в целом работодатели опрошенных организаций положительно оценивают профессиональные компетенции выпускников и считают, что создание эффективной системы управления качеством образования в профессиональных образовательных организациях напрямую связано с обеспечением потребностей реального сектора экономики и рынка труда в целом, что поможет обеспечить баланс интересов профессионального сообщества, профессиональных образовательных организаций и обучающихся.
Анализ результатов анкет потребности в квалифицированных кадрах в агропромышленном комплексе, опрошенных представителей профессиональных сообществ показал, что необходимо активное содействие повышению квалификации, обучения и переподготовки аграрных кадров; оперативный мониторинг потребностей рынка труда на предмет нужной квалификации и опыта работников; стимулирование ротации профессиональных кадров, трудоустройство путем формирования базы предложений работодателей и работников и др.
На основании полученных данных созданы сборники по итогам маркетинговых исследований за 2019 год: мониторинг информированности обучающихся о современном рынке труда (ВПД «Механизация сельского хозяйства»); мониторинг информированности обучающихся о современном рынке труда (ВПД «Бухгалтерский учет»); мониторинг оценки готовности к планированию карьеры и профессиональному росту (ВПД «Механизация сельского хозяйства»); мониторинг оценки готовности к планированию карьеры и профессиональному росту (ВПД «Бухгалтерский учет»). Все материалы рассмотрены и утверждены на методическом совете и могут быть использованы заинтересованными лицами для работы.
Подводя итоги маркетинговых исследований, можно сформулировать следующие направления совершенствования кадрового обеспечения предприятий АПК: развитие социальной инфраструктуры села; создание единых образовательных комплексов, включающих в себя профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение; интеграция образовательных учреждений и предприятий АПК; формирование системы мониторинга трудовых ресурсов и подбора кадров с привлечением современных информационных технологий.
Список использованной литературы: 1. Энциклопедия маркетинга - https://www.marketing.spb.m/.Дата обращения - 04.06.2020 г.
© Вяльцева О.А., 2020
УДК 37
В.В.Ерин
директор ГБПОУ КРК «Интеграл»
Л.И.Ерина
заместитель директора по НМР с.Курсавка, РФ
О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛ
Аннотация
В статье рассмотрены общие и частные показатели влияющие на качество профессиональной подготовки обучающихся в условиях малых городов и сельских поселений. А также обозначены мероприятия, способствующие росту показателей, формирующих рейтинг качества подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях.
Ключевые слова
Малые года, сельские поселения, система среднего профессионального образования, профессиональная образовательная организация, обучающиеся, качество подготовки кадров, рейтинг,
показатели качества образования.
В малых городах и сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и его предложением. Он во многом определяет логику развития малых территорий как таковых, стимулируя миграцию на выезд с целью получения образования. Это меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации на местах.
Однако изменение требований современного рынка труда: рост спроса на профессиональные компетенции и снижение значимости предметного знания, развитие и распространение онлайн-обучения, поиск новых моделей и форм образования как на национальном, так и международном уровне, компетентностные модели обучения, которые могут способствовать самозанятости, населения дают малым территориям возможность встроиться в образовательную повестку XXI века и найти свою траекторию выживания и даже развития. Традиционные преимущества малых городов - компактность, мобильность, соразмерность человеку - позволяют, при наличии других факторов, эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сел. При этом мы не должны забывать о качестве образования, оно не должно быть хуже, чем в крупных городах и административных центрах [1].
Составить представление о количественных показателях, характеризующих систему среднего профессионального образования (далее -СПО) можно обратившись к таблице 1.
