Научная статья на тему 'О некоторых проблемах адаптации процедуры сертификации в профессиональном сообществе'

О некоторых проблемах адаптации процедуры сертификации в профессиональном сообществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерин Вячеслав Васильевич, Запорожец Мария Юрьевна

В статье обозначены формы взаимодействия образовательных учреждений и представителей бизнес сообщества в условиях становления процедуры сертификации профессиональных квалификаций. Также определены возможности работодателей в контексте реализации механизма независимой оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций. Приведен пример реального сотрудничества аграрного предприятия и профессионального колледжа по вопросу становления механизма сертификации профессиональных квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерин Вячеслав Васильевич, Запорожец Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах адаптации процедуры сертификации в профессиональном сообществе»

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

%

□ В ОУ можно получить образование по выбранной профессии

□ В будущем собираются сочетать работу с учебой в ВУЗе

□ Уверены в правильности выбора профессии

□ Интерес и способности к данной специальности

□ Самостоятельное решене при выборе специальности

□ Родители относятся к выбору специальности положительно

□ Достаточный уровень владения информацией о специальности

□ Довольны качеством подготовки в ОУ

□ Для успешного освоения специальности пробуют работать по профессии

Диаграмма 2 - Степень определения осознанности профессионального самоопределения в разрезе вопросов

анкеты

Данный опрос показал, что опрашиваемые осознанно и самостоятельно сделали свой профессиональный выбор - 67,7% (63 чел.), т. к. считают, что данная специальность престижна на рынке труда - 40,9 % (38 чел.), испытывают интерес и способности к профессии - 48,4% (45 чел.), связывают свое профессиональное будущее с выбранной профессиональной сферой - 53,7 % (50 чел.), для успешного освоения по специальности пробуют работать по профессии - 42,2% (43 чел.).

В связи с этим, при прохождении апробации полного цикла функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» в областях профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета», заявители показали хороший результат - из 100% (93 чел.) - 59,1 % (55 чел.) получили сертификаты соответствия по выбранным специальностям (профессиям), т.к. изначально были нацелены на получение высокого результата, осознавая при этом важность и значимость этой процедуры. Список использованной литературы

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/10.html1. (дата обращения 23.11.2015 г.)

2. http://esotericpl.narod.ru/relax/relaxt-Dateien/Page3.htm (дата обращения 17.02.2015 г.)

© Давыдова М.С., 2015

Ерин Вячеслав Васильевич

директор ГБПОУ КРК «Интеграл», к.п.н.

Запорожец Мария Юрьевна

генеральный директор ООО «Андроповский АГРОпроект»

с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье обозначены формы взаимодействия образовательных учреждений и представителей бизнес сообщества в условиях становления процедуры сертификации профессиональных квалификаций. Также определены возможности работодателей в контексте реализации механизма независимой оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций. Приведен пример реального

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

сотрудничества аграрного предприятия и профессионального колледжа по вопросу становления механизма сертификации профессиональных квалификаций.

Ключевые слова

Сертификация, профессиональные квалификации, независимая оценка, профессиональный стандарт,

качество образования, конкурентоспособность.

Актуальность создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций - сертификации профессиональных квалификаций -вызвана необходимостью повышения эффективности процессов обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. Предполагается, что сертификация профессиональных квалификаций позволит подтверждать наличие квалификаций, полученных не только в рамках формального, но и неформального и спонтанного образования. Причём результаты сертификации будут признаваться работодателями и тем самым повышать востребованность на рынке труда граждан, обладающих профессиональными сертификатами [1].

В настоящее время бизнес ощущает необходимость своего участия в подготовке кадров, однако невыгодность такого участия связана с отсутствием устойчивых механизмов и инструментов, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса, основанного на государственно-частном партнёрстве. При этом формы и направления такого взаимодействия могут быть самыми различными:

S участие в формировании основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по специальностям среднего звена и рабочим профессиям;

S создание базовых кафедр (факультетов) предприятий на базе Вуза или Ссуза;

S предоставление образовательных кредитов и корпоративных грантов на обучение;

S создание базовых образовательных организаций предприятий, внедрение системы дуального образования;

S формирование механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров;

S поддержка МТБ образовательных организаций.

