Научная статья на тему 'Методические принципы социальноэкономической оценки ущерба от ДТП как инструмента обеспечения экономической безопасности'

Методические принципы социальноэкономической оценки ущерба от ДТП как инструмента обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ОЦЕНКА УЩЕРБА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / TRAFFIC ACCIDENTS / ECONOMIC SECURITY / THREATS / DAMAGE ASSESSMENT / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / TRANSPORT AND INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поцелуев П. А.

Анализируется связь дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и экономики страны. Представлена методика расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений. Проанализированы составляющие социально-экономического ущерба, который рассчитывается на основе установления прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles of socio-economic assessment of damage from road traffic accident as a tool of economic security software

The relationship of road traffic accidents (RTA) and the national economy. The technique, which contains methods for calculating the social and economic losses from road accidents as a result of death or injury of a person, damage to vehicles and road facilities. Analyzed the components of socio-economic damage, which is calculated on the basis of the calculation of direct and indirect national economic losses.

Текст научной работы на тему «Методические принципы социальноэкономической оценки ущерба от ДТП как инструмента обеспечения экономической безопасности»

^¡^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ -^¡^

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ДТП КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

П.А. ПОЦЕЛУЕВ,

кандидат экономических наук, старший инспектор ФГКУ «ВНИИ МВД России» Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется связь дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и экономики страны. Представлена методика расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений. Проанализированы составляющие социально-экономического ущерба, который рассчитывается на основе установления прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, экономическая безопасность, угрозы, оценка ущерба, методические принципы, транспорт, инфраструктура.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF SOCIO-ECONOMIC

ASSESSMENT OF DAMAGE FROM ROAD TRAFFIC ACCIDENT AS A TOOL OF ECONOMIC SECURITY SOFTWARE

P.A. POSTELUEV,

PhD ofeconomic sciences, senior inspector, FGKU «Research Institute of the Russian Interior Ministry»

Annotation. The relationship of road traffic accidents (RTA) and the national economy. The technique, which contains methods for calculating the social and economic losses from road accidents as a result of death or injury of a person, damage to vehicles and road facilities. Analyzed the components of socio-economic damage, which is calculated on the basis of the calculation of direct and indirect national economic losses.

Keywords: traffic accidents, economic security, threats, damage assessment, methodological principles, transport and infrastructure.

Для выявления специфики исследования ущерба от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) необходимо исследовать понятие «дорожно-транспортное происшествие» и его сущность. В России и за рубежом причины и проблемы ДТП в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы: «человек — автомобиль — дорога». При этом механизм ДТП является более развернутым: «водитель — автомобиль — дорога — пешеход». Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику ДТП. Существует и другая концепция, согласно которой безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих системы: «человек — автомобиль — дорога — окружающая среда» [5, с. 12].

Согласно определению, дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения [3].

Таким образом, главный признак ДТП — причинение вреда (ущерба), который может проявляться

как физический (гибель или ранение человека) и материальный ущерб (повреждены транспортные средства, груз, сооружения). Следует отметить, что круг негативных последствий ДТП указанным перечнем не исчерпывается. Экономические потери остаются за рамками официального определения и, как правило, государственными органами не учитываются (потери, связанные с простоем транспорта, подготовкой персонала, потерей рабочего времени).

Ущерб в ходе ДТП может быть причинен в различных ситуациях, которые обычно сгруппированы в 9 категорий [5, с. 15]:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К

этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием;

3) наезд на стоящее транспортное средство—происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению);

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т.д.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

8) наезд на животных—происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

9) прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся:

♦ сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания);

♦ падение перевозимого груза, отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство;

♦ наезд на лиц, не являющихся участниками движения;

♦ наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо);

♦ падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

При этом в государственную статистическую отчетность по ДТП, находящуюся в ведении МВД России, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами [5, с. 16].

Поскольку главным признаком ДТП является причинение ущерба, необходима классификация последнего. Потери экономики от ДТП могут быть сгруппированы различным образом. В частности, по направленности потери могут быть прямыми и косвенными [6, с. 13—18].

