Научная статья на тему 'О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ)'

О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Л. И.

В статье рассматривается проблема готовности обучающихся к трудовой деятельности и в соответствии их профессиональных компетенций к требованиям профессиональных стандартов по профессии/специальности. Практический материал собран в рамках реализации программы краевой инновационной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ)»

УДК 37

Л.И. Ерина

заместитель директора по НМР ГБПОУ КРК «Интеграл», с. Курсавка, РФ

О СООТВЕТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ)

Аннотация

В статье рассматривается проблема готовности обучающихся к трудовой деятельности и в соответствии их профессиональных компетенций к требованиям профессиональных стандартов по профессии/специальности. Практический материал собран в рамках реализации программы краевой инновационной площадки.

Ключевые слова:

профессиональные образовательные организации, квалификационные испытания,

профессиональные стандарты.

В настоящее время, в связи с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы, взаимодействие профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) и рынка труда выходит на иной качественно новый уровень.

Проблемы и трудности, которые испытывают выпускники при трудоустройстве, объясняются, с одной стороны, несоответствием профессиональных качеств выпускников ПОО требованиям, предъявляемым современным рынком труда, а с другой стороны, неготовностью молодых специалистов к самостоятельному трудоустройству после окончания ПОО.

Современные требования представителей рынка труда к специалистам, рабочим и служащим, их компетенциям, необходимым для реализации себя на профессиональном поприще, находят свое отражение в профессиональных стандартах.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Механизм разработки и внедрения профессиональных стандартов запущен в нашей стране с 2013 года, и ежегодно количество разработанных и введенных в действие профессиональных стандартов множится, а действующие стандарты обновляются, по мере изменения требований рынка труда к носителям той или иной профессии/специальности http://profstandart.rosmintrud.ru.

В рамках реализации краевой инновационной программы по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК» разработана модель качественных характеристик результативности профессионального образования, в основу которой положен многоцелевой показатель -готовность обучающихся к трудовой деятельности по профессии/специальности. С одной стороны, он характеризует степень готовности обучающихсяк выполнению трудовых функций, продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей, с другой - служит показателем качества образовательной деятельности ПОО. Результаты апробации модели системы оценивания готовности обучающихся к трудовой деятельности за 2019 - 2020 год представлены в таблицах 1-5.

Таблица 1

Динамика показателей апробации за 2019-2020 гг.

№ Показатель 2019 2020 Динамика

п/п Откл. (+;-) Темп прироста, %

1. Численность обучающихся, принявших участие в квалификационных испытаниях, чел 174 238 64 36,78

№ п/п Показатель 2019 2020 Динамика

Откл. (+;-) Темп прироста, %

2. Численность обучающихся, успешно прошедших квалификационные испытания, чел. 53 108 51 103,77

3. Уровень результативности,% 30,45 43,58 13,13 -

4. Средний уровень результативности, % 39,08 -

5. Отклонение от среднего уровня результативности, % -8,63 4,5 - -

Таблица 2

Результативность апробации по видам профессиональной деятельности за 2019-2020гг.

№ Вид профессиональной Уровень результативности Уровень результативности Откл.,

п/п деятельности (ВПД) 2019 год,% 2020 год,% (+; -)

1. Механизация сельского хозяйства 20,15 20,56 0,41

2. Бухгалтерский учет 65,00 81,44 16,44

Итого 30,45 43,58 13,13

Таблица 3

Результативность апробации по специальностям/профессиям за 2019-2020гг.

№ п/п Специальность/ профессия Уровень результативности 2019 год,% Уровень результативности 2020 год,% Откл., (+; -)

1. Техник - механик 18,52 21,74 3,22

2. Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства 20,56 20,33 -0,23

3. Бухгалтер 52,00 77,78 25,78

4. Кассир 86,67 82,86 -3,81

Итого 30,45 45,38 13,13

Таблица 4

Результативность апробации по этапам квалификационных испытаний за 2019 год

№ Специальность/ Численность Численность Уровень Численность Уровень

п/п профессия обучающихся, обучающихся, результативности обучающихся, результативности

принявших участие в успешно теоретического успешно практического

квалификационных прошедших этапа,% прошедших этапа, %

испытаниях, теоретический практический

чел. этап, чел. этап, чел.

