Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL SCHOOL / INDEPENDENT WORK / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL PROCESS / MEDICAL STUDENTS / CORONAVIRUS INFECTION / QUALITY OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В статье анализируется качество дистанционного обучения в медицинском университете. В связи с переходом на дистанционное обучение было проведено анкетирование преподавателей с целью оценки качества дистанционного обучения. Подобная форма обучения позволяет организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечивать реализацию основных требований к нему. По результатам анкетирования, преподаватели отмечают, что в связи с вынужденной самоизоляцией и переходом на дистанционное образование у них произошло увеличение рабочего дня. Было отмечено, повышение эмоционального фона преподавателей, весь период дистанционного обучения. Среди главных недостатков, более половины опрошенных считают отсутствие прямого диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSESSMENT OF DISTANCE LEARNING IN A MEDICAL UNIVERSITY

The article analyzes the quality of distance learning at a medical university. In connection with the transition to distance learning, a survey of teachers was carried out in order to assess the quality of distance learning. This form of training allows you to organize the educational process in such a way, ensuring the implementation of the basic requirements for it. According to the results of the survey, teachers note that due to the forced self-isolation and the transition to distance education, their working hours have increased. It was noted that teachers have an increased emotional background during distance learning. More than half of the respondents consider the lack of direct dialogue among the main shortcomings.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

УДК 371.6:37.014.6

DOI 10.23672^7253-1658-0579^

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Alia S. Kubekova

Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]

Оценка качества

дистанционного обучения в медицинском вузе

Аннотация. В статье анализируется качество дистанционного обучения в медицинском университете. В связи с переходом на дистанционное обучение было проведено анкетирование преподавателей с целью оценки качества дистанционного обучения. Подобная форма обучения позволяет организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечивать реализацию основных требований к нему. По результатам анкетирования, преподаватели отмечают, что в связи с вынужденной самоизоляцией и переходом на дистанционное образование у них произошло увеличение рабочего дня. Было отмечено, повышение эмоционального фона преподавателей, весь период дистанционного обучения. Среди главных недостатков, более половины опрошенных считают отсутствие прямого диалога.

Ключевые слова: медицинский вуз; самостоятельная работа; дистанционное обучение; образовательный процесс; студенты медицинского вуза; ко-ронавирусная инфекция; качество дистанционного обучения.

В ведение. В настоящее время в связи со вспышкой и распространением опасной вирусной инфекции COVID-19 произошел экстрен-

Quality assessment

of distance learning in a medical university

Annotation. The article analyzes the quality of distance learning at a medical university. In connection with the transition to distance learning, a survey of teachers was carried out in order to assess the quality of distance learning. This form of training allows you to organize the educational process in such a way, ensuring the implementation of the basic requirements for it. According to the results of the survey, teachers note that due to the forced self-isolation and the transition to distance education, their working hours have increased. It was noted that teachers have an increased emotional background during distance learning. More than half of the respondents consider the lack of direct dialogue among the main shortcomings.

Keywords: medical school; independent work; distance learning; educational process; medical students; coro-navirus infection; the quality of distance learning.

ный переход на дистанционную форму обучения. Безусловно, ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVlD-19),

привнесла поправки в образовательную деятельность университета. Дистанционное обучение затронуло и медицинские вузы. Данная форма обучения является одним из приоритетных направлений при подготовке специалистов. Дистанционное обучение имеет свои преимущества, например, доступность и относительная дешевизна. Дистанционное обучение признано одним из ключевых направлений основных культурно-образовательных программ ЮНЕСКО, в течение последних десятилетий оно стало глобальным явлением образовательной информационной культуры. В исследовании Е.Ф. Касьяненко, Л.Н. Рубцовой, И.Д. Димова, В.Ю. Богомоловой [5] было установлено, что студенты практически готовы к дистанционной форме обучения и активно используют мобильные технологии и ресурсы в образовательном процессе. Дистанционное обучение предполагает удобство и доступность не только для обучающихся, но и для преподавателей. В связи с этим был проведен анкетный опрос преподавателей Астраханского государственного медицинского университета, с целью изучения их отношения к дистанционному образованию в период самоизоляции, а также выделить положительные и отрицательные стороны при использовании различных форм дистанционного обучения.

Цель исследования заключалась в оценке качества дистанционного обучения преподавателями медицинского университета в период пандемии коронавируса.

Материалы и методы. Анкетный опрос был проведен в течение июня 2020 года в ФГБОУ ВО

«Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. Всего опрошено 350 преподавателей всех кафедр медицинского университета. Анкетные данные позволяли легко перевести ответы в проценты и дать количественный анализ ответов. В исследовании использовался опросный метод - анкетирование. Анкета разрабатывалась и согласовывалась с социологом и включала 30 открытых и закрытых вопросов. Анкетирование было анонимное. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты и обсуждение. В результате социологического исследования было установлено, что преподаватели в связи с вынужденной самоизоляцией и переходом на дистанционное образование произошло увеличение рабочего дня - 93,0 % (табл. 1). По этой причине преподаватели отмечают, что им приходиться распределять рабочее время и свой график.

Из результатов анкетного опроса было установлено, что главными недостатками дистанционного обучения преподаватели считают - это отсутствие прямого диалога с обучающимися

(91,0 %).

У подавляющего количества преподавателей отмечается повышенный эмоциональный фон вовремя дистанционного обучения (89,0%), они отмечают, что у них повышенное состояние тревожности, ощущение неопределенности в период самоизоляции.