Прямые потери— потери части национального дохода страны в результате гибели пострадавших, а также получения ими инвалидности или временной нетрудоспособности; выплата пенсий, затраты на медицинскую помощь, компенсация по страхованию, расходы, связанные с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений, порча или утрата груза.

Косвенные потери — это потери, связанные со снижением производительности и подготовки нового специалиста для замещения погибшего, затраты государственных органов, затраты, связанные с заторами движения и простоями транспортных средств, с нарушением сроков доставки грузов и пассажиров, с нарушением ритмичности работы предприятий и невыполнением плановых перевозок.

По характеру потери могут делиться на следующие виды:

♦ потери от вовлечения человека в ДТП (гибель, ранение, инвалидность человека);

♦ потери от повреждения транспортного средства и грузов (восстановление ТС, ремонт, порча грузов, нарушение ритмичности работы автопредприятий, невыполнение обязательств по перевозкам);

♦ потери от повреждения дорог и дорожных сооружений и средств организации дорожного движения;

♦ затраты на расследование причин ДТП.

Указанную классификацию можно расширить

[4, с. 12—26].

1. Потери народного хозяйства в случае гибели людей. В этом случае потери складываются из следующих показателей:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ затраты на медицинскую помощь (доставка пострадавшего на автомобиле скорой медицинской помощи или другим транспортом, оказание медицинской помощи, нахождение в больнице);

♦ выезд следственных и других работников на место ДТП (Госавтоинспекции, прокуратуры, работников автотранспортных и дорожных организаций);

♦ затрат рабочего времени свидетелей, следственных работников и т.д.;

♦ судебные издержки;

♦ стоимость похорон;

♦ потери части национального дохода;

♦ потерянное рабочее время родственников, близких, сослуживцев;

♦ компенсация за страхование;

♦ выплата пенсии и пособий за погибшего;

♦ задержка в транспортном потоке других участников движения;

♦ нарушение сроков доставки грузов или пассажиров другими участниками движения.

2. Потери народного хозяйства в случае получения пострадавшим инвалидности. К этой категории потерь относятся:

♦ затраты на медицинскую помощь (доставка пострадавшего на автомобиле скорой медицинской помощи или другим транспортом, оказание медицинской помощи, нахождение в больнице);

♦ выезд следственных и других работников на место ДТП (Госавтоинспекции, прокуратуры, работников автотранспортных и дорожных организаций);

♦ затрата рабочего времени свидетелей, следственных работников и т.д.;

♦ судебные издержки;

♦ потери части национального дохода вследствие того, что пострадавший на некоторое время выбыл из сферы материального производства;

♦ затраты на лечение в поликлинике;

♦ оплата по страхованию;

♦ выплата пенсии и единовременных пособий;

♦ оплата по временной нетрудоспособности;

♦ оплата за санаторно-курортное лечение;

♦ задержка в транспортном потоке других участников движения;

♦ нарушение сроков доставки грузов или пассажиров другими участниками движения.

3. Потери народного хозяйства в случае получения пострадавшим телесных повреждений (без установления инвалидности). В данной категории пере-

чень потерь идентичен потерям при получении пострадавшим инвалидности, но отсутствуют расходы на выплату пенсии.

4. Потери народного хозяйства в случае повреждения транспортных средств (ТС). В этой категории ДТП потери определяются:

♦ стоимостью рабочей силы, необходимой для восстановления поврежденных ТС;

♦ стоимостью запчастей и материалов на восстановление поврежденных ТС;

♦ накладными расходами, связанными с восстановлением поврежденных ТС;

♦ невыполнением плановых перевозок (грузовых и пассажирских);

♦ нарушением ритмичности работы предприятий, связанным с нарушением сроков доставки грузов или пассажиров;

♦ простоями ТС, связанными с восстановлением после повреждения;

♦ нарушением ритмичности работы цехов автотранспортных предприятий (внеплановый ремонт);

♦ стоимостью доставки поврежденных ТС на ремонтную базу.

5. Потери народного хозяйства в случае повреждения дорожных сооружений. В данную категорию входят расходы по расследованию ДТП, указанные в п. 1, 2, а также стоимость рабочей силы и материалов, в связи с восстановлением поврежденных дорожных сооружений, накладные расходы на восстановление дорожных сооружений.

