В настоящее время розничная торговля представляет собой динамично развивающуюся отрасль экономики. Она характеризуется высоким уровнем конкуренции, что обуславливает необходимость применения процессного подхода. Организация торгового бизнеса по процессной модели управления предполагает стандартизацию бизнес-процессов, применение маркетинговых технологий. Эффективная деятельность предприятий торговли зависит от применения инструментария маркетинга. Маркетинг розничного торгового предприятия позволяет формировать индивидуальное торговое предложение, подкрепленное торговым сервисом. Развитие торговли создает условия для формирования новых концепций, в частности, маркетинга взаимодействия, ориентированного на развитие долгосрочного сотрудничества. Авторская позиция заключается в обосновании необходимости использования маркетинговых технологий, например, кросс-маркетинга в организации бизнес-процессов предприятия розничной торговли. Внедрение современных маркетинговых технологий в деятельность предприятий розничной торговли, укрепляет их конкурентные позиции, помогает организовать работу бизнес-процессов, улучшает качество торгового обслуживания.
Ключевые слова: розничная торговля; бизнес-процессы; маркетинговые технологии, кросс-маркетинг.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Красюк Ирина Анатольевна,
профессор, доктор экономических наук, профессор высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 ¡[email protected]
Назарова Эльмира Аляровна,
магистр направления «Торговое дело», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра
Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
ВВЕДЕНИЕ
Розничный ретейл — наиболее динамично развивающийся рыночный сегмент в России. По итогам 2018 года объем розничного товарооборота в РФ в целом увеличился на 2,6% в сравнении с предшествующим годом, составив 31,548 трлн рублей*.
«Розничная торговля — один из видов коммерческой деятельности, связанный с продажей товаров конечному потребителю в целях последующего личного (семейного) использования» [1]. Ее развитие в современных условиях способствует квалитативному удовлетворению покупательского спроса, а также обеспечению эффективной работы потребительского рынка [2].
Конкуренция в розничном ре-тейле развивается быстрыми темпами в условиях распространения западных торговых сетей на российский рынок, совершенствования электронной торговли, трансформации моделей поведения покупателей. Представители российского бизнеса стараются активно перенимать прогрессивный опыт западных ретейлеров, но ощущается острая нехватка адаптированных теоретических концепций и полезных практических методик [3].
Основу деятельности предприятия розничной торговли составляют его деловые процессы (бизнес-процессы), которые определяются целями и задачами функционирования компании [2].
Развитие розничного товарооборота в целом невозможно без повышения эффективности деятельности отдельных торговых компаний. Участники потребительского рынка, в свою очередь, заинтересованы в увеличении своей результативности, так как функционируют в условиях жесткой конкурентной борьбы, и только постоянная модернизация способов и инструментов работы даст возможность им увеличить объем прибыли, укрепить свое положение на рынке и повысить занимаемую долю рынка. В указанных условиях выигрыш получают только те игроки, чьи бизнес-процессы качественно организованы и обладают потенциалом к развитию [4].
* Оборот розничной торговли в России в 2018 году увеличился на 2,6% // RETAIL.RU: Ритейлеру и поставщику. [Электронный ресурс]: URL: https://www.retail.ru/ (дата обращения: 30.05.2019).
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
«Бизнес-процесс — комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, направленных на реализацию и достижение миссии торговой компании» [5].
Торговое предприятие осуществляет два вида операций:
♦ коммерческие (исследование спроса, построение ассортимента, реклама и т.д.);
♦ производственные (приемка товаров, хранение, мерчан-дайзинг и т.д.).
Совокупность данных операций образует торгово-технологиче-ский процесс предприятия розничной торговли. Реализация коммерческих и производственных операций торгового предприятия осуществляется в сочетании с изучением покупательского спроса, формированием товарного ассортимента, учетом товарно-материальных ценностей, организацией рекламы и другими операциями, то есть функционирование бизнес-процессов торговой компании взаимосвязано с развитием ее маркетингового инструментария.
