Научная статья на тему 'Промежуточные итоги второго года апробации полного цикла функционирования системы добровольной сертификации персонала «Россельхозстандарт»'

Промежуточные итоги второго года апробации полного цикла функционирования системы добровольной сертификации персонала «Россельхозстандарт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / АПРОБАЦИЯ / ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерина Лариса Ивановна

В статье приведены показатели, характеризующие процедуру апробации деятельности Центра сертификации в рамках Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ». Дана оценка динамики показателей характеризующих работу Центра и факторный анализ результативности процедуры сертификации. Определены меры по совершенствованию функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерина Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промежуточные итоги второго года апробации полного цикла функционирования системы добровольной сертификации персонала «Россельхозстандарт»»

Как видно возможности работодателей на сегодняшний день достаточно широки, однако не всегда профессиональное сообщество использует их для своего же блага.

ООО «Андроповский АГРОпроект» на протяжении пяти лет успешно сотрудничает с колледжем «Интеграл», и, реализуя на практике различные формы социального партнерства, некоторым образом участвует и в становлении системы сертификации профессиональных квалификации. Так, например, специалисты ООО «Андроповский АГРОпроект» принимают участие:

• в разработке содержания основных профессиональных образовательных программ обучения (рабочих учебных планов, программ дисциплин и профессиональных модулей, практик, оценочных средств, в том числе итоговой аттестации) по реализуемым в колледже специальностям;

• в определении требований и оценке качества подготовки выпускников;

• в рейтинговой оценке качества образовательных услуг, предоставляемых ОУ;

• в исследованиях области профессиональной деятельности, профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов в областях профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета»;

• в разработке и корректировке содержания контрольно-оценочных материалов в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами;

• в работе семинаров, совещаний, фокус-групп по вопросам сертификации и независимой оценки качества профессионального образования;

• в апробации функционирования Системы добровольной сертификации «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

Сотрудничество осуществляется на безвозмездной партнерской основе. К числу основных «выгод» для ООО и колледжа в этой области взаимодействия можно отнести реальную причастность к реформам в социальной сфере РФ и формированию рабочей силы, востребованной на современном рынке труда.

Только тесное взаимодействие работодателей и образовательных организаций в области подготовки кадров и сертификации профессиональных квалификаций может дать российской экономике востребованного квалифицированного сертифицированного специалиста, адаптированного к реальным условиям современного производства.

Список используемой литературы

1.http://businessof]russia.com/ - бизнес России (дата обращения 24.11.2015)

© Ерин В.В., Запорожец М.Ю., 2015

Ерина Лариса Ивановна

заместитель директора по НМР с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ВТОРОГО ГОДА АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

«РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»

Аннотация

В статье приведены показатели, характеризующие процедуру апробации деятельности Центра сертификации в рамках Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ». Дана оценка динамики показателей характеризующих работу Центра и факторный анализ результативности процедуры сертификации. Определены меры по совершенствованию функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

Ключевые слова

Сертификация, апробация, область профессиональной деятельности, профессиональный стандарт,

квалификация, результативность.

В рамках реализации программы Краевой инновационной площадки (далее КИП) «Формирование системы независимой добровольной сертификации квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена АПК» уже второй год проходит апробация полного цикла функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» (далее СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»), зарегистрированной 15 января 2013 года регистрационный № РОСС Яи.Б1005.04Ж330.

В ходе формирующего (основного) этапа апробации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» за 2014-2015 учебный год проделана следующая работа:

1. Проведена апробация полного цикла функционирования СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» в областях профессиональной деятельности (далее ОПД) «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета», в которой приняло участие 335 заявителей.

2. Проведены мониторинги изучения статусов профессиональной идентичности и осознанности профессионального самоопределения заявителей - обучающихся учреждений профессионального образования.

3. Проведены психологические исследования заявителей по методикам Л.А. Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений», Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в ВУЗе», Б.А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей».

Следует констатировать, что в ходе второго года инновационной работы над становлением СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» численность заявителей принявших в ней участие имеет положительную динамику. Подтверждением чему служат данные таблицы 1.

Таблица 1

Динамика численности заявителей, охваченных различного рода исследованиями в ходе

функционирования КИП

Виды исследовании Численность охваченных исследованиями Динамика

2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год Откл. (+;-) Темп прироста,%

1. Маркетинговые исследования 246 304 58 23,6

2. Психологическое анкетирование 231 268 37 16,0

3.Апробация СДСП 254 335 81 31,9

Апробация проводилась по 3-5 и 6-7 уровням квалификации согласно Уровням квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов (утв. приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 года №148н), что соответствует 2-3 и 4 уровням квалификации согласно Общероссийскому классификатору занятий.

Основным элементом апробации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» являются квалификационные экзамены, которые проводятся в Центре сертификации в соответствии с порядком определенным Положением о квалификационном экзамене Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» (утв. 28.04.2012 года директором ГБОУ СПО КРК «Интеграл» с изменениями и дополнениями от 01.03.2014 года).

При проведении экзаменов в ОПД «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета» применялось соответственно 67 и 66 комплектов оценочных средств, содержание которых соответствует Профессиональным стандартам (далее ПС) утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ в 2014 году.