6. Потери народного хозяйства в случае порчи или утраты груза. В данную категорию входят расходы по расследованию ДТП, указанные в п. 1, 2, а также стоимость потерь, связанных с порчей или утратой грузов; невыполнение плана по выпуску данной продукции; нарушение ритмичности предприятий, выпускающих данную продукцию.

Следует отметить, что перечисленные потери могут подлежать количественному статистическому учету, а могут и не подлежать (ввиду отсутствия системы сбора данных). Среди этих потерь можно назвать следующие:

а) экономические потери, связанные с невыполнением намеченных перевозок автомобилями, нарушением сроков доставки грузов и пассажиров, заторами и простоем ТС других участников. Эти потери не могут быть выделены из общих затрат, так как отсутствуют оценочные параметры;

б) административные расходы следственных органов и ГИБДД, суда и прокуратуры. Эти потери не могут быть выделены из общих расходов, так как указанные органы рассматривают не только материалы по ДТП, но и выполняются другие функции;

в) подготовка, обучение другого лица в связи с полным или временным исключением трудящегося. Эти оценки не поддаются расчетам [2, с. 36].

Необходимо отметить, что народнохозяйственные потери от вовлечения одного человека в ДТП подсчитываются только для трудоспособного населения (до пенсионного возраста), однако многие лица, достигшие пенсионного возраста, продолжают трудиться, и эти потери отражаются на ВВП страны.

На размер материального ущерба от ДТП влияют три основных фактора [2]:

1) расходы на обслуживающий персонал — заработная плата и расходы на обеспечение работой составляют 4/5 от расходов госпиталей;

2) технический прогресс — выражается в очень быстром росте (отмеченном за последние два десятилетия) себестоимости специальных медицинских услуг (капиталовложений, содержания, подготовки и переподготовки кадров, исследовательской деятельности) и увеличении продажной стоимости автомобилей;

3) повышение уровня жизни — связано с увеличением продолжительности жизни, это выражается в том, что экономическая стоимость человеческой жизни определяется восьмигодовой заработной платой, вместо четырехгодовой в 1950-е гг.), что проявляется в более высокой стоимости расходов на здравоохранение и социальное обеспечение в случае заболевания или потери трудоспособности частично или полностью, временно или пожизненно.

Кроме этих трех факторов, материальный ущерб от ДТП зависит также от конкретной страны (ВВП, экономический рост, средняя заработная плата, население, система страхования, система социального обеспечения и т.п.).

Минтрансом России официально утверждена в 2000 г. «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий» (далее — Методика), которая содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений [1]. Указанная методика была разработана по заказу Минис-

терства транспорта РФ и согласована с МВД, Минфином и Минэкономразвития РФ.

Отечественные методики учета потерь народного хозяйства от ДТП были основаны на принципах плановой экономики и соответствующих закономерностях роста национального дохода. Поэтому заложенные в них закономерности и способы расчета требуют корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям.

В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная Методика позволяет произвести точный расчет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП) как основного показателя экономического потенциала страны.

Методика разработана в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России». Она может быть использована для оценки эффективности мероприятий, при расчете денежного выражения потерь общества в результате гибели или ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях.

В основе отечественной системы оценки лежит тезис о том, что величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя ущерб в результате:

♦ гибели и ранения людей — главная составляющая (экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства, при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности, потери из-за гибели детей);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ повреждения транспортных средств;

♦ порчи груза;

♦ повреждения дороги.

Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.

К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование ДТП, медицинских учреждений на лечение

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.

К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.

Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.

Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Этот метод базируется на выраженной в денежной форме экономической пользе, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан.

Для расчета величины ущерба от ДТП в результате гибели или ранения людей используется следующая совокупность показателей:

Общий ущерб По от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими определяется по формуле: По= Пс+ Пб+ ПИЕр + Пир + Пр+ Пд, (1),

где: Пс — потери, связанные с гибелью людей, имевших семью;

Пб — потери, связанные с гибелью людей без семьи;

Пинр — потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, лишившей полностью их трудоспособности;

Пир — потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, частично лишившей их трудоспособности;

Пр — потери, связанные с временной нетрудоспособностью;

Пд — потери, связанные с гибелью детей.

