Х/дик Дарья Дмитриевна,
щ Як Бакалавр, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, [ ЛШШшш г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 кЬисКк_с1а5Ьа95@таМ
Функционирование товарного рынка исследовано с позиции маркетинговой составляющей в инновационном развитии сетевой торговли. Сетевые структуры торговли являются драйвером инновационных изменений. Однако они заинтересованы в первую очередь в освоении наиболее экономически привлекательных территорий, стараются минимизировать риски, связанные с региональным развитием. Развитие региональной торговли имеет инновационный характер и маркетинговую составляющую. Сеть должна адаптировать свои форматы к конкретной территории: необходима поликреодич-ность развития; обеспечение вложенности ассортимента сети в ассортимент региона. Деятельность сетевой торговли должна быть направлена во внешнюю среду и ориентирована на долгосрочную перспективу. При этом постоянное улучшение торгово-технологического процесса рассматривается уже не как затраты, а как долговременные инвестиции, способные принести наибольшую отдачу. Инновации в торговле - это гарантия высокой культуры обслуживания покупателей, высокие требования к качеству поступающих товаров, внедрение программных продуктов в торгово-технологиче-ский процесс. Одна из инновационных форм торгового процесса связывается с широким внедрением системы самообслуживания, которая зародилась в странах Западной Европы. Важной инновацией во взаимоотношениях потребителей с торговой сетью является перманентное совершенствование системы дисконтных карт. Внедрение инноваций в торгово-технологический процесс, в частности, системы ЕГАИС и электронной ветеринарной сертификации, будут способствовать постепенному очищению российского рынка от фальсифицированных товаров, изменению конкурентной ситуации на потребительском рынке. Инновационное развитие сетевой торговли создает условия для развития добросовестной конкуренции.
Ключевые слова: инновации; торговые сети; маркетинг; конкурентные преимущества.
ИННОВАЦИИ В СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Красюк Ирина Анатольевна,
доктор экономических наук, профессор, зам. директора по НИР, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]
Кхалаф Карина Зиад,
Магистрант, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]
Сфера товарного обращения является важной составляющей экономики страны.Роль торговли в функционировании товарного рынка определяется экономическими показателями,характеризующими вклад торговли в экономику страны. Одним из главных показателей является доля торговли в ВВП страны: она составляет
11,8% или 14 388 млрд рублей. В общей сложности торговля обеспечивает около 60% всех налоговых поступлений в государственный бюджет, а также обеспечивает рабочими местами около 25% экономически активного населения страны*. Торговля выступает в роли проводника товаров от производителя к потреби-
телю. Развитие торговли в Российской Федерации регулируется государством.
Инновации и инвестиции всегда идут рядом. Куда необходимо осуществить дополнительное вложение инвестиционных ресурсов, какие инновационные изменения надо выполнить? Ответ на этот вопрос даст маркетинг [1].
* Федеральная служба государственной статистики официальный сайт: [Электронный ресурс]: gks.ru/free_doc/new_site/ business/torg/rozn/rozn26.xls (дата обращения 20.01.2017).
Маркетинговая составляющая инновационной деятельности определяет направления инновационных изменений в торговле, необходимых, с одной стороны, потребителю, а с другой — производителю. Сетевые структуры торговли являются драйвером инновационных изменений,поэтому внедрение инноваций в функционирование торговых сетей является необходимым условием эффективности развития торговли в Российской Федерации.
Анализируя информацию, представленную в таблице 1, можно сделать вывод, что доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота торговли постоянно увеличивается, в целом по Российской Федерации этот показатель равен 25%; по торговле пищевыми продуктами — 30,6%. Санкт-Петербург является лиде-
ром по уровню развития сетевой торговли, так в 2015 году торговля пищевыми продуктами осуществлялась преимущественно сетевыми структурами и составила 83,3%.
Для Санкт-Петербурга характерен высокий уровень развития не только сетевой торговли, но степень обеспеченности населения торговой площадью. Это обусловлено выгодным геополитическим расположением, особым федеральным статусом города, более высоким уровнем жизни населения и потребительской культурой, ориентированной на западноевропейские форматы потребления [2].