В ОПД «Механизация сельского хозяйства» только 1/2 заявителей (106 из 224) или 47,3% прошли успешно первый этап квалификационного экзамена и были допущены к оценке профессиональных компетенций. Второй и третий этапы квалификационного экзамена успешно прошли 67 из 106, т.е.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

результативность этих этапов составила 63,2%. Соответственно эти заявители получили сертификаты соответствия их компетентности заявленной квалификации.

Следует отметить, что в ОПД «Деятельность в области бухгалтерского учета» показан более высокий результат прохождения процедуры апробации, 3/4 (85 из 111) или 76,6% заявителей прошли первый этап квалификационного экзамена и были допущены к оценке профессиональных компетенций. Второй и третий этапы квалификационного экзамена успешно прошли 68 из 85, т.е. результативность этих этапов составила 80,0%. Заявители успешно прошедшие эти этапы также получили сертификаты соответствия их компетентности заявленной квалификации.

Общие показатели результативности за два года апробации приведены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика общих показателей характеризующих результативность процедуры апробации

Показатели Период Динамика

2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год Откл. (+;-) Темп прироста,%

1.Участие в апробации, чел 254 335 196 31,9

2.Получение сертификатов соответствия заявленной квалификации, чел 84 135 51 60,7

З.Уровень результативности процедуры сертификации, % 33,1 40,3 7,2 -

Руководствуясь выше изложенным, можно констатировать, что механизм полного цикла процедуры сертификации апробирован и в целом заслуживает одобрения, так как и масштабы апробации и показатели результативности имеют тенденцию к росту. При этом результативность по ОПД «Деятельность в области бухгалтерского учета» несколько выше, чем по ОПД «Механизация сельского хозяйства».

Достаточно высокий уровень результативности прохождения процедуры сертификации в области профессиональной деятельности «Деятельность в области бухгалтерского учета» обусловлен следующими объективными и субъективными факторами:

^ более полным соответствием содержания Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» требованиям профессионального стандарта (далее - ПС) в сфере бухгалтерского учета и запросам работодателей;

^ существенным преобладанием в числе заявителей представителей женского пола, что гендерно определяет большую нацеленность на достижение результатов в обучении;

^ правильным профессиональным самоопределением заявителей;

^ ярко выраженным стремлением заявителей к приобретению знаний и любознательности, формированию у себя профессионально важных качеств;

^ достаточным материально-техническим и информационным оснащением образовательного процесса в образовательных учреждениях по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

К числу мер способствующих совершенствованию функционирования СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» и улучшению результативности прохождения процедуры сертификации квалификаций можно отнести:

- согласование содержания основных профессиональных образовательных программ по специальностям и рабочим профессиям реализуемых учреждениями профессионального образования, с утвержденными ПС;

- разработку краткосрочных учебных планов по направлениям сертификации для повышения качества прохождения процедуры сертификации, реализация которых может проходить на базе ресурсного центра ГБПОУ КРК «Интеграл»;

- создание на базе КИП консультационных пунктов, для оказания методической помощи заявителям по вопросам организации процедуры сертификации, а также по вопросам профессионального характера в областях профессиональной деятельности «Механизации сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета»;

- разработку и применение методических рекомендаций по самостоятельной подготовке заявителей к процедуре сертификации профессиональных квалификаций по направлениям в рамках областей профессиональной деятельности;

- усиление проведения просветительской работы среди обучающихся и работников занятых в сфере общественного производства по актуальности и значимости процедуры сертификации квалификаций.

© Ерина Л.И., 2015

Карпенко Елена Александровна

методист, с.Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail. ru

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАЯВИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Проблема формирования системы сертификации персонала на современном этапе развития педагогической науки приобретает особое значение, поскольку переход от одного образовательного идеала к другому предполагает смену образовательной парадигмы и как следствие - возникновение потребности в инновационных преобразованиях.

Ключевые слова

Сертификация, тестирование, квалификационный экзамен, апробация, заявители.

Система сертификации квалификаций - это механизм взаимодействия между сферами труда и образования, в основе которого лежат партнерские и взаимовыгодные отношения [1].

На базе ГБПОУ КРК «Интеграл» в рамках инновационной площадки функционирует Центр сертификации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

В ходе формирующего этапа апробации за 2014-2015 учебный год проводились в области профессиональной деятельности «Механизации сельского хозяйства» по трем направлениям: «Техник-механик», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» со студентами образовательных учреждениях СПО Ставропольского края. Количество заявителей составило 224 человек.

По результатам прохождения первого этапа (тестирование) ко второму и третьему этапам допущено только 106 человек (т.к. остальные заявители набрали в тестировании менее 50 %). По итогам успешного прохождения второго и третьего этапов получили сертификаты соответствия профессиональным компетенциям 67 заявителей.

Подводя итоги апробации можно сделать следующие выводы:

1. Обратившись к результатам тестирования можно констатировать следующее, что 57,7% заявителей получили неудовлетворительную оценку, 25,4% - оценку удовлетворительно и только 16,9% оценку хорошо. Ответивших на отлично нет.

2. Если провести анализ количество затраченного времени заявителями на выполнение теста, мы видим, что 43,3% заявителя потратили на выполнения теста до 10 минут, 51,3% - от 10-15 минут, и только 5,4% использовали, достаточно времени на обдумывания ответов затратив, на это от 15 -20 минут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.