Потери, связанные с гибелью людей, имевших семью Пс, и без семьи—Пб, вычисляются по формулам: Пс= Н1 х Кс, (2) Пб = Н2 х Кб, (3),

где: Кс= N х бис — количество погибших, имевших семью;

бис — удельный вес людей из числа погибших, имевших семью;

Кб= N — Кс — количество погибших без семьи; N — общее число погибших в ДТП; Н1 — стоимостная оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью;

Н2 — стоимостная оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семью.

Потери, связанные с получением инвалидности, в результате которой пострадавшие не работают (Пинр) и работают (Пир), устанавливаются по формулам: Пинр = Нз х Кинр, (4) Пир = Н4 х Кир, (5), где: Кинр = Кн — Кир — количество инвалидов, которые получают пенсию;

Кир = Кн х бри — количество инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;

бри — удельный вес инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;

Кн= N х (¡пи — количество пострадавших, получивших инвалидность;

бпи — удельный вес пострадавших, получивших инвалидность;

Кр = N — Кн — количество пострадавших, получивших временную нетрудоспособность;

Нз — стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы;

Н4 — стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности и возможностью дальнейшей работы.

Потери отранения людей, получивших временную нетрудоспособность Пр, определяются по формуле: Пр= Н5 х Кр, (6), где: Н5 — стоимостная оценка ущерба от ранения без получения инвалидности;

Кр — число людей, получивших временную нетрудоспособность.

Потери от гибели детей Пд определяются по формуле:

Пд= Нб х Кд, (7), где: Нб— стоимостная оценка ущерба от гибели ребенка.

Кд — число погибших детей. Методикой разработаны формулы расчета стоимостных оценок ущерба по категориям, в частности, стоимостная оценка ущерба в результате гибели или ранения людей. К основным составляющим ущерба от ДТП с пострадавшими относятся следующие:

а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;

б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;

в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);

г) оплата по временной нетрудоспособности.

При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в ДТП определяется на основе данных государственной статистической отчетности.

Результаты расчетов показывают, что средний возраст погибших в ДТП составляет 39,5 лет. Данная величина должна постоянно уточняться при проведении ежегодных расчетов стоимостной оценки ущерба от гибели человека.

Согласно существующему законодательству, пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, женщин — 55 лет. Ожидаемое количество лет, которое не дорабатывают до пенсионного возраста у мужчин — 20,5 лет, у женщин — 15,5 лет, что составляет в среднем 18,5 лет (Т).

Потери в рабочих днях, если человек не работает в течение одного года, составляют 262 рабочих дня.

Указанная оценка включает в себя ряд составляющих, недопроизведенный валовой внутренний продукт Д который рассчитывается как частное от деления суммы фактического конечного потребления (Пкон) населения и государственных учреждений (за вычетом социальных трансфертов в натуральной форме) и валового накопления (Вн) за год, на который ведется расчет, на среднегодовую численность населения, занятого в экономике N (за тот же год). Полученный показатель дисконтируется с учетом динамики цен:

Методикой предусмотрены аналогичные расчеты и для других показателей ущерба, например, ущерба в результате повреждения транспортных средств, ущерба в результате порчи груза, ущерба в результате повреждения дороги. При оценке ущерба от ДТП вследствие повреждения автотранспортных средств и грузов учитываются составляющие ущерба, расходы по которым несут:

1) владельцы! транспортных средств:

♦ стоимость работ по спасению транспортного средства;

♦ стоимость работ по эвакуации транспортного средства;

♦ величина ущерба в случае невозможности восстановления транспортного средства;

♦ стоимость работ по восстановлению (ремонту) транспортного средства;

♦ величина утраты товарной стоимости транспортного средства в результате ремонтных работ;

♦ судебные издержки;

♦ величина ущерба из-за затрат времени, связанных с расследованием дорожно-транспортного происшествия и возмещением убытков;

♦ невостребованная часть страхового возмещения за транспортное средство;

2) владельцыI груза:

♦ величина ущерба вследствие срыва договорных обязательств по перевозке грузов и пассажиров;

♦ величина ущерба из-за повреждения груза или уничтожения груза;

♦ невостребованная часть страхового возмещения за груз.

