Научная статья на тему 'Готовность к инклюзии как условие формирования педагогической мобильности: исследование на основе методики Юрия Бурлана'

Готовность к инклюзии как условие формирования педагогической мобильности: исследование на основе методики Юрия Бурлана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИЯ / СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮРИЯ БУРЛАНА / ГОТОВНОСТЬ К ИНКЛЮЗИИ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна, Новикова Дарья Олеговна

Актуальность выбранной темы для статьи заключается в том, что инклюзивное образование определено как ведущая стратегия развития современного образования. В предлагаемой статье впервые явление инклюзии рассматривается на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Цель нашего исследования заключается в необходимости показать общую неготовность педагогов к инклюзии. Мы использовали анкетирование и количественную обработку результатов. Мы пришли к выводу, что инклюзию и профессиональную мобильность необходимо рассматривать в совокупности, ядром этих процессов будут психические свойства, которые можно диагностировать. Опора на психические свойства педагога, а не на декларативность общих понятий обеспечит достижение высоких профессиональных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна, Новикова Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к инклюзии как условие формирования педагогической мобильности: исследование на основе методики Юрия Бурлана»

Chris De Burgh (Moonlight and Vodka), Boney-M (Moscow, Rasputin), Scorpions (Wind of Change), Sabaton (Talvisota, Panzerkampf, Stalingrad, Poltava, Attero Dominantus).

Так, в песне «Party in the Kremlin» исполнителя Nazareth мы определили следующие реалии: Kremlin, KGB, Siberia, Vladivistok, Moscow, Pushkin Square.

В песне «Moonlight and Vodka» исполнителя Chris De Burgh выявлены реалии: Vodka, Moscow, KGB. У группы Boney-M мы проанализировали две песни, в которых присутствуют реалии. В песне «Moscow» это Moscow, casatchok, vodka, Natasha, в песне «Rasputin» - Rasputin, czar, kasachok.

У известной группы Scorpions мы выделили песню «Wind of Change» со следующими реалиями: Moskva, Gorky Park, Balalaika.

Исполнитель Sabaton имеет достаточное количество песен с реалиями, но в нашем случае мы выбрали только пять песен с русскими реалиями. В песне «Talvisota» присутствуют следующие реалии: Kreml, Stalin, Molotov cocktail. В следующей песне под названием «Panzerkampf» имеются такие реалии как Soviet Union, Prokhorovka, Soviet land, Soviet wrath. Далее, в песне «Stalingrad» присутствуют реалии Moscow, Volga, Stalin's fortress, Stalingrad. Песня «Poltava» представлена следующими реалиями: Tsar, Poltava. Песня в репертуаре Sabaton под названием «Attero Dominantus» отражает имена собственные, которые тоже можно отнести к реалиям: Marshall Zhukov, Comrade Stalin.

Работа позволила нам сделать следующий вывод. Приведенные нами языковые реалии, которые авторы англоязычной музыкальной культуры выбрали для отражения культуры России, достаточно однотипны. Это определенный набор стереотипного представления о России с определенной долей географии и политизированности.

Список использованной литературы

1. Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура [Электронный ресурс] ULR: http://filegiver.com/

2. Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы) [Текст] / В. С. Виноградов. - М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. - 224 с.

3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Текст] / Н.Г. Комлев. - М.: Эксмо-Пресс, 2006.

4. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы [Текст] / Г.Д. Томахин // М.: Высшая школа, 1988. -239 с.

© Алёшина Е. В.,Тайлакова А. А.,Черныш А. С.,2015

Виневская Анна Вячеславовна,

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)»,

г. Таганрог, РФ Е-mail: annvinevskaya@hotmail. com Новикова Дарья Олеговна, специалист портала Системно-векторной психологии Юрия Бурлана,

г. Ульяновск, РФ E-mail: editors@yburlan.ru

ГОТОВНОСТЬ К ИНКЛЮЗИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ЮРИЯ БУРЛАНА

Аннотация

Актуальность выбранной темы для статьи заключается в том, что инклюзивное образование определено как ведущая стратегия развития современного образования. В предлагаемой статье впервые явление инклюзии рассматривается на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Цель нашего

исследования заключается в необходимости показать общую неготовность педагогов к инклюзии. Мы использовали анкетирование и количественную обработку результатов. Мы пришли к выводу, что инклюзию и профессиональную мобильность необходимо рассматривать в совокупности, ядром этих процессов будут психические свойства, которые можно диагностировать. Опора на психические свойства педагога, а не на декларативность общих понятий обеспечит достижение высоких профессиональных результатов.

