Научная статья на тему 'Место инноваций в развитии страны и торговли'

Место инноваций в развитии страны и торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ИНДЕКС / GLOBAL INNOVATION INDEX / ТОРГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / TRADING INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна

В статье приведена оценка глобального индекса инновационной деятельности, проанализирована динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014-2016 гг., рассмотрены итоги оборота торговли за 2014 и 2015 гг.; определено, что в качестве одного из условий выживания на рынке и формирования конкурентных преимуществ является внедрение инноваций; представлены основные характеристики инноваций, обоснована необходимость инновационного развития торговли. Доказано, что региональное многообразие оказало влияние на возможности инновационного развития торговли. Приведено обоснование необходимости использования кластеров не только в промышленности, но и в торговле. Дано обоснование использования инновационного потенциала для количественной оценки инновационной деятельности, сделаны обобщающие выводы об основных тенденциях инновационного развития торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Innovation in the Development of Country and Trade

The article evaluates the global index of innovation, the dynamics of the positions of the Russian Federation in the GII: 2014-2016, the outcomes of the trade turnover for 2014 and 2015, determined that one of the conditions of survival in the market and create competitive advantages is innovation; the main characteristics of the innovation, the necessity of innovative development of trade. It is proved that regional diversity influenced the opportunities of innovative development of trade. The substantiation of necessity of use of clusters is not only in industry but also in trade. The substantiation of use of innovative potential for quantitative evaluation of innovation activities made General conclusions about the main tendencies of innovative development of trade.

Текст научной работы на тему «Место инноваций в развитии страны и торговли»

Красюк Ирина Анатольевна,

Яр? в" И доктор экономических наук, профессор, профессор - зам. директора по НИР, «Высшая школа внутренней 3 и внешней торговли», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 /- iri-krasjuk@yandex.ru

В статье приведена оценка глобального индекса инновационной деятельности, проанализирована динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014-2016 гг., рассмотрены итоги оборота торговли за 2014 и 2015 гг.; определено, что в качестве одного из условий выживания на рынке и формирования конкурентных преимуществ является внедрение инноваций; представлены основные характеристики инноваций, обоснована необходимость инновационного развития торговли. Доказано, что региональное многообразие оказало влияние на возможности инновационного развития торговли. Приведено обоснование необходимости использования кластеров не только в промышленности, но и в торговле. Дано обоснование использования инновационного потенциала для количественной оценки инновационной деятельности, сделаны обобщающие выводы об основных тенденциях инновационного развития торговли.

Ключевые слова: инновации; торговля; глобальный инновационный индекс; торговые инновации.

МЕСТО ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СТРАНЫ И ТОРГОВЛИ

Развитию инноваций в России уделяется большое внимание. Инновационный характер принимаемых решений в реальном секторе экономики, направлен на повышение конкурентоспособности страны и реализуемых за рубежом отечественных товаров. Инновацион-ность развития экономики проявляется в результативности ведения бизнеса, устойчивости национальной экономики. Для оценки инновационной деятельности используется глобальный индекс инноваций (The GlobalInnovation Index). Реализация инноваций является одним из механизмов давления на конкурентов, однако не все предприятия заинтересованы в их внедрении. Данные представленные в таблице 1 свидетельствуют, что за период 2014—2015 гг. значительных изменений по составу лидеров глобального инновационного индекса не выявлено, традиционно в первую пятерку входят: Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Финляндия [1].

Инновационное развитие предполагает модернизацию производства, переход к новой пост-

индустриальной стадии развития. Новые цели и задачи, реализуемые экономикой страны,способствуют изменению деловой активности предприятий, привлечению дополнительного инвестирования в реальный сектор экономики и торговлю. Необходимость инвестирования в реальный сектор экономики страны была рассмотрена и обоснована в работах Романова В.А. [2], Крымова С.М. [3, 4], Месхи Б.Ч. [5], Дудаковой И.А. [6]. На рисунке 1 представлены региональные лидеры инноваций, на-

пример в Европе — это Швейцария, Швеция и Соединенное королевство [7].

