ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
THE MAIN DIRECTIONS OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF ENSURING ROAD TRAFFIC SAFETY
УДК 351.81
Ю.Н. КАЛЮЖНЫЙ,
кандидат юридических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова) e-mail: [email protected]
Y.N. KALYUZHNY,
сandidate of law, associate professor (Orel law Institute of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, анализу содержания деятельности, проводимой с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Ключевые слова: государственная политика, обеспечение безопасности дорожного движения, дорожное движение.
Abstract: the article considers the main directions of state policy in the sphere of ensuring road traffic safety, the analysis of activities to prevent traffic accidents, reduce the severity of their consequences. Keywords: public policy, safety traffic, traffic._
Вопросы обеспечения безопасности (как внутренней, так и внешней) постоянно находятся в числе основных задач любого общества и государства. Признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, государство через органы законодательной, исполнительной и судебной властей обеспечивает и осуществляет функцию защиты (охраны) личности (ее прав и свобод), общества (материальных и духовных ценностей), государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность), окружающей среды от воздействия многочисленных внешних и внутренних угроз [1].
Не являются исключением и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, которые занимают одну из центральных позиций среди приоритетов обеспечения государственных интересов многих стран. Решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения напрямую зависит от специфики реализации основных направлений, проводимой государственной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, посредством регулирования нормативными правовыми актами правоотношений в рассматриваемой области; разработки научно
обоснованной концепции обеспечения безопасности; координации деятельности субъектов управляющего воздействия на исследуемые общественные отношения; реализации стратегии обеспечения безопасности за счет проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществления федерального государственного надзора за их исполнением.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста [2].
Анализ основных показателей состояния безопасности дорожного движения свидетельствует о снижении по итогам 2015 года указанных показателей аварийности. Несмотря на то, что удалось сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 14,7 %, все же в 2015 году на российских дорогах в автоавариях погибли 23 114 человек, а более 231 тысячи (-8,2%) получили ранения [3].
Снижение основных показателей аварийности стало результатом взаимодействия Госавтоинспекции с органами власти различного уровня, анализа дорожно-транспортных происшествий и разработки предложений по совершенствованию законодательства, внедрению новых методов работы субъектов обеспечения безопасности дорожного движения и информационно-пропагандистского воздействия на участников дорожного движения.
Имеющиеся показатели аварийности наглядно демонстрируют необходимость проведения дополнительной целенаправленной, системной и наступательной работы субъектов управляющего воздействия, ориентированной на снижение количества погибших и раненых в ДТП [4]. Совершенно очевидно, что необходим поиск новых методов, средств, форм и научных подходов к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим общественные отношения в области дорожного движения, является Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Несмотря на принятие и внесение изменений в рассматриваемый нормативный правовой акт на протяжении более двадцати лет, основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, узловые, стержневые направления рассматриваемой деятельности являются и в настоящее время актуальными и востребованными субъектами управляющего воздействия на общественные отношения в сфере дорожного движения, особенное положение среди которых занимает Госавтоинспекция МВД России.
Бесспорно, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» является своевременным нормативным правовым актом, упорядочившим общественные отношения в области дорожного движения, определившим основные термины, принципы и направления обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия государственных органов на федеральном, региональном и местом уровне, основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, однако положения, изложенные в нем, во-первых, в течение десятилетия, с момента принятия, не нашли механизма должного претворения в действительность, во-вторых, не отражали регулирование исчерпывающей совокупности общественных отношений и не были конкретизированы иными правовыми актами, что негативным образом отразилось на основных показателях обеспечения безопасности дорожного движения.
С момента принятия Федерального закона «О безопасности дорожного движения» впервые
на законодательном уровне, во второй главе рассматриваемого правового акта, определяется государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения, реализуемая посредством определения основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; закрепления полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рассматриваемой области; установление форм участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; организации государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
Анализ положений указанного Федерального закона позволяет установить, что задачами государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий [5].
В нашей стране государством в последнее десятилетие предпринимаются активные действия по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения. В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации [6].
С развитием правоотношений, осуществлением государственной политики, направленной на выполнение целей обеспечения безопасности дорожного движения, повышенного внимания в вопросах государственного управления транспортной безопасностью указанные цели были дополнены целями обеспечения безопасности всего транспортного комплекса, направленными на обеспечение его устойчивого и безопасного функционирования, защиты интересов личности, общества и государства [7], определены долгосрочные стратегические ориентиры транспортной системы Российской Федерации, такие как снижение темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, а также числа пострадавших и погибших в них в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [8].
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает возможность разработки федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых в них. Сложная обстановка с дорожно-транспортной аварийностью и наличие
предпосылок к дальнейшему ухудшению ситуации потребовали принятия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [9], которая, несомненно, явилась существенным событием в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.