Сетевые структуры, обладая финансовыми, административными, управленческими ресурсами осваивают в первую очередь территории экономически привлека-
тельные, гарантирующие им высокий уровень дохода [3]. Они стараются минимизировать риски, связанные с региональным развитием. Развитие региональной торговли имеет инновационный характер и маркетинговую составляющую. Сеть должна адаптировать свои форматы к конкретной территории, мы имеем в виду поли-креодичность развития, и вложенность ассортимента сети в ассортимент региона [4].
Сложная экономическая ситуация приводит к тому, что происходит вымывание малых торговых форм, а структурный изоморфизм, характеризующий организационное построение торговли, не всегда соотвествует ментально-сти российского потребителя [5]. Специфика российского формата «магазин у дома» заключается в том, что уровень цен должен
Таблица 1
Доля торговых сетей в обороте розничной торговли в 2010—2015 гг.*
Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли Доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия
2009 2010 2011 2012 2013? 2014 2015 2011 2012 2013 2014 2015
Российская Федерация 15,1 17,5 18,4 20,5 21,9 22,9 25,0 21,8 24,0 25,8 27,9 30,6
Центральный федеральный округ 17,5 20,7 20,8 21,2 23,2 23,8 26,3 23,5 23,7 25,0 26,4 29,9
Московская область 27,0 27,4 27,4 28,1 33,6 33,1 36,5 31,9 34,3 40,7 43,5 44,9
г. Москва 14,6 19,6 18,7 19,1 20,4 20,4 21,8 18,2 17,8 16,8 17,3 19,1
Северо-Западный федеральный округ 29,5 32,2 34,0 37,6 36,9 39,1 41,5 42,1 44,6 47,8 51,5 55,3
Ленинградская область 30,2 31,5 31,7 37,2 39,3 44,4 45,9 37,4 43,9 49,2 55,7 57,1
г. Санкт-Петербург 45,2 48,8 51,1 53,7 49,3 52,1 52,8 71,2 72,0 74,0 80,9 83,3
Южный федеральный округ 15,6 15,7 17,9 20,0 20,9 22,1 23,8 21,8 24,8 25,5 27,9 29,5
Северо-Кавказский федеральный округ 4,0 5,0 5,8 6,3 6,2 5,8 5,8 5,7 6,1 6,0 6,0 5,9
Приволжский федеральный округ 12,3 14,8 16,8 18,8 20,5 22,3 23,4 21,6 24,4 26,6 30,0 31,6
Уральский федеральный округ 9,4 12,1 13,6 17,7 19,2 21,3 24,8 17,0 22,5 24,3 28,3 33,6
Сибирский федеральный округ 13,0 14,7 14,9 20,7 22,4 23,2 25,7 17,6 23,7 26,5 28,4 31,1
Дальневосточный федеральный округ 7,2 7,7 7,6 9,0 9,8 10,8 11,5 6,2 7,7 11,3 13,1 12,3
Крымский федеральный округ - - - - - 4,2 20,2 - - - 1,8 18,8
Республика Крым - - - - - 4,7 20,3 - - - 1,8 19,5
* Федеральная служба государственной статистики официальный сайт: [Электронный ресурс]: gks.ru/free_doc/new_site/ bus¡ness/torg/rozn/rozn26.xls (дата обращения 20.01.2017).