Таблица 1

Показатели восприятия дистанционного обучения преподавателями медицинского университета

Реакция преподавателей на дистанционное обучение %

1. Подготовка преподавателей вуза к дистанционному обучению 46,0 %

2. Работа без участия аудитории 87,0 %

3. Отсутствие прямого диалога 91,0 %

4. Невозможность подачи полного объема материала 74,0 %

5. Слабая активность студенческого коллектива 64,0 %

6. Неготовность студентов к самостоятельной работе 78,0 %

7. Большой объем занимаемого времени подготовки к занятиям 72,0 %

8. Минимальная видимость результатов удаленного обучения 83,0 %

9. Повышенный эмоциональный фон у преподавателей 89,0 %

10. Технически увеличенный рабочий день 93,0 %

11. Малая возможность практических навыков 69,0 %

Значительное количество опрошенных преподавателей отмечают в качестве недостатков дистанционного обучения работу без участия аудитории (87,0 %). Для преподавателей это является главной «помехой» при реализации образовательного процесса.

Также, для преподавателей наибольшей сложностью является минимальная видимость результатов удаленного обучения (83,0 %), они отмечают, что у студентов есть проблемы в самоорганизации. Преподаватели отмечают неготовность студентов к самостоятельной работе (78,0 %). Среди проблем дистанционного обучения выделяют

невозможность подачи полного объема материала (74,0 %) и большой объем занимаемого времени подготовки к занятиям (72,0 %).

Подготовка преподавателей вуза к дистанционному обучению установлено на относительно невысоком уровне - 46,0 %, что указывает на то, что преподаватели желают повысить уровень своей компетентности в плане дистанционных образовательных технологий.

Заключение. На основе представленных в таблице результатов можно сделать следующие выводы:

- по результатам анкетирования, преподаватели отмечают, что в связи с вынужденной самоизоляцией и переходом на дистанционное образование у них произошло увеличение рабочего дня;

- было отмечено, что у преподавателей повышенный эмоциональный фон вовремя дистанционного обучения. Среди главных недостатков

Литература:

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.

2. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 4(17). URL https://cyberleninka.ru/article/ri/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (дата обращения 30.09.2020).

3. Дмитриева Е.Н. Содержание оценки качества дистанционного обучения в вузе / Е.Н. Дмитриева, Г.В. Курицына // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL : http:// sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=23913 (дата обращения 29.09.2020).

4. Захарова Т.Г. Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение / Т.Г. Захарова, И.И. Барон, Г.Н. Захаров // Земский врач. 2013. № 2(19). С. 49-50.

5. Касьяненко Е.Ф. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы / Е.Ф. Касьяненко, Л.Н. Рубцова, И.Д. Ди-мов, В.Ю. Богомолова // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL : http:// sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения 29.09.2020).

6. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 75-85.

7. Одинокая М.А. Самостоятельная работа студентов в системе высшего профессионального образования в России. М., 2019. С. 34-36.

8. Сабаев И.А. Проблемы создания дистанционного (ДО) и смешанного обучения (СО) // Образовательные технологии и общество. 2009. Т. 12. № 4. С. 479-484.

9. Тонконог В.В. Дистанционное обучение в региональном образовательном пространстве в процессе подготовки студентов разных направлений и специальностей / В.В. Тонконог, П.И. Анан-ченкова // Путеводитель предпринимателя. 2017. № 35. С. 284-293.

10. Тулупова Т.В. Модель обучаемого в автоматизированной обучающей системе / Т.В. Тулупова, С.П. Кучинская, В.В. Грязнова // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сб. статей XIV Междунар. научно-техн. конф. Пенза : ПДЗ, 2014. С. 181-184.

более половины опрошенных считают - отсутствие прямого диалога.

Тем не менее, для максимально эффективного внедрения дистанционного образования необходимо организовать проведение информирующих мероприятий .

Literature:

1. Andreev A.A. Distance learning and distance educational technologies // Open education. 2013. № 5. P. 40-46.

2. Bogdanova A.V. Topical issues of assessing the q u ality of distance learning courses / A.V. Bogdanova, E.Yu. Konovalova // ANI: pedagogy and psychology. 2016. № 4(17). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (date accessed 09/30/2020).

3. Dmitrieva E.N. The content of the assessment of the quality of distance learning at the university / E.N. Dmitrieva, G.V. Kuritsyna // Modern problems of science and education. 2015. № 6. URL : http://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=23913 (date accessed 09/29/2020).

4. Zakharova T.G. Independent work of cadets and distance learning / T.G. Zakharova, I.I. Baron, G.N. Zakharov // Zemsky doctor. 2013. № 2(19). P. 49-50.

5. Kasyanenko E.F. Distance and mobile learning in medical universities: problems and prospects / E.F. Kasyanenko, L.N. Rubtsova, I.D. Dimov, V.Yu. Bo-gomolova // Modern problems of science and education. 2019. № 5. URL : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=29216 (date accessed 09/29/2020).

6. Marchuk N.Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning // Pedagogical education in Russia. 2013. № 4. P. 75-85.

7. Lonely M.A. Independent work of students in the system of higher professional education in Russia. M., 2019. P. 34-36.

8. Sabaev I.A. Problems of creating distance learning (DL) and blended learning (SO) // Educational technologies and society. 2009. Vol. 12. № 4. P. 479-484.

9. Tonkonog V.V. Distance learning in the regional educational space in the process of training students of different directions and specialties / V.V. Tonkonog, P.I. Ananchenkova // Entrepreneur's Guide. 2017. № 35. P. 284-293.

10. Tulupova T. V. Model of a student in an automated training system / T.V. Tulupova, S.P. Kuchinskaya, V.V. Gryaznova // Problems of informatics in education, management, economics and technology: collection of articles. articles XIV Intern. scientific and technical. conf. Penza : PDZ, 2014. P. 181-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.