Данные ГИИ-2016, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что Россия стабильно улучшает свои позиции [8]. Большое значение для повышения эффективности инновационной деятельности имеет результативность и коммерческая реализуемость инноваций. Внедрение инноваций в промышленное производство позволит значительно ускорить процессы модернизации, усилит конкурентные

Таблица 1

Данные о значениях глобального инновационного индекса

Страны 2015 2016 Страны 2015 2016

Швейцария 1 1 Канада 16 15

Швеция 3 2 Япония 14 16

Соединенное Королевство 2 3 Новая Зеландия 15 17

Соединенные Штаты Америки 5 4 Франция 21 18

Финляндия 6 5 Австралия 17 19

Сингапур 7 6 Австрия 18 20

Ирландия 8 7 Израиль 22 21

Дания 10 8 Норвегия 20 21

Нидерланды 4 9 Бельгия 25 23

Германия 12 10 Эстония 23 24

Республика Корея 14 11 Китай 29 25

Люксембург 9 12 Россия 43 48

Исландия 13 13 Йемен 128 128

Гонконг(Китай) 11 14

позиции страны. В рамках проводимой политики импортозамеще-ния большое значение приобретает насыщение потребительского рынка товарами российского производства не только продовольственными, но и непродовольственными. Развитие внутреннего рынка и удовлетворение потребительского спроса позволяет решать значительный спектр задач: создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, снижение социальной напряженности, развитие процессов диверсификации производства и т. д. Эффективное функционирование торговли обеспечивает взаимосвязь обращения и производства, повышает деловую активность, стимулирует внедрение инноваций.

Проанализируем развитие инноваций в торговле. Для торговой отрасли характерны разные периоды: активное развитие, падение и снова развитие. Изменение экономической ситуации оказывает влияние на процессы размещения розничной торговли, в условиях снижения экономических показателей, уменьшения объема инвестирования в инновации происходит постепенное вытеснение малых торговых форм, которые формируют эксклюзивность товарного предложения конкретной территории [9, 10, 11, 12]. Изменение экономической ситуации в стране оказало влияние на результаты деятельности розничной торговли в 2015 году. Оборот розничной торговли в 2015 году составил 27 575,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 90,0% к 2014 году, в декабре 2015 года — 2 865,0 млрд рублей и 84,7% к соответствующему периоду предыдущего года. Данная информация представлена в таблице 3 [13].

В данных условиях для того, чтобы выжить и сохранить конкурентные преимущества, торговым организациям необходимо постоянно внедрять инновации. Инновации должны разрабатываться как для технологического, так и торгового процесса. Инновации — это планируемые изменения, осуществляемые с целью повышения

экономической эффективности деятельности. На рисунке 2 представлены основные характеристики инноваций. Для благоприятной инновационной среды характерны:

♦ экономическая свобода;

♦ отсутствие коррупции;

♦ наличие минимальных бюрократических барьеров;

Рис.1. Региональные лидеры инноваций

Таблица 2

Динамика позиций Российской Федерации в ГИИ: 2014-2016 гг.

Годы ГИИ Ресурсы инноваций Результаты инноваций Эффективность инноваций

2016 43 44 47 69

2015 48 52 49 60

2014 49 56 45 -

Таблица 3

Оборот розничной торговли в 2015 г.

млн руб. % к 2014 г.

Российская Федерация 27 575 657,3 90,0

Центральный федеральный округ 9 423 636,4 89,2

г. Москва 4 474 524,2 86,0

Северо-Западный федеральный округ 2 518 876,1 89,7

г. Санкт-Петербург 1 057 625,7 87,8

Южный федеральный округ 2 597 457,60 92,4

Северо-Кавказский федеральный округ 1 503 436,7 95,5

Приволжский федеральный округ 4 882 536,9 87,2

Уральский федеральный округ 2 480 743,8 88,1

Сибирский федеральный округ 2 741 198,7 88,4

Дальневосточный федеральный округ 1 197 098,2 99,1

Крымский федеральный округ 230 672,9 91,4

♦ условия для развития малого

бизнеса;

♦ конкурентная среда;

♦ доступность венчурного капитала;

♦ лояльное отношение общества

к коммерческой деятельности;

♦ др.

Инновационная среда базируется на развитии креативного мышления, позволяющего наращивать конкурентные преимущества. Креативность мышления — это поиск новых идей, предложение новых решений, оригинальных подходов в решении проблем. Создание условий, стимулирующих инновационность мышления, повышающих результативность коммерческих инноваций, является задачей, осуществляемой на различных уровнях: микро-, мезо-и макроэкономики.