Предприятие торговли является сложной системой, включающей в себя бизнес-процессы, каждый из которых представляет собой очередность действий и решений, нацеленных на достижение определенных задач. В каждой торговой компании функционирует свой набор бизнес-процессов, при этом он не является стандартным для всех торговых фирм,поскольку зависит от специфики деятельности предприятия торговли (размер фирмы, ее местоположение, особенности процесса продажи и другое) [6]. Типовая модель бизнес-процессов торгового предприятия представлена на рисун-
ке 1 [6, 7]. Бизнес-процессы тесно взаимосвязаны друг с другом, они направлены на обеспечение эффективности торговой деятельности. В ходе функционирования бизнес-процессов товар предприятия торговли получает некую добавочную стоимость, в результате каждый бизнес-процесс напрямую либо опосредованно способствует росту прибыли торгового предприятия.
МАРКЕТИНГ ТОРГОВОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Функционирование бизнес-процессов непосредственно связано с организацией продаж и маркетингом. Развитие торговли концептуально определяется содержанием маркетинга. Деятельность предприятий торговли ориентирована на удовлетворение покупательских предпочтений, что реализуется посредством формирования ассортиментной матрицы, разработки и реализации плана продаж, развития программ лояльности, стандартизации бизнес-процессов. Менеджмент торговых
предприятий осознал необходимость применения инструментария торгового маркетинга, что позволяет мультиплицировать разнообразие механизмов и приемов, направленных на удовлетворение потребностей потенциальных покупателей.
Основная задача торговых предприятий — обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Предлагаемый же набор услуг — это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных. Традиционная концепция маркетинга выделяет четыре составляющих комплекса — товар, цена, каналы распределения и продвижение. Используя конкретное приложение данной концепции к рынку промежуточных продавцов, необходимо рассмотреть трансформацию этих элементов комплекса маркетинга. Применительно к сфере торгового маркетинга необходимо добавить еще три дополнительных фактора — месторасположение,
Основные
Закупка
Доставка
Хранение
Продажа
Управленческие
Обеспечивающие
Задача -поддержание инфраструктуры
Стратегическое управление
Юридическое обеспечение
Управление финансами
Бухгалтерский учет
Обслуживание
Управление маркетингом
Обеспечение персоналом
Административно-хозяйственное обеспечение
Модернизация
торгового оборудования
Рис. 1. Бизнес-процессы торговой организации
персонал и оформление, — оказывающих влияние на маркетинговую деятельность предприятий торговли. В торговом маркетинге в качестве товара выступает услуга [8]. Реализуя клиенто-ориенти-рованный подход, торговые предприятия нацелены на долговременный успех, который может быть достигнут посредством создания эффекта масштаба или применением современных маркетинговых технологий, внедрением инноваций в организацию бизнес-процессов торговли. Торговый маркетинг можно рассматривать с одной стороны, как разновидность маркетинга коммерческого посредничества, а с другой стороны — как самостоятельное направление маркетинговой деятельности. Содержание торгового маркетинга определяется характером деятельности торгового предприятия, формой организации торговли, источниками закупки товаров, составом покупателей и многими другими факторами. Особенностью маркетинга торговых услуг является приоритет в удовлетворении потребностей покупателей, чему предшествует поиск и изучение рынка для выявления реальных и прогнозируемых потребностей, а также их формирование, создание и поддержание условий торгового обслуживания, обеспечивающих максимальное удовлетворение этих потребностей. Следует отметить, что торговый маркетинг имеет отношение как к оптовой, так и к розничной торговле [9]. Инструментом маркетинга торгового предприятия является применение собственных торговых марок, которые позволяют экономить на маркетинговых затратах, обеспечивают долгосрочное сотрудничество между поставщиками товаров, торговлей и потреби-
телями [10]. Торговый маркетинг включает в себя систему взаимодействия участников процесса то-вароснабжения и товародвижения, базируется на применении научных методов и тактических решений маркетинга, способствует: установлению взаимовыгодных отношений между субъектами товарного обращения, стандартизации бизнес-процессов, инновационной активности торговли.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
Термин «маркетинговая технология» может рассматриваться как: инструментарий маркетингового процесса, модель, системный способ или комплекс средств реализации целей и задач. Рассмотренные варианты определения термина «маркетинговая технология» необходимы, чтобы полностью раскрыть содержание маркетинговых технологий. Центром маркетинговых технологий является концепция полной регулируемости маркетингового процесса, его планирование и анализ за счет постепенного исполнения. Сущность маркетинговых технологий заключается в том, чтобы, базируясь на непрерывной обратной связи, обеспечивать реализацию конкретных рыночных целей и задач. Маркетинговые технологии — совокупность последовательных действий, операций; направленных на разработку и реализацию маркетинговых решений, организацию маркетинговых бизнес-процессов, достижение стратегических целей.