Условия для широкого инвестирования бизнеса в профессиональное образование пока находятся в стадии формирования, нет чёткой системы и правил в этом вопросе. Затраты на подготовку кадров в широком смысле не воспринимаются как необходимые издержки работодателей на поддержание конкурентоспособности и обеспечения необходимого качества продукции и услуг.

Обратившись к реализации механизма сертификации квалификаций в современных условиях, следует обратить внимание на следующие возможности работодателей, декларируемые законодательством:

1. Участие в разработке Профессиональных стандартов.

2. Участие в решении стратегических вопросов создания и функционирования центров сертификации профессиональных квалификаций.

3. Участие в качестве учредителя (или головной организации) центра сертификации квалификаций.

4. Помимо существующей в настоящее время аттестации работников, проводимой работодателем, в ТК вводится понятие «сертификация квалификаций» - это внешняя оценка, которую организует работодатель за свой счёт с помощью сторонней организации. Работодатель своими локальными актами будет определять порядок оценки квалификации работников. В этих актах будет определено, какие категории проходят аттестацию, а какие - внешнюю оценку - сертификацию.

5. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», работодатели могут осуществлять профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ станет эффективным инструментом повышения качества образования и создаст условия для учёта требований работодателей к квалификации работников при их профессиональной подготовке.

6. Участие в независимой оценке качества образования, путем вхождения в экзаменационные комиссии образовательных учреждений (ОУ) при принятии квалификационных и государственных экзаменов, а также в оценочные комиссии, для рейтинговой оценки ОУ.

Как видно возможности работодателей на сегодняшний день достаточно широки, однако не всегда профессиональное сообщество использует их для своего же блага.

ООО «Андроповский АГРОпроект» на протяжении пяти лет успешно сотрудничает с колледжем «Интеграл», и, реализуя на практике различные формы социального партнерства, некоторым образом участвует и в становлении системы сертификации профессиональных квалификации. Так, например, специалисты ООО «Андроповский АГРОпроект» принимают участие:

• в разработке содержания основных профессиональных образовательных программ обучения (рабочих учебных планов, программ дисциплин и профессиональных модулей, практик, оценочных средств, в том числе итоговой аттестации) по реализуемым в колледже специальностям;

• в определении требований и оценке качества подготовки выпускников;

• в рейтинговой оценке качества образовательных услуг, предоставляемых ОУ;

• в исследованиях области профессиональной деятельности, профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов в областях профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета»;

• в разработке и корректировке содержания контрольно-оценочных материалов в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами;

• в работе семинаров, совещаний, фокус-групп по вопросам сертификации и независимой оценки качества профессионального образования;

• в апробации функционирования Системы добровольной сертификации «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

Сотрудничество осуществляется на безвозмездной партнерской основе. К числу основных «выгод» для ООО и колледжа в этой области взаимодействия можно отнести реальную причастность к реформам в социальной сфере РФ и формированию рабочей силы, востребованной на современном рынке труда.

Только тесное взаимодействие работодателей и образовательных организаций в области подготовки кадров и сертификации профессиональных квалификаций может дать российской экономике востребованного квалифицированного сертифицированного специалиста, адаптированного к реальным условиям современного производства.

Список используемой литературы

1.http://businessof]russia.com/ - бизнес России (дата обращения 24.11.2015)

© Ерин В.В., Запорожец М.Ю., 2015

Ерина Лариса Ивановна

заместитель директора по НМР с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ВТОРОГО ГОДА АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

«РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»

Аннотация

В статье приведены показатели, характеризующие процедуру апробации деятельности Центра сертификации в рамках Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ». Дана оценка динамики показателей характеризующих работу Центра и факторный анализ результативности процедуры сертификации. Определены меры по совершенствованию функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.