Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ТРАНСЛЯЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Л.И.

В статье приведена промежуточная статистика использования семиотического механизма трансляции инновационного опыта при реализации программы краевой инновационной площадки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА»

УД 37

Л.И.Ерина,

заместитель директора по НМР ГБПОУ КРК «Интеграл» с.Курсавка, РФ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Аннотация

В статье приведена промежуточная статистика использования семиотического механизма трансляции инновационного опыта при реализации программы краевой инновационной площадки

Ключевые слова:

инновационная программа, трансляция, инновационный опыт, семиотический механизм, пользователи

Важным критерием деятельности любой инновационной площадки является процесс передачи наработанного инновационного опыта заинтересованным пользователям - представителям педагогического сообщества и сферы труда.

В педагогической литературе для обозначения процессов передачи опыта, лучших практик, инноваций используют разнообразные понятия, такие как: «трансляция», «диссеминация», «диффузия», «распространение». Сравнительный анализ позволяет определить границы использования каждого из этих понятий в педагогической теории и практике. При распространении речь идет о передаче идеи, замысла педагогического опыта. Диффузия предполагает освоение и использование новшеств другими педагогами. Таким образом, можно сказать, что оба процесса позволяют информировать общественность об опыте, инновации. Диссеминация осуществляется по отношению к результатам проектов. При диссеминации передаются способы решения конкретных задач в технологически оформленном виде. Под трансляцией лучших педагогических практик понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях. Таким образом, можно отметить, что по отношению к диффузии, распространению и диссеминации понятие «трансляция» более широкое[1].

В современной образовательной практике выделяют следующие механизмы трансляции лучших педагогических практик: семиотический, имитационный, интерактивный. Хотелось бы остановиться на первом. Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотические формы трансляции практики предполагают формализацию ее сущности разнообразными вербальными средствами: представление опыта в базе данных, размещение в сети Интернет, представление опыта на семинарах, конференциях, чтениях, круглых столах, фокус-группах, издание методической литературы, публикации в средствах массовой информации и на интернет-контентах[1]. Семиотический механизм трансляции инновационного опыта позволяет с помощью знаковых систем формализовать инновационную практику, «оторвать» ее от автора, не требует значительных ресурсных затрат, в то же время потенциальный пользователь может изучать описание практики в любое время и возвращаться к нему при необходимости.

Элементы семиотического механизма трансляции инновационного опыта наработанного в ходе функционирования краевой инновационной площадки по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК» за период с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1

Информация об организованных научно-методических и научно-практических мероприятиях

№ п/п Наименование Дата проведения Количество участников (согласно ведомости), чел.

1. Региональный научно-практический семинар с международным участием по теме «Формирование модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к трудовой деятельности: итоги исследовательского этапа» 06 декабря 2019 года 83

2. Дискуссионная площадка по теме «Готовность к труду обучающихся системы СПО: ожидания, проблемы, реальность» 06 декабря 2019 года 55

3. Круглый стол по теме «Практика подготовки специалистов УГС 38 00 00 в регионе: проблемы и пути их решения» 27 февраля 2020 года 29

4. Заседание фокус-группы представителей экспертно-методического совета по ВПД «Бухгалтерский учет» 02 апреля 2020года 7

5. Заседание фокус-группы представителей экспертно-методического совета по ВПД «Механизация сельского хозяйства» 03 апреля 2020 года 8

6. Региональный научно-практический вебинар «Готовность обучающихся к трудовой деятельности в реальном секторе экономики как аспект оценки качества профессионального образования» 28 мая 2020 года 66

7. Заседание фокус-группы представителей экспертно-методического совета по ВПД «Бухгалтерский учет» 16 июля 2020 года 7

8. Заседание фокус-группы представителей экспертно-методического совета по ВПД «Механизация сельского хозяйства» 17 июля 2020года 8

Таблица 2

Информация о выступлениях в рамках научно-методических и научно-практических мероприятий

различного уровня

№ п/п Мероприятие /дата проведения/место проведения Тема выступления ФИО выступающего

1. Инструктивно-методический семинар № 39 «Педагогические инновации: основные подходы и принципы», 11 сентября 2019г., с.Курсавка О практике участия в реализации программы КИП: формирование оценочных средств для процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций по специальности «Бухгалтер» и профессии «Кассир» Кузнецова З.М., преподаватель

2. Х1УМежрегиональная научно-практическая конференция «Модернизация профессионального образования в новых социально-экономических условиях: теория и практика», 15 ноября 2019 г., г.Невинномысск Информированность обучающихся о современном рынке труда Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

О практике организации процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций в рамках вида профессиональной деятельности Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

Карта интересов профессиональных роста обучающихся как элемент оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности Карпенко Е.А., методист

3. Региональный научно-практический семинар с международным участием по теме «Формирование модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к трудовой деятельности: итоги исследовательского этапа», 06 декабря 2019г., с.Курсавка О проблемах взаимодействия работодателей с представителями сферы профессионального образования Пяри О.Э., руководитель Центра оценки квалификаций Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края»