Инновационная деятельность в торговле имеет тенденцию к непрерывности, представляя собой поэтапный процесс. Региональные факторы могут оказывать влияние на инновационную активность предприятий торговли, поэтому выявление региональных различий и основных характеристик, способствующих развитию инновационной деятельности, может помочь пониманию инновационных процессов торговли. На рисунке 3 представлены функции торговой инновации.

Развитие научно-технического прогресса оказало влияние и на торговлю, это привело к дополнительной механизации и автоматизации наиболее трудоемких операций торгово-технологического процесса, совершенствованию организации труда и управления технологическими процессами.

Инновационное развитие торговли предполагает индустриализацию основных торговых процессов, создание единой информаци-

онной и технологической системы товародвижения, развитие прогрессивных способов продажи товаров, установление прямых связей между производством и потреблением, формирование региональной инфраструктуры электронной торговли, формирование банка электронных паспортов товаров [14]. Развитие сетевой торговли актуализирует вопросы совершенствования управления торговыми организациями. Обострение конкурентной среды создает условия для дальнейшего внедрения инноваций. Инновационные инструменты, которые можно использовать в практике торговых организаций, являются организационно-управленческими. Традиционно к ним относят:

1. бенчмаркинг,

2. инжиниринг,

3. реинжиниринг,

4. мэрджер,

5. аутсорсинг.

Ослабление государственного

регулирования торговли сопро--

^

(С Ей О X X X X £ X н о X

о.

Ег

г

вождается стихийным характером размещения торгового капитала. С одной стороны появляются торговые предприятия, оснащенные современным оборудованием, а с другой — по-прежнему в значительной части торговых предприятий сохраняются устаревшие способы хранения товаров, формы и методы обслуживания населения, недостаточный уровень квалификации персонала, высокий удельный вес ручного труда, проблемы с организацией сбыта в малых и средних городах [15]. Новые формы сбыта, например, дистанционная доставка товара, являются весьма проблематичными. Маркетинговые аспекты осуществления торговой деятельности предусматривают определение основных факторов, формирующих потребительскую лояльность [16]. Новые формы работы с потребителем предусматривают постоянное проведение маркетинговых исследований, формируют информационную платформу будущих

^ 1. Неопределенность результата ^ 2. Наличие инвестиционных ресурсов

^ 3.Инновации имеют интеграционный характер

.(-

-Л 4. Инновации базируются на использовании

новых знаний или комбинации уже существующих

-К 5.Инновации направлены на укрепление конкурентных преимуществ

Рис. 2. Основные характеристики инноваций

Рис. 3. Функции торговой инновации

инноваций. Использование новых стратегий ведения бизнеса — диверсификации, реляции[17]повышают не только территориальную, но и ценовую доступность товаров и торговых услуг [18]. Качество реализуемых инноваций во многом определяется пониманием персонала важности проводимых преобразований, к инновациям должны быть готовы не только потребители, но и сотрудники предприятий [19].

Инновационная активность предприятий торговли позволяет реализовывать им свою миссию и стратегию развития. Стратегия инновационной деятельности — это управление торговым предприятием на основе оценки инновационного потенциала посредством концентрации управленческих усилий, направленных на освоение и применение перспективных достижений научно-технического прогресса. На реализацию инновационной стратегии оказывают влияние: инновационный потенциал организации, наличие инвестиционных ресурсов, правовое регулирование инновационной деятельности, уровень развития рынка инноваций [20].

Розничная торговая сеть занимает основное место в материально-технической базе торговли; уровень её состояния и развития оказывает влияние на удовлетворение потребностей населения в товарах и торговых услугах, и на культуре торгового обслуживания. Розничная торговля России, на данном этапе ориентируется на страны с более развитой рыночной экономикой, происходит процесс структурного изоморфизма. Сейчас в России идет тенденция на развитие розничной торговли таких форматов, как гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры, магазины у дома [21]. Торговля —

комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере.

Целью Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года является создать благоприятные условия для потребителей и субъектов предпринимательской деятельности через развитие инфраструктуры торговых сетей благодаря стимулированию роста предпринимательской деятельности [22].

