Научная статья на тему 'Оценка регионального потребительского рынка продовольственных товаров Санкт-Петербурга в условиях импортозамещения'

Оценка регионального потребительского рынка продовольственных товаров Санкт-Петербурга в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / FOOD PRODUCTS / НОРМАТИВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / FOOD CONSUMPTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MARKETING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Федюнина Анна Николаевна

В статье рассматривается состояние розничной торговли в Российской Федерации, выполнена оценка регионального потребительского рынка продовольственных товаров Санкт-Петербурга в условиях импортозамещения. Рассмотрено влияние введения экономических санкций на обеспеченность граждан города основными продуктами питания. Обоснована роль использования маркетинговых технологий для увеличения объемов продаж продовольственных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Regional Consumer Market of Food Products of St. Petersburg in Terms of Import Substitution

The article discusses the state of retail trade in the Russian Federation, the assessment of the regional consumer market of food products of St. Petersburg in conditions of import substitution. Examines the impact of economic sanctions on the provision of citizens with basic foodstuffs. The role of the use of marketing techniques to increase sales of food products. The role of the use of marketing techniques to increase sales of food products.

Текст научной работы на тему «Оценка регионального потребительского рынка продовольственных товаров Санкт-Петербурга в условиях импортозамещения»

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Красюк Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор - зам. директора по НИР, Высшая школа внутренней и внешней торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29 ¡ri-krasjuk@yandex.ru

Федюнина Анна Николаевна,

магистрант 2 курса, Высшая школа внутренней и внешней торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29 ankofedi@ya.ru

В статье рассматривается состояние розничной торговли в Российской Федерации, выполнена оценка регионального потребительского рынка продовольственных товаров Санкт-Петербурга в условиях импортозамещения. Рассмотрено влияние введения экономических санкций на обеспеченность граждан города основными продуктами питания. Обоснована роль использования маркетинговых технологий для увеличения объемов продаж продовольственных товаров.

Ключевые слова: розничная торговля; продовольственные товары; норматив потребления продуктов питания; экономические санкции; маркетинговые технологии.

Развитие розничной торговли взаимосвязано с экономикой страны, изменения в структуре и составе экономики проецируют новую схему обеспечения товарными ресурсами. Нивелирование потребительских рисков при неудовлетворенном покупательском спросе достигается, с одной стороны, поставками по импорту, а с другой — доступной системой потребительского кредитования. В качестве одного из конкурентных преимуществ некоторых субъектов Российской Федерации можно выделить удобное геополитическое положение, например, когда границы федерального округа совпадают с естественными границами страны. Данный фактор является дополнительным стимулом усиления интенсивности покупательского спроса, поскольку тесное экономическое сотрудничество приграничных регионов работает на развитие экономики

обоих стран, интеграцию и дальнейшее взаимодействие. Поэтому введение экономических санкций усложнило дальнейшие интеграционные процессы,развитие культурных связей, создало условия для неопределенности и ограничения в области политического, социального и экономического взаимодействия. Изменение институциональной среды розничной торговли, осуществляющей реализацию продуктов питания, способствовало появлению конфликтов интересов: отечественные продукты вытесняют импортные, происходят изменения в позициях фирм на рынке, которые сопровождаются реструктуризацией бизнеса, изменением уровня доходов, повышением издержко-емкости.

Новые цели и задачи, реализуемые экономикой страны, способствуют изменению деловой активности предприятий, импортозаме-

щение предполагает синергетику действий промышленности, сельского хозяйства, торговли; дополнительное инвестирование программ, направленных на развитие отечественного производства. Необходимость инвестирования в реальный сектор экономики страны была рассмотрена и обоснована в работах В.А. Романова [1], С.М. Крымова [2, 3], Б.Ч. Месхи [4], И.А. Дудаковой [5].

Проводимая политика импортозамещения направлена на обеспечение Продовольственной безопасности, она обусловила изменение вектора закупочной политики торговых сетей в направлении российских предприятий. Теоретические проблемы и практические аспекты обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне были освещены в работах таких авторов, как В.В. Бахарев [6, 7], И.А. Капустина [8], О.В. Ильина [9], Т.В. Кирил-

лова [10]. Современное состояние и вопросы регионального развития торговли были достаточно подробно рассмотрены в работах И.А. Красюк [11, 12, 13].

В данной статье мы продолжим наши исследования, начатые в работах [14, 15,16], в области анализа и оценки развития внутренней торговли.

