Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ НОУТБУКОВ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ НОУТБУКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / интегрированный продукт / ноутбук / competitiveness / integrated product / laptop

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Александр Аркадьевич, Белозерцева Наталья Петровна, Исаев Олег Александрович

В работе предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность интегрированного продукта на основе ноутбука», которая определена как способность интегрированного продукта демонстрировать максимальную потребительскую привлекательность на рынке. При этом под «потребительской привлекательностью интегрированного продукта» понимается способность интегрированного продукта демонстрировать определенное отношение качества к цене. Сформирован методический подход к оценке конкурентоспособности интегрированного продукта на основе ноутбука. Выявлена структура основных характеристик данного интегрированного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Александр Аркадьевич, Белозерцева Наталья Петровна, Исаев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimating Integrated Product Competitiveness Based on Laptops

The paper offers the author’s interpretation of the concept of «an integrated product competitiveness based on a laptop», which is defined as the ability of the integrated product to demonstrate maximum consumer appeal in the market. At the same time, «consumer appeal of the integrated product» is understood as the ability of the integrated product to demonstrate a certain quality to price ratio. The methodical approach to assessing competitiveness of the integrated product based on the laptop is formed. The structure of the main characteristics of this integrated product is revealed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ НОУТБУКОВ»

УДК 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-19-22

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ НОУТБУКОВ

Исаев Александр Аркадьевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и торговли, Владивостокский

государственный университет; Владивосток, Россия, ул. Гоголя, д. 41

isaevalex@list.ru

Белозерцева Наталья Петровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торговли, Владивостокский государственный

университет; Владивосток, Россия, ул. Гоголя, д. 41

belozer18@yandex.ru

Исаев Олег Александрович,

аспирант кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет; Владивосток,

Россия, ул. Гоголя, д. 41

olis77@inbox.ru

В работе предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность интегрированного продукта на основе ноутбука», которая определена как способность интегрированного продукта демонстрировать максимальную потребительскую привлекательность на рынке. При этом под «потребительской привлекательностью интегрированного продукта» понимается способность интегрированного продукта демонстрировать определенное отношение качества к цене. Сформирован методический подход к оценке конкурентоспособности интегрированного продукта на основе ноутбука. Выявлена структура основных характеристик данного интегрированного продукта.

Ключевые слова: конкурентоспособность; интегрированный продукт; ноутбук.

Введение (Introduction)

Начать исследование хотелось бы со слов Рассела Л. Акоффа: «...в любой системе, если каждая часть по отдельности обрабатывается достаточно хорошо, то далеко не факт, что так будет и с целым. Система — больше, чем сумма ее частей, результат их взаимодействий. Разложенная на части система просто исчезает» [1]. Отсюда следует, что при создании продуктов уже на этапе разработки технического задания на их проектирование должны быть учтены требования по обеспечению будущих товарных свойств отдельных составляющих этого «интегрированного» продукта.

Сегодня одним из наиболее перспективных методов оценки кон-

курентоспособности интегрированных продуктов является метод, который опирается на теорию выбора покупателями товаров на рынке [2]. С позиции теории выбора товаров на рынке (теории принятия решения о покупке), покупатель выбирает на рынке такой интегрированный продукт(комп-лекс микропродуктов), который характеризуется максимальной потребительской привлекательностью в сравнении с интегрированными продуктами конкурентов. При этом потребительская привлекательность интегрированного продукта трактуется как отношение качества к цене; а качество интегрированного продукта — как степень соответствия его характеристик предъявляе-

мым покупателями требованиям в контексте удовлетворения соответствующих потребностей.

Теория потребительского выбора товаров на рынке является прикладной отраслью психопрог-раммистики, и как следствие, кибернетической антропологии — науки о врожденных программах человека как высокоразвитого биоробота, лежащих в основе мышления и поведения человека [3]. Согласно данным наукам человек функционирует на основании определенных программ (врожденных и приобретенных) [4].

Целью статьи является формирование оригинального методического подхода к оценке конкурентоспособности интегрированных продуктов на основе

Практический маркетинг №1 (319). 2024

ноутбуков. Повышение уровня конкурентоспособности позволяет предопределить потребительский выбор на рынке.

