Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОЦЕНКА МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Е.А.

Профессиональная мотивация представляет собой внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, все это связано, в первую очередь, с тем, что высокий уровень формирования профессиональной мотивации приводит к эффективному развитию профессиональной образованности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Опираясь на данные таблиц 1- 5 можно заключить следующее:

1. Количественные показатели динамики по годам имеют тенденцию к росту, так общая численность обучающихся, принявших участие в апробации возросла на 64 человека или 36,78%, а численность обучающихся успешно прошедших апробацию возросла на 55 человек или на 103,77 %.

2. Качественный показатель - уровень результативности также имеет тенденцию к росту и составил в 2020 году 43,58 %, прирост по сравнению с 2019 годом составил 13,13 %, что обусловлено превышением темпов прироста численности обучающихся, успешно прошедших апробацию более чем в 2 раза над темпами прироста общей численности обучающихся, принявших участие в апробации (103,77% против 36,78%). При этом существенный прирост обучающихся, успешно прошедших апробацию приходится на вид профессиональной деятельности (далее-ВПД) «Бухгалтерский учет» (79 в 2020 году против 26 в 2019 году).

3. Также следует констатировать, что результативность в 2020 году по ВПД «Бухгалтерский учет» существенно, практически в 4 раза, выше, чем по ВПД «Механизация сельского хозяйства», 81,44% против 20,56%, при этом следует отметить, что против прошлого 2019 года наблюдается рост результативности по ВПД на16,44% и на 0,41% соответственно.

4. Следует отметить, что результативность теоретического этапа квалификационных испытаний почти в два раза ниже результативности практического этапа 48,74% против 93,10%. При этом, в динамике наблюдается рост результативности, как теоретического этапа, так и практического этапа, на 14,83% и 3,27% соответственно.

Основываясь на данных исследований в рамках реализации краевой инновационной программы, можно сделать следующие выводы:

1. Только 4 из 10 обучающихся ПОО региона демонстрируют готовность к трудовой деятельности согласно выбранной профессии/специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

2. При этом следует констатировать, что готовность к трудоустройству разнится по ВПД, соответственно, в области бухгалтерского учета 8 из 10, а в области механизации сельского хозяйства только 2 из 10, готовы предложить себя в качестве квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силы на рынке труда.

3. Также следует отметить, что в целом наблюдается тенденция к росту соответствия качества подготовки обучающихся системы СПО требованиям профессиональных стандартов (4 из 10 в 2020 году против 3 из 10 в 2019 году), а соответственно повышаются шансы их востребованности на рынке труда, как квалифицированной рабочей силы.

© Ерина Л.И., 2021

УДК 37

Е.А. Карпенко

методист ГБПОУ КРК «Интеграл», с.Курсавка, РФ

ОЦЕНКА МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Профессиональная мотивация представляет собой внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, все это связано, в первую очередь, с тем, что высокий уровень формирования профессиональной мотивации приводит к эффективному развитию профессиональной образованности личности.

Ключевые слова:

профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, мотивы, образовательные организации.

В настоящее время проблема профессиональной мотивации приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации обучающихся, знание мотивов, побуждающих к формированию собственного профессионального плана позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения, планирования ими собственной профессиональной карьеры, развитие у них профессионально важных качеств.

Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Исследование мотивации профессиональной мотивации обучающихся проводилось с помощью методики «Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности» в модификации Л. А. Головей.

Данная методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

^ мотивы собственного труда, отражающие ориентацию субъекта на общую занятость, на сам процесс труда, на результативную деятельность без учета специфики профессии;

^ мотивы социальной значимости труда, люди с преобладанием профессиональных мотивов этого типа нацелены на постоянное освоение новых умений, знаний, высоко оценивают общую пользу и значимость труда;

^ мотивы самоутверждения в труде, мотивация на полное самовыражение в труде, на качество и высокий уровень достижений в труде;

^ мотивы профессионального мастерства, в плане стремления быть общепризнанно лучшим в профессиональной деятельности, как для самого себя, так и для окружающих.

С целью изучения особенностей и степени сформированности профессионального самоопределения обучающихся нами проведено тестирование молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет.

Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2020 года с обучающимися участвующими в апробации модели оценивания готовности обучающихся ПОО к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК. Численность обучающихся, принявших участие в исследовании -184 чел. Анализ исследований по видам профессиональной деятельности представлен ниже.

Вид профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства». Количество обучающихся - 118 человек из следующих образовательных организаций: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»; ГБПОУ «Нефтекумский региональный политехнический колледж»; ГБПОУ «Георгиевский техникум, механизации, автоматизации и управления»; ГБПОУ «Зеленокумский многопрофильный техникум»; ГБПОУ «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»; ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»; ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж».

Результаты тестирования обучающихся показали, что наибольшее значение для получения профессионального образования имеет социальная значимость труда 36,6%. Выпускникам колледжа необходимо быть востребованными на рынке труда и выполнять работу или оказывать услуги, полезные обществу. Кроме того, обучающимся важно получить привлекательную работу, способную удовлетворить их потребности, применить полученные знания, умения, навыки и компетенции и реализовать собственные способности.

Мотивы собственного труда преобладают у 31,4% опрошенных. Это значит, что характер труда важен далеко не для каждого.

Мотивы профессионального мастерства у обучающихся (23,7%) присутствуют, но ни у кого они не занимают лидирующую позицию.

Лишь 8,3% предпочли бы получить глубокие профессиональные знания.

По результатам обработки опросника построен график, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты тестирования по виду профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства»

Вид профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет». Приняли участие в тестировании 66 обучающихся из следующих образовательных организаций: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»; ГБПОУ «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж»; ГБПОУ «Лермонтовский региональный многопрофильный колледж»; ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова»; ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум».

В результате исследования, проведенного среди обучающихся было выявлено, что социальная значимость труда играет важнейшую роль для 47,5% опрошенных. Им важно, чтобы их труд был полезен окружающим и был признан обществом.

Многим необходимо наличие возможности применить полученные знания, умения, навыки и компетенции и реализовать способности в течение своей трудовой деятельности (23,9 %).

Характер самой работы интересует лишь 17,0% обучающихся, и только 11,8% из респондентов считает наиболее важным для себя получение более глубоких профессиональных знаний.

По результатам обработки опросника построен график, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты тестирования по виду профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет»

134

-

международный научный журнал «символ науки»

issn 2410-700x

№ 5 /2021

-

Основываясь на данных приведенных выше, можно констатировать, что только 2/5 опрошенных, смотивированны на качественное освоение профессии или специальности, и, естественно, они показали высокую результативность в ходе прохождения квалификационных испытаний.

Рисунок 3 - Общие результаты по видам профессиональной деятельности

Не следует забывать, что для формирования профессиональной мотивации обучающихся очень важно применение в учебном процессе активных методов обучения, проведение профессионально ориентационной работы, а также активное взаимодействие образовательной организации с внешней средой[1].

Список использованной литературы: 1. Бочкарева Т.Н., Литвиненко С.В., Гусева Л.В., Тонких А.П. Оценка формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №°2.

© Карпенко Е.А., 2021

УДК 378.1

Е.Н. Косырев

ВУНЦ ВВС «ВВА профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, РФ Д.В. Ковпанец

ВУНЦ ВВС «ВВА профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, РФ

Е.Е. Косырев

ВУНЦ ВВС «ВВА профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, РФ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассматривается, что такое подготовка специалиста, а именно физическая подготовка: ее

{ }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.