Использование в бизнес-процессах маркетинговых технологий позволяет повысить эффективность управления фирмой, а также дает возможность: ♦ оптимизировать человеческий
труд, в первую очередь — маркетологов;
♦ осуществлять постоянный контроль над бизнес-процессами, что позволит определить и ликвидировать неточности в управлении ими;
♦ сформировать эффективные способы решения определенных маркетинговых задач и развить этот опыт;
♦ адаптировать научные методы и средства управления бизнес-процессами торговой фирмы [2].
Все это в совокупности способствует увеличению количества потенциальных покупателей, росту потребительского спроса на товары и торговые услуги и, как результат, повышению показателей эффективности коммерческой деятельности торговой компании.
В практике торговых предприятий широкое распространение получили традиционные маркетинговые технологии: нацеливание, сегментирование, позиционирование, прогнозирование, анализ. К ранее существовавшим маркетинговым технологиям добавились современные технологии маркетинга: партизанский маркетинг, вирусный маркетинг, трейд-маркетинг, сетевой маркетинг, интегрированные маркетинговые коммуникации, технология бренда и ребрендинга, кросс-маркетинг, маркетинговые технологии са//-центра, маркетинговые интернет-технологии, мобильные маркетинговые технологии, про-дакт-плейсмент, технологии прямого маркетинга, технология выставочной деятельности предприятия [11].
Реализация приведенных выше маркетинговых технологий позволяет повысить эффективность коммерческой деятельности, укрепить конкурентные позиции [12]. Развитие рыночных отношений актуализировало вопросы,
связанные с совершенствованием теории маркетинга, в частности, концепции маркетинга взаимоотношений. В последнее десятилетие маркетинг взаимоотношений перерос в маркетинг вовлечения, передав потребителю (партнеру) значительную часть функций по выбору параметров и характеристик процесса взаимодействия [13].
Концепция маркетинга взаимодействия предусматривает поиск клиентов, которые в настоящий момент являются не самыми рентабельными для торговой компании, но могут ими стать в долгосрочной перспективе. Решение о том, какой именно маркетинговый инструментарий необходимо использовать принимает каждый хозяйствующий субъект, исходя из рыночной ситуации и собственного ресурсного обеспечения. В современных условиях в розничном ретейле получило широкое распространение технология «кросс-маркетинг» (совместный маркетинг).
КРОСС-МАРКЕТИНГ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Кросс-маркетинговая технология — это маркетинговый инструмент, объединяющий две или более маркетинговые технологии с целью получения синергетиче-ского эффекта от внедрения их отдельных элементов и сбережения ресурсов, необходимых для этого. Под кросс-маркетинговыми технологиями также следует понимать процесс применения стандартизированных маркетинговых элементов (инструментов), предназначенных для решения одинаковых или подобных задач в рамках различных маркетинговых технологий».
Данное направление представляет взаимовыгодное партнерство компаний (двух и более), направленное на продвижение сопутствующих товаров и услуг путем проведения совместных маркетинговых программ. При этом компания должна понимать и признавать тот факт, что успех взаимодействия зависит от каждой стороны, по-
скольку именно это формирует концептуальную основу создания маркетинговых альянсов [14].
Использование совместного маркетинга имеет ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующие:
♦ рост объемов реализации, развитие клиентской базы;
♦ повышение лояльности клиентов;
♦ экономия финансовых ресурсов;
♦ большее число контактов фирмы с целевым сегментом.
♦ повышение узнаваемости фирмы и повышение имиджа в глазах клиентов [15]. Основным элементом кросс-
технологий является выбор партнера, поскольку именно от него зависит прибыльность проведенной кампании.
Основные формы кросс-маркетинга приведены в таблице 1.
