Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА'

О ВЛИЯНИИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АПРОБАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТРУКТУРА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Л.И., Карпенко Е.А.

В статье дана оценка готовности обучающихся к трудовой деятельности в соответствии с реальными запросами рынка труда на примере конкретной профессиональной образовательной организации - участника реализации инновационной программы. В основу оценки положены реальные исследования готовности обучающихся к выполнению трудовых функций обозначенных в профессиональных стандартах соответствующих профессий и специальностей. А также предложены конкретные меры по корректировке организации образовательного процесса в рамках профессионального цикла с учетом результатов инновационного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА»

УДК 37

Л.И.Ерина

Заместитель директора по НМР ГБПОУ КРК «Интеграл»

Е.А.Карпенко методист ГБПОУ КРК «Интеграл» с.Курсавка, РФ

О ВЛИЯНИИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация

В статье дана оценка готовности обучающихся к трудовой деятельности в соответствии с реальными запросами рынка труда на примере конкретной профессиональной образовательной организации -участника реализации инновационной программы. В основу оценки положены реальные исследования готовности обучающихся к выполнению трудовых функций обозначенных в профессиональных стандартах соответствующих профессий и специальностей. А также предложены конкретные меры по корректировке организации образовательного процесса в рамках профессионального цикла с учетом результатов инновационного исследования.

Ключевые слова

Инновационная программа, профессиональная образовательная организация, модель, профессия,

специальность, готовность к трудовой деятельности, апробация, квалификационные испытания, профессиональный стандарт, структура, результативность, компетенции, трудовые функции, качество образования.

Изменения, происходящие в стране и мире, требуют новых механизмов оценки качества образования и профессиональной зрелости молодых специалистов. Необходимо учитывать не только квалификацию и компетенцию, но и их актуализированность к самостоятельному началу профессиональной деятельности. Адекватным индикатором такой актуализированности служит показатель готовности выпускника профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) к трудоустройству по специальности, который является многоцелевым критерием. С одной стороны, он характеризует степень готовности молодого специалиста к выполнению трудовых функций, а с другой - служит показателем качества образовательной деятельности ПОО[1].

Реализация краевой инновационной программы по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК» (далее - КИП) подразумевает разработку модели качественных характеристик результативности профессионального образования в контексте социального подхода и с учетом целевых составляющих, что может стать важным ресурсом для совершенствования современной педагогической науки и практики профессионального образования. Цель КИП - создание, обоснование и апробация модели оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций, продекларированных профессиональными стандартами и требованиями работодателей на региональном рынке труда в сфере АПК.

В ходе реализации программы КИП работниками ГБПОУ КРК «Интеграл» проделана следующая работа:

^ разработана модель оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей ( далее - модели);

^ созданы организационно-правовые, материально-технические, методические и информационные условия для апробации модели;

^ запущена апробация модели в сетевом формате с обучающимися региона[2].

Обучающиеся ГБПОУ КРК «Интеграл» стали «пионерами» в апробации модели. Апробацией были охвачены обучающиеся 4 курса специальностей «Механизация сельского хозяйства» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Структура участия в разрезе профессий/специальностей представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура участия в апробации обучающихся ГБПОУ КРК «Интеграл»

№ п/п Специальность/ профессия Количество обучающихся, чел. Удельный вес в общей численности, %

1. Техник - механик 23 13,22

2. Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства 31 17,82

3. Бухгалтер 15 8,62

4. Кассир 15 8,62

Итого 84 48,28

Результативность участия обучающихся ГБПОУ КРК «Интеграл» в апробации представлена в таблице 2.

Таблица 2

Результативность апробации обучающихся ГБПОУ КРК «Интеграл»

№ п/п Специальность/ Общая численность Численность Уровень Откл. от

профессия обучающихся, обучающихся, результативности среднего

принявших участие в квалификационных испытания, чел. успешно прошедших квалификационные испытания, чел. , % показателя, %

1. Техник - механик 23 2 8,70 -24,05

2. Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства 31 9 29,03 -3,72

3. Бухгалтер 15 10 66,67 33,92

4. Кассир 15 13 86,67 53,92

Средний показатель - - 32,75 -

результативности

Результативность прохождения квалификационных испытаний по этапам: теоретическому и практическому представлена в таблице 3.

