Научная статья на тему 'Обеспечение общественной безопасности в рамках программно-целевого подхода как основа профилактики дорожно-транспортных происшествий'

Обеспечение общественной безопасности в рамках программно-целевого подхода как основа профилактики дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / SAFETY OF ROAD TRAFFIC PARTICIPANTS / АВАРИЙНОСТЬ / ACCIDENT RATE / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисович В. В., Куляшов М. Н.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством реализации основных положений программно-целевого подхода. Авторами приведены примеры актуальных статистических данных по количеству дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено роли обеспечения общественной безопасности как основной меры профилактики совершения дорожно-транспортного происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисович В. В., Куляшов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring public safety within program and target approach as a basis of road traffic accidents prevention

In the article debatable questions of ensuring road traffic safety by means of realization of basic provisions of program and target approach are considered. Authors gave examples of actual statistical data on quantity of the road traffic accidents registered on the territory of the Russian Federation. The special attention is paid to a role of ensuring public safety as the main measure of prevention road traffic accidents.

Текст научной работы на тему «Обеспечение общественной безопасности в рамках программно-целевого подхода как основа профилактики дорожно-транспортных происшествий»

УДК 342.951

Денисович В.В., Куляшов М.Н.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством реализации основных положений программно-целевого подхода. Авторами приведены примеры актуальных статистических данных по количеству дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено роли обеспечения общественной безопасности как основной меры профилактики совершения дорожно-транспортного происшествия.

Ключевые слова: безопасность участников дорожного движения, аварийность, дорожно-транспортное происшествие.

Denisovich V.V., Kulyashov M.N.

ENSURING PUBLIC SAFETY WITHIN PROGRAM AND TARGET APPROACH AS A BASIS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS PREVENTION

In the article debatable questions of ensuring road traffic safety by means of realization of basic provisions of program and target approach are considered. Authors gave examples of actual statistical data on quantity of the road traffic accidents registered on the territory of the Russian Federation. The special attention is paid to a role of ensuring public safety as the main measure of prevention road traffic accidents.

Keywords: safety of road traffic participants, accident rate, road traffic accident.

Как известно, основной угрозой безопасности участников дорожного движения являются нарушения Правил дорожного движения, так как они приводят в большинстве случаев к дорожно-транспортным происшествиям. По данным Госавтоинспекции, в результате нарушений Правил дорожного движения по итогам 2015 года в Челябинской области зафиксировано 4579 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 538 человек, что на 9,2% меньше аналогичного показателя прошлого года, ранены 5498 человек, что на 12% меньше

по сравнению с предыдущим годом [10]. «Снижение аварийности», говоря на языке профессионалов, не должно успокаивать должностных лиц, от которых зависит снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Если количество погибших в ДТП людей в 2015 году увеличить в десять раз, то можно смело констатировать, что за десять лет в Челябинской области в дорожно-транспортных происшествиях погибли около 6 тысяч человек. А это сопоставимо с численностью таких населенных пунктов, как с. Кизильское - 6,5 тыс.

человек; п. Полетаево - 6,5 тыс. человек; с. Агаповка - 6,4 тыс. человек; с. Еткуль - 6,2 тыс. человек; с. Кунашак - 6,0 тыс. человек; с. Чесма - 5,8 тыс. человек; пгт. Бердяуш -5,3 тыс. человек; пгт. Магнитка - 5,3 тыс. человек; п. Рощино - 5,3 тыс. человек; пгт. Межевой - 5,2 тыс. человек; пгт. Вишнево-горск - 5,1 тыс. человек; пгт. Кропачево -5,1 тыс. человек; с. Фершампенуаз - 4,4 тыс. человек; пгт. Вахрушево - 4,2 тыс. человек; пгт. Федоровка - 4,2 тыс. человек; с. Еман-желинка - 4,1 тыс. человек; с. Коелга - 4,1 тыс. человек; с. Бобровка - 3,6 тыс. человек; п. Метлино - 3,6 тыс. человек; с. Тюбук - 3,6 тыс. человек; с. Бродокалмак - 3,5 тыс. человек; с. Канашево - 3,3 тыс. человек; п. Тимирязевский - 3,2 тыс. человек.

Таким образом, за десятилетний период в результате нарушений Правил дорожного движения стираются с карты области один-два населенных пункта.

В то же время безопасности участников дорожного движения угрожают не только события дорожно-транспортных происшествий, но и бездействие или недостаточно эффективное действие субъектов, призванных уменьшить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (Госавтоинспекции, аварийно-спасательных служб, медицинских работников). Как отметил в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 4 марта 2015 года Президент России В.В. Путин, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения по-прежнему остаются актуальными. Глава государства призвал соответствующие подразделения МВД России вместе с представителями Минздрава, МЧС и других ведомств объединить усилия, направленные в первую очередь на организацию движения и контроля на дорогах, взаимодействие патрульных, экстренных, медицинских служб, на обеспечение медицинской безопасности на дорогах, так, чтобы на трассах было все необходимое для оказания экстренной помощи пострадавшим [1].