Кросс-маркетинг в зависимости от длительности периода сотрудничества компаний подразделяется
Таблица 1
Формы кросс-маркетинга
Форма кросс-маркетинга Задачи и результаты Участники
Промоакция Способствует обмену целевой аудиторией, перенаправляет поток с точек продаж партнера на свои объекты и наоборот. Развитие клиентской базы, увеличение объемов продаж, рост лояльности потребителей и узнаваемости точек продаж Продуктовый ритейл, магазины косметики, одежды, обуви, электроники
Совместное мероприятие Дает возможность прямого контакта с представителями целевых групп, сбора контактов потенциальных клиентов, их знакомства с образцами товаров. РР Автодилеры, торговые сети
Совместная реклама Способствует сокращению затрат на производство рекламных материалов, оплату телеэфира, аренду рекламных щитов. Повышение узнаваемости точек продаж и укрепление их общего восприятия Любые торговые компании независимо от формата, которые применяют традиционную рекламу для продвижения
Взаимная реклама Расширение охвата целевой аудитории, повышение узнаваемости торговых точек, более легкое принятие второго бренда, если клиент уже лоялен к первому Любые торговые компании независимо от формата, которые применяют социальные медиа для продвижения
Кобрендинговые карты Стимулируют совершение большего числа покупок, вовлекают потребителей в долгосрочные отношения благодаря программам по накоплению баллов, бонусов, увеличивают лояльность путем савИЬаск и за счет выгодных условий кредитования Торговые сети, банки, крупные интернет-магазины
Коалиционная программа лояльности Расширение числа операций по банковским картам, повышение лояльности клиентов за счет савИЬаск и прочих выгодных предложений. В идеале покупатель пользуется услугами пула компаний Продуктовый ритейл, торговые сети, аптеки, автосалоны, магазины электроники
Источник. Один бренд хорошо, а два лучше. Как работает кросс-маркетинг. [Электронный ресурс]: https://www.cossа/ru/trends (дата обращения 30.05.2019).
на два вида: стратегический и тактический кросс-маркетинг.
Стратегический кросс-маркетинг ориентирован на долгосрочные перспективные отношения двух и более предпринимательских структур. Тактический кросс-маркетинг представляет собой сотрудничество двух не являющихся конкурентами компаний, проводящих одну кросс-акцию.
Практика применения тактического кросс-маркетинга ретей-лом в настоящее время достаточно обширна, в таблице 2приве-дены примеры тактических кросс-маркетинговых технологий в бизнес-процессах торговых компаний.
Организация кросс-маркетинговых компаний осуществляется по установленному алгоритму действий, приведенному на рисунке 2.
Рассмотрим основные ошибки реализуемых кросс-маркетинговых программ:
♦ не определен период действия мероприятия;
♦ на промоматериалах отсутствует срок действия;
♦ низкая вероятность выигрыша для покупателей;
♦ возможность злоупотреблений;
♦ отсутствие обоюдовыгодной программы сотрудничества;
♦ отсутствие контроля за исполнение принятых обязательств.
Кросс-маркетинговая технология является мощным инструментом и в случае успешно проведенного мероприятия позволяет сформировать высокий уровень продаж, расширить целевую аудиторию, установить долгосрочные контакты.
ВЫВОДЫ
1. Стандартизация и функционал бизнес-процессов определяются каждым предприятиям торговли индивидуально, они направлены на формирование более выгодного товарного предложения потребителю, удовлетворяющего его по цене, качеству и уровню торгового сервиса, что позволит компании обеспечить запланированные объемы продаж.
2. Маркетинг в торговле ориентирован на обеспечение клиенто-ориентированного подхода и мультиформатности торговли. Маркетинг розничного тор-
гового предприятия направлен на согласование спроса и предложение, удовлетворение покупательского спроса, предложение товаров, подкрепленных торговым сервисом и качественным торговым обслуживанием.
3. Глобализация бизнеса, развитие информационных технологий предопределяют новые условия организации бизнес-процессов, когда успех торгового предприятия зависит от эффективности взаимодействия с клиентами. Использование традиционного маркетинга в сложившейся ситуации становится ограниченным,
Таблица 2
Кросс-маркетинговые технологии в рамках тактического кросс-маркетинга
Участники маркетинговой акции Сущность акции
Торговая сеть «Пятерочка», Сбербанк и платежная система Visa Держатели обычных или золотых карт Visa, участвующих в программе «Спасибо от Сбербанка», совершив покупку в торговой сети «Пятерочка» получали бонусы до 100% от стоимости покупки
«FixPrice» и такси Совершая покупку в «FixPrice», клиент получает скидку 30% на такси
«FixPrice» и торговая сеть «ЦентрОбувь» Совершая покупку в «FixPrice», клиент получает скидку 500 рублей, в «ЦентрОбувь»
Розничная сеть «Soho» и сеть магазинов косметики «Иль де Ботэ» Салоны «Soho» предоставляли скидку в 20% обладателям VIP-карт «Иль де Ботэ», а держатели карт «Soho» получали дополнительную скидку в 10% в сети «Иль де Ботэ»
Сеть ювелирных магазинов «SUNLIGHT» и 30 партнеров («М Видео», «FixPrice», «Дочки-Сыночки», Сбербанк и др.) Сеть ювелирных магазинов «SUNLIGHT» предлагает подарки при покупке на определенную сумму у партнеров
Этапы организации кросс-маркетинга
Формулировка целей, которые предполагается достичь за счет заключения партнерских соглашений с другими фирмами
Поиск и выбор партнеров для проведения кросс-маркетинговых компаний
Подготовительные работы к проведению мероприятия
Выработка плана кросс-маркетингового мероприятия и его согласование с партнерами
Рис. 2. Алгоритм проведения кросс-маркетинговых мероприятий
что приводит к необходимости внедрения новых подходов в маркетинге, нацеленных на формирование и поддержание длительных взаимоотношений с потребителями,реализуемых в концепции маркетинга взаимоотношений.