Таблица 1
Характеристика системы СПО по результатам мониторинга качества подготовки кадров за 2019 год [2]
№ Показатель РФ Удельный вес показателя, % СК Удельный вес показателя, %
1. Организации, реализующие программы СПО, шт. 4627 99
в том числе
ПОО и филиалы, реализующие программы СПО 3859 83,40 82 82,8
ОО ВО и филиалы, реализующие программы СПО, 768 16,60 17 17,2
в том числе
государственных и муниципальных 4118 89.00 61 61,6
частных 509 11,00 38 38,4
в том числе находящихся в
административных центрах 1842 39,80 26 26,3
городских поселениях 1144 24,70 50 50,5
малых городах 1143 24,70 15 15,2
сельских поселениях 498 10,80 8 8,00
2. Численность обучающихся в системе СПО, чел. 2 997 955 - 58783 -
в том числе обучающихся в
государственных и муниципальных организациях 2 803 088 93,5 47674 81,1
частных организациях 194867 6,5 11109 18,9
в том числе
по ППКРС 542630 18,1 7348 12,5
по ППССЗ 2455325 81,9 51435 87,5
в том числе
на очной форме 2550301 81,9 52941 90,1
на иных формах 542630 18,1 5842 9,9
в том числе
за счет бюджетных ассигнований 2154195 71,9 33145 56,4
Опираясь на данные таблицы 1, можно констатировать, что более 30% профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) в РФ и более 20% в Ставропольском крае функционируют в малых городах и сельский поселениях.
При этом по данным Главного информационно-вычислительного центра МИРЭА, около 50% ПОО расположенных в малых городах и сельских поселениях имеют суммарный ранг ниже медианного значения.
При расчете суммарного ранга показателей, принимались во внимание показатели характеризующие:
S вовлеченность ПОО в чемпионатное движение WorldSkills, участие студентов, обучающихся по программам СПО, в чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»;
S участие студентов, обучающихся по программам СПО в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства;
S трудоустройство выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;
S состояние материально-технической базы организаций, реализующих программы СПО;
S повышение квалификации и профессиональной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения.
Согласно данных исследований Национального фонда подготовки кадров (далее - НФПК) к числу общих факторов влияющих на деятельность ПОО и качество подготовки кадров в малых городах и сельских поселениях относят:
S рейтинг социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
S рейтинг инновационной активности субъекта Российской Федерации;
S удаленность профессиональной образовательной организации от административного центра субъекта Российской Федерации;
S удаленность профессиональной образовательной организации от административного центра муниципального образования;
S специфика отраслевой направленности образовательной организации;
S низкая транспортная доступность профессиональной образовательной организации.
Кроме того, обратившись к факторам, влияющим на частные показатели, формирующие рейтинг качества подготовки кадров можно выделить следующие:
По показателю «Вовлеченность ПОО в чемпионатное движение WorldSkills, участие студентов, обучающихся по программам СПО, в чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»:
S отсутствие (низкая) численность преподавателей и мастеров ПОО, прошедших обучение по программам Академии Ворлдскиллс Россия;
S не налажено взаимодействие ПОО с профильными СЦК, расположенными в субъекте Российской Федерации;
S не налажено взаимодействие ПОО с РКЦ субъекта Российской Федерации;
S отсутствие (низкая численность) экспертов Ворлдскиллс разных уровней из числа преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих в ПОО;
S отсутствие финансовой возможности участия студентов ПОО в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»;
S отсутствие материально-технической базы для подготовки к чемпионатам «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
По показателю «Участие студентов, обучающихся по программам СПО в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства»:
S отсутствие финансовой возможности участия студентов ПОО в региональных этапах олимпиад, конкурсов профессионального мастерства;
S отсутствие транспортной возможности участия студентов ПОО в региональных этапах олимпиад, конкурсов профессионального мастерства;
S отсутствие материально-технической базы для подготовки к олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства;
По показателю «Трудоустройство выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»:
^ востребованность выпускников на рынке труда;
^ наличие в доступной близости профильных организаций-работодателей;
^ наличие у выпускников компетенций, соответствующих требованиям профильных организаций-работодателей;
^ желание выпускников образовательной организации продолжить обучение в иных образовательных организациях;
^ соответствие условий трудоустройства ожиданиям выпускников;
^ отсутствие в образовательной организации информации о трудоустройстве выпускников. По показателю «Состояние материально-технической базы организаций, реализующих программы СПО» :
^ ПОО не является участником федеральных, региональных проектов, в рамках которых выделялись средства на развитие материально-технической базы ПОО;
^ отсутствие региональной поддержки (целевых субсидий, грантов) ПОО в части модернизации материально- технической базы (учебного и лабораторного оборудования);
^ отсутствие оборудования и условий для реализации программ дистанционного обучения в электронном формате.