Реализация продовольственных товаров отечественного производства способствует развитию сельского хозяйства, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговые поступления в бюджет страны.

Рынок продовольственных товаров является важной составляющей экономики страны, так как от его стабильной работы зависит обеспеченность людей продуктами питания, что поддерживает укрепление здоровья и нормальное функционирование всего организма в целом [17]. В качестве основных характеристик рынка продовольственных товаров выделяют следующие: достаточное количество и хорошее качество продуктов питания, безопасность для жизни и здоровья людей, широкий ассортимент, необходимая питательная ценность [18].

На процесс принятия решения о покупке оказывают влияние и другие факторы: конъюнктура рынка, уровень цен, деловая репутация производителей, традиции потребления, культура национальной кухни.

В настоящее время активно развивается реализация товаров под маркой СТМ, использование данного инструмента маркетинга гарантирует потребителю высокое качество, торговые сети снижают издержки по продвижению продовольственных товаров. Торговые сети используют различные маркетинговые технологии для увели-

чения объемов продаж: проведение семплинг-акций, использование инструментария мерчандай-зинга, брендинг и др. Для маркетинговых технологий характерна интеграция средств, методов, процессов, используемых для изменения ситуации на потребительском рынке. Последовательность маркетинговых действий обеспечивает динамичный рост развития потребительского рынка и, в первую очередь, розничной торговли продовольственными товарами. Важным показателем, характеризующим состояние экономики, является обеспечение торговли отечественными товарными ресурсами. В таблице 1 [19] представлена информация, показывающая долю импорта в объеме то-

варных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации в процентах.

Структура оборота розничной торговли имеет стабильный характер, наибольший объем занимают непродовольственные товары. Однако доля продовольственной группы постепенно увеличивается — от 45,6% (2008 г.) до 48,6% (2015 г.). Данная информация представлена на рисунке 1 [20].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в структуре розничной торговли более 50% занимают непродовольственные товары. Изменение экономической ситуации в стране сформировало новые приоритеты в работе с потребителями. Необходимо не

Таблица 1

Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации, %

Период Доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами

2005 45 36

2006 46 35

2007 47 36

2008 44 33

2009 41 33

2010 44 34

2011 43 33

2012 44 34

2013 44 36

2014 42 34

2015 38 28

2016

I квартал 38 24

II квартал 36 22

ц I I I I I

60% 40% 20% 0%

47,7

46,6

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

□ Продовольственные товары

] Непродовольственные товары

Рис. 1. Структура оборота розничной торговли, %

48,6

48,7

45,6

только разработать систему стимулирования, например, предложить различные скидки, но и правильно донести информацию о них, то есть убедить потребителя, что ему нужна именно эта скидка. Введение санкций, изменение экономической ситуации в стране оказало влияние на сегментацию потребителей, которые совершают большинство покупок в экономичном формате.

Рассмотрим на примере Санкт-Петербурга, каким образом изменилась ситуация на потребительском рынке продовольственных товаров. В структуре оборота торговли по-прежнему лидирует группа непродовольственных товаров- 65% [21].

Одним из факторов, оказывающих влияние на оборот розничной торговли, является индекс потребительских цен, в 2015 году его значение составило 113,2% по сравнению с 2014 годом. Данная информация представлена на рисунке 2 [22].

Далее выполним оценку структуры расходов на покупку продуктов питания в расчете на одного члена семьи в месяц за период 2008 — 2015 г.г., на основании данных, представленных в таблице 2 [23].

Выполним расчет расходов на покупку основных продуктов питания в месяц при условии, что среднестатистическая семья состоит из 3 человек, по формуле (1), в качестве расчетных данных будем использовать информацию за 2015год:

ХПР = ПР * О, (1)

прод прод 7 4 '

где

ХПРпрод — совокупные потребительские расходы на покупку продуктов питания в месяц, руб.; ПРпрод — потребительские расходы на покупку продуктов питания в месяц, на одного человека, руб.; О — количество членов семьи.

ХПРпрол = 6 134 * 3 = 18 402 руб.

прод

Как свидетельствуют официальные статистические данные, основные расходы приходятся на такие группы товаров, как: мясо

и мясопродукты (24,1%); молоко и молочные продукты (19%); хлебные продукты (14,9%).