Таблица 3

Результативность Апробации по этапам квалификационных испытаний за 2019 год

№ п/п Специальность/ профессия Численность обучающихся, принявших участие в квалификаци онных испытаниях,ч ел. Численность обучающихся, успешно прошедших теоретический этап, чел. Уровень результативн ости теоретическо го этапа,% Откл. от среднего показателя, % Численность обучающихся, успешно прошедших практический этап, чел. Уровень результатив ности практическ ого этапа, % Откл. от среднего показателя, %

1. Техник - механик 23 2 8,70 -25,21 2 100,00 3,39

2. Тракторист -машинист сельскохозяйствен ного производства 31 9 29,03 -4,88 9 100,00 3,39

3. Бухгалтер 15 10 66,67 32,76 10 100,00 3,39

4. Кассир 15 13 86,67 52,76 13 100,00 3,39

Средний показатель результативности по ПОО - - 33,91 - - 96,61

Результаты участия обучающихся в апробации были обсуждены на заседаниях фокус - групп с присутствием представителей работодателей, а затем - на заседаниях учебно-методических объединений по профилям. В результате чего, было принято решение об усилении практикоориентированности подготовки обучающихся экономического профиля и, особенно, профиля механизации.

Основываясь на результатах прохождения квалификационных испытаний и проанализировав ошибки, допущенные обучающимися в ходе испытаний педагоги приняли решение:

^ углубить сопряжение содержания профессиональных модулей с требованиями профессиональных стандартов и внести соответствующие корректировки в рабочие программы;

^ использовать для текущего и итогового контроля знаний и умений по междисциплинарным курсам тестовые задания различного вида и уровня сложности разработанные в соответствии с требованиями Положения об оценочных средствах для проведения квалификационных испытаний в рамках Системы оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности, в основу которых положены требования профессиональных стандартов;

^ организовывать проведение тестирования с использованием программных продуктов, что будет способствовать адаптации обучающихся к прохождению процедуры апробации, а также к процедуры независимой сертификации квалификаций;

^ скорректировать программы учебных практик, положив в основу формирования заданий -выполнение конкретных трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами;

^ скорректировать КОМы для квалификационных экзаменов по профессиям, приблизив их содержание к требованиям Положения об оценочных средствах для проведения квалификационных испытаний в рамках Системы оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности;

^ подработать КОМы для экзаменов квалификационных по ПМ, сформировав кейс-задания согласованные не только с профессиональными компетенциями, утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами, но и с трудовыми функциями, утвержденными профессиональными стандартами.

Все изменения обсуждены на заседании Методического совета в июне текущего года и приняты к действию в новом 2020-2021 учебном году.

Выше указанные корректировки содержания основных профессиональных образовательных программ позволят продвинуться в части лучшего овладения обучающимися общими и профессиональными компетенциями в согласовании с трудовыми функциями по профессиям/ специальностям, а соответственно повысить качество профессионального образования в ПОО. Список использованной литературы:

1. Фомин В.Н., Гладкова И.А. Готовность выпускников Вузов к самостоятельному трудоустройству как индикатор их актуализированности // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 29-36.

2. Ерина Л.И., Вяльцева О.А., Карпенко Е.А. Информационный проспект: результаты апробации модели оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей за 2019 год, 2020, -139с.

© Ерина Л.И., Карпенко Е.А., 2020

УДК 37

Л.И.Ерина

Заместитель директора по НМР ГБПОУ КРК «Интеграл»

с.Курсавка, РФ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ В ХОДЕ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье приведены материалы по итогам анализа результативности квалификационных испытаний в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.