Ключевые слова

Педагогическая мобильность, инклюзия, системно-векторная психология Юрия Бурлана, готовность к

инклюзии, бакалавр педагогического образования.

Сегодня явление инклюзии уже не является чем-то сверхновым и пугающе незнакомым для большинства людей, живущих в России и в мире в целом. Понятие «инклюзия» прочно вошло в сознание людей, легло в основу базовых нормативных документов, регламентирующих содержание современного образования и определяющих требования к компетентности и квалификации педагога. В предлагаемой статье впервые явление инклюзии рассматривается на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

У авторов предлагаемого читателю материала совершенно закономерно возникли вопросы о том, можно ли подготовить будущего педагога к вхождению в инклюзию, и, в связи с этим, является ли готовность к инклюзии условием для формирования профессиональной мобильности педагога?

Понимание сути процесса инклюзии отражено в ряде нормативных документов, учебно-методических изданий, научных статей и заключается в необходимости создания адаптивной развивающей среды для совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями. Иными словами, возникает необходимость проектирования такой среды, где будут учитываться потребности детей, имеющих не только проблемы индивидуального развития, гендерные и возрастные различия, но и принадлежащих к разным этническим и социальным группам.

К пониманию инклюзии, как к явлению и процессу обращаются многие исследователи. Мы проанализируем это явление с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая определяет, что психическое человека образует восьмимерную матрицу, состоящую из 8 векторов (условно типов психики - замечание авторов), одним из которых является зрительный вектор [7]. Зрительный вектор обеспечивает эмоциональную связь с миром, эмпатию, сопереживание, сострадание и чувствительность к переживаниям другого человека, способность ощущать эмоции других, проживание этих эмоций как своих собственных [8]. Высокая эмоциональная амплитуда, сопереживание и вживание в страдания другого человека являются сегодня не столько редким даром, сколько объективной необходимостью, требованием, выдвигаемым педагогической культурой. А это значит, что педагог в той или иной степени обязан сосредотачивать свой эмоциональный потенциал на таком ребенке, для кого само страдание в силу непохожести, физической увечности, инвалидности или обделенности являются привычным состоянием. Эта эмоциональная амплитуда «проживания» чужого тяжелого жизненного опыта, вынесения этого опыта из сферы субъективной частной маленькой боли в сферу культуры, и в результате осознание обществом необходимости создания условий для развития детей с особенностями, - все это и есть инклюзия. Инклюзия - вынесенное частное страдание в культурный слой, доступный всем. Это не молчаливая жалость, рожденная амплитудой эмоциональных раскачек, а побуждение к сострадающей деятельности, которая изменяет, преобразует, по-новому организует умы, мысли и пространства, чтобы каждый не только понимал, но и участвовал в общей сострадающей и созидающей деятельности.

Поэтому закономерно, что в этой связи к компетентности педагога предъявляются высокие требования, которые будут включать, прежде всего, готовность к профессиональной педагогической мобильности.

Сегодня понимание явления «мобильности» связано со многими философскими, социальными понятиями, среди которых «движение», «перемещение», «действие», «развитие», «изменение», что продиктовано усложнением взаимодействий человека со средой обитания.

Явление мобильности не существует «само по себе». Определяемое человеческим обществом, оно характеризует различные аспекты человеческой жизни: рост в профессиональном плане, социальные изменения, личностный рост, перемещения с целью приобретения новых знаний и умений и т.д. [1].

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

Образование, как социальное явление, отражает основные тенденции, происходящие в обществе. Профессиональная педагогическая мобильность характеризует саму личность профессионала, специалиста, имеющего достаточный уровень квалификации, активное, сознательное овладение своей профессией и обеспечение достаточного и высокого уровня образовательных условий [2]. Освоение нового - новых педагогических средств и методов, подходов к профессиональной деятельности, быстрое реагирование к изменяющимся условиям, умение адекватно использовать новые образовательные технологии, включать новые формы в традиционную матрицу образовательного процесса - все это требует способности человека «к синтетическому, высшему уровню восприятия окружающей действительности», подвижности психических свойств и качеств личности, ее когнитивных и эмоциональных процессов [3]. А значит, педагогу необходимо обладать способностью не отторгать новое, а адекватно включать это новое в собственную образовательную практику, оказывать содействие коллегам в освоении и нового знания, и новых компетенций [4].