По показателю «Повышение квалификации и профессиональной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения»:
^ отсутствует система оценки работы преподавателей; ^ отсутствует система поощрения преподавателей;
^ преподаватели не участвуют в работе региональных и федеральных учебно - методических комиссий и объединений ;
^ преподаватели из числа работников предприятий- стратегических партнеров ПОО к образовательному процессу не привлекаются;
^ отсутствие контактов ПОО с профильными региональными площадками сетевого взаимодействия;
^ отсутствие контактов ПОО с профильным межрегиональным центром компетенций. Система мероприятий, позволяющая профессиональным образовательным организациям повысить значение показателей качества подготовки кадров, разработана НФПК и согласована с Департаментом государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ (июнь 2019). К числу основных мероприятий вошедших в систему относятся:
1. Внедрение механизма вовлечения общественно-деловых объединений и участия работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновлении образовательных программ.
2. Реализация целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам СПО, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.
3. Обновление перечня реализуемых профессий и специальностей среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда.
4. Расширение портфеля образовательных программ, ориентированных на различные возрастные группы населения, в том числе и на граждан предпенсионного возраста.
5. Актуализация содержания образовательных программ в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
6. Расширение объемов подготовки кадров на основании договоров о целевом обучении, заключенных с работодателями.
7. Выявление актуальных и опережающих потребностей местных работодателей в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена, их профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
8. Создание и внедрение клиентоориентированной модели управления качеством подготовки кадров на основе организации и проведения внутреннего аудита основных направлений деятельности ПОО.
9. Актуализация программы развития ПОО, ориентированных на решение социально-экономических
задач.
10. Разработка новых компетенций в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс» для появляющихся отраслей экономики.
11. Участие в проектах сетевого взаимодействия отраслевого типа или в кластерной модели субъекта Российской Федерации.
12. Формирование партнерских взаимоотношений с профильными образовательными организациями высшего образования по вопросам по вопросам образовательного и научно-технического сотрудничества.
13. Диверсификация дополнительного профессионального образования преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе в рамках Федерального проекта «Молодые профессионалы».
14. Привлечение потенциала ведущих образовательных центров среднего профессионального образования, включая межрегиональные центры квалификаций, региональных площадок сетевого взаимодействия и других.
15. Развитие системы наставничества, инструментов индивидуального профессионального развития и траекторий карьерного роста.
16. Внедрение и развитие современных цифровых образовательных технологий (VR/AR, симуляторы и другие) электронного и дистанционного обучения.
17. Развитие и внедрение технологий бизнес-образования, финансовой и предпринимательской грамотности.
18. Включенность ПОО в региональные и национальные цифровые платформенные решения[3]. Хотелось бы завершить цитатой прозвучавшей в ходе обсуждения проблемы развития образования в
малых городах и селах на круглом столе Экспертного совета по малым территориям, прошедшем при поддержке НФПК: «Образование - это ключевой фактор молодежной миграции, вымывания из малых городов наиболее активного, креативного, талантливого населения. Образование - это лифт, но лифт, который работает в территориальном смысле в одну сторону. Дети заканчивают школу, поступают в учреждения СПО и высшие учебные заведения, ориентируются на большие города, региональные центры. После окончания учебного заведения они ищут работу либо в местах своей учебы, либо смотрят дальше на мегаполисы. В итоге небольшие поселения просто вымирают под влиянием миграции из села в город и из малого города в более крупные»[1] .
Считаю, что на малых территориях учреждения среднего профессионального образования должны играть роль «якорей», позволяющих удерживать население на «земле» и при этом получить необходимое образование для работы на «земле». СПО должно быть ресурсом малых территорий.
Список использованной литературы:
1. http://rusregions.com/obrazovanie-v-malykh-gorodah-i-selah/ Образование в малых городах и селах: проблемы и решения
2. http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров 2019
3. https://www.cposo.ru/images/2018/151/kpkp.pdf Векторы развития профессиональных образовательных организаций, расположенных в малых городах, сельской местности и отдаленных территориях
© Ерин В.В., Ерина Л.И., 2020