Методы (Materials and Methods)

Для формирования методического подхода к оценке конкурентоспособности интегрированных продуктов на основе ноутбуков используется метод расчета показателя потребительской привлекательности данного интегрированного продукта на основе теории выбора товаров на рынке. При этом показатель потребительской привлекательности данного интегрированного продукта рассчитывается по формуле:

ППП = К/Ц,

где

ППП — показатель потребительской привлекательности данного интегрированного продукта, балл./руб.;

К — качество данного интегрированного продукта, балл.; Ц — цена данного интегрированного продукта, руб.

Результаты (Results)

Методический подход к оценке конкурентоспособности интегрированных продуктов на основе ноутбуков представляет собой алгоритм, состоящий из пяти основных этапов.

Этап 1. Выявление основных характеристик интегрированного продукта.

На данном этапе потребителями (экспертами) выявляются основные характеристики интегрированных продуктов(микропродукты). Причем следует учитывать, что микропродукты — это продукты физической и/или интеллектуальной деятельности производителя с целью удовлетворения различных потребностей покупателей.

В свою очередь характеристики интегрированного продукта (микропродукта) делятся на две категории: 1)основные и 2) дополнительные. Если основные характеристики связаны с основными потребностями покупателя, то дополнительные характеристики, — с его дополнительными потребностями. Например, когда речь идет о выборе интегрированного продукта на базе ноутбука, одной из основных характеристик является «качество видеокарты данного ноутбука», а одной из дополнительных характеристик — «качество изобразительной рекламы данного ноутбука».

В результате изучения мнения 10 экспертов авторами были выявлены 30 основных характеристик интегрированного продукта на базе ноутбука (табл.)

Указанные характеристики позволяют оценить потребительскую привлекательность данного интегрированного продукта

Таблица

Основные характеристики интегрированного продукта на базе ноутбука Table. Main characteristics of the integrated product based on a notebook

Название основной характеристики интегрированного продукта Пояснение

1 2 3

1 Страна (компания) разработки ноутбука Косвенный показатель качества ноутбука

2 Страна (компания) сборки ноутбука Косвенный показатель качества ноутбука

3 Объем памяти оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) Объем памяти ОЗУ позволяет оценить объем временной информации, которая необходима для хранения в ноутбуке

4 Объем памяти постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) Объем памяти ПЗУ позволяет оценить объем постоянной информации, которая необходима для хранения в ноутбуке

5 Страна (компания) разработчика процессора Косвенный показатель качества процессора

6 Интегральный показатель качества процессора Прямой интегральный показатель качества процессора (тактовая частота; количество ядер; разрядность; частота системной шины; адресное пространство; объём кэш-памяти; разъём (Socket); архитектура процессора и др.)

7 Страна (компания) изготовителя материнской платы Косвенный показатель качества материнской платы

8 Тип операционной системы Интегральный показатель качества операционной системы

9 Объем операционной системы «Вес» информации; доля в памяти ноутбука информации, которую занимает данная операционная система

10 Срок лицензии на операционную систему Фактор стоимости данного ноутбука

11 Размеры экрана Геометрические характеристики экрана.

12 Разрешение экрана Прямой показатель качество изображения на экране ноутбука, измеряемый в пикселях

А. Исаев, Н. Белозерцева, О. Исаев. Оценка конкурентоспособности интегрированных продуктов на основе

Таблица(Окончание)

Table (Ending)

1 2 3

13 Качество камеры Прямой интегральный показатель качества камеры.

14 Качество динамиков Прямой интегральный показатель качества динамиков

15 Качество микрофона Прямой интегральный показатель качества микрофона

16 Дизайн корпуса Характеристика ноутбука как результата «художественного конструирования» (эстетического проектирования).

17 Материал корпуса Характеристика материала, и которого изготовлен корпус ноутбука

18 Качество корпуса Прямая характеристика надежности корпуса ноутбука

19 Удобство расположения клавишей на клавиатуре Характеристика «географии» клавиатуры, сформированной с учетом частоты использования данной клавиши

20 Оптимальность величины разных клавишей на клавиатуре Характеристика величины различных клавишей на клавиатуре

21 Цвет корпуса Цветовое решение корпуса

22 Качество подсветки на корпусе Прямая характеристика качества подсветки

23 Качество подачи звуковых сигналов Прямая характеристика качества звуковых сигналов

24 Оснащенность ноутбука средствами коммуникации с внутренней и внешней средой Прямая характеристика оснащенности ноутбука средствами коммуникации с внутренней и внешней средой (WiFi, Bluetooth, WEB-камера, телефон и т.д.)

