Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия дорожно-транспортных происшествий'

Социально-экономические последствия дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4263
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC ACCIDENTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES / ТРАВМАТИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2013-2020 ГОДАХ" / FEDERAL TARGET PROGRAM FOR HIGHER TRAFFIC SAFETY IN 2013-2020 / INJURY RATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазаренко Ольга Николаевна

Рассмотрены проблемы предупреждения и минимизации социальных последствий дорожнотранспортных происшествий. Ежегодный экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд долл. США и в разных странах колеблется от 1 до 10% валового национального продукта. Вопросы последствий ДТП являются предметом анализа и выработки решений федеральной и территориальной межведомственных комиссий по безопасности дорожного движения. Однако, принимаемые меры по снижению ДТП и их последствий в России ощутимого эффекта пока не приносят; данная проблема требует поиска новых подходов к ее решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic consequences of traffic accidents

The article dwells upon the issues of preventing and minimizing traffic accident consequences. Annual economic damage caused by traffic accidents all over the globe is estimated at 518 up to 800 billion USD, and varies in different countries from 1 to 10 per cent of gross national product. Consequences of traffic accident are being analyzed, and require particular solutions to be elaborated by the Federal and Regional Traffic Safety Commission. However, the efforts taken to reduce the number of traffic accidents and their consequences in Russia give no notable effect, the problem remains and needs new solving techniques.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия дорожно-транспортных происшествий»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ЛАЗАРЕНКО,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Московского областного филиала

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: o-nika@bk.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право;

12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы предупреждения и минимизации социальных последствий дорожно-транспортных происшествий. Ежегодный экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд долл. США и в разных странах колеблется от 1 до 10% валового национального продукта. Вопросы последствий Д ТП являются предметом анализа и выработки решений федеральной и территориальной межведомственных комиссий по безопасности дорожного движения. Однако, принимаемые меры по снижению ДТП и их последствий в России ощутимого эффекта пока не приносят; данная проблема требует поиска новых подходов к ее решению.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, социально-экономические последствия, травматизм, безопасность дорожного движения, федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах».

Annotation. The article dwells upon the issues of preventing and minimizing traffic accident consequences. Annual economic damage caused by traffic accidents all over the globe is estimated at 518 up to 800 billion USD, and varies in different countries from 1 to 10 per cent of gross national product. Consequences of traffic accident are being analyzed, and require particular solutions to be elaborated by the Federal and Regional Traffic Safety Commission. However, the efforts taken to reduce the number of traffic accidents and their consequences in Russia give no notable effect, the problem remains and needs new solving techniques.

Keywords: traffic accidents, socio-economic consequences, injury rate, traffic safety, Federal Target Program for Higher Traffic Safety in 2013—2020.

Дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения1.

В наше время дорожно-транспортный травматизм принял характер эпидемии не только в России, но и в мировом масштабе. За 2013 г. во всем мире в крушениях самолетов погибли 514 человек, а только в Москве, согласно статистическим данным, опубликованным ГИБДД в 2013 г., в ДТП погибли 841 человек, 12 951 человек получили ранения2. Дорожно-транспортные происшествия на сегодняшний день являются одной из ведущих причин гибели и травматизма людей. Ущерб, наносимый в результате ДТП, имеет не только демографическую

и медицинскую направленность; это серьезная проблема для социально-экономической сферы.

По оценкам экспертов, в мире на дорогах ежегодно гибнет около 1,2 млн человек, или более 3 тыс. человек ежедневно. Получают травмы от 10 до 50 млн человек, до 20% из них становятся инвалидами, большинство из которых находится в трудоспособном возрасте3. В мире эту проблему называют «террор на дорогах», «война на дорогах», «геноцид на дорогах».

Рост смертельных случаев при ДТП неуклонно растет. Прогнозы специалистов как в России, так и за рубежом показывают, что ежегодное число погибающих на дорогах в ближайшие 20 лет увеличится на 65%, если не будут предприняты решительные меры по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

По количеству аварий на душу населения Россия уверенно держит первое место в мире. В результате ДТП в России погибают и получают ранения свыше 270 000 человек. С ДТП так или иначе связаны 20 из каждой тысячи смертей. Около 30% погибших — это наиболее экономически активное население (26—40 лет). И тенденции к снижению этого показателя, к сожалению, нет.

