Основываясь на результатах прохождения квалификационных испытаний и проанализировав ошибки, допущенные обучающимися в ходе испытаний педагоги приняли решение:
S углубить сопряжение содержания профессиональных модулей с требованиями профессиональных стандартов и внести соответствующие корректировки в рабочие программы;
S использовать для текущего и итогового контроля знаний и умений по междисциплинарным курсам тестовые задания различного вида и уровня сложности разработанные в соответствии с требованиями Положения об оценочных средствах для проведения квалификационных испытаний в рамках Системы оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности, в основу которых положены требования профессиональных стандартов;
S организовывать проведение тестирования с использованием программных продуктов, что будет способствовать адаптации обучающихся к прохождению процедуры апробации, а также к процедуры независимой сертификации квалификаций;
S скорректировать программы учебных практик, положив в основу формирования заданий -выполнение конкретных трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами;
S скорректировать КОМы для квалификационных экзаменов по профессиям, приблизив их содержание к требованиям Положения об оценочных средствах для проведения квалификационных испытаний в рамках Системы оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности;
S подработать КОМы для экзаменов квалификационных по ПМ, сформировав кейс-задания согласованные не только с профессиональными компетенциями, утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами, но и с трудовыми функциями, утвержденными профессиональными стандартами.
Все изменения обсуждены на заседании Методического совета в июне текущего года и приняты к действию в новом 2020-2021 учебном году.
Выше указанные корректировки содержания основных профессиональных образовательных программ позволят продвинуться в части лучшего овладения обучающимися общими и профессиональными компетенциями в согласовании с трудовыми функциями по профессиям/ специальностям, а соответственно повысить качество профессионального образования в ПОО.
Список использованной литературы:
1. Фомин В.Н., Гладкова И.А. Готовность выпускников Вузов к самостоятельному трудоустройству как индикатор их актуализированности // Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 29-36.
2. Ерина Л.И., Вяльцева О.А., Карпенко Е.А. Информационный проспект: результаты апробации модели оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей за 2019 год, 2020, -139с.
© Ерина Л.И., Карпенко Е.А., 2020
УДК 37
Л.И.Ерина
Заместитель директора по НМР ГБПОУ КРК «Интеграл»
с.Курсавка, РФ
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ В ХОДЕ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье приведены материалы по итогам анализа результативности квалификационных испытаний в
рамках процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций, организованной в ходе реализации краевой инновационной программы. Анализ основан на согласовании содержания материалов по итогам квалификационных испытаний обучающихся по профессиям/специальностям, охваченным инновационной программой, с основными единицами профессиональных стандартов.
Ключевые слова
Профессиональная образовательная организация, профессия, специальность, готовность к трудовой деятельности, квалификационные испытания, профессиональный стандарт, структура, результативность, компетенции, трудовые функции, трудовые действия, знания, умения, качество образования.
Квалификационные испытания главным элементом процедуры оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций по определенному виду профессиональной деятельности в рамках функционирования Система оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности. Цель квалификационных испытаний - определить компетентность обучающихся в соответствующей профессиональной деятельности и готовность к выполнению трудовых функций в рамках квалификации. Объектом квалификационных испытаний являются трудовые функции по виду профессиональной деятельности соответствующего профессионального стандарта.
Результативность квалификационных испытаний показала, что только каждый третий из обучающихся, принявших участие в процедуре оценки готовности к трудовой деятельности, готов к выполнению трудовых функций, определенных профессиональным стандартом. Следует отметить, что обучающие осваивающие специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» показали высокую результативность прохождения квалификационных испытаний, т.е. 3/4 прошедших испытания готовы к трудовой деятельности. Обучающиеся осваивающие специальность «Механизация сельского хозяйства» показали значительно более худший результат: только 1/5 из них подтвердили компетенции в заявленной квалификации.
Преподавателями - участниками реализации инновационной программы - и членами квалификационной комиссии был проведен анализ результативности квалификационных испытаний по видам профессиональной деятельности в разрезе профессий и специальностей и выявлены факторы, повлиявшие на снижение результативности прохождения процедуры оценки готовности обучающихся к трудовой деятельности.