25 Время автономной работы Характеристика емкости батареи ноутбука

26 Ремонтопригодность Оценочная характеристика ремонтопригодности компьютера

27 Гарантийный срок Величина гарантийного срока производителя ноутбука

28 Оптимальность информации на корпусе Оценочная характеристика объема информации на корпусе ноутбука

29 Масса ноутбука Величина массы ноутбука, кг.

30 Цена ноутбука Цена производителя ноутбука, руб.

на базе ноутбука и тем самым ответить на вопрос, будет данный интегрированный продукт конкурентоспособным на данном рынке или нет.

Этап 2. Оценка потребителями (экспертами) качества основных характеристик интегрированного продукта, в баллах.

Этап 3. Расчет «коэффициента значимости» («весового коэффициента») каждой характеристики интегрированного продукта.

Этап 4. Расчет показателя качества всех характеристик интегрированного продукта с учетом «весового коэффициента» каждой из характеристик, в баллах.

Этап 5. Расчет показателя потребительской привлекательности данного интегрированного продукта по формуле, представленной в предыдущем разделе статьи.

Заключение (Сопс!из1оп)

Разработанный авторами методический подход к оценке кон-

курентоспособности интегрированных продуктов на основе ноутбуков позволяет определить, какой из интегрированных продуктов обладает максимальной потребительской привлекательностью, что позволяет ему наиболее успешно конкурировать на данном рынке. Предлагаемую методику можно проецировать на любой интегрированный продукт.

ИСТОЧНИКИ

1. Ларионов, Г. В. Создание интегрированного продукта в бизнес.структурах / Г. В. Ларионов // Вестник Академии. — 2011. - № 1. - С. 104-105. - EDN NJCKQT.

2. Исаев, А. А. Выбор товаров на рынке: биокибернетический аспект / А. А. Исаев, Н. П. Белозерцева, О. А. Исаев // Практический маркетинг. - 2023. - № 3(309). - С. 38-41. - EDN EVABCN.

3. Исаев, А. А. Психопрограммистика / А. А. Исаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Директ-Медиа, 2023. - 54 с. -ISBN 978-5-4499-3927-2. - EDN AHIMZV.

4. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. New-York, Wiley and Sons, Inc. Paris: Hermann et cie, 1948. 194 p.

npaKTMHecKMM MapKeTUHr №1 (319). 2024

UDC 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-19-22

Estimating Integrated Product Competitiveness Based on Laptops Isaev Alexander Arkadyevich,

Doctor of Economics, Professor at Marketing and Commerce Department, Vladivostok State University; 41 Gogol St., Vladivostok, Russia (isaevalex@list.ru)

Belozertseva Natalia Petrovna,

PhD in Economics, Associate Professor at Marketing and Commerce Department, Vladivostok State University; 41 Gogol St., Vladivostok, Russia (belozer18@yandex.ru)

Isaev Oleg Alexandrovich,

Postgraduate Student at Economics and Management Department, Vladivostok State University; 41 Gogol St., Vladivostok, Russia (olis77@inbox.ru)

The paper offers the author's interpretation of the concept of «an integrated product competitiveness based on a laptop», which is defined as the ability of the integrated product to demonstrate maximum consumer appeal in the market. At the same time, «consumer appeal of the integrated product» is understood as the ability of the integrated product to demonstrate a certain quality to price ratio. The methodical approach to assessing competitiveness of the integrated product based on the laptop is formed. The structure of the main characteristics of this integrated product is revealed.

Keywords: competitiveness; integrated product; laptop. REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Larionov, G. V. (2011) Creating an Integrated Product in Business Structures. Academy's Herald, 2011, no. 1, pp. 104— 105. - EDN NJCKQT.

2. Isaev, A. A.; Belozertseva, N. P.; Isaev, O. A. (2023) Selection of Goods in the Market: Biocybernetic Aspect. Practical Marketing, 2023, no. 3, pp. 38-41. - EDN EVABCN.

3. Isaev, A. A. (2023) Psychoprogramming. 2nd revised edition. Moscow: Direct-Media LLC Publ., 2023, 54 p. — ISBN 978-5-4499-3927-2. - EDN AHIMZV.

4. Wiener, N. (1948) Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. New-York, Wiley and Sons, Inc. Paris: Hermann et cie, 1948,194 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.