Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВОСПРИЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / MEDICAL SCHOOL / DISTANCE LEARNING / TRAINING / MEDICAL STUDENTS / PANDEMIC CORONAVIRUS / INDEPENDENT WORK / INFORMATION FLOW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В данной статье представлены результаты социологического исследования восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета в период пандемии коронавируса. В исследовании приняли участие студенты всех курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 920 человек. Были определены показатели восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета. Фактически установлено, что студенты младших курсов считают дистанционное обучение актуальным и самостоятельно учиться легче. Студенты старших курсов испытывают разочарованность от дистанционного формата обучения из-за ограничения получения практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF DISTANCE LEARNING BY STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

This article presents the results of a sociological study of the perception of distance learning by students of a medical university during the coronavirus pandemic. The study involved students of all courses of specialties 05.31.01 «General Medicine», 05.31.02 «Pediatrics», 05.31.03 «Dentistry», 05.32.01 «Preventive Medicine», 05.33.01 «Pharmacy» in the amount of 920 people. The indicators of perception of distance learning by students of a medical university were determined. It was found that undergraduate students find distance learning relevant and easier to learn. Older courses are frustrated by the distance learning format due to the limited acquisition of practical skills.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 616.323:371.4

DOI 10.23672/n6174-2540-1745-k

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Абдуллаев Сардор Собитхон угли

студент 514 группы педиатрического факультета, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России sardor-abdullaev-97@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Sardor S. Abdullayev

Student 514 groups of the Pediatric Faculty, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia sardor-abdullaev-97@mail.ru

Alia S. Kubekova

Senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

t.sm.2019@bk.ru

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia t.sm.2019@bk.ru

Восприятие дистанционного

обучения студентами

медицинского университета

Perception of distance

learning by students of a medical university

Аннотация. В данной статье представлены результаты социологического исследования восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета в период пандемии коронави-руса. В исследовании приняли участие студенты всех курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 920 человек. Были определены показатели восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета. Фактически установлено, что студенты младших курсов считают дистанционное обучение актуальным и самостоятельно учиться легче. Студенты старших курсов испытывают разочарованность от дистанционного формата обучения из-за ограничения получения практических навыков.

Annotation. This article presents the results of a sociological study of the perception of distance learning by students of a medical university during the coronavirus pandemic. The study involved students of all courses of specialties 05.31.01 «General Medicine», 05.31.02 «Pediatrics», 05.31.03 «Dentistry», 05.32.01 «Preventive Medicine», 05.33.01 «Pharmacy» in the amount of 920 people. The indicators of perception of distance learning by students of a medical university were determined. It was found that undergraduate students find distance learning relevant and easier to learn. Older courses are frustrated by the distance learning format due to the limited acquisition of practical skills.

Ключевые слова: медицинский вуз, дистанционное обучение, обучение, студенты медицинского вуза, пандемия коронавируса, самостоятельная работа, информационный поток.

Keywords: medical school, distance learning, training, medical students, pandemic coronavirus, independent work, information flow.

Введение. В настоящий момент в связи со вспышкой и распространением опасной вирусной инфекции COVID-19 происходит перестройка многих сфер жизни, в том числе, и системы образования [1; 4; 9]. На конец августа 2020 г. подтверждено 21978111 случаев заражения коронавирусной инфекцией, 782624 летальных исходов. В частности, в Астраханской области - более 5 тыс. случаев заражения COVID-19 и 65 смертей. Под дистанционным обучением подразумевается организация образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий с целью передачи информации [3]. В исследованиях были установлены преимущества использования мессенджер канала Telegram и платформы Zoom в дистанционном обучении [5; 6; 8]. Медицинские вузы всегда отличал очный формат обучения и специфика учебного процесса, но в связи с карантином, студенты и научно-педагогические работники экстренно перешли на дистанционный формат обучения [10]. Отсюда появилась острая необходимость в изучении актуальной проблемы в студенческой среде: удаленности во время учебного процесса. Поскольку в настоящее время отсутствуют данные, посвященные восприятию дистанционного обучения студентами медицинского университета в период пандемии коронавируса, авторами была проведена исследовательская работа с целью прогнозирования негативных последствий.

