортных средств и грузов в Иркутской области можно оценить только частично из-за отсутствия в свободном доступе таких данных, как
- стоимостные потери при гибели транспортного средства;
- упущенная выгода из-за простоя транспортного средства в ремонте;
- количество ДТП с утратой или повреждением груза.
При определении ущерба от поврежденных транспортных средств и грузов в Иркутской области учитывались:
Для упрощенных расчетов в целях определения ущерба от повреждения дорожных сооружений согласно методике [6] используются средние оценки по видам ДТП в соответствии с данными табл. 4.
Таблица 4
Средний ущерб от повреждений дорожных сооружений в ценах 2010 года
Вид ДТП Размер ущерба, руб.
Наезд на препятствие 34785
Опрокидывание ТС 4831
Столкновение ТС 1207
Наезд на пешехода 1207
В Иркутской области за 2010 год произошло 3435 ДТП с пострадавшими, в том числе 1013 - столкновений, 570 - опрокидываний, 1366 - наездов на пешехо-
дов, 292 - наезда на неподвижное препятствие, 194 -иных ДТП [1, 5].
Административные затраты включают в себя расходы государственных органов, страховых организаций, участников ДТП при оформлении и расследова-
- количество ДТП с материальным ущербом в Иркутской области в 2010 году.
В табл. 5 представлены показатели и значения социально-экономического ущерба от ДТП в Иркутской области в 2010 году.
Таблица 5
Социально-экономический ущерб от ДТП в Иркутской области в 2010 год /
Показатель Значение, млн руб. Структура, %
Ущерб от гибели людей в ДТП 4508,6 43,8
Ущерб от ранения людей в ДТП 1218,8 11,86
Ущерб от поврежденных транспортных средств и грузов 4395,6 42,77
Средний ущерб от повреждений дорожных сооружений 15,8 0,15
Административные затраты 117,4 1,15
Экологический ущерб от ДТП 19 0,18
Суммарный ущерб от ДТП 10275,2 100
нии ДТП, судебные издержки и другие сопутствующие расходы. При их расчете учитывались:
- административные затраты при ДТП с пострадавшими;
- административные затраты при ДТП с материальным ущербом;
- количество ДТП с пострадавшими в Иркутской области в 2010 году;
- количество ДТП с материальным ущербом в Иркутской области в 2010 году.
Ущерб от нарушения прав потребителей и договорных обязательств оценить невозможно из-за отсутствия статистических данных по этим показателям.
Экологический ущерб в расчетах включает в себя:
- экологический ущерб при ДТП с пострадавшими;
- экологический ущерб при ДТП с материальным ущербом;
- количество ДТП с пострадавшими в Иркутской области в 2010 году;
По данным таблицы видно, что большую часть, половину всех потерь, составляет ущерб от гибели и ранения людей в ДТП, на втором месте - ущерб от повреждения транспортных средств и грузов.
К сожалению, оценить полностью суммарный ущерб от ДТП в Иркутской области не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных по ущербу от нарушения прав потребителей и договорных обязательств.
Более полный учет социально-экономических потерь при ДТП позволяет в 3-4 раза повысить оценку размера ущерба от дорожно-транспортной аварийности. Это существенно увеличивает эффективность мер по повышению безопасности дорожного движения, при проектировании, реконструкции и эксплуатации автодорог, при разработке и реализации федеральной, региональной транспортной и дорожной политик, а также комплексных программ и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Библиографический список
1. Официальный сайт ГИБДД МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gibdd.ru
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат России) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
3. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11Пр:/Лт№«. statistika.ru
4. Официальный сайт Федерального государственного учреждения "Дирекция по управлению федеральной целе-
вой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru
5. Официальный портал Иркутской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irkobl.ru
6. База нормативной документации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.complexdoc.ru. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП. Р-03112199-0502-00.