К числу таковых можно отнести:
^ психологическую неготовность к прохождению испытаний за пределами своей профессиональной образовательной организации (далее -ПОО) и в условиях приближенных к трудовым;
^ малую затратность времени (в рамках отведенного) на прохождение тестирования;
^ отсутствие у обучающихся навыков работы с тестами на установление соответствия и на установление последовательности, именно в них больше всего ошибок, а это говорит прежде всего о затруднениях в освоении технологических процессов, показателей деятельности;
^ пробелы в знаниях, умениях, освоении профессиональных компетенций по профессиям/специальностям.
Последние были согласованы с критериальным аппаратом профессиональных стандартов. Выявленные пробелы в действиях в привязке с трудовыми функциями профессионального стандарта представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1
Перечень основных единиц профессионального стандарта, вызвавших затруднения при прохождении
квалификационных испытаний по специальности «Техник-механик»
№ Трудовая функция Трудовые действия
3.1.3 Подготовка сельскохозяйственной техники к работе определение условий работы сельскохозяйственной техники
настройка и регулировка сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции
подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения сельскохозяйственной техники
№ Трудовая функция Трудовые действия
подбор сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции, в том числе выбор, обоснование, расчет состава и комплектование агрегата
3.1.4 Ремонт сельскохозяйственной техники диагностика неисправностей.
3.1.5 Организация хранения сельскохозяйственной техники контроль качества сборки и проведения пуско-наладочных работ сельскохозяйственной техники при снятии с хранения
Таблица 2
Перечень основных единиц профессионального стандарта, вызвавших затруднения при прохождении квалификационных испытаний по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного
п роизводства»
№ Трудовая функция Трудовые действия
3.1.1. Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств механизации вспашка с соблюдением агротехнических требований.
3.1.4. Посев и посадка сельскохозяйственных культур с заданными агротехническими требованиями посев зерновых, зернобобовых культур и трав с соблюдением агротехнических требований;
посев пропашных культур с соблюдением агротехнических требований.
3.1.5. Выполнение механизированных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами междурядная обработка пропашных культур с соблюдением агротехнических требований.
3.1.6. Выполнение уборочных работ с заданными агротехническими требованиями уборка зерновых, зернобобовых и масличных культур с соблюдением требований и правил агротехники.
3.1.11. Техническое обслуживание при использовании и при хранении трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины выполнение всех видов периодического технического обслуживания трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины.
Таблица З
Перечень основных единиц профессионального стандарта, вызвавших затруднения при прохождении квалификационных испытаний по специальности «Бухгалтер»
№ Трудовая функция Трудовые действия
3.1.1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта составление (оформление) первичных учетных документов
прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов
3.1.2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей
регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета
сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей
3.1.3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета
составление оборотно-сальдовой ведомости и главной книги
отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета
В таблицах представлены только основные единицы профессионального стандарта, однако любые действия основаны на знаниях и умениях, которые к ним подвязаны. И только, если обучающийся будет знать предмет своей деятельности, уметь обращаться с ним и использовать его по назначению своей квалификации, он будет готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии/специальности.
Список использованной литературы:
1. Ерина Л.И., Вяльцева О.А., Карпенко Е.А. Информационный проспект: результаты апробации модели оценивания готовности обучающихся к выполнению трудовых функций продекларированных профессиональными стандартами и запросами работодателей за 2019 год, 2020, -139с.
2. Профессиональный стандарт «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (регистрационный номер 123), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 июня 2014 г. № 362 н.
3. Профессиональный стандарт «Специалист в области механизации сельского хозяйства» (регистрационный номер 110), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. № 340 н.
4. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (регистрационный номер 35697), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1061 н.
© Ерина Л.И., 2020
УДК-37
Т.Н. Ибрагимова
учитель МБОУ «Основная общеобразовательная Курская школа», Старооскольский район, Белгородская область.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе в сельской базовой школе как средства повышения уровня учебной мотивации и инструмента достижения планируемых результатов обучения.
Ключевые слова:
информационно-компьютерные технологии, презентации, интерактивная доска, цифровые ресурсы,
уровень мыслительной деятельности.
Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».
Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.
За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности обучающихся, раскрытие их индивидуальных возможностей, развитие творческого потенциала.