Только в Московской области за 2013 г. произошло 11 319 ДТП, в которых погибло 1 578 человек, из них 36 детей в возрасте до 16 лет4. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит с детьми в возрасте до 7 лет и 10— 14 лет, при этом наблюдается рост происшествий с детьми до 7 лет.

Основными причинами ДТП были и остаются нарушения правил дорожного движения (далее — ПДД) как водителями, так и пешеходами и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Например, за 2013 г. только в Московской области было совершено 646 ДТП в результате нарушения ПДД водителями транспортных средств, находившимися в состоянии опьяне-ния5. В городах самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов, тогда как на загородных трассах наиболее часто происходят столкновения транспортных средств.

Дорожно-транспортное происшествие — это явление контактного характера. Оно возникает в условиях дорожного движения в процессе взаимодействия всех его участников либо вследствие иных обстоятельств, которые не охватываются их предвидением, в результате которого причиняется физический, материальный или моральный вред. Оно может за один миг существенно изменить всю жизнь человека, его физическое, материальное и душевное состояние. ДТП — один из самых серьезных и опасных факторов окружающей среды, который оставляет на всю жизнь морально-психологические потрясения и физические увечья.

Согласно прогнозам аналитиков, к 2020 г. дорожно-транспортный травматизм будет занимать третье место среди проблем здоровья во всем мире, уступая лишь сердечнососудистым заболеваниям и тяжелым депрессиям. Значительный экономический ущерб наносят последствия, связанные с гибелью и ранением людей. Общая летальность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при остальных

травмах, инвалидность превышает в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Более 70% пострадавших требуется дорогостоящее лечение в стационаре.

При ежегодном росте количества дорожно-транспортных происшествий отмечается и рост тяжести их последствий, показатели которой в 3—10 раз выше, чем в других европейских странах. Тяжесть последствий ДТП в течение последних пяти лет в России практически не изменяется и в целом составляет 11 погибших на 100 пострадавших. По статистическим данным6, только за 2013 г. в Российской Федерации в 204 068 ДТП погибли 27 025 человека, а ранены 258 437, в то время как во многих других государствах (США, Франции и др.) тяжесть последствий не превышает 2,5 человека. В среднем по стране на каждые 100 тыс. человек приходится 83 пострадавших в ДТП. Из общего числа пострадавших более трети (34,4%) — пассажиры, примерно столько же (34%) — пешеходы, и 29,6% — водители.

Ущерб, наносимый обществу вследствие ДТП, непоправим. Они никогда не проходят бесследно, а их последствия не всегда проявляются сразу.

Каждое ДТП может иметь следующие последствия:

ф смерть всех или некоторых участников ДТП; причинение ущерба здоровью участникам ДТП;

временная нетрудоспособность; ■ф оплата «больничных листов»;

выплата пособий и пенсий по инвалидности; расходы на лечение и лекарства; расходы на реабилитацию как участников ДТП, так и их родственников;

расходы, связанные с восстановлением поврежденных транспортных средств; расходы на ремонт поврежденных сооружений; психологические травмы участников ДТП или их родственников.

Тревогу вызывает рост количества ДТП с особо тяжкими последствиями (ДТП, в которых погибают 5 и более человек или получают травмы 10 человек и более). ДТП такого рода представляют собой большую социально-экономическую опасность, так как они, как правило, характеризуются очень высокой тяжестью последствий. Помимо унесенных и покалеченных жизней, это еще и огромные экономические потери. По оценкам аналитиков, ежегодный

экономический ущерб от ДПТ в России составляет более 300 млрд руб.

Стоимостная оценка последствий ДТП (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, экономические, моральные, психологические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере. Тема безопасности на дорогах сегодня очень популярна во властных сферах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N° 864 была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» (далее — Программа). Программа является продолжением аналогичной федеральной целевой программы, утвержденной на 2006—2012 гг. Цель Программы — сокращение смертности от ДТП к 2020 г. (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 г., составило 26 567 человек и к 2020 г. должно сократиться до 19 925 человек; число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, соответственно, в 2010 г., составило 898 человек и к 2020 г. должно сократиться до 673)7.

Задачами Программы являются: ■ф создание скоординированной системы направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в России;

обеспечение условий для грамотного, ответственного и безопасного поведения участников дорожного движения; ■ф переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности; активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и негосударственных организаций;

организация сотрудничества и партнерства с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

В число поставленных задач также входит развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения.

Общий объем финансирования федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» за счет средств федерального бюджета составил 21 049,01 млн руб. Ранее никогда правительство не выделяло столько денег на такие статьи расходов, как безопасность на дорогах.