Как пишут современные авторы, «переход к информационному обществу требует от системы образования подготовки специалистов, готовых приспосабливаться к изменяющимся реалиям окружающей действительности, способных управлять информационными потоками (воспринимать, отбирать, эффективно обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию), уметь адаптировать найденную информацию, даже если она находится за пределами его личного опыта» [6, с. 104]. От того, насколько сформирована педагогическая мобильность на начальном этапе обучения студентов - бакалавров педагогического профиля, во многом зависит адекватное включение будущих педагогов в общий педагогический процесс и их последующее успешное профессиональное становление [5].

Мы провели опрос будущих педагогов - бакалавров педагогического образования и педагогов, работающих в городских школах и сельской местности. Опрос проводился в регионах Ростовской области в 2015г. В качестве респондентов выступили педагоги семи школ г. Таганрога, трех школ Неклиновского района Ростовской области, студенты Таганрогского института имени А.П. Чехова - бакалавры педагогики, обучающиеся на четвертом курсе.

Таблица 1.

Результаты опроса респондентов.

Вопрос Ответы бакалавров пед. Ответы педагогов Ответы педагогов

профиля городских школ (32 сельских школ

(65 респ.) респ.) (35 респ.)

да нет да нет да нет

1.Знаете ли Вы, что такое 34 31 18 14 13 22

инклюзия?

2.Готовы ли Вы к работе с 34 31 12 20 14 21

детьми, нуждающимися в инклюзии?

З.Обладаете ли Вы 25 40 3 29 11 24

достаточными знаниями об

особых детях?

4.Знакомы ли Вы с какой-либо 24 41 11 21 12 23

литературой об особых детях?

5.Готовы ли Вы к внедрению 14 51 3 29 6 29

инклюзивного образования?

5. Готовы ли Вы к изменениям, 8 57 2 30 3 32

которые необходимы в

образовательном процессе для внедрения инклюзии?

7.Готовы ли Вы к изменению 4 61 2 30 2 33

содержания образования в

связи с внедрением инклюзии в образовательной процесс?

В.Готовы ли Вы к 21 44 2 33 4 31

конструктивному

взаимодействию со

специалистами в вопросах инклюзии?

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

Ведя непосредственное наблюдение за образовательным процессом в сельских школах, мы сделали вывод, что там сложились условия для вынужденной интеграции обучающихся, инклюзия на данном этапе остается лишь желаемым явлением. Такая вынужденная интеграция вызвана тем, что различные социальные процессы привели к тому, что в массовой общеобразовательной сельской школе в одном классе зачастую вынуждены совместно обучаться дети мигрантов, дети с нарушенным или замедленным индивидуальным развитием (аутизм, олигофрения, ЗПР), дети с эмоционально-волевыми нарушениями, с педагогической запущенностью и дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Наполняемость классов зачастую превышает нормативную, школы в недостаточной степени обеспечены необходимыми специалистами (отсутствуют учителя-дефектологи, логопеды, тьюторы), педагогический состав не обладает соответствующим уровнем подготовки, отсутствуют необходимые компетенции, образовательная среда не может обеспечить должное развитие проблемных и особых детей.

В городских школах, где мы производили опрос, также не созданы условия для инклюзии. Существует крайняя нехватка материальных средств для архитектурного изменения образовательной среды, отсутствует штатный состав специалистов, которые могли бы обеспечить инклюзивный образовательный процесс, у опрошенных педагогов отсутствуют необходимые компетенции. Кроме того, мы выявили крайне низкую готовность к инклюзии, низкую мотивацию к овладению новым профессиональным педагогическим опытом, низкую готовность к взаимодействию со специалистами, обеспечивающими инклюзивный образовательный процесс. И, несмотря на то, что в целом городские школы имеют лучшую информационную и материальную обеспеченность по сравнению с сельской школой, ригидность и низкая мобильность педагогов также не позволяет им быть готовыми к включению в процесс инклюзии.