отвечать покупательной способности потребителей данного района. Каждый формат имеет свою специфическую сферу применения. Деятельность сетевой торговли должна быть направлена во внешнюю среду и ориентирована на долгосрочную перспективу. При этом постоянное улучшение тор-гово-технологического процесса рассматривается уже не как затраты, а как долговременные инвестиции, способные принести наибольшую отдачу. Данная концепция направлена на увеличение количества повторных покупок, ускорение оборачиваемости товаров и снижение стоимости среднего чека [6]. Вполне закономерен вопрос: а ради кого делаются инновации в торговле? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как внедрение инноваций — это интеграционный процесс, который выгоден и потребителю, и производителю, и розничному торговцу, и государству. Поэтому необходимо постоянное изучение рыночной конъюнктуры потребительского рынка, чтобы понять, что надо предложить потребителю [7]. Инновации в торговле — это гарантия высокой культуры обслуживания покупателей, высокие требования к качеству, поступающих товаров, внедрение программных продуктов в торгово-технологический процесс. В условиях инновационного развития торговли возрастает роль торгового маркетинга. Торговля обладает значительной рыночной силой благодаря концентрации торгового капитала, созданию мощных закупочных центров, внедрению современных форматов и новых форм работы с потребителем. Специфика маркетинга торговых услуг заключается в приоритетности удовлетворения потребностей покупателей, в выявлении и про-
гнозировании потребностей, организации торгового обслуживания, обеспечивающего максимальное удовлетворение покупательских потребностей. Маркетинговые услуги розничной торговли включают в себя: проведение маркетинговых исследований, услуги по формированию и поддержанию потребительских предпочтений, информационные услуги.
Мультиформатность торговли ориентирована на сегментированное рыночное пространство, в основе которого лежит удовлетворение не массового потребителя, а индивидуальное торговое предложение. В данном случае речь идет о маркетинге партнерских отношений. ЯнХ. Гордон так характеризует маркетинг партнерских отношений: «МПО — это непрерывный процесс выявления и создания новых ценностей вместе с индивидуальными покупателями, а затем совместного получения и распределения выгоды от этой деятельности между участниками взаимодействия» [8].
Данная концепция маркетинга определяет все ключевые решения, касающиеся форматности розничной торговли: ассортимент, форму торговли, стратегию развития, работу с персоналом и прочее. Торговые сети являются более гибкими и финансово устойчивыми к изменениям внешней среды. Они являются современной и наиболее развитой торговой формой. В условиях постоянной конкуренции торговые сети вынуждены быть готовыми к изменениям, поэтому внедрение инновационных процессов в работу сетей просто неизбежно [9]. В современных условиях экономика России имеет инновационный характер развития. Адаптация хозяйствующих субъектов к изменяю-
щимся условиям внешней среды происходит посредством развития конкурентных преимуществ, в основе которых лежит внедрение инноваций [10]. Торговая отрасль активно применяет инновации, однако не все предприятия торговли заинтересованы в их внедрении, в качестве сдерживающих факторов можно отметить инновационные риски и недостаточно развитую инновационную инфраструктуру.
Инновационные процессы способствуют внедрению новых технологий, что оказывает влияние на повышение качества товаров и услуг. Розничные торговые предприятия направлены в первую очередь на потребителя, а значит, совершенствование торгового процесса является важной составляющей инновационных процессов в торговых сетях. Основная задача этих процессов — повышение качества обслуживания покупателей, обеспечение эффективности функционирования процессов товародвижения и торговой деятельности в целом [11]. Одной из инновационных форм обслуживания является внедрение системы самообслуживания, которая зародилась в странах Западной Европы. В условиях постоянно растущей конкуренции, предприятия малого бизнеса не могли обеспечить нужный товарооборот, а укрупнение магазинов с индивидуальным обслуживанием через прилавок увеличивало затраты на оплату труда персоналу, это создало условия для развития самообслуживания. Оно обеспечивает более эффективное использование торговой площади: позволяет расположить большее количество товара, расширить ассортимент, а наиболее рациональная выкладка товара позволяет увеличить товарооборот. В России магазины
И. Красюк, К. Кхалаф, Д. Худик. Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных .
самообслуживания впервые появились в первой половине 1960-х гг. в крупных городах.
Важной инновацией во взаимоотношениях с потребителями и торговой сетью является система дисконтных карт, которая зародилась в Германии и успешно внедрена в России. Применение такой системы не только привлекает новых покупателей скидками, но и удерживает постоянных, обеспечивает приверженность покупателя конкретной торговой сети, так как клиент в целях экономии совершает повторные покупки именно в этой сети, где действует приобретенная дисконтная карта. Система дисконтных карт — это взаимовыгодное экономическое сотрудничество, посредством которого увеличиваются не только объемы продаж, но и возрастает потребительская лояльность.