4. Применение маркетинговых технологий актуализирует во-
просы,связанные с реализацией процессного подхода в торговле. Клиент максимально привлечен к процессу создания дополнительной товарной ценности. От такой «привязки» и торговая компания, и покупатель получают выгоду, что обусловливает необходимость маркетинговой технологии —
кросс-маркетинга, сущность которой сводится к развитию клиентской базы за счет аудитории партнера, потенциально заинтересованной в товарах компании. Экономический эффект кросс-маркетинга достигается благодаря более концентрированному воздействию на целевую аудиторию.
ИСТОЧНИКИ
1. Казакова Л.В., Мартынова Н.В. К вопросу о развитии и поддержке малого предпринимательства в регионе на примере Ростовской области // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 2 (55). — С. 1003—1008.
2. Удин М.Д. Научные подходы к определению и классификации бизнес-процессов в сфере розничной торговли / В сборнике трудов конференции «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире». — Красноярск, 2015. — Изд-во: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — C. 197—202.
3. Федоров М.В. Маркетинговая стратегия розничного интернет-магазина: системный подход // Маркетинг розничной торговли. - 2013. - № 1. - С. 4-18.
4. Яковлева Е.И. Характеристика аналитических факторов бизнес-процессов розничной торговли // Научно-аналитический экономический журнал. - 2018. - № 4 (27). - С. 18.
5. Красюк И.А., Хухлаев Д.Г., Барбарук А.И. Процессный подход в управлении бизнес-процессами торговой компании // Практический маркетинг. - 2019. - № 1 (263). - С. 33-38.
6. Удин М.Д. Виды бизнес-процессов предприятия розничной торговли // Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) (дата обращения: 30.05.2019).
7. ВалееваЮ.С. Анализ и оценка эффективности бизнес-процессов торгового предприятия. Экономика торговли, маркетинг // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2013. - № 3. - C. 146-156.
8. Никишкин В.В., Цветкова А.Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. [Электронный ресурс]: https://www.cfin.ru/press/marketing/2001-4/09.shtml(дата обращения: 30.05.2019).
9. КрасюкИ.АТеоретико-методологические основы маркетинговой концепции организации розничной торговли в регионах. Моногр. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2018. - 252 с.
10. Качанова Т.С., Медведева Ю.Ю. Маркетинговые составляющие процесса формирования СТМ в розничной торговой сети // Предпринимательство. - 2008. - № 7. - С. 103-108.
11. Ильичева И.В. Маркетинговые технологии - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 158 с.
12. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Актуальные подходы к оценке конкурентоспособности розничного торгового предприятия / сб. междунар. науч.-практ. конф. Институциональные императивы развития экономики России, 2016. -С. 155-162.
13. Юлдашева О.У. Реалии и перспективы развития маркетинга взаимодействия в России на стратегическом уровне: сетевая перспектива // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 56-77.
14. Ребрикова, Н.В. Технология кросс-маркетинг: теория и практика// Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). - СПб., 2013. - С. 84-86.
15. Губа В.В., Зеленцова В.В., ГригорьевВ.Г. Инструменты маркетинга как фактор устойчивой системы организации / В сборнике тр. конф. «Системный анализ в проектировании и управлении». - Спб.: Изд-во СПбПУ, 2015. - С. 274-280.
