Научная статья на тему 'Характеристика инновационной среды торгового предприятия'

Характеристика инновационной среды торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ / RUSSIAN TRADE / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / RETAIL TRADE TURNOVER / ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / TECHNOLOGICAL INNOVATION / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / MARKETING OF INNOVATION / BUSINESS PROCESS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Медведева Юлия Юрьевна

В статье рассмотрена инновационная среда торгового розничного предприятия, которая может быть представлена совокупностью внутренних и внешних переменных. Установлено, что характерные черты инновационной деятельности в российской торговле являются следствием того, что инновации формируются, реализуются и распространяются в специфичной среде. К наиболее значимым внешним составляющим можно отнести: макроэкономическую ситуацию, политическую обстановку, научно-технический потенциал, отраслевые составляющие. Внутренние составляющие, управляемые торговой организацией, позволяют менеджменту компании адаптироваться к изменениям внешней инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the Innovative Environment of Retail Enterprises

The article considers innovation environment of the retail enterprise, which can be represented by a combination of internal and external variables. It is established that the characteristic features of innovative activity in the Russian trade are due to the fact that innovations are generated, implemented and distributed in a specific environment. The most important external components include: macroeconomic situation, political situation, scientific-technical potential, the industrial components. Internal components of managed trade organization allow the company management to adapt to changes in the external innovation environment.

Текст научной работы на тему «Характеристика инновационной среды торгового предприятия»

В статье рассмотрена инновационная среда торгового розничного предприятия, которая может быть представлена совокупностью внутренних и внешних переменных. Установлено, что характерные черты инновационной деятельности в российской торговле являются следствием того, что инновации формируются, реализуются и распространяются в специфичной среде. К наиболее значимым внешним составляющим можно отнести: макроэкономическую ситуацию, политическую обстановку, научно-технический потенциал, отраслевые составляющие. Внутренние составляющие, управляемые торговой организацией, позволяют менеджменту компании адаптироваться к изменениям внешней инновационной среды.

Ключевые слова: российская торговля; инновация; инновационная среда; оборот розничной торговли; торгово-тех-нологический процесс; маркетинговые инновации; технологические инновации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Красюк Ирина Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор - зам. директора по НИР, «Высшая школа внутренней и внешней торговли», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 ¡ri-krasjuk@yandex.ru

Медведева Юлия Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Маркетинг и инженерная экономика, Донской государственный технический университет; 344000, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 jjmedvet@yandex.ru

Рыночные преобразования отечественной экономики оказали влияние и на инновационную сферу. В России начала формироваться инновационная система.

Функционирование государственной инновационной системы предполагает создание объективных предпосылок развития рынка инноваций [1]. В условиях товарного насыщения предприятия торговли с целью усиления рыночных позиций должны активно проводить инновационные изменения. Инновационные изменения предполагают, использование инвестиционных ресурсов [2] и постоянное взаимодействие с предприятиями промышленности и сельского хозяйства. Маркетинг выступает в роли арбитра, определяющего направления создания и внедрения инноваций [3].

Внедрение инноваций формирует дополнительные возможности повышения эффективно-

сти коммерческой деятельности предприятий торговли, а также позволяет повысить скорость торговых процессов, способствует появлению новых форм, механизмов и технологий торговли, содействуя, таким образом, развитию хозяйственных связей и восстановлению целостности экономики, ее гибкости.

Повышение эффективности торговли — комплексное мероприятие, требующее участия коммерческих структур (товаропроизводителей, организаций торговли) и государства. При этом рыночное влияние организованной торговли неуклонно возрастает при одновременной высокой конкуренции между торговыми компаниями. Все больше торговых компаний выходят в различные регионы страны, осваивая, в том числе, небольшие города. Основными способами экспансии торговых сетей в регионы являются слияние с уже

действующими сетями нужного формата или франчайзинг.

Соперничество торговых компаний за долю рынка, объемы продаж и в конечном итоге за покупателя заставляет торговые организации искать новые пути развития бизнеса. Роль инноваций для торговых предприятий трудно переоценить. Реализация инноваций обеспечиваетретейлерам нетолько дополнительную прибыль за счет снижения издержек обращения, повышения качества торгового обслуживания, но и позволяет повысить конкурентоспособность торговых компаний, формируя отстройку от конкурентов, усиливая лояльность покупателей. Исследуя инновационную среду как обязательную составляющую инновационного развития экономических систем, целесообразно принимать тот постулат, согласно которому инновационное развитие на макроэкономическом уровне

характеризуется особой инновационной направленностью целей, путей их достижения, особой инновационной «настройкой» механизма государственного воздействия на экономику и рыночную самоорганизацию [4]. При этом наблюдается ориентация звеньев всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве товаров и услуг, обеспечение их продвижения, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия [5].