Анализируя информацию, представленную на рисунке 2, мы видим, что в 2015 году доля продовольственных товаров составила 48,6%, а непродовольственных, соответственно. 51,4%. Мы можем определить сумму совокупных потребительских расходов на приобретение как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

ПР„епр„„ = 18 402:48,65 * 51,4:

непрод ' '

19 442 руб. ХПР = ПР +ПР =

непрод прод

= 19 442 + 18 402 = 37 844 руб.

Информация о распределении домашних хозяйств по уровню дохода в г. Санкт-Петербурге представлена в таблице 3 [24].

20 15 10 5

6,3

7,2

4,4

7,2

18,4

12,2

13,2

14

0 +- 2013 год 2014 год 2015 год

□ Индекс общий □ Непродовольственные товары □ Продовольственные товары □ Услуги населению

Рис. 2. Рост индекса потребительских цен в Санкт-Петербурге, %

Таблица 2

Структура расходов на покупку продуктов питания по г. Санкт-Петербург за 2008—2015 гг.

16,2

13,3

8,9

8,2

Год Расходы на покупку продуктов питания, руб./мес. В том числе, %

Хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Мясо и мясо-продукты Рыба и рыбо-продукты Молоко и молочные продукты Сахар и кондитерские изделия Яйца Масло растительное и другие жиры Чай, кофе и др.

2008 3 393 14,4 2,5 10,5 7,7 28,8 6,8 15,3 3,3 2,0 1,7 7,0

2009 3 835 14,2 2,9 10,0 7,8 29,7 6,0 14,9 3,9 2,0 1,3 7,3

2010 4 614 13,9 2,7 10,1 7,6 29,1 6,6 15,0 4,2 1,5 1,2 8,1

2011 4 860 15,3 2,8 9,8 8,1 26,8 6,4 16,1 4,4 1,5 1,4 7,4

2012 5 147 15,1 2,0 9,9 8,2 26,3 6,6 16,6 4,4 1,5 1,4 8,0

2013 5 560 15,3 2,2 9,7 7,8 25,0 6,7 17,6 4,6 1,4 1,3 8,4

2014 5 946 15,2 2,2 10,8 7,6 24,0 6,5 19,0 4,4 1,5 1,1 7,7

2015 6 134 14,9 2,0 10,7 8,1 24,1 6,1 19,0 4,7 1,5 1,2 7,7

Для того чтобы полностью себя обеспечивать, доход семьи должен составлять не менее 37 844 руб. На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что большая часть населения (52,1%) г. Санкт-Петербурга имеет доход свыше 50 000 руб. и способна обеспечить себя всем необходимым. За указанный период четко прослеживается тенденция роста не только расходов на покупку продовольственных товаров, но и доходов населения в целом. Также увеличение доходов домашних хозяйств и, следовательно, сокращение масштабов бедности населения определяют экономическую доступность продуктов питания.

Для объективной оценки современного состояния торговли продовольственными товарами Санкт-Петербурга выполним оценку индивидуального потребления. Данный показатель характеризует размер потребления на душу населения. Он определяется в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения, как в целом, так и по отдельным его социальным группам. В таблице 4 представлена информация, отражающая общее потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения Санкт-Петербурга, в период 2008—2015 гг., по данным Петро-стата и Федеральной службы Государственной статистики [25].

Поскольку нет информации по потреблению рыбы и рыбопродуктов за период 2013—2015 гг., а группа «яйца и яйцепродукты» имеет иные единицы измерения, представленные показатели были приняты без учета этих категорий, при цепном анализе эти группы товаров не учитывались. Данная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информация представлена в таблице 5.

В указанный период соотношение показателей в %-ом выражении приблизительно составляет 100% (отклонение не более ±3,9%).

В 2013 году в Санкт-Петербурге Законодательным Собранием был принят закон №761-135 «О потребительской корзине для основных социально-демографических

Распределение домашних.

групп населения в Санкт-Петербурге»; в статье 1 были установлены объем и состав продуктов питания, составляющих потребительскую корзину. Закон установил нормы для всех социально-демографических групп населения до 2018 года, но для анализа нам потребуется только часть данных, а именно потребительская корзина трудоспособного населения [26]. Данная информация представлена в таблице 6.