Научный интерес к проблеме обеспечения безопасности в сфере дорожного движения, эффективности действия регламентирующих ее уголовно-правовых и административно-правовых норм обусловлен все возрастающим значением автотранспорта в нашей жизни. Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки для ухудшения обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения [6, с. 4].

В основе юридического механизма обеспечения безопасности дорожного движения лежат правовые нормы, что свидетельствует о принадлежности данной деятельности к правовому регулированию, механизм которого образуют правовые нормы, правоотношения и акты реализации права. Кроме того, необходимо отметить, что вся совокупность правовых норм, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, представляет собой довольно объемный правовой массив, в котором выделяются шесть блоков, названных в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения»:

1. Установление полномочий субъектов обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Установление нормативных требований к участникам дорожного движения.

3. Установление нормативных требований к транспортным средствам.

4. Установление нормативных требований к объектам улично-дорожной сети.

5. Установление правил поведения участников дорожного движения.

6. Установление юридических гарантий реализации вышеназванных нормативных предписаний - административной ответственности.

По данным исследования ВЦИОМ, 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38% заявили, что среди их близких или знакомых есть люди, пострадавшие либо погибшие в автокатастрофах. Недисциплинирован-

ность водителей 66% назвали основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди.

Среди основных причин нарушений Правил дорожного движения 50% населения назвали низкий культурный уровень участников дорожного движения, посчитав это самой главной проблемой. На втором уровне - недостаточно жесткие санкции за нарушение Правил дорожного движения, далее идут неэффективная организация дорожного движения и наличие привилегий у отдельных водителей.

Следует согласиться с мнением В.И. Майорова, который отмечает, что актуальность данной проблематики обусловлена многочисленностью и разноуровневостью источников правового регулирования деятельности субъектов, входящих в систему обеспечения общественной безопасности; разноот-раслевой принадлежностью источников правового регулирования; значительным удельным весом тех норм, которые регулируют деятельность соответствующих органов не прямо, а косвенно, зачастую не уточняя компетенцию, полномочия, но возлагая на них обязанности без определения механизмов их реализации [3, с. 89].

Дорожно-транспортное преступление -наиболее широко представленная разновидность неосторожных преступлений, изучение криминологических особенностей которых позволяет уяснить сущность совершенных виновно дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой наступление предусмотренных законом последствий (либо преступление, либо административный деликт). Разработанные криминологической наукой общие методологические положения о причинах преступности как негативного социального явления распространяются и на дорожно-транспортные преступления [3, с. 89]. Также следует согласиться с мнением о том, что региональные программы профилактики дорожно-транспортных происшествий являются одним из основных факторов, существенно

влияющих на уровень травматизма на дорогах [5, с. 766].

В то же время относительная самостоятельность и специфика дорожно-транспортного происшествия как элемента дорожно-транспортного преступления предопределяет необходимость выделения некоторых общих положений, определения специфических причин, их соотношения с причинами конкретных правонарушений и преступлений, выявления криминогенных условий, способствующих развитию автотранспортной преступности.

В чем же заключается практическая значимость изучения этих проблем? По мнению авторов, этот вопрос заключается прежде всего в том, что многие ученые в современных социально-экономических и правовых условиях, ведя речь о безопасности дорожного движения, продолжают «бороться» с травматизмом и аварийностью неэффективными устаревшими методами, невольно подменяя понятие «воздействие на аварийность» понятием «борьба с аварийностью», обедняя тем самым имеющийся арсенал воздействия на это социальное явление. Возможно, это связано с тем, что в России, несмотря на всю сложность обстановки с преступностью, нет единой системы органов, ведущих предупредительную деятельность, а также единого закона, регулирующего эту деятельность. Неоднократно предпринимаемые попытки разработки и обсуждения законопроектов профилактической направленности по обеспечению безопасности дорожного движения не дали результата по причине отсутствия должного нормативно-правового и организационного обеспечения [5, с. 110]. Зарубежный опыт в этом плане более показателен. Так, в США, например, все стандарты, определяющие структуру региональных программ и минимальные требования к ним, разделены на две основные группы. Стандарты первой группы устанавливают требования к работе организаций, выполняющие важные функции в сфере обеспе-

чения дорожного движения и его безопасности; вторую группу составили стандарты по проведению мероприятий по обеспечению транспортного процесса, от которых зависит уровень безопасности дорожного движения. Как справедливо отмечают В.И. Майоров и В.Е. Севрюгин [5, с. 767], указанные две группы стандартов носят ярко выраженный целевой характер, что отличает их от национальных стандартов Российской Федерации.

На современном этапе развития Российского государства вопросам формирования и развития правоохранительной системы уделяется все больше внимания со стороны Президента РФ, Правительства и руководителей федеральных органов государственной власти. Обусловлено это тем, что деятельность правоохранительных органов неразрывно связана с жизнью российского сообщества, которое стремится к общему процессу развития российской государственности, превращению России в зрелое гражданское общество.