Эффективность и результативность реализации Программы заключается в сохранении жизней участников дорожного движения и предотвращении социально-экономического и демографического ущерба от ДТП и их последствий.

Реализация программы позволит в 2013— 2020 гг.:

ф сохранить жизни 67 587 человек;

предотвратить дополнительный социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий в размере 2 828,7 млрд руб.;

создать приток негосударственных инвестиций в сферу обеспечения безопасности дорожного движения в размере 1 623,333 млн руб., в том числе за счет разработки и внедрения инструментов государственно-частного партнерства; приблизить уровень дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации к уровню развитых стран мира8.

Для этого предлагается создавать экспериментальные федеральные полигоны «Детский автогород», внедрять школьные автобусы, развивать различные интеллектуальные транспортные системы. В рамках Программы предстоит разработать требования к транспортному планированию городов, открыть единые центры управления дорожным движением, внедрять новые технологии и методы оказания первой и экстренной медицинской помощи. Улично-дорожную сеть необходимо оборудовать устройствами аварийно-вызывной связи.

Травматизм на автомобильном транспорте — одна из важных социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран, в том числе и Россией. Дорожно-транспортная аварийность в настоящее время приняла характер эпидемии, социально-экономические негативные последствия которой значительно превосходят последствия стихийных

бедствий. ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного банка, около 500 млрд долл. в год. Большинство существующих систем снижения последствий ДТП направлены как на первичное (профилактика ДТП), так и на вторичное (обеспечение своевременной и квалифицированной медицинской помощи) их предотвращение. Так, оборудование дорог средствами аварийно-вызывной связи, рациональное размещение вдоль дорог медицинских учреждений, где могли бы оказать квалифицированную помощь именно при дорожно-транспортных травмах, обучение водителей и работников ГИБДД приемам оказания доврачебной помощи, обязанность иметь в автомобилях аптечки и целый ряд других мероприятий позволяют существенно повлиять на снижение числа жертв дорожного травматизма. Опыт многих западных стран говорит о том, что аварийность и травматизм можно снизить только комплексными мерами, такими как усовершенствование организации дорожного движения, улучшение дорожного покрытия, пропаганда безопасности дорожного движения, повышение качества обучения в автошколах, ужесточение наказания за нарушения ПДД и многими другими мерами, позволяющими достичь существенного снижения общего количества ДТП и тяжких последствий от них.

Экономический ущерб от ДТП доходит до 5% валового национального продукта. «Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004— 2010 гг. оценивается в 7 трлн 326,3 млрд руб., что можно сопоставить с расходами консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 г. на финансирование социальной политики (7 трлн

453,3 млрд руб.)», — говорится в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах».

Вопросы дорожно-транспортного травматизма являются предметом анализа и выработки решений федеральной и территориальных межведомственных комиссий по безопасности дорожного движения. Однако, принимаемые меры по снижению ДТП и его последствий в России ощутимого эффекта пока не приносят. Данная проблема требует поиска новых подходов в ее решении. Основные усилия должны быть сосредоточены на профилактических мероприятиях и направлены на устранение и снижение основных факторов риска — в первую очередь управляемых (не требующих значительных финансовых затрат).

1 Правила учета дорожно-транспортных происшествий от 29 июня 1995 г. № 647 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. № 1513, от 31 июля 1998 г. № 866, от

2 февраля 2000 г. № 100, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 19 ноября 2008 г. № 859, от 14 февраля 2009 г. № 106, от 4 сентября 2012 г. № 882).

2 http://www.gibdd.rU/r/77/stat.

3 Осипов В.В. Особенности дорожно-транспортного травматизма в регионе и научное обоснование путей уменьшения его медицинских и социально-экономических последствий (на примере Хабаровского края): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Хабаровск, 2004.

4 http://www.gibdd.ru/stat.

5 http://www.gibdd.ru/stat.

6 http://www.1gai.ru/511678-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-dekabr-2013-goda-1str.htm.

7 Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.» Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 45.

8 Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.» Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 45.

Полиция Российской империи. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Изд-во ЮНИТИ, 2014. 320 с.

В монографии исследуются организация и деятельность полиции Российской империи. Рассматривается деятельность учреждений, выполнявших полицейские функции до образования империи, анализируется процесс слома полиции самодержавной России весной 1917 г.

Книга рассчитана как на профессиональных историков, правоведов, сотрудников полиции, так и на всех интересующихся отечественной историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.