Marketing Technologies in the Organization of Business Processes of Retail Trade
Krasyuk Irina Anatolievna,
Professor, doctor of Economies, Professor of higher school of service and trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University;
Polytechnicheskaya 29, Saint-Petersburg, 195251, Russia ([email protected])
Nazarova Elmira Alyarovna,
Master direction "Trading Business" Saint-Petersburg Polytechnic University Peter the Great; Polytechnicheskaya 29, Saint-
Petersburg, 195251, Russia ([email protected])
Currently, retail trade is a dynamically developing sector of the economy. It is characterized by a high level of competition, which necessitates the use of a process approach. Organization of trade business on the process management model involves the standardization of business processes, the use of marketing technologies. Effective activity of enterprises of trade depends on the application of the tools of marketing. Marketing of retail enterprise allows you to create customized shopping offer, supported by the trading service. The development of trade creates conditions for the formation of new concepts, in particular, the marketing of interaction focused on the development of long-term cooperation.
The author's position is to justify the need for the use of marketing technologies, for example, cross-marketing in the organization of business processes of retail enterprises. The introduction of modern marketing technologies in the activities of retailers, strengthens their competitive position, helps to organize the work of business processes, improves the quality of trade services.
Keywords: retail trade; business processes; marketing technologies, cross-marketing.
REFERENCES
1. Kazakova, L.V.; Martynova, N.V. (2015) On the development and support of small business in the region (on example of the Rostov region). Economy and entrepreneurship, 2015, No. 2, pp. 1003—1008.
2. Udin, M.D. (2015) Scientific approaches to the definition and classification of business processes in the retail sector. In the proceedings of the conference «Socialization and intercultural communication in the modern world», Krasnoyarsk, 2015, Publisher: Krasnoyarsk State V.P. Astafiev pedagogical University, pp. 197—202.
3. Fedorov, M.V. (2013) Online retail marketing strategy: systematic approach. Retail Marketing, 2013, No. 1, pp. 4—18.
4. Yakovleva, E.I. (2018) Characteristics of the analytical factors of retail business processes. Scientific and analytical economic journal, 2018, No. 4, p. 18.
5. Krasyuk, I.A.; Khukhlaev, D.G.; Barbaruk, A.I. (2019) Process approach in managing business processes of a trading company. Practical marketing, 2019, No. 1, pp. 33—38.
6. Udin, M.D. Types of retail enterprise business processes. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY4.0) (appeal date: 05/30/2019).
7. Valeeva, Yu.S. (2013) Analysis and evaluation of the effectiveness of business processes of a commercial enterprise. Economics of trade, marketing. Stage: economic theory, analysis, practice, 2013, No. 3, pp. 146—156.
8. Nikishkin, V.V.; Tsvetkova, A.B. (2001) Features of the marketing mix in retail. Marketing in Russia and abroad, 2001, No. 4.
9. Krasyuk, I.A. (2018) Theoretical and methodological foundations oithe marketing concept oi organizing retail trade in the regions. Saint Petersburg: Publishing House Polytech. University, 2018, 252 p.
10. Kachanova, T.S.; Medvedeva, Yu.Yu. (2008) Marketing components of the STM formation process in a retail network. Entrepreneurship, 2008, No. 7, pp. 103-108.
11. Ilyicheva, I.V. (2012) Marketing Technologies. Ulyanovsk: UlSTU Publ., 2012, 158 p.
12. Kolgan, M.V.; Medvedeva, Yu.Yu. (2016) Actual approaches to assessing the competitiveness of a retail trade enterprise. International scientific-practical coni.: Institutional imperatives oi development oi the Russian economy, 2016, pp. 155-162.
13. Yuldasheva, O.U. (2014) Realities and prospects for the development of marketing interaction in Russia at a strategic level: a network perspective. Corporate Governance and Innovative Development oithe Economy oithe North: Bulletin oithe Research Center ior Corporate Law, Management and Venture Capital Investments oi Syktyvkar State University, 2014, No. 1, pp. 56-77.
14. Rebrikova, N.V. (2013) Technology cross-marketing: theory and practice. Problems and prospects oi economics and management: Proceedings oithe II Intern. teach coni. (St. Petersburg, June 2013), Saint Petersburg., 2013, pp. 84-86.
15. Guba, V.V.; Zelentsova, V.V.; Grigoriev, V.G. (2015) Marketing tools as a factor of sustainable organization system. In the collection oi coni. «System analysis in design and management.» Saint Petersburg: Publishing house of SPbPU, 2015, pp. 274-280.