Таблица 3

яйств по уровню дохода, %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Все домашние хозяйства, из них по уровню дохода: 100 100 100 100 100 100 100 100

До 7 500 1,2 0,6 0,3 0,1 0,2 0,1 - -

7 500,1 - 10 000,0 3,1 2,8 2,6 1,9 1,4 0,6 0,4 0,4

10 000,1 - 20 000,0 13,7 12,9 11,1 9,5 8,7 8,7 6,7 6,0

20 000,1 - 30 000,0 16,6 17,9 16,8 13,5 14,5 14,8 12,0 11,8

30 000,1 - 40 000,0 30,6 28,7 23,8 20,7 16,1 13,8 15,6 16,3

40 000,1 - 50 000,0 16,1 15,0 14,1 16,1 16,2 14,9 14,3 13,4

Более 50 000,0 18,7 22,1 31,3 38,2 42,9 47,1 51,0 52,1

Потребление основных продуктов питания Таблица 4

Значение, кг на душу Год

населения в год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Потребление основных продуктов питания 744,4 754,5 784 783,2 754,2 742,7 738,5 739,8

Таблица 5

Цепной анализ потребления основных продуктов питания

Показатель 2009/ 2008 2010/ 2009 2011/ 2010 2012/ 2011 2013/ 2012 2014/ 2013 2015/ 2014

Соотношение, % 101,36 103,91 99,90 96,30 98,47 99,43 100,18

Таблица 6

Состав и объем продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину трудоспособного населения согласно закону «О потребительской корзине»

Наименование продукта Объем потребления, на 1 чел. в год

Мясо и мясопродукты, кг 58,9

Молоко и молочные продукты, кг 290,8

Яйца и яйцепродукты, штук 210

Сахар, кг 23,8

Рыба и рыбопродукты, кг 19,0

Масло растительное, кг 11,6

Картофель, кг 87,9

Овощи и производственные бахчевые культуры, кг 115,2

Фрукты и ягоды, кг 60,0

Хлебные продукты, кг 130,6

Прочие продукты (соль, чай, специи), кг 4,9

В таблице 7приведено фактическое количество основных потребляемых продуктов питания населением Санкт-Петербурга за период 2008—2015 гг., по данным Петростата [27]. Выделим среднее значение по периоду и сравним его с установленной законом нормой потребления, данная информация представлена в таблице 8.

За анализируемый период структура потребления продуктов питания населением г. Санкт-Петербурга не претерпела значительных изменений. В целом за период 2008—2015 гг. максимальные изменения относятся к группам: хлебные продукты (снижение на 33 кг), молоко и молочные продукты (рост на 22 кг), овощи и производственные бахчевые (рост на

10 кг). Минимальные изменения затронули группы: мясо и мясопродукты (рост на 1 кг), сахар (рост на 2 кг), масло растительное (снижение на 2,8 кг).

Сравнительный анализ средних фактических значений и рациональных норм потребления по г. Санкт-Петербургу демонстрирует обеспеченность населения 6 из 10 основных продуктов питания, а именно: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца и яйцепродукты, сахар, масло растительное, фрукты и ягоды. Основная проблема региона связана с недостаточным потреблением овощей и производственных бахчевых культур (отклонение на — 38 кг), что может быть следствием довольно высоких цен на

данную группу товаров в зимний и весенний периоды. Также невыполнение норм потребления наблюдается у групп: картофель — на 17,4 кг, хлебные продукты — на 25,4 кг, рыба и рыбопродукты — на 1,7 кг. Однако, средние значения потребления по категориям: сахар и яйца и яйцепродукты значительно выше установленных норм: на 50,84 и 50,81% соответственно. Полученные результаты говорят о том, что рацион питания населения г. Санкт-Петербурга недостаточно сбалансирован по основным продовольственным группам.

16 декабря 2015 года Законодательным Собранием г. Санкт-Петербурга был принят закон №841-168 «Об обеспечении продовольствен-

Таблица 7

Фактическое потребление продуктов питания населением Санкт-Петербурга

Наименование продукта 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Среднее по годам

Мясо и мясопродукты, кг 70 69 69 71 70 71 70 71 70,1

Молоко и молочные продукты, кг 290 303 320 314 315 315 312 312 310,1

Яйца и яйцепродукты, штук 310 320 319 316 318 318 318 315 316,7

Сахар, кг 37 34 36 35 36 36 37 39 35,9

Рыба и рыбопродукты, кг 16,8 16 18,1 17,9 17,9 - - - 17,3

Масло растительное, кг 13,6 12,5 12,9 12,3 12,3 11,7 11,5 10,8 12,2

Картофель, кг 68 69 68 68 71 72 73 75 70,5

Овощи и производственные бахчевые культуры, кг 69 73 75 78 81 81 82 79 77,2

Фрукты и ягоды, кг 57 57 61 64 64 67 65 63 62,2

Хлебные продукты, кг 123 121 124 123 87 89 88 90 105,2

Таблица 8

Сравнение средних фактических значений и норм потребления, установленных законом

Наименование продукта Норма потребления по закону Среднее фактическое значение Отклонение, +/- Отклонение, %