При реализации инновационной деятельности в сфере торговли следует учитывать специфические особенности, обусловленные сущностью и тенденциями развития сферы обращения (табл. 1) [6, 7].

Таким образом, реализация инновационной деятельности в российской торговле осуществляется в специфической инновационной среде, в которую по признаку «уровень воздействия» можно включить: глобально рыночные, национальные отраслевые и межотраслевые составляющие.

Под инновационной средой следует понимать совокупность социально-экономической, политической, правовой, производственной, торгово-технологической, кадровой, информационной и иных составляющих, обусловливающую формирование, реализацию и распространение инноваций торговых компаний. При этом инновационная среда торгового предприятия в рамках глобально рыночных переменных детерминируется как внешними политическими, экономическими,право-выми международными изменениями, так и внутренними инновационными процессами зарубежных торговых компаний, работающих на российском рынке.

Инновационная среда торгового предприятия условно может быть разделена на группы внутренних составляющих субъективного порядка (определяемых самой торговой организацией) и внешних составляющих объективного порядка, то есть не зависящих от организации. Следовательно, в широком смысле, составляющие инновационной среды торгового розничного предприятия могут быть представлены как совокупность внешних и внутренних составляющих, разграниченных по уровню воздействия (рис.).

Внутренние составляющие образованы и управляются самой торговой организацией. Целесообразно исследовать внутреннюю инновационную среду торгового предприятия с точки зрения управления торгово-технологическим процессом (табл. 2).

Практический опыт функционирования предприятий торговли показывает, что внедрение инноваций сопряжено с высокими финансовыми рисками, временными и организационными затратами. При этом фрагментарное внедрение инноваций не позволит менедж-

Таблица 1

Специфические черты инноваций в российской розничной торговле

Особенности инновационной деятельности в торговле Ожидаемый результат инноваций Ресурсы инноваций

Связаны с усовершенствованием существующей услуги Дополнительная ценность услуги для конечных потребителей Технологические; Кадровое обеспечение; Информационные Финансовые

Торгово-технологический характер новшеств Повышение эффективности торгово- технологического процесса Информационные; Технические; Технологические Маркетинговые; Финансовые

Высоко значение маркетинговых инноваций (потребитель влияет на производителя опосредовано, через торговлю) Повышение эффективности конкурентной борьбы, более полное удовлетворение запросов потребителей Информационные; Технические; Технологические Маркетинговые; Финансовые Кадровые

Появление инноваций, формируемых как в самой торговле, так и в смежных отраслях (производство) Повышение качества товаров, расширение ассортимента Информационные; Технические; Технологические Маркетинговые; Финансовые Кадровые

Велико влияние зарубежных торговых компаний как флагманов инновационной деятельности на отечественном рынке Появление новых форматов, форм, методов и технологий торговли. Информационные; Технические; Технологические Маркетинговые; Финансовые; Кадровые

Рис. Составляющие инновационной среды торгового предприятия

менту торговых предприятий достичь целей, поставленных перед инновационной деятельностью. Реализация инноваций в системе управленияторговым предприятием в рамках всего торгово-техно-логического процесса предоставит ретейлерам возможность эффективной организации инновационной деятельности, позволяющей совершенствовать технологические операции и методы торговли и упрочить конкурентные позиции компании [8].

Розничная торговля выступает передовой отраслью внедрения маркетингового инструментария в экономику. Это доказывает тот факт, что в современном виде ре-тейл стал одной из самых весомых стратегических сфер экономики по продаже товара в стране, маркетинговые программы, использующиеся торгово-розничными компаниями, для поддержания стабильного эффекта воздействия на потребителя обязаны постоянно модифицироваться и преображаться, создавать новые концепции, увеличивать число идей, применимых в будущем [9].

