Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации'

Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3925
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ENSURE THE SAFETY OF ROAD TRAFFIC / ACCIDENTS / PROMOTION OF ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Ю. Н., Хромов В. С.

Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности Госавтоинспекции МВД России по осуществлению целенаправленной работы в области дорожного движения, направленной на снижение аварийности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF ENSURING ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the basic directions of activity of the state traffic Inspectorate of the MIA of Russia for the implementation of the focused work in the field of traffic aimed at reducing the accident rate.

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации»



основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в российской федерации

the main directions of ensuring road safety in

the Russian federation

УДК 614.8:656.1

Ю.Н. КАЛЮЖНЫЙ,

кандидат юридических наук, доцент (Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова) [email protected]

Y.N. KALYUZHNY,

Candidate of Legal Sciencies, associate Professor (Orel law Institute of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov)

В.Н. ХРОМОВ,

доктор технических наук, профессор (Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова) [email protected]

v.N. KHRomov,

Doctor of Technical Sciences , Professor (Orel law Institute of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности Госавтоинспекции МВД России по осуществлению целенаправленной работы в области дорожного движения, направленной на снижение аварийности.

Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, аварийность, пропаганда безопасности дорожного движения.

Abstract: the article considers the basic directions of activity of the state traffic Inspectorate of the MIA of Russia for the implementation of the focused work in the field of traffic aimed at reducing the accident rate.

Keywords: ensure the safety of road traffic, accidents, promotion of road safety.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

33

Безопасность на транспорте

Безопасность дорожного движения является одной из важных социальноэкономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Г ибнут или становятся инвалидами дети [1]. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек.

В Российской Федерации за 7 месяцев 2015 года произошло 96626 ДТП (-8%), в которых погибло 11881 человек (-13,1 %) и 122126 получили ранения (-8,4 %) [2].

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

В Российской Федерации в последнее десятилетие предпринимаются активные действия по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации [3].

Для решения одной из основных задач стратегии - повышения безопасности дорожного движения - с 2006 года реализуются соответствующие федеральные целевые программы. Несмотря на существенные результаты реализации федеральных целевых программ, за последние годы снижение отдельных показателей остановилось.

В настоящее время уровень дорожного травматизма в нашей стране по-прежнему остается недопустимо высоким. Меры, принимаемые в Российской Федерации, для безопасности дорожного движения, несомненно, оказывают положительное влияние на состояние аварийности, однако этого не достаточно. Имеющиеся показатели аварийности наглядно демонстрируют необходимость проведения дополнительной целенаправленной, системной и наступательной работы субъектов управляющего воздействия, ориентированной на снижение количества погибших и раненых в ДТП.

В настоящее время Министерством внут-

ренних дел Российской Федерации проводится комплекс долгосрочных мероприятий, направленных на достижение такой цели, как обеспечение безопасности участников дорожного движения посредством выполнения мероприятий, предусмотренных Планом деятельности МВД России по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на 2013 год и плановый период 2014-2018 годов, где в рамках реализации такого направления, как снижение числа граждан, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:

1. Реализация межведомственных мероприятий по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий.

2. Внесение изменений в национальные стандарты в части, касающейся обеспечения безопасности пешеходов (применение контрастирующих материалов на дорожных знаках и в дорожной разметке, изменение критериев применения светофорного регулирования и установка средств принудительного снижения скорости).

3. Принятие мер по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей и подростков.

4. Усиление контроля за обязательным применением специальных удерживающих устройств при перевозке детей.

5. Снижение числа детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

6. Проведение серии широкомасштабных информационно-пропагандистских социальных кампаний и акций, направленных на формирование устойчивых навыков законопослушного поведения на дорогах.

7. Внедрение эффективных схем безопасного движения в местах расположения образовательных, культурно-оздоровительных и других объектов массового притяжения людей.

Несмотря на то, что приоритетные направления деятельности Госавтоинспекции отражены в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [4], многие из них изложены в широком толковании, рассчитаны на долгосрочную перспективу и не имеют надлежащего практического претворения в жизнь.

Целью Программы является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

34

Безопасность на транспорте

2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:

1. Создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения. Обеспечить проведение целенаправленной работы по формированию в молодежной среде участников дорожного движения правового сознания и устойчивой психологической мотивации на соблюдение требований ПДД, используя СМИ и ресурсы Интернета.

Пропаганда безопасности дорожного движения относится к наиболее перспективным и, при прочих равных условиях, сложнейшим направлениям деятельности Госавтоинспекции, требует от ее организаторов и исполнителей многосторонней подготовки по широкому спектру вопросов и проблем, связанных с осуществлением транспортного процесса.

Состояние дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.

2. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Федеральной целевой программой, рядом иных нормативных правовых актов, определяющих стратегические направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотрено проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности детей, подростков и молодежи в вопросах дорожной безопасности, создавая национальные системы воспитания и обучения безопасному поведению на дорогах с учетом возраста.

Необходимо выстраивать преемственную образовательную систему на всех уровнях образования (дошкольном, начальном, среднем, высшем, профессиональном) в области обеспечения безопасности дорожного движения. Обеспечить взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества, а также средств массовой информации по обеспечению безопасности дорожного движения.

Представляется целесообразным вовлечение дошкольных, школьных образовательных организаций и вузов в работу по пропаганде безопасности дорожного движения, использование творческого потенциала

обучающихся в ходе подготовки и проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Повышение культуры вождения. Необходимо объединить усилия государственных органов и общественных формирований в поиске новых подходов к формированию культуры безопасного поведения и уважительного отношения друг к другу всех участников дорожного движения, воспитанию культуры вождения.

Представляется необходимым привлечение молодежи к работе по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе к разработке пропагандистских мероприятий и социальной рекламы путем проведения конкурсов творческих работ, а также разнообразных специализированных тематических акций в рассматриваемой области.

4. Развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целесообразно создание унифицированной системы обучения оказания первой помощи для участников дорожного движения. Обеспечить внедрение инновационных подходов к организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

5. Повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку. Совершенствовать нормативные правовые акты в сфере подготовки водителей, их допуска к участию в дорожном движении. Пересмотреть требования к инструкторско-преподавательскому составу и материальной базе, условиям обеспечения учебного процесса, автодромам и порядку их использования образовательными организациями при подготовке водителей транспортных средств. В настоящее время необходимо дополнительно проработать вопрос о внесении необходимых изменений в федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Программы и активизации роли государства в решении задач с использованием программно-целевого метода.

Конечно же, указанные в федеральной целевой программе «Повышение безопасности

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

35

Безопасность на транспорте

дорожного движения в 2013-2020 годах» направления обеспечения безопасности дорожного движения не являются исчерпывающими, субъектами обеспечения безопасности дорожного движения реализуются и иные приоритеты в деятельности по снижению аварийности в Российской Федерации.

Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью, и дальнейшего снижения ее показателей до уровня развитых стран мира необходимо продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения:

- соблюдение баланса понимания обществом опасности дорожного движения, возможностей и мер государства по обеспечению безопасного движения на дорогах;

- расширение использования возможности влияния законодательства Российской Федерации и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников движения;

- урегулирование вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере организации движения транспортных средств и пешеходов;

- приведение элементов дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями в части безопасности дорожного движения;

- системная проработка механизмов вовлечения субъектов Российской Федерации

и муниципальных образований в софинансирование и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и их экономической заинтересованности в достижении результата;

- дальнейшая детальная разработка инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

- развитие системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Указанные мероприятия для качественной реализации должны быть обеспечены финансовыми ресурсами. Однако в настоящее время, с учетом оптимизации расходов средств федерального бюджета, вызывает озабоченность порядок реализации мероприятий, закрепленных Программой. Дефицит российского бюджета на 1 сентября 2015 года составил 991 миллиард рублей [5].

В заключение следует подчеркнуть, что только целенаправленная, грамотная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения, совместные усилия всех заинтересованных государственных органов, общественных объединений позволят переломить ситуацию с аварийностью на российских дорогах, сделать их действительно безопасными для всех участников дорожного движения.

Литература —

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

2. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по дням недели, времени суток и категориям пострадавших (за январь - июль 2015 г.). [Электронный ресурс]. http://www.gibdd.ru/stat/

3. Общественный доклад «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России». Москва, 2014. С.6. [Электронный ресурс]. httpsos.mvd.ruuploadsite107folder_page002098786_.pdf

4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 06.11.2014) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

5. Дефицит российского бюджета на 1 сентября составил 991 миллиард рублей. [Электронный ресурс]. http://www. interfax.ru/business/465743

References

1. The decree of the Government of the Russian Federation from October 3, 2013 № 864 “About the Federal target program “Improving road safety in 2013-2020”.

2. Road accidents and victims by day of week, time of day and categories of victims (for January - July 2015). [Electronic resource]. http://www.gibdd.ru/stat/

3. Public report “On the state of Affairs in the sphere of organization and road safety in the regions of Russia”. Moscow, 2014. P. 6. [Electronic resource]. httpsos.mvd.ruuploadsite107folder_page002098786_.pdf

4. The rF Government decree dated 03.10.2013 № 864 (edited on 06.11.2014) “About the Federal target program “Improving road safety in 2013-2020 years”.

5. Russia’s budget deficit at September 1 amounted to $ 991 billion. [Electronic resource]. http://www.interfax. ru/business/465743

(Статья сдана в редакцию 01.09.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.