Мясо и мясопродукты, кг 58,9 70,1 + 11,2 + 19,01

Молоко и молочные продукты, кг 290,8 310,1 + 19,3 + 6,64

Яйца и яйцепродукты, штук 210 316,7 + 106,7 + 50,81

Сахар, кг 23,8 35,9 + 12,1 + 50,84

Рыба и рыбопродукты, кг 19,0 17,3 - 1,7 - 8,95

Масло растительное, кг 11,6 12,2 + 0,6 + 5,17

Картофель, кг 87,9 70,5 - 17,4 - 19,79

Овощи и производственные бахчевые культуры, кг 115,2 77,2 - 38 - 32,99

Фрукты и ягоды, кг 60,0 62,2 + 2,2 + 3,67

Хлебные продукты, кг 130,6 105,2 - 25,4 - 19,45

ной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге», вступивший в силу 1 января 2016 года. Он определил направления деятельности хозяйствующих субъектов, регулируемые данным законом и создающие условия для обеспечения населения продовольствием и снижения зависимости от импортных поставок [28]:

♦ обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией;

♦ обеспечение населения безопасным сырьем и продовольствием;

♦ стабильность продовольственного рынка;

♦ устойчивое развитие агропромышленного рынка;

♦ эффективное межрегиональное сотрудничество в сфере продовольственной безопасности;

♦ поддержка сельскохозяйственного производства.

Кроме того были сформулированы вопросы импортозаме-щения, оказывающие влияние непосредственно на качество потребления продовольствия. Данная информация представлена на рисунке 3 [29].

Информация, представленная на рисунке, говорит о том, что

разрабатываемые государством программы делают акцент на поддержку развития сельскохозяйственной, производственной сферы; создают условия для решения проблемы самообеспечения региона необходимыми продовольственными товарами по доступной цене и достойного качества. В условиях импортозамеще-ния рынок продовольственных товаров не способен эффективно функционировать при отсутствии поддержки со стороны государства. Поэтому актуализируются вопросы государственной поддержки продовольственного рынка, персональной ответственности за реализацией государственных программ.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Значительных изменений в душевом потреблении основных продуктов питания за 2008 — 2015 гг. не обнаружено. Наблюдается снижение нормы потребления следующих товарных групп: овощи и производственные бахчевые культуры на 38,0 кг; картофеля на 17,4 кг; хлебных продуктов на 25, 4 кг. Потребление по остальным товарным группам осталось

в пределах нормы. В целом население Санкт-Петербурга за анализируемый отрезок времени потребляет продукты питания на стабильном уровне, а именно 740 кг в год на душу населения, за исключением данных по рыбе, рыбопродуктам, яйцам и яйцепродук-там.

2. За анализируемый период одновременно с постепенным увеличением доходов населения, росли и расходы на продукты питания. В настоящее время в Санкт-Петербурге большая часть домашних хозяйств обладает доходом свыше 50 000 руб. Средняя семья, состоящая из трех человек, тратит на покупку продовольственных товаров около 18 402 руб. Основные расходы приходятся на мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, и хлебные продукты. Несмотря на некоторый рост, цены на продовольственные товары являются доступными для большинства населения.

3. Выполненная оценка потребления основных продуктов питания населением Санкт-Петербурга в соответствии с нормами потребления, указанными в Законе «О потребительской корзине», показала, что рацион стандартного потребителя не сбалансирован

Л

Обеспечение потребностей населения в основных видах продовольствия в пределах рациональных норм потребления

Стабильное развитие производства продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной безопасности

ш ш

Достижение и поддержание физической и экономической доступности безопасных пищевых

продуктов

о

Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

и

Финансовая, информационная и консультационная поддержка сельскохозяйственных

товаропроизводителей

Развитие ресурсно-сырьевой базы для производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе долгосрочных договорных отношений

Рис. 3. Влияние импортозамещения на потребление продовольствия

в полной мере. Недостаточный уровень потребления наблюдается по 4 из 10 основным позициям: овощи и производственные бахчевые культуры, картофель, хлебные продукты, рыба и рыбопродукты. В то же время потребление сахара, яиц и яйцепродуктов значительно превосходит нормативные значения.