Что касается внедрения инноваций в торгово-технологический процесс, то в качестве примера, можно рассмотреть внедрение системы ЕГАИС, действующей на основе законопроекта № 686588-6*. Количество подключенных розничных предприятий к системе ЕГАИС в России в 2015 году составило 90%2*.
Таким образом, данная инновация направлена на улучшение качества товара, а также на более эффективный контроль продажи алкогольной продукции. Потребитель должен быть уверен в ка-
честве и безопасности приобретаемой алкогольной продукции. Кроме того, реализация данной государственной автоматизированной информационной системы позволяет осуществлять дополнительный финансовый контроль.
Внедрение электронной ветеринарной сертификации осуществляется на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она будет способствовать улучшению качества пищевых товаров, повышению доступности товарной информации, дальнейшему развитию электронной торговли3*.
За 12 месяцев, начиная с июля 2015 года, было оформлено более 2,7 млн электронных ветеринарных сертификатов4*.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать постепенному очищению российского рынка от фальсифицированных продуктов, улучшению деловой репутации производителей, развитию новых организационных решений торговли, изменению конкурентной ситуации. Потребители смогут быстро определять недобросовестных производителей пищевых продуктов и давать оценку деятельности торговых сетей, реализующих данные товары.
Еще одним важным инновационным процессом в развитии торговых сетей является введение в ассортимент товаров под собственной торговой маркой. Собственная торговая марка (СТМ) — это бренд, владельцем которого является структура, занимающаяся его реализацией [12]. В практике торговых сетей встречаются как продовольственные, так и непродовольственные товары собственной торговой марки. Товары, реализуемые под маркой СТМ, обладают более низкой ценой благодаря экономии на маркетинговых затратах. Потребитель доверяет торговой сети в части делегирования полномочий выбора конкретного добросовестного поставщика товаров. Это должен быть товар высокого качества, произведенный для конкретной торговой сети, мы говорим об эксклюзивности ассортимента. Например, французская торговая сеть «Ашан» разработала собственную торговую марку товаров, сочетающих в себе приятную цену и отличное качество — «Наша Семья», цена на эти товары на 20% ниже. Реализация товаров под маркой СТМ создает дополнительные мотивационные стимулы для совершения покупок.
Также к инновациям в торговых сетях можно отнести разделение магазинов по сегментации потребителей. Ярким примером является розничная торговая сеть Х5 Ритейл групп, в состав которой входят
* Официальный Интернет-портал Законопроект № 686588-6 от 19.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в части совершенствования учета алкогольной и спиртосодержащей продукции» официальный сайт: [Электронный ресурс]: www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.01.2017).
2* Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://ega¡s.ru/( дата обращения 20.01.2017).
3* Федеральный закон от 13.07.2015 N 243-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://help.vetrf.ru/¡mages/(дата обращения 20.01.2017.
4* О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на конец июня 2016 года http://socialvet.ru/ blog/¡novaca/4556.html.
Таблица 2
Показатели эффективности деятельности крупнейших продовольственных торговых сетей России 2016 г.*
Название сети Доля рынка, % Объем продаж, млрд руб. Число магазинов Кол-во сотрудников
Магнит 7,0 950,6 12 434 260 000
Х5 Ритейл групп 6,2 808,8 7 936 147 000
Ашан 2,5 410 272 147 000
Дикси 2,1 272 2 758 60 000
Лента 1,9 253 189 38 000
Metro Cash and Carry 1,6 230 88 20 000
Окей 1,2 162 157 85 000
Интерторг (Семья) 0,6 74 451 16 000
Глобус 0,5 71 11 8 400
Монетка 0,5 70 821 6 300
* 10 крупнейших сетей РМСв в России. Моллы. ^ официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://www.mаlls.ru/rus/news/(дата обращения 20.01.2017).