Методика предусматривает проведение расчетов по оценке ущерба для различных видов транспортных средств, отечественных и импортных:

1) легковых автомобилей;

2) грузовых автомобилей, включая состав прицепов;

3) автобусов;

4) мототранспортных средств.

Ущерб от повреждения дорожных сооружений в результате ДТП определяется величиной затрат на последующее восстановление дороги, дорожных и придорожных сооружений.

Важный раздел Методики — стоимостные оценки (нормативы) ущерба от ДТП по категориям, а также предусмотренные параметры корректировки указанных нормативов в зависимости от изменения экономической ситуации (динамики инфляции и т.д.). В качестве примера можно привести стоимостные оценки в результате гибели или ранения человека (см. табл.).

Методикой предусмотрены примеры расчета величин потерь от ДТП по перечисленным выше группам показателей.

Рассматриваемая методика с успехом используется для оценки экономического ущерба от ДТП и на уровне регионов. Так, по данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области суммарный

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ущерб от дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель и ранения людей, а также потери от повреждения материальных ценностей за 2007 г. составил почти 7 млрд руб., что на четверть больше, чем в предыдущем году. По словам аудитора КСП В. Алехина, суммарный ущерб от ДТП рассчитывается по специальной методике, разработанной на федеральном уровне. В среднем по стране такой ущерб составляет 2—3% от валового регионального продукта. Ущерб же от ДТП в Новосибирской области в 2007 г. составил 2,37% валового регионального продукта, или 6,8 млрд руб. в денежном эквиваленте [7].

Таким образом, главный признак ДТП — причинение вреда (физического или материального ущерба). При этом круг негативных последствий ДТП указанным перечнем не исчерпывается, многие экономические потери остаются за рамками официального определения: потери, связанные с простоем транспорта, подготовкой персонала, потерей рабочего времени.

Минтрансом России официально утверждена в 2000 г. «Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий», которая содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений. В основе отечественной системы оценки лежит тезис о том, что величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия охватывает ущерб в результате гибели и ранения людей (экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства, при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности, потери из-за гибели детей), ущерб в результате повреждения транспорт-

ных средств, ущерб в результате порчи груза, ущерб в результате повреждения дороги.

Исключительно важный раздел Методики — стоимостные оценки (нормативы) ущерба от ДТП по категориям, а также предусмотренные параметры корректировки указанных нормативов в зависимости от изменения экономической ситуации (динамики инфляции и т.д.), а также примеры расчета величин потерь от ДТП по перечисленным выше группам показателей.

Литература

1. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Р 3112199-2502-00 (утверждена Минтрансом РФ) // СПС Консультант-плюс. 2008.

2. Нгуен Фи Тхыонг. Методические основы определения материального ущерба от дорожно-транспортных происшествий в Социалистической Республике Вьетнам. М., 1998. С. 36.

3. Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий: постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 // Российская газета. 1995. 13 июля.

4. Попова Е.П., Луковецкий М.А. Определение экономической эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. М., 1988. С. 12—26.

5. Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В.А. Федорова; 2-е изд. М., 2003. С. 12.

6. Сазыкин Ю.Л. Экономическая оценка потерь народного хозяйства региона от дорожно-транспортных происшествий: на примере Краснодарского края. М., 2003. С. 13—18.

7. URL: http://sibirmfo.ru/news.php?subaction=show-full&id=1230032693.

Таблица

Нормативы величины ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека (источник: [1])

№ п/п Наименование показателя Стоимость оценки ущерба, тыс. руб.

1 Гибель человека, имевшего семью, Н1 2262

2 Гибель человека, не имевшего семьи, Н2 2139

3 Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы, Н3 1118

4 Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы, Н4 645

5 Ранение без получения инвалидности, Н5 12

6 Гибель ребенка, Нб 2596

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.