4. Для решения данной проблемы надо создать условия для обеспечения основными продуктами питания российского производства. Финансирование проек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тов по импортозамещению и государственное регулирование вопросов в области обеспечения продовольственной безопасности г. Санкт-Петербурга; внедрение государственных программ, направленных на поддержку российского производителя, создают необходимые условия для того, чтобы город мог полностью обеспечивать себя продовольствием в достаточном количестве и ассортименте.

5. В продовольственной торговле активно развивается реа-

лизация товаров под маркой СТМ, что позволяет снижать издержки, связанные с продвижением товаров. В условиях импор-тозамещения актуализируются задачи по использованию марке-тинговыхтехнологий для увеличения объемов продаж: проведение семплинг-акций, использование инструментария мерчандайзинга, брендинг и др.; последовательность маркетинговых действий обеспечивает динамичный рост развития потребительского рынка.

ИСТОЧНИКИ

1. Дудакова И.А, Романов В.А. Стратегические ориентиры формирования инвестиционной политики на предприятиях машиностроения: монография. Шахты, 2005. 174 с.

2. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 176 с.

3. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С.832-835.

4. Крымов С.М, Месхи Б.Ч., Дудакова И.А. Организация производства, инновационная деятельность и маркетинг: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011. 155 с.

5. Месхи Б.Ч., Крымов С.М., Дудакова И.А. Методы привлечения инвестиций в организацию производственных процессов предприятия машиностроения // Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография /Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2010. С. 87—114.

6. Бахарев В.В. Экономические аспекты регионального развития торговли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2 (61-2). С.339—342.

7. Nadtochy Y.V., Danilina M.V., Klochko E.N., Gurieva L.K., BazhenovR.i, Bakharev V.V. Economie factors and conditions for the transformation of the éducation services market in the context of globalization // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 33—39.

8. Капустина И.В. Организация мониторинга в сфере продовольственной безопасности // Символ науки. 2016. № 8-1. С. 107—111.

9. Ильина О.В., Капустина И.В. Обоснование методических подходов к определению системы показателей продовольственной безопасности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Проблемы современной экономики. 2015. №4(56). С. 211—214.

10. Кириллова Т.В. Демпинг и конкуренция на внешнеторговом рынке // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 1 (9). С. 21—27.

11. Дудакова И.А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах: монография. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. 198 с.

12. Дудакова И.А. Маркетинговая парадигма формирования инфраструктуры розничной торговли в регионах: монография. М.: Дашков и К, 2008. 184 с.

13. Дудакова И.А. Сервисная ориентация в современной концепции маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №5. С.123—125.

14. КрасюкИ.А., Медведева Ю.Ю., МагомедовМ.Г. Собственные торговые марки как инструмент маркетингового развития торговых розничных сетей: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. 165 с.

15. Красюк И.А. Продовольственная безопасность России в современных экономических условиях // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. Т. 2015. № 5. С. 68—75.

16. Кхалаф К.З., Красюк И.А. К вопросу об оценке макроэкономических показателей торговли на примере продовольственного рынка г. Санкт-Петербурга // В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 59—73.

17. Россик Е.Я. Толковый словарь экономических терминов и понятий. Изд. 2-е. Ростов на Дону: Феникс, 2013. 109 с.

18. Качалов И.В. Продовольственный рынок России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 6. С. 25—29.

19. Официальный сайт Росстата. Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/import-zam/3-8.xls (Дата обращения: 25.09.2016).

20. Официальный сайт Росстата. Товарная структура оборота розничной торговли за 2008—2015 гг. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d2/21-06.htm (Дата обращения: 25.09.2016).

21. Официальный сайт «Shopolog.ru: все о электронной коммерции (ecommerce) и ритейле (retail)». С.-Петербург: показатели розничной торговли, уровень предложения торговой недвижимости. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.shopolog.ru/news/sankt-peterburg-pokazateli-roznichnoy-torgovli-uroven-predlozheniya-torgovoy/ (Дата обращения: 25.09.2016).

22. Там же.

23. Официальный сайт Росстата. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. Структура расходов на продукты питания. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_102/IssWWW.exe/Stg/god/ 02-06.htm (Дата обращения: 25.09.2016).