1. Техник - механик 27 5 20,00 5 100,00

2. Тракторист - машинист 107 22 20,56 22 100,00

сельскохозяйственного

производства

3. Бухгалтер 25 19 76,00 13 68,42

4. Кассир 15 13 86,67 13 100,00

Итого 174 59 33,91 53 89,83

Таблица 5

Результативность апробации по этапам квалификационных испытаний за 2020 год

Численность Численность Численность

обучающихся, обучающихся, Уровень обучающихся, Уровень

№ Специальность/ принявших участие в успешно результативности успешно результативности

п/п профессия квалификационных прошедших теоретического прошедших практического

испытаниях, теоретический этапа,% практический этапа, %

чел. этап, чел. этап, чел.

5. Техник - механик 23 5 21,74 5 100,00

6. Тракторист - машинист 118 24 20,34 24 100,00

сельскохозяйственного

производства

7. Бухгалтер 27 23 85,19 21 91,30

8. Кассир 70 64 91,43 58 90,62

Итого 238 116 48,74 108 93,10

{ }

Опираясь на данные таблиц 1- 5 можно заключить следующее:

1. Количественные показатели динамики по годам имеют тенденцию к росту, так общая численность обучающихся, принявших участие в апробации возросла на 64 человека или 36,78%, а численность обучающихся успешно прошедших апробацию возросла на 55 человек или на 103,77 %.

2. Качественный показатель - уровень результативности также имеет тенденцию к росту и составил в 2020 году 43,58 %, прирост по сравнению с 2019 годом составил 13,13 %, что обусловлено превышением темпов прироста численности обучающихся, успешно прошедших апробацию более чем в 2 раза над темпами прироста общей численности обучающихся, принявших участие в апробации (103,77% против 36,78%). При этом существенный прирост обучающихся, успешно прошедших апробацию приходится на вид профессиональной деятельности (далее-ВПД) «Бухгалтерский учет» (79 в 2020 году против 26 в 2019 году).

3. Также следует констатировать, что результативность в 2020 году по ВПД «Бухгалтерский учет» существенно, практически в 4 раза, выше, чем по ВПД «Механизация сельского хозяйства», 81,44% против 20,56%, при этом следует отметить, что против прошлого 2019 года наблюдается рост результативности по ВПД на16,44% и на 0,41% соответственно.

4. Следует отметить, что результативность теоретического этапа квалификационных испытаний почти в два раза ниже результативности практического этапа 48,74% против 93,10%. При этом, в динамике наблюдается рост результативности, как теоретического этапа, так и практического этапа, на 14,83% и 3,27% соответственно.

Основываясь на данных исследований в рамках реализации краевой инновационной программы, можно сделать следующие выводы:

1. Только 4 из 10 обучающихся ПОО региона демонстрируют готовность к трудовой деятельности согласно выбранной профессии/специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

2. При этом следует констатировать, что готовность к трудоустройству разнится по ВПД, соответственно, в области бухгалтерского учета 8 из 10, а в области механизации сельского хозяйства только 2 из 10, готовы предложить себя в качестве квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силы на рынке труда.

3. Также следует отметить, что в целом наблюдается тенденция к росту соответствия качества подготовки обучающихся системы СПО требованиям профессиональных стандартов (4 из 10 в 2020 году против 3 из 10 в 2019 году), а соответственно повышаются шансы их востребованности на рынке труда, как квалифицированной рабочей силы.

© Ерина Л.И., 2021

УДК 37

Е.А. Карпенко

методист ГБПОУ КРК «Интеграл», с.Курсавка, РФ

ОЦЕНКА МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Профессиональная мотивация представляет собой внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, все это связано, в первую очередь, с тем, что высокий уровень формирования профессиональной мотивации приводит к эффективному развитию профессиональной образованности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.