Региональное многообразие оказало влияние на возможности инновационного развития торговли. К регионам, обладающим высоким инновационным потенциалом, относятся регионы, которые экспортируют энергоресурсы, цветные металлы и алмазы; Санкт-Петербург, Москва, города-мил-лионники и портовые центры. Уменьшение региональной дифференциации инновационного развития торговли создает условия для сближения регионов по уровню развития, гармонизации социально-экономических преобразований и формирует предпосылки для активизации интеграции инновационных процессов в торговле. Для российской экономики характерны следующие преимущества: высокая квалификация кадров, относительно низкие издержки на трудовые ресурсы, развитый научно-технический потенциал. В результате произошло накопление системных диспропорций и противоречий в экономическом и инновационном развитии страны. Простое заимствование прогрессивных форм организации торговли, системы товароснабже-

ния не сможет решить комплекс проблем, связанных с коммерциализацией инноваций. Недооценка регионального инновационного потенциала приводит к снижению эффективности развития территорий. В качестве одного из инструментов можно предложить использование стратегии поликрео-дичности, что позволит не только обеспечить вложенность ассортимента сети в ассортимент региона, но и создаст условия для нивелирования рисков, связанных с осуществлением инновационной деятельности [23].

Россия ведет хозяйство в условиях острого дефицита эффективных территорий и благоприятных природно-климатических условий. Однако у нее есть мощный источник развития — большой по емкости внутренний рынок. Географическое многообразие зон производства и одновременно мест потребления придают устойчивость экономике, несмотря на то, что она неоднократно находилась в условиях экономической изоляции. Поэтому проводимая новая промышленная политика и инновационный характер развития являются главными условиями повышения конкурентоспособности страны. Значительная взаимозависимость отдельных регионов обусловлена тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики. В качестве современного подхода развития промышленности и товарного обращения можно выделить кластеризацию экономического пространства. Предприятия, объединенные в группы по принципу кластера, получают дополнительную способность к экономическому развитию и лидерству на внутренних и внешних рынках. Кластер — форма экономического развития в виде сетевой организации в масштабе

региона, направленная на создание устойчивой целостности при региональном многообразии экономического пространства. Кластеры в виде сообщества взаимосвязанных отраслей способствуют росту конкурентоспособности системы в целом и каждого элемента в отдельности, в будущем они будут играть роль ключевых точек роста внутреннего рынка [24]. Кластеризация экономики предусматривает дальнейшее развитие сетевых форм, стимулирование развития НИР, внедрение инновационных стратегий, обмен информацией, способствующий распространению новшеств по каналам поставщиков и потребителей [25]. Многочисленные взаимосвязи внутри кластера приводят в действие новые инструменты конкуренции и создают дополнительные возможности для инновационного развития. В качестве кластерных образований в торговле можно рассматривать торговые сети, это организационная структура, в которой используются рыночные механизмы ведения бизнеса [26].

Розничная торговля выполняет важную экономическую и социальную роли, она поддерживает высокий уровень жизни населения, его занятости. Учитывая высокие темпы развития федеральных и региональных торговыхсе-тей, можно предположить, что все регионы в ближайшее время будут

вовлечены в сетевую торговлю, представленную различными форматами. В силу особенностей деятельности в торговой отрасли традиционно формируется спрос на прикладные исследования. Торговым организациям интересны готовые к коммерческой реализации идеи, новые методы и формы организации торговли, научная организация труда, сокращение издержкоемкости отдельных товарных групп, новые методы использования товарных групп и др. Данная проблема достаточно подробно была рассмотрена в работах автора [27, 28, 29].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для количественной оценки инновационной деятельности используется инновационный потенциал. Под инновационным потенциалом торгового предприятия понимается совокупность реализуемых инноваций, обеспечивающих создание и развитие конкурентных преимуществ, в условиях насыщения рынка товарным предложением.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Реализация инноваций в торговле позволяет решить следующие задачи:

♦ обеспечить высокое качество организации торгово-техноло-гического процесса;

♦ эффективно использовать ресурсный потенциал;

♦ постоянно проводить модернизацию и обновление торгового оборудования;

♦ повышать потребительскую грамотность;

♦ совершенствовать мультифор-матные модели ведения торгового бизнеса.

2. Прогнозирование инновационного развития торговли — это способ повышения обоснованности подготовки решений по выработке и реализации инновационной деятельности, направленных на поэтапную трансформацию ресурсного потенциала торговых предприятий и структурную перестройку системы управления инновационными и инвестиционными ресурсами.

3. Внедрение инноваций позволяет формировать внутренние и внешние конкурентные преимущества, использовать новые возможности повышения глобального индекса инновационной деятельности, создавать объективные экономические условия для реализации политики импортозамещения.