24. Официальный сайт Петростата. Статистический бюллетень. Доходы и расходы домашних хозяйств Санкт-Петербурга. [Электронный источник] Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ (Дата обращения: 25.09.2016).

25. Официальный сайт Петростата. Потребление основных продуктов питания населением Санкт-Петербурга за период 2008—2015 гг. [Электронный источник] Режим доступа: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ resources/ (Дата обращения: 26.09.2016).

26. Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года №761-135 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге»

27. Официальный сайт Петростата. Указ. соч.

28. Закон Санкт-Петербурга от 16 декабря 2015 года №841-168 «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге».

29. Там же.

Assessment of the Regional Consumer Market of Food Products of St. Petersburg in Terms of Import Substitution Krasyuk Irina Anatolyevna,

doctor of Economics, Professor, Professor, Deputy Director for scientific work of Higher school of internal and external trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Polytechnicheskaya 29, Saint Petersburg, 195251, Russian Federation (iri-krasjuk@yandex.ru)

Fedyunina Anna Nikolaevna,

2-year student, Higher school of internal and external trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Polytechnicheskaya 29, Saint Petersburg, 195251, Russian Federation (ankofedi@ya.ru)

The article discusses the state of retail trade in the Russian Federation, the assessment of the regional consumer market of food products of St. Petersburg in conditions of import substitution. Examines the impact of economic sanctions on the provision of citizens with basic foodstuffs. The role of the use of marketing techniques to increase sales of food products. The role of the use of marketing techniques to increase sales of food products.

Keywords: retail trade; food products; food consumption; economic sanctions; marketing technology.

REFERENCES

1. Dudakova, I.A.; Romanov, V.A. (2005) Strategicheskie orientiry formirovaniyainvestiysionnoypolitikinapredpriyatiyakh masinostroeniya: monografiya [Strategic guidelines of the investment policy at machine-building enterprises: monograph]. Shakhti, 2005, 174 p.

2. Krymov, S.M. (2012) Aktualnie problemi organizatsiiproizvodstva, marketinga i menedzhmenta: monografiya [Actual problems of organization of production, marketing and management: monograph]. Donskoy gosudarstvenniy tekhnicheskiy universitet [Don State Technical University]. Rostov-on-don, 2012, 176 p.

3. Krymov, S.M. (2015) Razvitie predpriyatiy v klasternikh obrazovaniyakh [The Development of enterprises in cluster formations]. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2015, no. 10-2 (63-2), pp. 832—835.

4. Krymov, S.M.; Meskhi, B.Ch.; Dudakova, I.A. (2011) Organizatsiyaproizvodstva, innovatsionnaya deyatelnosC i marketing: monografiya [Organization of production, innovation and marketing: monograph]. Rostov-on-don: DGTU Publishing center, 2011, 155 p.

5. Meskhi, B.Ch.; Krymov, S.M.; Dudakova, I.A. (2010) Metodi privlecheniya investitsiy v organizatsiyu proizvodstvennikh protsessov predpriyatiya mashinostroeniya [Methods of attracting investments in production processes of machine-building enterprises]. Sovremennie problemi organizatsii proizvodstva, marketinga i rinka nedvizhimosti: kollektivnaya monografiya [Modern problems of organization of production, marketing and the real estate market: the collective monograph]. Donskoy gosudarstvenniy tekhnicheskiy universitet [Don StateTtechnical University], Rostov-on-don, 2010, pp. 87 —114.

6. Bakharev, V.V. (2015) Ekonomicheskie aspekti regionalnogo razvitiya torgovli [Economic aspects of regional trade development]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2015, no. 8-2 (61-2), pp. 339—342.

7. Nadtochy, Y.V.; Danilina, M.V.; Klochko, E.N.; Gurieva, L.K.; Bazhenov, R.I.; Bakharev, V.V. Economic factors and conditions for the transformation of the education services market in the context of globalization. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. S1, pp. 33—39.

8. Kapustina, I.B. (2016) Organizatsuya monitoringa v sfere prodovolstvennoy bezopasnosti [Organization of monitoring in the field of food security]. Simvol nauki [Symbol of science], 2016, no. 8-1, pp. 107—111.

9. Ilyina, O.V.; Kapustina, I.V. (2015) Obosnovanie metodicheskikh podkhodov k opredeleniyu sistemi pokazateley prodovolstvennoy bezopasnosti regiona (na primere Sankt-Peterburga) [Substantiation of methodical approaches to definition of system of indicators of food security in the region (on example of St. Petersburg)]. Problemi sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economy], 2015, no. 4 (56), pp. 211—214.

