УДК 159.942:371.6:614.44 DOI 10.23672^8233-2835-1775^
Шагина Инна Рудольфовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]
Кубекова Алия Салаватовна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]
Смахтина Татьяна Александровна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики,
Астраханский государственный
медицинский университет
Минздрава России
Inna R. Shagina
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]
Alia S. Kubekova
Senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]
Tatyana A. Smakhtina
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia [email protected]
Анализ факторов влияния
на степень раздражения у преподавателей медицинского университета, работающих дистанционно
Analysis of factors
of influence on the degree of irritation in teachers of a medical university working remote
Аннотация. В статье был проведен анализ факторов, влияющих на раздражительность у преподавателей при дистанционном обучении. Были проанализированы факторы, которые сопутствуют дистанционному образованию в период пандемии. В исследовании приняли участие 350 преподавателей 65 кафедр Астраханского государственного медицинского университета. Приведены результаты анкетирования преподавателей, работающих дистанционно, отмечены достоинства и недостатки при использовании дистанционных образовательных технологий. Среди главных недостатков и факторов влияния на степень раздражения в зависимости от стажа работы в университете, у преподавателей отмечается проверочная работа. Авторами было установлено: чем больше стаж преподавания в вузе, тем больше раздражают ограниченность в общении и удаленность.
Ключевые слова: медицинский вуз; дистанционное обучение; форма обучения; дистанционные образовательные технологии; педагогическая деятельность; коронавирусная инфекция; раздражители.
Annotation. The article analyzes the factors affecting the irritability of teachers in distance learning. The factors that accompany distance education during a pandemic were analyzed. The study involved 350 teachers from 65 departments of the Astrakhan State Medical University. The results of a questionnaire survey of teachers working remotely are given, the advantages and disadvantages of using distance educational technologies are noted. Among the main disadvantages and factors of influence on the degree of irritation, depending on the length of service at the university, the teachers noted test work. The authors found that the longer the teaching experience at the university, the more annoying limited communication and remoteness.
Keywords: medical school; distance learning; form of training; distance learning technologies; pedagogical activity; coronavirus infection; irritants.
Введение. Внезапно начавшаяся пандемия коронавирусной инфекции охватила все основные стороны жизнедеятельности народонаселения нашей страны, в том числе сферу образования [1; 2; 3]. Высшие учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения. С конца марта 2020 года Астраханский государственный медицинский университет также перешел на дистанционную форму обучения, и у преподавателей значительно увеличилась учебная нагрузка в связи с подготовкой заданий и тестов для образовательного портала вуза. Преподаватели университета активно использовали социальные сети и различные мессенджеры для взаимодействия с обучающимися, а также, для незамедлительного получения обратной связи [5; 7; 8]. Образовательные учреждения оказались в непривычной и кризисной ситуации, для многих преподавателей такая форма передачи учебной информации оказалась новой, и подобный опыт работы был применен впервые [4; 9; 10], что, в свою очередь, повлекло у педагогов вузов психологические трудности. Е.В. Куликовой [6] было установлено, то, что качество дистанционного обучения ниже очного, а полученных практических навыков недостаточно. В настоящее время проведено минимизированное количество исследований, посвященных изучению психологических факторов, влияющих на степень раздражения у преподавателей при дистанционном формате обучения в период пандемии коронавируса, поэтому была проведена исследовательская работа с целью прогнозирования негативных последствий.
Цель исследования заключалась в оценке факторов, влияющих на степень раздражения у преподавателей, работающих дистанционно в период пандемии коронавируса.
Материалы и методы. Анкетный опрос был проведен в июне 2020 года в Астраханском государственном медицинском университете. В исследовании приняли участие 350 преподавателей 65 кафедр Астраханского государственного медицинского университета. Преподавателям была предложена анкета «Факторы, влияющие на степень раздражения у преподавателей, работающих в дистанционном режиме», включающая 33 вопроса (23 вопроса закрытого типа, 7 вопросов полуоткрытого типа и 3 открытых вопрос). Анкета включает несколько блоков, которые направлены на раскрытие психологических проблем, возникающих в период самоизоляции. Анкета была создана при помощи МюговоШогтэ, распространялась с помощью корпоративной электронной почты каждой кафедры. Анкетирование было анонимное. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты исследования представлены в таблице.
Результаты и обсуждение. По результатам анкетного опроса у преподавателей со стажем до 5 лет ведущим фактором, влияющим на уровень раздражительности, является проверочная работа - 67,0 % (табл. 1). На втором месте по значимости определяется нерациональность рабочего времени (34,0 %). Увеличенный учебный день (31,0 %) является раздражающим фактором для педагогических работников со стажем до 5 лет. Из числа опрошенных педагогических работников со стажем 5-10 лет - 77,0 % отмечают, что фактором раздражения является проверочная работа обучающихся. Нерациональность времени является неоспоримым раздражающим фактором (71,0 %). Преподаватели отмечают напряжение зрения - 68,0 %. Перегруженность учебным процессом (62,0 %) также отмечают преподаватели.