сети «Пятерочка» (ЗАО «Агро-торг»), «Перекресток» и «Карусель». Каждая сеть направлена на разный целевой сегмент потребителей, например, торговая сеть «Пятерочка» использует для обслуживания потребителей с низким уровнем дохода — дискаун-тер. «Перекресток» обслуживает потребителей со средним и высоким уровнем дохода. Данная система дифференциации потребителей позволяет рассматривать формат как сегментированное рыночное пространство.
Рассмотрим результаты деятельности по итогам 2016 года 10 крупнейших сетей России по доли рынка, объему продаж, числу магазинов и количеству сотрудников (табл. 2).
Данные таблицы 2 содержат информацию о занимаемой доле рынка, объеме продаж и других характеристиках. Наибольшую долю рынка России среди торговых сетей занимает сеть «Магнит» с объемом продаж 950,6 млрд рублей. Она обеспечивает рабочими местами около 260 000 человек. Наименьший удельный вес имеет сеть «Монетка», география которой охватывает лишь несколько автономных округов и областей. Данная сеть не имеет торговых точек на территории Центрального и Северо-Западного районов страны, тем не менее, годовой объем продаж в 2015 году составил 70 млрд рублей. На основании представленных данных, можно сделать вывод о том, что лидирующая торговая сеть «Магнит» делает упор на таких форматах, как «Мягкий дискаун-тер» и магазины шаговой доступности, география размещения торговых точек — населенные пункты, автономные округа, около
двух третей — населенные пункты с населением менее 500 000 человек. Торговая сеть «Глобус» работает только в формате гипер-маркета, что напрямую зависит от географии расположения сети — магазины представлены только в Москве и Подмосковье.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. 1. Инновационное развитие сетевой торговли имеет маркетинговую составляющую. Так как инновационные изменения направлены на усиление конкурентных преимуществ. Маркетинг в торговле ориентирован на проведение успешных торговых операций, в основе которых лежат повторные продажи. Предлагая уникальный набор торговых услуг инновационного характера, сетевая торговля способствует развитию современных торговых форматов, позволяющих ей расширять сегментированное рыночное пространство, внутри которого взаимодействуют различные популяции организаций.
2. Важной инновационной тенденцией развития розничной торговли продовольственными является развитие мульти-форматности. Сегментация рынка продовольственных сетей требует развития новых торговых концепций, направленных на конкретные группы потребителей. Применение маркетинга партнерских отношений является одним из способов диверсификации торговых рисков.
3. Разнообразие торговых форматов предъявляет особые требования к предоставлению дополнительных торговых услуг, возрастает роль информационно-консультационных услуг и услуг по созданию удобств покупателям.
4. Дислокация торговых сетей показала, что во внедрении инноваций заинтересованы все торговые сети. Однако коммерческие интересы ведущих игроков распространяются на территории, обладающие развитой инфраструктурой.
И. Красюк, К. Кхалаф, Д. Худик. Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных ...
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудакова И.А Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: авто-реф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). — Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.
2. Кхалаф К.З., Красюк И.А. К вопросу об оценке макроэкономических показателей торговли на примере продовольственного рынка г. Санкт-Петербурга // В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 59—73.
3. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли / / Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с. С. 108—119.
4. Дудакова И.А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры торговли // Маркетинг. 2010. № 6. С. 76—91.
5. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах // Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140 с. С. 72—88.
6. Красюк И., Оплеснина Е. Организация принципов торгового обслуживания, торгового сервиса в торгово-технологи-ческой системе розничной торговли // Предпринимательство. 2014. № 1. С. 113—123.
7. Дудакова И.А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли// Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51—59.
8. Гордон Ян Х. Маркетинг партнерских отношений: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 379 с.
9. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879—883.
10. Красюк И.А. Место инноваций в развитии страны и торговли//Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 56—62.
11. Красюк И.А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 87—91.
12. КрасюкИ.А., Медведева Ю.Ю., МагомедовМ.Г. Собственные торговые марки как инструмент маркетингового развития торговых розничных сетей: монография. Ростов н/Д.: ДГТУ, 2013. 165 с.