В современных условиях ретей-леры стараются охватить сразу несколько направлений, с целью завоевания абсолютного превосходства: выбор места точки про-

даж с максимальной проходимостью, привлечение большего количества лояльных посетителей, все это сопровождается минимизацией расходов на эксплуатацию оборудования торговых площадей, повышением рентабельности фирмы и увеличением среднего чека. Но, как правило, в результате подобной «гонки» проблема удовлетворения потребности покупателя уходит на второй план — это является критичной ошибкой в ведении бизнеса, основанного на предоставлении товаров и услуг. Стандартные приемы маркетинга, использующиеся из года в год, становятся банальными для современного покупателя, он теряется в однообразии продуктовой линейки, теряет всякий интерес к бренду того или иного магазина [10]. Такая ситуация свидетельствует о необходимости внедрения новшеств, радикально преобразующих имидж компании, а основные нововведения должны исходить со стороны маркетинговой деятельности, доминирующей целью которой является внедрение идей, способных удовлетворить нужды самого взыскательного клиента.

Предприниматели заинтересованы в использовании необходимых инструментов для расшире-

ния доли рынка и построения эффективного бизнеса. Множественность определений маркетинга подтверждает необходимость использования его инструментов для максимизации прибыли и успешного ведения бизнеса в ужесточающихся условиях конкуренции. Опираясь на определение классика маркетинга Ф. Котлера, можно сделать вывод, что результативность маркетингового управления определяется степенью удовлетворения нужд и потребностей потребителя [11]. Необходимо, чтобы каждая предоставленная услуга увеличивала ценность розничной торговой операции. Уровень и стандарт обслуживания потребителей должны усиливать маркетинговое предложение в области розничных продаж. Реализация товаров известных российских брендов стационарной розничной торговой сети в состоянии предоставить «старый» и разработать «новый» пакет услуг [12].

К внешним составляющим можно отнести следующие.

Международная политическая обстановка. Снижение доступности для российских компаний международных финансовых ресурсов и ужесточение денежной политики сформировали предпосылки для

Таблица 2

Внутренние составляющие инновационной среды торгового предприятия

Параметры внутренней инновационной среды Решаемые инновациями задачи Вид инноваций (по сфере деятельности)

Управленческая среда Оптимизация управленческой структуры Организационные

Кадровая среда Снижение затрат на персонал. Повышение качества торгового обслуживания Кадровые

Гигиенические среда Обеспечение прироста объемов реализации за счет совершенствования эргономических параметров Технологические и производственные

Маркетинговая среда Формирование уникальной торговой услуги; Оптимизация ассортиментной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики Маркетинговые, продуктовые, управленческие

Организационная среда Стимулирование покупки без участия продавца Оптимизация оформления, выкладки товара и торгового зала с целью роста объемов реализации Оптимизация процедур погрузки-разгрузки с целью снижения расхода ресурсов Мониторинг структуры товарооборота Оптимизация распределения торгового пространства под товарные категории, сокращение затрат Технологические, технические, организационные маркетинговые

роста стоимости кредитов, негативно отразившись на инвестиционном спросе, потребительских настроениях, способствовали инфляционному всплеску и последующему ухудшению условий для инновационного развития торговли [13].

Макроэкономическая ситуация. Ослабленная под влиянием общей мировой экономической конъюнктуры, экономика страны не предоставляет торговым предприятиям возможности реализации эффективной инновационной деятельности, так как существует недостаток финансовых средств.

Научно-техническая составляющая. Общий уровень развития инноваций в стране, научно-технический потенциал промышленности — ядра инноваций является составляющей инновационной среды торговых компаний, обеспечивающих товародвижение. По данным ГКС, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в России в 2013, 2014 и 2015 гг. составил 10,1%, 9,9 и 9,3% соответственно, при этом доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров и услуг составляла 11,2% в 2013 году, 12,8% в 2014 и 12,9 в 2015 году [14].

Отраслевые составляющие характеризуют инновационный потенциал и перспективы отрасли в зависимости от ее специфических особенностей. Так как сфера торговли — это сфера предоставления торговой услуги и орга-

низации товарного обращения, то и инновационная деятельность в этой отрасли носит не материализованный характер, то есть нововведения касаются торгово-тех-нологического процесса, маркетинговой деятельности, методов продаж. Анализ направлений отчислений средств на развитие и расширение торговой деятельности организаций розничной торговли показывает, что расходы на модернизацию и обновление оборудования в 2014 году были снижены, прослеживается тенденция сокращения затрат на рекламу [15]. Однако, не смотря на сложную экономическую ситуацию, сокращается показатель «отсутствие отчислений».

Заметим, что экспансия мировых торговых компаний на фоне ослабленных национальных ре-тейлеров, все же способствует стимулированию инновационной деятельности последних, так как при осложненном со стороны международных факторов пути экстенсивного развития российской торговли приходится искать инновационные пути повышения конкурентоспособности [16].