Дорожная карта реализации программы краевой инновационной площадки по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных Ерин В.В., директор

№ п/п Мероприятие /дата проведения/место проведения Тема выступления ФИО выступающего

образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК»

Итоги исследовательского этапа реализации программы краевой инновационной площадки по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК» Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

О проекте модели оценивания готовности обучающихся к трудовой деятельности Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

Порядок квалификационных испытаний в рамках системы готовности обучающихся к трудовой деятельности Карпенко Е.А., методист

Техническое сопровождение функционирования системы готовности обучающихся к трудовой деятельности Гринько С.Н., преподаватель

О практике формирования оценочных средств для процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций по специальности «Бухгалтер» и профессии «Кассир» Кузнецова З.М., преподаватель

Об участии работодателей в реализации инновационной программы Цыц А.П., старший инженер Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края

4. Дискуссионная площадка по теме «Готовность к труду обучающихся системы СПО: ожидания, проблемы, реальность», 06 декабря 2019г., с.Курсавка Общие тенденции состояния готовности к труду выпускников системы СПО Ерин В.В., директор

Об опыте трудоустройства выпускников профессионального колледжа в современных условиях Айрапетян Г.Г., заместитель директора по УПР

Об использовании элементов инновационных технологий обучения при подготовке специалистов в профессиональном колледже Уманская М.А., заместитель директора по ТО

5. X Региональный фестиваль педагогических идей «Инновации. Внедрение. Современная практика в системе среднего профессионального образования», 20 декабря 2019г., г.Невинномысск, Технология «Учебная фирма» как средство формирования профессиональных компетенций специалиста -бухгалтера Кныш М.И., руководитель УМО экономического профиля, преподаватель

6. Круглый стол по теме «Практика подготовки специалистов УГС 38 00 00 в регионе: проблемы и пути их решения», 27 февраля 2020 г., с.Курсавка Об опыте трудоустройства выпускников профессионального колледжа в современных условиях Айрапетян Г.Г., заместитель директора поУПР

О рациональных подходах к организации учебной практики при подготовке специалиста -бухгалтера Кузнецова З.М., преподаватель

№ п/п Мероприятие /дата проведения/место проведения Тема выступления ФИО выступающего

О практике организации исследовательской работы обучающихся во внеурочное время Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

7. Открытое заседание рабочей группы по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» РУМО в системе СПО Ставропольского края УГС 38.00.00 Экономика и управление, 28 февраля 2020 г., с.Курсавка О проблемах подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в условиях малых городов и сел Ерина Л.И., председатель РУМО, заместитель директора по НМР

Особенности эффективного применения педагогических технологий в системе среднего профессионального образования Карпенко Е.А., методист

О некоторых аспектах повышения профессиональной компетентности педагога в условиях современного колледжа Кныш М.И., преподаватель

8. Региональный научно-практический вебинар «Готовность обучающихся к трудовой деятельности в реальном секторе экономики как аспект оценки качества профессионального образования», 28 мая 2020 г., с.Курсавка О проблемах подготовки специалистов в условиях малых городов и сел Ерин В.В., директор

Об итогах апробации модели оценивания готовности к трудовой деятельности Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

О результатах маркетинговых исследований в ходе апробации модели оценивания готовности к трудовой деятельности Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

О психологических аспектах готовности обучающихся к освоению профессий и специальностей Карпенко Е.А., методист

Техническая и информационная поддержка реализации инновационной программы Гринько С.Н., преподаватель

О типичных ошибках при прохождении процедуры оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности Батнасунов С.Ш., преподаватель

О влиянии участия обучающихся в апробации модели оценивания готовности к трудовой деятельности на организацию образовательного процесса в рамках УД и ПМ профессионального цикла Уманская М.А., заместитель директора по ТО

9. Инструктивно-методический семинар № 43 «Педагогические инновации: основные подходы и принципы», 04 июня 2019г., с.Курсавка Ключевые показатели системы СПО согласно данных мониторинга качества подготовки кадров за 2019 год Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

10. Круглый стол «Новые подходы в современном российском образовании: трансформация, повышение эффективности и качества профессионального образования Ставропольского края», 18 августа 2020г., г.Ставрополь Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК (из опыта работы краевой инновационной площадки) Ерин В.В., директор

Таблица 3

Информация о публикациях статей по теме инновационной программы

№ п/п Наименование сборника Тема публикации ФИО автора/авторов

1. Сборник по итогам Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции О некоторых аспектах мониторинга подбора квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе (АПК) Вяльцева О.А. педагог дополнительного образования

Методы тестирования обучающихся Гринько С.Н., преподаватель

№ п/п Наименование сборника Тема публикации ФИО автора/авторов

инновационного развития общества», 28 августа 2019г., г.Волгоград Щербанев В.В., программист