С учетом тех изменений, которые произошли в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве России, сегодня в стране идет процесс создания системы обеспечения общественной безопасности. «Как известно, системный подход (системный метод) относится к классу общенаучных понятий и категорий. В наиболее общей форме суть системного подхода (исследования) заключается в том, что оно предполагает всесторонний анализ сложных явлений - систем, части которых находятся между собой в органичном единстве и взаимодействии и подчинены одной цели» [4, с. 2532]. Целью деятельности этой системы должно стать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина путем достижения общественного порядка, в первую очередь, организацией и проведением на постоянной основе мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонаруше-

ний, соблюдению законности при осуществлении правоохранительной деятельности [4, с. 90].

На сегодняшний день разрабатывается множество программ, направленных на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов, снижение аварийности, повышение уровня безопасности дорожного движения. Анализ существующего состояния аварийности на дорогах города Челябинска показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения [7]. Именно регионы располагают основными ресурсами (хотя и в недостаточной степени), сокращая аварийность путем применения программно-целевого подхода к повышению уровня безопасности в дорожном движении, реализации разрешительных и контрольно-надзорных функций. Обеспечение безопасности в дорожном движении, общественной безопасности и охрана общественного порядка осуществляются в процессе единой деятельности (в первую очередь административно-надзорной) органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации), органов местного самоуправления [8, с. 36].

Сложная обстановка с аварийностью во многом объясняется следующими причинами:

- постоянно возрастающая мобильность населения;

- увеличение перевозок личным автотранспортом;

- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и пропускной способностью улично-дорожной сети города.

Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, рост количества дорожно-транспортных происшествий, увеличение количества заторов, нарушение экологической обстановки в городе.

Необходимо помнить, что «чем насущ-

нее задача безопасности дорожного движения, тем слабее эффект разрозненных действий» [2]. В настоящее время в городе Челябинске проводится поэтапное внедрение и развитие АСУДД1.

Кроме того, необходимо сказать, что на текущий момент созданная в России нормативная, научно-теоретическая база по профилактике преступности и правонарушений недостаточно эффективно и комплексно реализуется на практике, что обусловлено множеством факторов как объективного, так и субъективного свойства, как то: политической и социально-экономической ситуацией в стране, низким уровнем благосостояния населения, его культуры и образования, доступности и качества информации, отсутствием желания самого человека обезопасить себя от противоправных посягательств [9, с. 132].

Основным методом профилактики безопасности дорожного движения является, с нашей точки зрения, налаживание четкого и эффективного взаимодействия власти центра и регионов, что обеспечит реализацию всех необходимых целей и задач государственной политики на местах.

Предусмотренная программой реконструкция АСУДД позволит:

- осуществлять постоянный дистанцион-

ный контроль за работой светофорных объектов, их исправностью;

- производить видеофиксацию нарушений Правил дорожного движения с последующей передачей данных в Госавтоинспекцию для дальнейшей обработки;

- увеличить пропускную способность улично-дорожной сети города на 15-20%;

- снизить количество заторных ситуаций;

- обеспечить более комфортные и безопасные условия передвижения транспорта и пешеходов.

Важным элементом безопасности, организации и упорядочения дорожного движения является горизонтальная дорожная разметка. Она устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования участников дорожного движения.

Итак, среди всех возможных мер по улучшению дорожной ситуации, профилактики дорожно-транспортных правонарушений следует выделить два основных направления: необходимость развития дорожной инфраструктуры, совершенствование организации дорожного движения, а также разработка подробных региональных программ по предупреждению и профилактике ДТП.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выступление Президента России В.В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 4 марта 2015 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/47776

2. Майоров В.И. Дорожное движение и безопасность. Челябинск: Рекол, 1997. 152 с.

3. Майоров В.И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд: сборник избранных научных трудов. - Челябинск: СитиПринт, 2015. С. 89.

4. Майоров В.И. Социальное управление системой обеспечения безопасности в системе дорожного движения // Вестник Академии энциклопедических наук. 2015. № 3 (20). С. 25-32.

1 АСУДД - это комплексная система мониторинга и координированного управления транспортными и пешеходными потоками, которая позволяет осуществлять сбор, накопление и обработку статистической информации о транспортных потоках: скорость, интенсивность, плотность потока; имеет возможность интеграции с системой видеонаблюдения и видеодетектирования, с комплексами видеофиксации нарушений Правил дорожного движения.

5. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4. С. 766.

6. Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий: Монография. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. С. 4.

7. Муниципальная программа "Повышение безопасности дорожного движения в городе Челябинске" на 2016-2018 годы, в ред. Распоряжения Администрации города Челябинска от 31.12.2014 № 9333.

8. Назаров В.И., Майоров В.И. Целевые федеральные и региональные программы по обеспечению безопасности дорожного движения // Вестник Уральского финансового юридического института. 2015. № 1. С. 36.

9. Шемякина В.В. Криминальная субкультура в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 132.

11. Госавтоинспекция МВД России: Официальный сайт. URL : http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 10.02.2016).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ДЕНИСОВИЧ Вероника Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и права Института открытого и дистанционного образования НИУ "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.

E-mail: Vera. denisovich. [email protected]

КУЛЯШОВ Максим Николаевич, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск.

E-mail: Vera. denisovich. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.