Следует заметить, что сложности во внешней среде российских торговых предприятий, являются объективной реальностью современного экономического уклада, они есть, были и будут. Оказывать на них влияние даже крупному отечественному ретейлеру невозможно, однако вполне реально попытаться нивелировать негатив-

ную внешнюю среду грамотной трансформацией внутренней среды организации. Тогда текущие кризисные явления в мировой и отечественной экономиках станут катализатором инновационного генезиса торговых компаний.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать:

1. Современные ретейлеры вынуждены проявлять интерес к инновационным решениям и активно изучать возможности их внедрения. Реализация инновационных изменений позволяет российским ретейлерам формировать конкурентные преимущества и удерживать рыночные границы в условиях товарного насыщения.

2.Исследование инновационной среды позволит накапливать и анализировать опыт инновационного развития торговли в разных странах, учитывая сложившуюся национальную и международную конъюнктуру, оценить собственные возможности и реализовать успешную модернизацию отечественной торговой отрасли, развивать рынок инноваций торговли.

3. В перспективе рост количества торговых компаний, осознающих значимость инновационной деятельности как преимущества в конкурентной борьбе, станет элементом эффективной инфраструктуры инноваций, которая будет способствовать продвижению на рынок инновационных торговых технологий и оптимизации использования инновационных ресурсов.

ИСТОЧНИКИ

1. Крымов С.М., Месхи Б.Ч., Дудакова И.А Организация производства, инновационная деятельность и маркетинг: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011. 155 с.

2. Дудакова И.А., Романов В.А Стратегические ориентиры формирования инвестиционной политики на предприятиях машиностроения: монография. Шахты, 2005. 174 с.

3. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография. Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 176 с.

4. Крымов С.М. Управление персоналом организации: концепции личных стратегий //В сборнике «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир»; V Международная научно-практическая конференция; под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачева. Санкт-Петербург: изд-во Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2015. С. 254—259.

5. Ноздрин В.В. Инновационная среда: содержание, сущность, базовые принципы // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. №21-1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sreda-soderzhanie-suschnost-bazovye-printsipy (дата обращения: 17.11.2016).

6. Медведева Ю.Ю. Место инноваций в управлении торговым предприятием // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 68—73.

7. Медведева Ю.Ю. Актуальные проблемы и тенденции развития российской розничной торговли (инновационный аспект) // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференция. Уфа: МЦИИ ОМЕГА СаЙНС, 2016. 294с. С. 68—75.

8. Медведева Ю.Ю. Особенности использования собственных торговых марок в розничных торговых сетях//Вестник Донского государственного технического университета. 2011. Т. 11. № 4 (55). С. 569—573.

9. Дудакова И. А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли//Маркетинг. 2010. № 2. С. 97—106.

10. Дудакова И.А. Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле: монография. М.: Дашков и К, 2007. 164 с.

11. Котлер Ф, Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 14-е издание. СПб.: Питер, 2015. 800 с.

12. Дудакова И. А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах: монография. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. 198 с.

13. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики// Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937—947.

14. Социально-экономическое положение России. Январь-сентябрь 2016 г. [Электронный ресурс] Сайт Федеральная служба государственной статистики: URL: http:// http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/ (дата обращения: 19.11.2016).

15. Торговля в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. Т. 60. M., 2015. 243 с.

16. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Формирование системы показателей реляционных стратегий //Предпринимательство. 2014. № 2. С. 42—51.

Characteristics of the Innovative Environment of Retail Enterprises

Krasyuk Irina Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor of the Higher School of Internal and External Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Commerce Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation (iri-krasjuk@yandex.ru)

Medvedeva YuliaYurievna,

Candidate of economic Sciences, associate Professor, Marketing and engineering Economics, Don State Technical University; Gagarin square 1, Rostov-on-don, 344000, Russian Federation (jjmedvet@yandex.ru)

The article considers innovation environment of the retail enterprise, which can be represented by a combination of internal and external variables. It is established that the characteristic features of innovative activity in the Russian trade are due to the fact that innovations are generated, implemented and distributed in a specific environment. The most important external components include: macroeconomic situation, political situation, scientific-technical potential, the industrial components. Internal components of managed trade organization allow the company management to adapt to changes in the external innovation environment.

Keywords: Russian trade; innovation; innovative environment; retail trade turnover; business process technology; marketing of

innovation; technological innovation.

REFERENCES

1. Krymov, S.M.; Meskhi, B.Ch.; Dudakova, I.A. (2011) Organizatsiyaproizvodstva, innovatsionnayadeyate/nost" i marketing:monografiya [Organization of production, innovation and marketing: monograph]. Rostov-on-don, DGTU Publishing center, 2011, 155 p.

