Научная статья на тему 'Результаты исследований осознанности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности обучающихся образовательных учреждений в рамках апробации полного цикла функционирования СДСП «Россельхозстандарт»'

Результаты исследований осознанности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности обучающихся образовательных учреждений в рамках апробации полного цикла функционирования СДСП «Россельхозстандарт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ ОСОЗНАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Марина Сергеевна

В статье показаны результаты оценки мотивации профессиональной деятельности по методике «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» и исследования профессионального самоопределения. Влияние мотивации профессиональной деятельности и профессионального самоопределения на результативность сертификации квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследований осознанности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности обучающихся образовательных учреждений в рамках апробации полного цикла функционирования СДСП «Россельхозстандарт»»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

Давыдова Марина Сергеевна

начальник маркетинговой службы с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОЗНАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»

Аннотация

В статье показаны результаты оценки мотивации профессиональной деятельности по методике «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» и исследования профессионального самоопределения. Влияние мотивации профессиональной деятельности и профессионального самоопределения на результативность сертификации квалификаций.

Ключевые слова

Мотивация профессиональной деятельности, внутренняя и внешняя мотивация осознанность профессионального самоопределения, сертификации квалификаций.

В рамках апробации полного цикла Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» маркетинговой службой Краевой инновационной площадки с 02 марта по 29 мая 2015 г. проведен опрос обучающихся профессионального образования по опросникам «Определение осознанности профессионального самоопределения обучающихся СПО», «Диагностика мотивации профессиональной деятельности».

Цель исследований - оценка профессиональной мотивации и социологический анализ процесса профессионального самоопределения обучающихся профессионального образования специальностей «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Механизация сельского хозяйства».

Задачи исследований:

- выделение факторов, влияющих на степень профессиональной мотивации и осознанности профессионального выбора;

- изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов образовательных учреждений, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере.

Основополагающими факторами являлись не только сбор и анализ информации о профессиональных предпочтениях, мотивах выбора профессии, уровня притязаний, жизненных ценностей, готовности выпускников к осознанному выбору профессии и имеющихся затруднений, но и актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения, подтверждение выбора на основе самодиагностики, информирования о мире профессий и рынке труда региона.

Удовлетворенность обучением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, т.е. «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности». Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Также данная потребность оказывает наибольшее влияние на эффективность мотивации.

Под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

В опросе по оценке мотивации профессиональной деятельности по методике «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» приняло участие 68 студентов образовательных учреждений (Диаграмма 1.).

60 50 40 30 20 10 0

* Наилучший результат и Оптимальный результат к Наихудший результат

%

Диаграмма 1 - Сводная интерпретация показателей диагностики мотивации профессиональной

деятельности студентов

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

Анализ полученных результатов показал, что студенты в большей мере удовлетворены избранной профессией. Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс 38 чел. (55,9 %) и наилучший 13 чел. (19,1%). Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Т.е. это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.

Наихудшие мотивационные комплексы набрали 17 чел. (25%). Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в образовательном учреждении, т.е. получение диплома. Либо, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в учебное заведение не по своему желанию.

Соответственно студенты с наилучшим и оптимальным уровнями профессиональной мотивации показали хороший результат во время прохождения процедуры сертификации. Заявители с наихудшим уровнем мотивации зачастую несерьезно относятся к процедуре сертификации квалификаций, возможно, это обусловлено тем, что они без интереса относятся к процессу обучения, либо мало информированы о таком термине как «сертификат соответствия».

Профессиональное самоопределение - активный и длительный процесс и результат выбора профессий; начальный этап профессионального и существенная сторона общего развития личности; психологический критерий и фактор успешности первого этапа профессионального и общего развития; способ самореализации и составная часть жизненного самоопределения.

В опросе по определению осознанности профессионального самоопределения приняло участие 93 студента выпускных групп образовательных учреждений профессионального образования (Диаграмма 2.).

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№5/2015

ISSN 2411-717Х

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

%

□ В ОУ можно получить образование по выбранной профессии

□ В будущем собираются сочетать работу с учебой в ВУЗе

□ Уверены в правильности выбора профессии

□ Интерес и способности к данной специальности

□ Самостоятельное решене при выборе специальности

□ Родители относятся к выбору специальности положительно

□ Достаточный уровень владения информацией о специальности

□ Довольны качеством подготовки в ОУ

□ Для успешного освоения специальности пробуют работать по профессии

Диаграмма 2 - Степень определения осознанности профессионального самоопределения в разрезе вопросов

анкеты

Данный опрос показал, что опрашиваемые осознанно и самостоятельно сделали свой профессиональный выбор - 67,7% (63 чел.), т. к. считают, что данная специальность престижна на рынке труда - 40,9 % (38 чел.), испытывают интерес и способности к профессии - 48,4% (45 чел.), связывают свое профессиональное будущее с выбранной профессиональной сферой - 53,7 % (50 чел.), для успешного освоения по специальности пробуют работать по профессии - 42,2% (43 чел.).

В связи с этим, при прохождении апробации полного цикла функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» в областях профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета», заявители показали хороший результат - из 100% (93 чел.) - 59,1 % (55 чел.) получили сертификаты соответствия по выбранным специальностям (профессиям), т.к. изначально были нацелены на получение высокого результата, осознавая при этом важность и значимость этой процедуры. Список использованной литературы

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/10.html1. (дата обращения 23.11.2015 г.)

2. http://esotericpl.narod.ru/relax/relaxt-Dateien/Page3.htm (дата обращения 17.02.2015 г.)

© Давыдова М.С., 2015

Ерин Вячеслав Васильевич

директор ГБПОУ КРК «Интеграл», к.п.н.

Запорожец Мария Юрьевна

генеральный директор ООО «Андроповский АГРОпроект»

с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье обозначены формы взаимодействия образовательных учреждений и представителей бизнес сообщества в условиях становления процедуры сертификации профессиональных квалификаций. Также определены возможности работодателей в контексте реализации механизма независимой оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций. Приведен пример реального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.