Цель исследования заключалась в анализе восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета в период пандемии коронавируса.

Материалы и методы. Социологическое исследование проведено в Астраханском государственном медицинском университете в период летней экзаменационной сессии в июне 2020 года. В исследовании приняли участие студенты всех курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 920 человек. Для качественной информативности использовался опросный метод - анкетирование. Студентам была предложена анкета, которая состояла из 30 открытых и закрытых вопросов относительно предпочтений в выборе получения информации, а также, как студенты воспринимают дистанционную форму обучения. В анкету включили вопросы, отражающие преимущества и недостатки данной формы обучения. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Статистическая обработка данных осуществлялась после формирования базы данных в программе Microsoft Ехсе1 и при помощи программы Statists 21.0. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты и обсуждение. По результатам анкетирования, проведенного в Астраханском государственном медицинском университете дистанционно в период летней сессии (табл. 1) для студентов младших курсов, дистанционный формат обучения является актуальным (87,4 %) и они отдают предпочтение дистанционному образованию (93,0 %), а также, они ощущают, что вне аудитории им легче учиться (89,0 %).

Таблица 1

Показатели восприятия дистанционного обучения студентами медицинского университета

Реакция студентов на дистанционное обучение 1-2 курс 3-4 курс 5-6 курс

1. Обучение удаленно - актуально 87,4 % 61,2 % 43,0 %

2. Вне аудитории учиться легче 89,0 % 57,5 % 40,1 %

3. Отсутствие привычного распорядка дня 91,0 % 59,0 % 34,0 %

4. Больше самостоятельной работы 85,2 % 48,4 % 31,7 %

5. Многообразие информационного потока 73,2 % 60,3 % 50,0 %

6. Облегченные практические задания 78,8 % 49,1 % 21,2 %

7. Минимизированные лекционные занятия 62,8 % 53,5 % 51,2 %

8. Отсутствие практической деятельности 92,6 % 63,4 % 69,4 %

9. Малый контакт с преподавателями 49,2 % 71,0 % 83,5 %

10. Увеличение времени работы за персональным компьютером и мобильным телефоном 92,5 % 62,5 % 30,8 %

11. Развитие направления с техноресурсами 90,0 % 51,2 % 32,4 %

12. Необходимость привычных контактов в вузе 72,2 % 69,1 % 51,5 %

13. Влияние гаджетов на самочувствие 56,1 % 73,7 % 60,2 %

14. Разочарованность в дистанционном обучении 37,8 % 72,7 % 98,8 %

15. Предпочтение дистанционного образования 93,0 % 48,0 % 18,0 %

Несмотря на увеличение времени работы за пер- телефоном (92,5 %) и отсутствие привычного рас-

сональным компьютером и мобильным порядка дня (91,0 %), юная часть студентов

медицинского вуза весьма положительно воспринимает дистанционный формат обучения. Можно предположить, что на младших курсах медицинского вуза изучаются только общие предметы и отсутствуют дисциплины по клиническим специальностям. Разочарованность в дистанционном обучении испытывают только 37,8 % студентов 1-2 курсов. Среди недостатков студенты младших курсов отметили «отсутствие привычного распорядка дня» (91,0 %).

Следует отметить, что чем старше курс, тем менее оптимистично студенты воспринимают дистанционное обучение. Для студентов 3-4 курсов медицинского вуза актуальным удаленное обучение является для 61,2 %. Они испытывают дискомфорт из-за малого контакта с преподавателями (71,0 %) и негативное влияние гаджетов на самочувствие (73,7 %). Разочарованность в дистанционном обучении ощущают 72,7 % студентов 3-4 курсов, так как они оценивают качество традиционного обучения. К старшим и выпускным курсам практически все студенты разочаровываются в дистанционной форме обучении (98,8 %) из-за малого контакта с преподавателями

Литература:

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.

2. Баринов Э.Ф. Использование платформ электронного обучения для управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов в медицинских университетах / Э.Ф. Баринов, О.И. Нико-ленко, А.О. Балыкина, Т.А. Твердохлеб // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3(11). URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/ispolzovanie-platform-elektronnogo-obucheniya-dlya-upravleniya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-rabotoy-studentov-v-meditsinskih (дата обращения 22.08.2020).