2. Dudakova, I.A.; Romanov, V.A. (2005) Strategicheskie orientiri formirovaniya investitsionnoypolitikinapredpriyatiyakh masinostroeniya: monografiya [Strategic guidelines of the investment policy at machine-building enterprises: monograph]. Shakhty, 2005, 174 p.

3. Krymov, S.M. (2012) Aktualnie problemi organizatsii proizvodstva, marketinga i menedzhmenta: monografiya [Actual problems of organization of production, marketing and management: monograph]. Don state technical University Publ., Rostov-on- don, 2012, 176 p.

4. Krymov, S.M. (2015) Upravlenie personalom organizatsii: kontseptsii lichnikh strategiy [HR Management: concepts personal strategies].

V sbornike «Problemi i puti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir», V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [In the collection «Problems and ways of socio-economic development: city, region, country, world»;

V international scientific-practical conference]. Saint Petersburg, Publishing house of A.S. Pushkin Leningrad state University, 2015, pp. 254-259.

5. Nozdrin, V.V. (2011) Innovatsionnaya sreda: soderzhanie, sushchnost', bazovie printsipi [Innovative environment: essence, essence, the basic principles]. Aktualnie voprosi ekonomicheskikh nauk [Topical issues of economic Sciences], 2011, no. 21-1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sreda-soderzhanie-suschnost-bazovye-printsipy (accessed: 17.11.2016).

6. Medvedeva, Yu.Yu. (2016) Mesto innovatsiy v upravlenii torgovim predpriyatiem [Place of innovation in the management of a trade enterprise]. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: law and Economics], 2016, no. 4, pp. 68—73.

7. Medvedeva, Yu.Yu. (2016) Aktualnie problemi i tendentsii razvitiya rossiyskoy roznichnoy torgovli (innovatsionniy aspekt) [Actual problems and tendencies of development of the Russian retail trade (innovative aspect)]. Sinteznauki i obshchestva vreshenii globalnikhproblem sovremennosti: sbornikstatey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii[Synthesis of science and society in the solution of global problems of the modern world: collected articles of International scientific-practical conference]. Ufa, ICII OMEGA SAINZ Publ., 2016, 294 p., pp. 68-75.

8. Medvedeva, Yu.Yu. (2011) Osobennosti ispolzovaniya sobstvennikh torgovikh marok v roznichnikh torgovikh setyakh [Features of use of own trademarks in the retail networks]. Vestnik of Don State Technical University, 2011, vol. 11, no. 4, pp. 569—573.

9. Dudakova,^IjA.; Fgdko, V.P. (2010) Razvitie infrastrukturi roznichnoy torgovli [Infrastructure Development in retailing]. Marketing, 2010,

10. Dudakova, I.A. (2007) Marketingovie resheniya setevikh tekhnologiyv roznichnoy torgovle: monografiya [Marketing solutions network technologies in the retail trade: monograph]. Moscow, Dashkov&Co Publ., 2007, 164 p.

11. Kotler, F.; Keller, K.L. (2015) Marketing menedzhment [Marketing management]. In Russian. 14th ed. Saint Petersburg, Peter Publ.,

12. Dudakova^l.A. (2006) Tendentsii razmeshcheniya, formirovaniya i razvitiya roznichnikh torgovikh setey v regionakh: monografiya [Trends in placement, formation and development of retail chains in the regions: monograph]. Shakhty, Publishing house of YuRGUES,

13. Dudakova, I.A.; Gladkov, Yu.V. (2010) Innovatsionnoe razvitie sferi uslug Rossii kak osnova postroeniya servisnoy ekonomiki [Innovative development of the Russian service sector as the basis for creating the service economy]. Vestnik of Don State Technical University, 2010, vol. 10, no. 6, pp. 937—947.

14. The socio-economic situation in Russia. January-September 2016. Website of the Federal service of state statistics. Available at: http:/ / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (accessed: 19.11.2016).

15. Torgovlya v Rossii. 2015. Sbornik statey [Trade in Russia. 2015. Statistic collection]. Rosstat Publ., vol. 60, Moscow, 2015, 243 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Krymov, S.M.; Rogacheva, J.S. (2014) Formirovanie sistemi pokazateley relyatsionnikh strategiy [Formation of system of indicators of relational strategies]. Predprinimatelstvo [Entrepreneurship], 2014, no. 2, pp. 42—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.