10. Kirillova, T.V. (2015) Demping i konkurentsiya na vneshnetorgovom rinke [Dumping and competition in foreign market]. Problemi ekonomiki i upravleniya v torgovle i promishlennosti [Problems of Economics and management in trade and industry], 2015, no. 1 (9), pp. 21—27.

11. Dudakova, I.A. (2006) Tendentsii razmeshcheniya, formirovaniya i razvitiya roznichnikh torgovikh setey v regionakh: monografiya [Trends in placement, formation and development of retail chains in the regions: monograph]. Shakhti, Publishing House of YuRGUES, 2006, 198 p.

12. Dudakova, I.A. (2008) Marketingovaya paradigma formirovaniya infrastrukturi roznichnoy torgovli v regionakh: monografiya [Marketing paradigm for the formation of the infrastructure of retail trade in the regions: monograph]. Moscow, Dashkov &Co Publ., 2008, 184 p.

13. Dudakova, I.A. (2007) Servisnaya orientatsiya v sovremennoy kontseptsii marketinga [Service orientation in modern concepts of marketing]. Marketing v Rossiiiza rubezhom [Marketing in Russia and abroad], 2007, no. 5, pp. 123—125.

14. Krasyuk, A.I.; Medvedeva, Yu.Yu.; Magomedov, M.G. (2013) Sobstvennie torgovie marki kakinstrumentmarketingovogo razvitiya torgovikh roznichnikh setey: monografiya [Own brand as a tool of marketing development of retail networks: monograph]. Rostov-on-Don, DGTU Publ., 2013, 165 p.

15. Krasyuk, A.I. (2015) Prodovolstvennaya bezopasnost" Rossii v sovremennikh ekonomicheskikh usloviyakh [Food safety of Russia in modern economic conditions]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik[Russian foreign economic Bulletin], 2015, vol. 2015, no. 5, pp. 68—75.

16. Khalaf, K.Z.; Krasyuk, I.A. (2015) K voprosu ob otsenke makroekonomicheskikh pokazateley torgovli na primere prodovolstvennogo rinka goroda Sankt-Peterburga [To the question of assessing the macroeconomic indicators trade on the example of the food market of St. Petersburg]. V mire nauchnikh otkritiy [World of scientific discoveries], 2015, no. 5 (65), pp. 59-73.

17. Rossick, E.Y. (2013) Tolkoviy slovar' ekonomicheskikh terminovi ponyatiy. Izdanie 2 [Explanatory dictionary of economic terms and concepts. Ed. 2]. Rostov-on-don, Phoenix Publ., 2013, 109 p.

18. Kachalov, I.V. (2012) Prodovolstvenniy rinok Rossii [Food market of Russia]. Marketing i marketingovie issledovaniya [Marketing and marketing research], 2012, no. 6, pp. 25—29.

19. Official website of Rosstat. The share of imports in the volume of commodity resources of retail trade in the Russian Federation. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/import-zam/3-8.xls (accessed 2016. 09.25).

20. Official website of Rosstat. Commodity structure of retail trade turnover in 2008—2015. Available at: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d2/21-06.htm (accessed 2016. 09.25).

21. Official website «Shopolog.ru: all about e-Commerce (ecommerce) and retail (retail)». S.-Petersburg: indices of retail trade, the level of supply of retail real estate. Available at: http://www.shopolog.ru/news/sankt-peterburg-pokazateli-roznichnoy-torgovli-uroven-predlozheniya-torgovoy/( accessed 2016. 09.25).

22. Ibid.

23. Official website of Rosstat. Income, expenditure and household consumption. The structure of expenses on food. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_102/IssWWW.exe/Stg/god/02-06.htm (accessed 2016. 09.25).

24. Official website Petrostat. Statistical Bulletin. Income and expenditure of households of Saint Petersburg. Available at: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ (accessed 2016. 09.25).

25. Official website Petrostat. Consumption of basic foodstuffs population of Saint-Petersburg for the period 2008—2015. Available at: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/ (accessed 2016. 09.25).

26. The law of St. Petersburg dated December 27, 2013 No. 761-135 «On the consumer basket for the main socio-demographic groups in St. Petersburg».

27. Official website Petrostat. Op. cit.

28. The law of St. Petersburg from December 16, 2015 No. 841-168 «On food security and support agricultural production in Saint-Petersburg».

29. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.