4. К инновационным преобразованиям должны быть готовы не только сотрудники торговых предприятий, но и потребители. Инновационное развитие торговли подразумевает использование новых форм организации торговли и торгового обслуживания, направленных на формирование потребительской лояльности.

ИСТОЧНИКИ

1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал: http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-^ех/Ыо (дата обращения 25.11.2016).

2. Дудакова И.А., Романов В.А Стратегические ориентиры формирования инвестиционной политики на предприятиях машиностроения: монография. Шахты, 2005. 174 с.

3. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 176 с.

4. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С.832—835

5. Крымов С.М., Месхи Б.Ч., Дудакова И.А Организация производства, инновационная деятельность и маркетинг: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011. 155 с.

6. Месхи Б.Ч., Крымов С.М., Дудакова И.А. Методы привлечения инвестиций в организацию производственных процессов предприятия машиностроения // Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография /Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2010. С. 87 — 114.

7. Инновации в России официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://innovation.gov.ru/ru/node/75123 (дата обращения 25.11.2016)

8. Там же.

9. ДудаковаИ.А.Формирование региональной системы размещения розничной торговли // Практический маркетинг. 2008. № 12. С. 24—27.

10. Дудакова И.А Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект): монография Шахты: изд-во ЮРГУЭС, 2005. 211 с.

11. Дудакова И.А. Маркетинговая парадигма формирования инфраструктуры розничной торговли в регионах: монография. М.: Дашков и К, 2008. 184 с.

12. Дудакова И.А. Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле: монография. М.: Дашков и К, 2007. 164 с.

13. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт: [Электронный ресурс]: URL:http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat (дата обращения 25.11.2016 г.).

14. Красюк И.А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 87—91.

15. Федько В.П., Дудакова И.А. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. 2006. № 11. С. 29—37.

16. Крымов С.М., Дудакова И.А, РезвановА.А. Маркетинговые аспекты управления продукцией и организации гармоничного производства ООО «Отражение» // Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2010. 196 с. С. 53—71.

17. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Формирование системы показателей реляционных стратегий // Предпринимательство. 2014. № 2. С. 42—51.

18. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) // В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч. 1. Новочеркасск, 2015. С. 10—14.

19. Крымов С.М. Управление персоналом организации: концепции личных стратегий // В сборнике «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир»; V Международная научно-практическая конференция; под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачева. Санкт-Петербург: изд-во Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2015. С. 254—259.

20. Крымов С.М. Организация производства, инновационная деятельность и маркетинг: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 155 с.

21. Красюк И.А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах //Практический маркетинг. 2015. № 6 (220). С. 8—18.

22. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015—2016 годы и период до 2020 года. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 (ред. от 05.06.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 25.11.2016).

23. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика): автореф. дисс. ... докт. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011. 50 с.

24. Красюк И.А. Кластеризация розничной торговли: теоретические аспекты и практика// В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 153—156.

25. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2(63-2). С. 832—835.

26. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 176 с.

27. КрасюкИ.А., КузнецовН.Г., МедведеваЮ.Ю., Степченко Т.С., ФедькоВ.П. Маркетинг в торговле, Ростов-на-Дону, 2013. 295 с.

28. Красюк И.А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 632—635.

29. КрасюкИ.А., ОплеснинаЕ.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями // Практический маркетинг. 2013. №11 (201). С. 20—26.

Role of Innovation in the Development of Country and Trade Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor of the Higher School of Internal and External Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Commerce Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya, 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation (iri-krasjuk@yandex.ru)

The article evaluates the global index of innovation, the dynamics of the positions of the Russian Federation in the GII: 20142016, the outcomes of the trade turnover for 2014 and 2015, determined that one of the conditions of survival in the market and create competitive advantages is innovation; the main characteristics of the innovation, the necessity of innovative development of trade. It is proved that regional diversity influenced the opportunities of innovative development of trade. The substantiation of necessity of use of clusters is not only in industry but also in trade. The substantiation of use of innovative potential for quantitative evaluation of innovation activities made General conclusions about the main tendencies of innovative development of trade.

Keywords: innovation; trade; global innovation index; trading innovations.