Аналогичная ситуация наблюдается по результатам опроса студентов - будущих бакалавров педагогического образования. Заметим, что программы профессиональной подготовки бакалавров педагогики позволяют варьировать содержание так, чтобы включать вопросы инклюзивного образования в теоретическую (лекционную) и практическую части. Однако, опрос студентов показывает, что в целом респонденты малознакомы с вопросами инклюзивного образования, не обладают соответствующими компетенциями, недостаточно мобильны в отношении собственного развития, мало знакомы с инклюзивной теорией и практикой.

В этой связи отметим, что инклюзия как процесс и инклюзивное образование как понятие находятся вне сферы личностного опыта большинства опрошенных нами будущих и работающих педагогов. Как будущие, так и уже работающие педагоги в большинстве своем не готовы к новым преобразованиям, к тем изменениям, которые необходимо произвести в связи с внедрением инклюзивного образования, к новому содержанию образования, а значит подготовке образовательных программ, созданию соответствующих условий в образовательной среде, обязательных для развития особых и трудных детей, к собственным изменениям восприятия особых и трудных детей, к новым формам взаимодействия, которые потребуются в рамках инклюзивной практики. Результаты проведенного анкетирования показали не только то, насколько низок уровень знания теории инклюзии, но и то, что мотивация самих респондентов к овладению новыми знаниями крайне низкая. Что говорит не только о недостаточном уровне компетентности, но и о низком уровне собственно профессиональной мобильности педагогов.

Мы считаем, что как при обучении студентов педагогического профиля, так и на рабочих местах педагогам необходимо постоянное овладение новыми компетенциями. Современному педагогу недостаточно владеть теми знаниями, которые он получил в вузе, необходимо постоянное самообразование, повышение квалификации, постоянное применение новых теоретических знаний и практических навыков. А значит необходимо формировать профессиональную педагогическая мобильность не только в течение собственно профессиональной деятельности, но, прежде всего, в процессе обучения будущего педагога. Применение методов системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет осознать сущность происходящих в обществе явлений и усовершенствовать педагогическую теорию и практику, в том числе в таких сферах, как мобильность и инклюзия.

Список использованной литературы

1. Виневская А.В. Профессиональная мобильность бакалавра специального образования / А.В. Виневская // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 70-73.

2. Виневская А.В. Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды / А.В. Виневская // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 208-211.

3. Виневская А.В. Современные подходы к характеристике образовательных сред. Альманах современной науки и образования /А.В. Виневская // 2012. № 8. С. 22-24.

4. Виневская А.В. Формирование готовности к работе в инклюзивном образовании у будущих педагогов в образовательной среде вуза. Научное обозрение: гуманитарные исследования / А.В. Виневская // 2013. № 6. С. 4-15.

5. Горюнова Л. В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования / Л. В. Горюнова // Известия Южного федераль- ного университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 31—36

6. Манаева Н. Н. Структура и диагностика информационной мобильности студентов вуза / Н. Н. Манаева // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 104—119.

7. Очирова В.Б. Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробации результатов исследований»/ под ред. С.С.Чернова; Новосибирск, 2012. С.97-102.

8. Очирова В.Б. Системно о толерантности. Взгляд через призму культуры и цивилизации // Методическое пособие по проведению семинаров и игротренингов, направленных на формирование толерантного сознания / под ред. А.С. Кравцовой, Н.В. Емельяновой; СПб., 2012. С. 109-114.

© Виневская А.В.,Новикова Д.О.,2015

Вяльцева Оксана Анатольевна

начальник отдела информационного сервиса

с. Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АПРОБАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»

Аннотация

Процесс формирования и деятельности центров оценки и сертификации квалификаций выходит в настоящее время на новый уровень. Информационное сопровождения процесса апробации является важным условием его существования и продвижения. Работа Центра сертификации квалификаций нуждается в том, чтобы потенциальные заявители могли своевременно ознакомиться со всеми требованиями подтверждения соответствия профессиональных компетенций. Результаты сертификации будут признаваться работодателями, а наличие самого сертификата может повысить конкурентоспособность выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на ее начальном этапе [1].

Ключевые слова

Сертификация квалификаций, сайт Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ», онлайн тестирование, сертификат.

В ходе работы Краевой инновационной площадки (КИП) сотрудники отдела информационного сервиса столкнулись с задачей упрощения процесса сертификации персонала в частности прохождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.