Осуществление совокупности мероприятий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения в нашей стране, предусмотренных федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», позволило существенно улучшить ситуацию с аварийностью.
Результаты реализации указанной Программы свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в области дорожного движения позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в Российской Федерации. В ходе реализации этой программы основное внимание было акцентировано на таких направлениях государственной политики, как разработка и утверждение законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование организации движения транспорта и пешеходов.
Принятие федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» дало положительный импульс активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Планомерная и системная работа в области дорожного движения на основе программно-целевого подхода позволила изменить негативные тенденции, складывающиеся с дорожной аварийностью, и сформировать действенный механизм проведения на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Существенным результатом реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и принятых на ее основе региональных и муниципальных программ стало начавшееся изменение отношения всех органов власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации [10].
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», которая ставит целью сокращение смертности от дорож-
но-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом.
Анализ совокупности нормативных правовых актов, научной и специальной литературы позволяет выделить следующие приоритетные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения:
- реализация основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- определение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- установление форм участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения;
- разработка федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий;
- осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Концептуальные положения в области обеспечения безопасности дорожного движения базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В указанной Концепции определены основные пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В качестве одного из целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития нашего государства определена безопасность граждан и общества. Безопасность граждан и общества представляет собой не что иное, как общественную безопасность, отдельной составляющей которой является безопасность дорожного движения. Кроме того, помимо прямого указания на такое приоритетное направление, как обеспечение безопасности граждан и общества за счет снижения смертности и травматизма в результате ДТП, в Концепции находят закрепление и отдельные мероприятия, направленные на достижение заявленного целевого ориентира. В частности, связанные с повы-
шением качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и других внешних причин.
Основные государственные ориентиры, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, нашли свое отражение и в базовом документе стратегического планирования, определяющем национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [11]. Рассматриваемый правовой акт является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Анализ положений Стратегии показывает, что национальная безопасность включает в себя обо-
рону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. В связи с чем обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью обеспечения общественной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации.
Изложенное позволяет утверждать, что общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, обозначены в целом ряде концептуальных долгосрочных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих целенаправленную деятельность государственных органов и общественных объединений, направленную на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, и представляющих собой реализацию одного из стратегических национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации в области безопасности.
Литература
1. Елагин А.Г., Казаков А.Я. Управление деятельностью по обеспечению безопасности. - М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 9.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
3. По итогам прошедшего года в России зарегистрировано снижение основных показателей аварийности [Электронный ресурс]. http://www.gibdd.ru/news/federal/2133541/
4. Калюжный Ю.Н., Хромов В.Н. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3. С. 33-36.
5. Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
6. Общественный доклад «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России». -М., 2014. С. 6.
7. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
9. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
10. Общественный доклад «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России». - М., 2014. С. 7.
11. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
References
1. Elagin A.G., Kazakov A.Y. Management security. - M.: Academy of MIA of Russia, 2010. P. 9.
2. The decree of the Government of the Russian Federation of 3 October 2013 № 864 «On the Federal target program «Improving road safety in 2013 - 2020»» // ConsultantPlus: [Electronic resource]. http://www.consultant.ru
3. At the end of last year Russia registered a decrease in the main indicators of accidents. [Electronic resource]. http://www.gibdd. ru/news/federal/2133541/
4. Kalyuzhny Y.N., Khromov V.N. Main directions of ensuring road safety in the Russian Federation // Problems of law enforcement. 2015. № 3. Р. 33-36.
5. The Federal Law from December 10, 1995 № 196-FZ «On road safety» // ConsultantPlus: [Electronic resource]. http://www. consultant.ru.
6. Public report «About the state of Affairs in the sphere of organization and safety of road traffic in Russian regions». - M., 2014. Р. 6.
7. Federal law of 09.02.2007 № 16-FZ «On transport security» // ConsultantPlus: [Electronic resource]. http://www.consultant.ru.
8. The order of the Government of the Russian Federation from November 22, 2008 № 1734-R «About transport strategy of the Russian Federation» // ConsultantPlus: [Electronic resource]. http://www.consultant.ru.
9. The RF Government decree of 20 February 2006 N 100 «About the Federal target program «Improving road safety in 2006 -2012» // Consultant Plus: [Electronic resource]. http://www.consultant.ru.
10. Public report «About the state of Affairs in the sphere of organization and safety of road traffic in Russian regions». - M., 2014. Р. 7.
11. The decree of the President of the Russian Federation from December, 31st, 2015 № 683 «About the national security Strategy of the Russian Federation» // Consultant Plus: [Electronic resource]. http://www.consultant.ru
(статья сдана в редакцию 28.01.2016)