REFERENCES

1. Humanitarian technologies. Information-analytical portal. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (accessed 25.11.2016)

2. Dudakova, I.A.; Romanov, V.A. (2005) Strategicheskie orientiri formirovaniyainvestitsionnoypolitiki napredpriyatiyakh mashinostroeniya: monografiya [Strategic guidelines of the investment policy at machine-building enterprises: monograph]. Shakhti, 2005, 174 p.

3. Krymov, S.M. (2012) Aktualnie problemi organizatsiiproizvodstva, marketinga i menedzhmenta: monografiya [Actual Problems of Organization of Production, Marketing and Management: Monograph]. Don State Technical University Publ., Rostov-on-Don, 2012, 176 p.

4. Krymov, S.M. (2015) Razvitie predpriyatiy v klasternikh obrazovaniyakh [Development of enterprises in cluster formations]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2015, no. 10-2, pp. 832—835.

5. Krymov, S.M.; Meskhi, B.Ch.; Dudakova, I.A. (2011) Organizatsiyaproizvodstva, innovatsionnayadeyatelnost' i marketing:monografiya [Organization of Production, Innovation and Marketing: monograph]. Rostov-on-Don, DGTU Publishing center, 2011, 155 p.

6. Meskhi, B.Ch.; Krymov, S.M.; Dudakova, I.A. (2010) Metodi privlecheniya investitsiy v organizatsiyu proizvodstvennikh protsessov predpriyatiya [Methods of Attracting Investments in Production Processes of the Enterprise]. Sovremennie problemi organizatsii proizvodstva, marketinga i rinka nedvizhimosti: kollektivnaya monografiya [Modern Problems of Organization of Production, Marketing and the Real Estate Market: the collective monograph]. Don State Technical University Publ., Rostov-on-Don, 2010, pp. 87 —114.

7. Innovation in Russia. Official website. Available at: http://innovation.gov.ru/ru/node/75123 (accessed 25.11.2016)

8. Ibid.

9. Dudakova, I.A. (2008) Formirovanie regionalnoy sistemi razmeshcheniya roznichnoy torgovli [Formation of a regional system of placement of retail trade]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2008, no. 12, pp. 24—27.

10. Dudakova, I.A. (2005) Formirovanie roznichnikh torgovikh setey: evolyutsiya, problemi, protivorechiya iperspektivi (investitsionniy aspekt): monografiya [Development of retail networks: evolution, problems, contradictions and prospects (investment aspect): monograph]. Shakhti, YuRGUES Publ., 2005, 211 p.

11. Dudakova, I.A. (2008) Marketingovaya paradigma formirovaniya infrastrukturi roznichnoy torgovli v regionakh: monografiya [Marketing paradigm for the formation of the infrastructure of retail trade in the regions: monograph]. Moscow, Dashkov &Co, 2008, 184 p.

12. Dudakova, I.A. (2007) Marketingovie resheniya setevikh tekhnologiy v roznichnoy torgovle: monografiya [Marketing solutions network technologies in the retail trade: monograph]. Moscow, Dashkov &Co, 2007, 164 p.

13. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Official website. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat (accessed 2016.11.25).

14. Krasyuk, I.A. (2014) Napravleniya innovatsionnogo razvitiya torgovoy otrasli v usloviyakh importozameshcheniya [Directions of innovative development of the retail industry in terms of import]. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teoriiipraktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: law and Economics], 2014, no. 12, pp. 87—91.

15. Fedko, V.P.; Dudakova, I.A. (2006) Potrebitelskie predpochteniya v torgovom obsluzhivanii malikh gorodov: zakonomernosti razvitiya (regionalniy aspekt) [Consumer preferences in trade in services in small towns: patterns of development (regional aspect)]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2006, no. 11, pp. 29—37.

16. Krymov, S.M.;, Dudakova, I.A.; Rezvanov, A.A. (2010) Marketingovie aspekti upravleniya produktsiey i organizatsii garmonichnogo proizvodstva OOO «Otrazhenie» [Marketing Aspects of Product Management and the Organization of the Harmonic Produced by «Reflection»]. Sovremennie problemi organizatsii proizvodstva, marketinga i rinka nedvizhimosti: kollektivnaya monografiya [Modern Problems of Organization of Production, Marketing and the Real Estate Market: collective monograph]. Rostov-on-don, DGTU Publishing center, 2010, pp. 53—71.