Показатели, влияющие на степень раздражения у преподавателей (%)
Таблица № 1
Раздражители Стаж работы в вузе
1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет Более 15 лет
1 Компьютер 29 43 79 40
2 Телефон 27 41 85 45
3 Удаленность 21 52 88 62
4 Отсутствие диалогов 25 34 76 76
5 Проверочное работа 67 77 92 89
6 Некачественная связь 24 53 93 88
7 Ограниченность общения 25 47 88 73
8 Увеличенный учебный день 31 44 82 81
9 Перегруженность 28 62 77 67
10 Нерациональность времени 34 71 89 89
11 Утомляемость от гаджетов 19 58 92 92
12 Напряжение зрения 26 68 94 94
Преподаватели со стажем 10-15 лет фактором раздражения при реализации образовательного процесса отмечают некачественную связь (93,0 %) и нерациональное распределение времени (89,0 %). У педагогических работников со стажем свыше 15 лет при дистанционном формате обучения, главным раздражителем психоэмоционального состояния является напряжение зрения
(94,0 %) в связи с увеличением продолжительности работы за компьютером. Повышенную утомляемость от гаджетов испытывают педагогически е работники со стажем как 10-15 лет, так и со стажем свыше 15 лет (92 %). Нерациональность использования времени (89,0 %) и утомляемость от проверочной работы (89,0 %) также является раздражителем для педагогов свыше 15 лет.
Заключение. По результатам проведенного анкетного опроса, преподаватели в зависимости от стажа работы в вузе отмечают - чем больше стаж преподавания в вузе, тем больше раздражают ограниченность в общении, нерациональное
Литература:
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.
2. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 4(17). URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (дата обращения 30.09.2020).
3. Дмитриева Е.Н. Содержание оценки качества дистанционного обучения в вузе / Е.Н. Дмитриева, Г.В. Курицына // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL : http:// sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=23913 (дата обращения 29.09.2020).
4. Касьяненко Е.Ф. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы / Е.Ф. Касьяненко, Л.Н. Рубцова, И.Д. Ди-мов, В.Ю. Богомолова // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL : http:// sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения 29.09.2020).
5. Клименских М.В. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза / М.В. Клименских, Н.А. Корепина, А.С. Шека, О.С. Виндекер // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=27421 (дата обращения 24.10.2020).
6. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник СИБИТа. 2017. № 4(24). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/analiz-faktorov-soputstvuyuschih-dista ntsionnomu-obucheniyu-v-vuze (дата обращения 24.10.2020).
7. Куровский В.Н. Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе / В.Н. Куровский, А.С. Сейт-батталова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. № 11. С. 7-12.
8. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 75-85.
9. Насибуллов Р.Р. Дистанционное обучение как инновационная технология // Актуальные вопросы современной педагогической науки: сб. науч. работ Республик. науч.-практ. конф. Казань, 2012.
распределение времени и удаленность. С целью снижения негативных факторов для преподавателей необходимо организовать образовательный процесс с учетом выявленных показателей.
Literature:
1. Andreev A.A. Distance learning and distance educational technologies // Open education. 2013. № 5. P. 40-46.
2. Bogdanova A.V. Topical issues of assessing the q u al ity of distance learning courses / A.V. Bogdanova, E.Yu. Konovalova // ANI: pedagogy and psychology. 2016. № 4(17). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-otsenki-kachestva-distantsionnyh-uchebnyh-kursov (date of application 09/30/2020).
3. Dmitrieva E.N. The content of the assessment of the quality of distance learning at the university / E.N. Dmitrieva, G.V. Kuritsyna // Modern problems of science and education. 2015. № 6. URL : http://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=23913 (date of application 09/29/2020).
4. Kasyanenko E.F. Distance and mobile learning in medical universities: problems and prospects / E.F. Kasyanenko, L.N. Rubtsova, I.D. Dimov, V.Yu. Bogomolova // Modern problems of science and education. 2019. № 5. URL : http://science-edu-cation.ru/ru/article/view?id=29216 (date of application 09/29/2020).
5. Klimenskikh M.V. Features of the perception of distance learning by students and university teachers / M.V. Klimenskikh, N.A. Korepina, A.S. Sheka, O.S. Vindeker // Modern problems of science and education. 2018. № 1. URL : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=27421 (date of application 10/24/2020).
6. Kulikova E. V. Analysis of the factors accompanying distance learning at the university // Vestnik SIBIT. 2017. № 4(24). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/analiz-faktorov-soputstvuyuschih-dis-tantsionnomu-obucheniyu-v-vuze (date of application 10/24/2020).
7. Kurovsky V.N. Professional training of future educational psychologists on the basis of distance educational technologies in a pedagogical university / V.N. Kurovsky, A.S. Seytbattalova // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2009. Iss. № 11. P. 7-12.
8. Marchuk N.Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning // Pedagogical education in Russia. 2013. № 4. P. 75-85.
9. Nasibullov R.R. Distance learning as an innovative technology // Actual problems of modern pedagogical science: collection of articles. scientific. works of the Republics. scientific-practical conf. Kazan, 2012.
10. Шелудько Ю.Е. Отношение преподавателей разных возрастных групп к дистанционному обучению как фактор, влияющий на успешность его внедрения в учебный процесс // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4(34). ШЬ : ИИрэ:// cyberleninka.rU/article/n/otnoshenie-prepodavate 1еу-га2пуИ-У02гав^уИ-дгирр-к-с^а^8юпп0ти-obucheniyu-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspeshnost-ego-vnedreniya-v (дата обращения 24.10.2020).
10. Sheludko Yu.E. The attitude of teachers of different age groups to distance learning as a factor influencing the success of its implementation in the educational process // Bulletin of KSPU name V.P. Astafieva. 2015. № 4(34). URL : https://cyberle ninka.ru/article/n/otnoshenie-prepodavateley-razny h-vozrastnyh-grupp-k-distantsionnomu-obucheniyu-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspeshnost-ego-vnedre niya 24-v (date of application 2020).