3. Захарова Т.Г. Самостоятельная работа курсантов и дистанционное обучение / Т.Г. Захарова, И.И. Барон, Г.Н. Захаров // Земский врач. 2013. № 2(19). С. 49-50.

4. Катасонова Г.Р. Организационные модели функционирования вузов с учетом формирования целей обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=22036 (дата обращения: 20.05.2020).

5. Клименских М.В. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза / М.В. Клименских, Н.А. Корепина, А.С. Шека, О.С. Виндекер // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=27421 (дата обращения 22.08.2020).

6. Лутфуллаев Г.У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 / Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов // Проблемы педагогики. 2020. № 4(49). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения 22.08.2020).

(83,5 %) и отсутствия практической деятельности (69,4 %) для развития практических навыков.

Заключение. По результатам проведенного социологического исследования был проведен анализ восприятия дистанционного обучения студента м и м едицинского университета в период пандемии коронавируса в Астраханском государственном медицинском университете в период летней экзаменационной сессии. Было установлено, что студенты младших курсов считают дистанционное обучение актуальным и им легче учиться. Студенты старших курсов испытывают разочарованность от дистанционного формата обучения из-за ограничения получения практических навыков. Таким образом, администрация и преподаватели вузов в условиях пандемии коронавируса, создавая оптимальные технические и программные условия под каждую образовательную программу, должны индивидуально учитывать конкретные условия реализации педагогических принципов работы, кадрового обеспечения, технические возможности.

Literature:

1. Andreev A.A. Distance learning and distance educational technologies // Open education. 2013. № 5. P. 40-46.

2. Barinov E.F. The use of e-learning platforms for managing the extracurricular independent work of students in medical universities / E.F. Barinov, O.I. Nikolenko, A.O. Balykina, T.A. Tverdokhleb // Continuing education: XXI century. 2015. № 3(11). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platform-elektronnogo-obucheniya-dlya-upravleniya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-rabotoy-studentov-v-meditsinskih (date accessed 22.08.2020).

3. Zakharova T.G. Independent work of cadets and distance learning / T.G. Zakharova, I.I. Baron, G.N. Zakharov // Zemsky doctor. 2013. № 2(19). P. 49-50.

4. Katasonova G.R. Organizational models of the functioning of universities, taking into account the formation of learning goals // Modern problems of science and education. 2015. № 5. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=22036 (date of access: 20.05.2020).

5. Klimenskikh M.V. Features of the perception of distance learning by students and university teachers / M.V. Klimenskikh, N.A. Korepina, A.S. Sheka, O.S. Vindeker // Modern problems of science and education. 2018. № 1. URL : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=27421 (date accessed 08.22.2020).

6. Lutfullaev G.U. The experience of distance learning in the context of the COVID-19 pandemic / G.U. Lutfullaev, U.L. Lutfullaev, Sh.Sh. Kobilova, U.S. Nematov // Problems of Pedagogy. 2020. № 4(49). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (date accessed 08/22/2020).

7. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 75-85.

8. Одинокая М.А. Самостоятельная работа студентов в системе высшего профессионального образования в России. М., 2019. С. 34-36.

9. Тулупова Т.В. Модель обучаемого в автоматизированной обучающей системе / Т.В. Тулупова, С.П. Кучинская, В.В. Грязнова // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сб. статей XIV Междунар. научно-техн. конф. Пенза : ПДЗ, 2014. С. 181-184.

10. Хакимова Л. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией Соу1С-19 / Л. Хакимова, Ф. Лапасова // ЫегСоп^ 2020.

7. Marchuk N.Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning // Pedagogical education in Russia. 2013. № 4. P. 75-85.

8. Odinokaya M.A. Independent work of students in the system of higher professional education in Russia. M., 2019. P. 34-36.

9. Tulupova T. V. Model of a student in an automated training system / T.V. Tulupova, S.P. Kuchinskaya, V.V. Gryaznova // Problems of informatics in education, management, economics and technology: collection of articles. articles XIV Intern. scientific and technical. conf. Penza : PDZ, 2014. P. 181-184.

10. Khakimova L. The role of distance learning in the higher education system during quarantine measures in connection with the Covid-19 pandemic / L. Khakimova, F. Lapasova // InterConf., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.