Научная статья на тему 'О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ'

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ДЖ. ХОЛЛАНДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИЯ/ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ТЕСТ "ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Е.А.

В статье рассматривается вопрос о психологических аспектах готовности обучающихся к профессиональному образованию и трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ»

развивают умение детей дружить.

Используем игры на повышение значимости каждого ребенка: «Комплимент», «Дружба», «Зеркало». Подобные игры помогают ребенку увидеть свои положительные стороны и принимать партнера в игре.

Таким образом, театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития, помогает развитию речи детей в целом. При правильном умелом подборе они способствуют не только формированию звукопроизношения и развитию речевого высказывания, но обобщают и систематизируют знания детей об окружающем мире.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей - длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей. Этот союз способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Список информационной литературы:

1. Акулова, О. В. Театрализованные игры. //Дошкольное воспитание, №4, 2005. - 15с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / Е. В. Мигунова. . - М. : Творческий центр «Сфера», 2009. - 128с.

4. Эльконин, Д. Б. Развитие в дошкольном возрасте. / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1982.

© Кабзистова А.А., 2020

УД 37

Е.А. Карпенко

методист ГБПОУ КРК «Интеграл» с.Курсавка, РФ

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о психологических аспектах готовности обучающихся к профессиональному образованию и трудоустройству.

Ключевые слова

Методика Дж. Холланда, обучающиеся, типология личности, профессия/ специальность, тест «Опросник профессиональных предпочтений».

Трудовая деятельность приносит радость в жизни человеку лишь в том случае, если этот человек увлечен своей профессией, работой, если она любима. Зона оптимального выбора профессии - это зона совпадения интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей человека с потребностями общества.

В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый,

артистический. Каждый тип характеризуется определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений, профессиональными возможностями. В связи с этим каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

С 01 января 2019 года ГБПОУ КРК «Интеграл» реализует программу краевой инновационной площадки по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК».

В рамках программы было принято решение провести с обучающимися тест «Опросник профессиональных предпочтений» по методике Дж.Холладна. Данный опросник поможет обучающимся соотнести склонности, способности и интересы с конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры. Результаты опроса по данной методике представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса по методике Дж.Холладна «Опросник профессиональных предпочтений»

№ Наименование ОУ Реалистичный тип Интеллектуальн ый тип Социальный тип Конвенциональ ный тип Предприимчив ый тип Артистический тип

Вид профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства»

1 ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» (группа М-41) 20,0% 13,3% 13,3% 13,3% 26,8% 13,3%

Вывод: в данной группе преобладает предприимчивый тип

2 ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» (группа М-42) 43,8% 12,5% 6,3% 0% 18,7% 18,7%

Вывод: в данной группе преобладает реалистичный тип

3 ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» 41,7% 12,5% 8,3% 0% 20,8% 16,7%

Вывод: в данной группе преобладает реалистичный тип

4 ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум» 60,0% 6,7% 0,0% 0,0% 33,3% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает реалистичный тип

5 ГБПОУ «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления» 55,0% 15,0% 0,0% 10,0% 15,0% 5,0%

Вывод: в данной группе преобладает реалистичный тип

6 ГБПОУ «Нефтекумский региональный политехнический колледж» 87,4% 6,3% 0,0% 0,0% 6,3% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает реалистичный тип

7 ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.П.Платова» 34,8% 17,4% 0,0% 0,0% 47,8% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает предприимчивый тип

Итого | 48,9% | 11,9% | 4,1% | 3,3% | 24,1% | 7,7%

Общий вывод: вид профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» преобладает реалистичный тип мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов, для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение. Наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов (физиков, экономистов, химиков, физкультурников)

Вид профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет»

1 ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» (группа Э-48) 0,0% 6,7% 0,0% 46,7% 13,3% 33,3%

Вывод: в данной группе преобладает конвенциональный тип

2 ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова» 0,0% 0,0% 40,0% 50,0% 10,0% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает конвенциональный тип

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 11/2020 -

№ Наименование ОУ 'S Интеллектуальн ый тип Социальный тип 1 й

Реалистичш тип Конвенциона ный тип Предприимч ый тип Артистическ тип

3 ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» 0,0% 0,0% 0,0% 70,0% 30,0% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает конвенциональный тип

4 ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл» (группа Э-38) 14,3% 0,0% 4,8% 38,1% 42,8% 0,0%

Вывод: в данной группе преобладает предприимчивый тип

Итого 3,6% 1,7% 11,2% 51,2% 24,0% 8,3%

Общий вывод: вид профессиональной деятельности «Бухгалтерский учет» преобладает конвенциональный тип: отдает

предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный

характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, экономистов,

машинисток, канцелярских служащих.

Рисунок 1 - Результаты тестирования

Рисунок 2 - Общие результаты тестирования по видам деятельности

Таким образом, основываясь на результатах психологических исследований, можно констатировать, что только У обучающихся правильно сделали свой профессиональный выбор, т.е. их психологические предпочтения полностью соответствует выбранной ими специальности. Соответственно они нацелены на результат в рамках освоения специальности и в меру своих способностей готовы к выполнению трудовых

функций на рынке труда[1].

Список использованной литературы:

1. Ерина Л.И., Вяльцева О.А., Карпенко Е.А. Информационный проспект по итогам маркетинговых и психологических исследований с обучающимися профессиональных образовательных организаций региона, 2020, - 58с.

© Карпенко Е.А., 2020

УДК 303.0

Л.А. Колупаева,

преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» г.Крымск, Краснодарский край, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Внедрение инноваций в образовательную деятельность профессионального образовательного учреждения - это вызов сегодняшнего дня. Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

Ключевые слова Образовательная деятельность, интерактивные формы, колледж

Приоритетные направления, характерные для системы профессионального образования в РФ на современном этапе, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, так как им нужны люди, сочетающие в себе высокую политическую сознательность с хорошей профессиональной подготовкой, владеющие современными методами управления.

Я, как преподаватель профессиональных дисциплин, считаю, что одним из наиболее эффективных методов подготовки специалистов являются применением интерактивных форм и методов обучения. Важная роль среди них принадлежит нетрадиционному уроку, заключающему в себе что-то новое, оригинальное, творческое. Это, прежде всего уроки пресс-конференции, уроки-исследования, деловые игры и др.

Одной из наиболее интересных форм интерактивного обучения для меня является - урок «Деловая игра», так как одной из составляющих игры является моделирование различных условий профессиональной деятельности. Для студентов третьего курса по профессиональному модулю ПМ.02 МДК.02.03 Технохимический контроль производства хлебобулочных изделий в процессе изучения темы «Контроль технологического процесса», обязательно провожу деловую игру. Тема «Контроль качества полуфабрикатов» является важной в подготовке техника-технолога, т.к. контроль качества полуфабрикатов сменные технологи осуществляют ежесменно и в случае нарушения режима приготовления теста должны быстро принять меры для обеспечения выпуска качественной продукции.

В период подготовки деловой игры выявляются дискуссионные возможности темы, выдаются задания студентам, цель которых глубокое изучение материала, проводится экскурсия на хлебозавод,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.