17. Krymov, S.M.; Rogacheva, J.S. (2014) Formirovanie sistemi pokazateley relyatsionnikh strategiy [Formation of System of Indicators of Relational Strategies]. Predprinimatelstvo [Entrepreneurship], 2014, no. 2, pp. 42—51.

18. Krymov, S.M. (2015) Strategii upravleniya proizvodstvennimi predpriyatiyami: evolyutsiya, tendentsii, perspektivi [Management strategy of industrial enterprises: the evolution, trends, prospects (information model)]. V sbornike «Globalizatsiya ekonomiki i rossiyskie proizvodstvenniepredpriyatiya», 13-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsia, chast" 1 [In the book «the globalization of the economy and of Russian industrial enterprise»; 13th international scientific and practical conference. Part 1], Novocherkassk,

2015, pp. 10—14.

19. Krymov, S.M. (2015) Upravlenie personalom organizatsii: kontseptsii lichnikh strategiy [HR Management: concepts personal strategies].

V sbornike «Problemi i puti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir», V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [In the collection «Problems and ways of socio-economic development: city, region, country, world»;

V international scientific-practical conference]. Saint Petersburg, Publishing house of A.S. Pushkin Leningrad state University, 2015, pp. 254—259.

20. Krymov, S.M. (2011) Organizatsiya proizvodstva, innovatsionnaya deyatelnost" i marketing: monografiya [Organization of production, innovation and marketing: monograph]. Rostov-on-don, Don state technical University Publ., 2011, 155 p.

21. Krasyuk, I.A. (2015) Sovremennoe sostoyanie i problemi razvitiya roznichnoy torgovli v regionakh [Modern state and Problems of Development of Retail Trade in the Region]. Prakticheskiy marketing [Practical Marketing], 2015, no. 6, pp. 8—18.

22. On approval of the Strategy of trade development in the Russian Federation for 2015—2016 and for the period till 2020. The order of the Ministry of industry and trade of Russia from 25.12.2014 N 2733 (ed. by 05.06.2016). Legal server «Consultant Plus». Available at: www.consultant.ru (accessed 25.11.2016).

23. Dudakova, I.A. (2011) Marketing formirovaniya i razvitiya regionalnoy infrastrukturi roznichnoy torgovli na primere gorodov (teoriya, metodologiya, praktika), avtoreferat [Marketing of formation and development of regional infrastructure of retail trade on the example of cities (theory, methodology, practice): author. Diss. doctor. Ekon. Sciences], GOU VPO «Rostov state economic University» (RINKh). Rostov-on-don, 2011, 50 p.

24. Krasyuk, I.A. (2016) Klasterizatsiya roznichnoy torgovli: teoreticheskie aspekti i praktika [Clustering of retail trade: theoretical aspects and practice]. V sbornike: Klasternie initsiativi v formirovanii progressivnoy strukturinatsionalnoy ekonomiki:sborniknauchnikh trudov 2-oy Nezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoykonferentsii, v 2-kh tomakh [In the book: the Cluster initiative in the formation of progressive structure of the national economy, the collection of scientific works of the 2nd International scientific-practical conference: in 2 volumes].

2016, pp. 153—156.

25. Krymov, S.M. (2015) Razvitie predpriyatiy v klasternikh obrazovaniyakh [Development of enterprises in cluster formations]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2015, no. 10-2, pp. 832—835.

26. Krymov, S.M. (2012) Aktualnie problemi organizatsii proizvodstva, marketinga i menedzhmenta: monografiya [Actual Problems of Organization of Production, Marketing and Management: Monograph]. Don State Technical University Publ., Rostov-on-Don, 2012, 176 p.

27. Krasyuk, I.A.; Kuznetsov, N.G.; Medvedeva, Yu.Yu.; Stepchenko, T.S.; Fedko, V.P. (2013) Marketing v torgovle [Marketing, trading]. Rostov-on-don, 2013, 295 p.

28. Krasyuk, I.A. (2013) Nauchno-prakticheskie osnovi organizatsii roznichnoy torgovoy seti v regionakh [Scientific and practical bases of the organization of retail trade network in the region]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2013, no. 8, pp. 632—635.

29. Krasyuk, I.A.; Oplesnina, E.E. (2013) Osobennosti marketingovogo upravleniya rossiyskimi roznichnimi torgovimi setyami [Peculiarities of marketing management of the Russian retail trade networks]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2013, no. 11, pp. 20—26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.