О промежуточных итогах реализации инновационной программы направленной на разработку новых подходов к формированию готовности выпускников СПО к трудоустройству Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

Социальное партнёрство как важный элемент реализации инновационной программы Карпенко Е.А., методист

2. Сборник по итогам Региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития практико-ориентированного (дуального) обучения в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования», 31 августа 2019 г., г. Невинномысск: О некоторых аспектах гармонизации сфер образования и труда в контексте устранения дефицита рабочих кадров Ерин В.В., директор

Об опыте формирования социальной партнерской среды в профессиональной образовательной организации (на примере ГБПОУ КРК «Интеграл» Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

3. Сборник по итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования в новых социально-экономических условиях: теория и практика», 15 ноября 2019 г., г.Невинномысск Информированность обучающихся о современном рынке труда Вяльцева О.А. педагог дополнительного образования

Роль компьютера в инновационной деятельности педагога и ПОО Гринько С.Н., преподаватель

Щербанев В.В., программист

О деятельности системы оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности в рамках реализации инновационной программы Ерин В.В., директор

О практике организации процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций в рамках вида профессиональной деятельности Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

Карта интересов профессиональных роста обучающихся как элемент оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности Карпенко Е.А., методист

4. Районная общественно-политическая газета «Призыв» Научно-практический семинар Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

5. СМИ «ОБРУ.РФ» Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СПО Гринько С.Н., преподаватель

Тестирование как форма контроля знаний Гринько С.Н., преподаватель

6. Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований», 29 апреля 2020 год, г.Казань Готовности обучающихся к планированию карьеры и профессиональному росту Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ПОУ в реализации дополнительной общеобразовательной программы «основы адаптации на рынке труда и становления профессиональной карьеры» Карпенко Е.А., методист

Щербанев В.В., программист

Гринько С.Н., преподаватель

О результативности реализации инноваций на базе ГБПОУ КРК «Интеграл» в 2019 году Ерин В.В., директор

Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

Об итогах апробации модели оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей в 2019 году Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

№ п/п Наименование сборника Тема публикации ФИО автора/авторов

Психологическое сопровождение формирования готовности обучающихся к осознанному выбору будущей профессии Карпенко Е.А., методист

7. Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Синтез науки и образования в решении глобальных проблем современности», 29 мая 2020г., г. Таганрог, РФ Информированность обучающихся ПОО Ставропольского края о современном рынке труда Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

Значимость ИКТ обучающихся в ходе апробации системы оценки готовности к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК Гринько С.Н., преподаватель

Щербанев В.В., программист

Оценка участия обучающихся профессиональных образовательных организаций региона в апробации модели оценивания готовности к трудовой деятельности Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

О практике реализации дополнительных возможностей обучающихся в ходе участия в инновационной программе Карпенко Е.А., методист

8. Международный научный журнал «Символ науки», июль 2020г., г.Уфа Итоги маркетинговых исследований в рамках краевой инновационной площадки Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования

О проблемах подготовки специалистов в условиях малых городов и сел Ерин В.В., директор

Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

О влиянии участия обучающихся в апробации модели оценивания готовности к трудовой деятельности на организацию образовательного процесса в рамках профессионального цикла Ерина Л.И., заместитель директора по НМР

Карпенко Е.А., методист

О некоторых аспектах анализа результативности прохождения квалификационных испытаний в ходе оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности Ерина Л.И. , заместитель директора по НМР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструктивные материалы по работе с MOODLE KRK-SOGOT.RU Щербанев В.В., программист

Гринько С.Н., преподаватель

Таблица 4

Материалы, презентующие результаты реализации инновационной программы

№ п\п Наименование материалов Ссылки

1. Сайт инновационной программы https://krk-sogot.ru/

2. Документация по инновационной программе https://krk-sogot.ru/mod/page/view.php?id=2

3. Материалы семинара 06.12.2019 https://rumo26-kursavka.ru/page5.html

4. Материалы вебинара 28.05.2020 https://www.youtube. com/watch?v=SOO2jsLmcrQ

5. Видеоролик по теме инновационной программе https://www.youtube.com/watch?v=iIKsfW2qnig&t=3s

Интенсивная трансляция опыта при помощи семиотического механизма позволила при минимальной затратности представить промежуточные материалы реализации инновационной программы большому числу заинтересованных пользователей. Что, безусловно, способствовало росту внешних эффектов от инновационной деятельности.

Список использованной литературы:

1. http://pgz68.narod.ru/sovremennye_formy_prezentacii_upravlencheskogo_i_p.pdfГ.З.Праздникова Современные формы презентации управленческого и педагогического опыта, 2014г.- 22 с.

2. Ерина Л.И., Карпено Е.А., Вяльцева О.А. Промежуточный отчет о реализации программы краевой инновационной площадки в сфере образования Ставропольского края за 2020 год, 2020г.- 51с.

© Ерина Л.И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.