Innovations in the Trade Networks as a Tool of Competitive Advantages Formation Krasyuk Irina Anatolyevna,
Doctor of Economics, Professor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia ([email protected])
Kkhalaf Karina Ziad,
Graduate student of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia ([email protected])
Hudik Darya Dmitrievna,
Bachelor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29., St.Petersburg, 195251, Russia (khudik_dasha95@mail)
The functioning of the commodity market is investigated from the standpoint of a marketing component in the innovative development of network trade. Network structure of trade is a driver of innovative changes. However, they are interested primarily in the development of the most economically attractive of the territories, trying to minimize the risks associated with regional development. The development of regional trade has innovative and the marketing components. The network must adapt their formats to specific areas: required policraticus development; providing nesting range of the network in the range of the region. A network should be directed to the external environment and focused on the long term. The constant improvement of trading-technological process is considered not as costs but as long-term investment that can bring the greatest return. Innovation in manufacturing is a guarantee of high culture of customer service, high demands on the quality of the incoming goods, the introduction of software products in the trade process. One of the most innovative forms of trade process associated with the widespread introduction of self-service systems that originated in Western Europe. An important innovation in the relationship of consumers with distribution network is a permanent improvement of the system of discount cards. Innovation in the sales process, in particular the unified state automated information system and electronic veterinary certification, will contribute to the gradual purification of the Russian market from counterfeit goods, will change the competitive situation on the consumer market. Innovative development of network Commerce creates the conditions for development of fair competition.
Keywords: innovations; distribution networks; marketing; competitive advantages.
REFERENCES
1. Dudakova, I.A. (2004) Formation of the investment policy atthe enterprises of machine-building complex: abstract. Diss. Cand. Ekon. Sciences; «Rostov state economic University». Rostov-on-Don, 2004, 27 p.
2. Khalaf, K.Z.; Krasyuk, I.A. (2015) To the question of assessing the macroeconomic indicators trade on the example of the food market of St. Petersburg. Vmire nauchnikh otkritiy [World of scientific discoveries], 2015, no. 5, pp. 59—73.
3. Krymov, S.M.; Dudakova, I.A. (2011) Conceptual foundations of territorial marketing in the sector. Problems of organization of production, management and marketing: collective monograph. Rostov-on-Don, Publishing center DGTU, 2011,166 p., pp. 108—119.
4. Dudakova, I.A. (2011) Marketing aspect of regional infrastructure for trade. Marketing, 2010, no. 6, pp. 76—91.
5. Krymov, S.M.; Dudakova, I.A. (2011) Scientific and methodical bases of the organization of retail network in the regions. Problems of organization of production, Economics and marketing: collective monograph, Rostov-on-Don, Publishing center DGTU, 2011, 140 p., pp. 72—88.
6. Krasyuk, I.; Oplesnina, E. (2014) Organization principles of the trading service the trading service to trade and technological system of retail trade. Predprinimatelstvo [Entrepreneurship], 2014, no. 1, pp. 113—123.
7. Dudakova, I.A. (2009) Study of the market as a factor in the development of retail trade. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic journal], 2009, no. 11, pp. 51—59.
8. Gordon, Ian H. (2001) Marketing partnerships. In Russian. Saint Petersburg, Peter Publ., 2001, 379 p.
9. Krasyuk, I.A. (2015) Competitive environment in retail trade. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and entrepreneurship], 2015, no. 9-2, pp. 879—883.
10. Krasyuk, I.A. (2016) Role of innovation in the country's development and trade. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no. 12-1, pp. 56—62.
11. Krasyuk, I.A. (2014) Directions of innovative development of the retail industry in terms of import. Sovremennayanauka: aktualnie problemi teorii i praktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], Series: Law and Economics, 2014, no. 12, pp. 87—91.
12. Krasyuk, I.A.; Medvedeva, Yu.Yu.; Magomedov, M.G. (2013) Own brand as a tool of marketing development of retail networks: monograph. Rostov-on-Don: DGTU, 2013, 165 p.