Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА'

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕНДЕР / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / РАЗДРАЖИТЕЛИ / UNIVERSITY TEACHERS / DISTANCE LEARNING / GENDER / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / TEACHING STAFF / GENDER DIFFERENCES / IRRITANTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Шагина Инна Рудольфовна, Смахтина Татьяна Александровна

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в период самоизоляции пандемии коронавируса. Авторами были определены показатели, влияющие на уровень работоспособности. Был проведен сравнительный анализ показателей, влияющих на работоспособность у преподавателей медицинского университета с учетом гендерных различий, а также стажем преподавания в высшем учебном заведении. Выборка исследования составила 700 преподавателей 65 кафедр Астраханского государственного медицинского университета, из них 270 мужчин и 330 женщин. Авторами установлено, что для преподавателей со стажем 3-5 лет и 5-10 лет, фактором, снижающим работоспособность, являются: для женщин и для мужчин - проверочная работа. Для преподавателей со стажем 10-15 лет, мужчины преподаватели испытывают напряжение зрения, женщины - утомляемость от гаджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Шагина Инна Рудольфовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE WORK AT A MEDICAL UNIVERSITY: GENDER DIFFERENCES OF UNIVERSITY TEACHERS

The article presents the results of a sociological study conducted during the period of self-isolation of the coronavirus pandemic. The authors have identified indicators that affect the level of performance. A comparative analysis of the performance indicators affecting the performance of teachers of a medical university was carried out, taking into account gender differences, as well as teaching experience at a higher educational institution. The study sample consisted of 700 teachers from 65 departments of the Astrakhan State Medical University, of which 270 are men and 330 are women. The authors found that for teachers with an experience of 3-5 years and 5-10 years, the factor that reduces performance is: for women and for men - test work. For teachers with 10-15 years of experience, male teachers experience eye strain, women - fatigue from gadgets.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА»

УДК 371.6:37.011.31:316.346.2 DOI 10.23672Я8896-8298-6014^

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

t.sm.2019@bk.ru

Alia S. Kubekova

Senior lecturer of the Departments of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia t.sm.2019@bk.ru

Дистанционная работа

в медицинском университете: гендерные различия преподавателей вуза

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в период самоизоляции пандемии коронавируса. Авторами были определены показатели, влияющие на уровень работоспособности. Был проведен сравнительный анализ показателей, влияющих на работоспособность у преподавателей медицинского университета с учетом тендерных различий, а также стажем преподавания в высшем учебном заведении. Выборка исследования составила 700 преподавателей 65 кафедр Астраханского государственного медицинского университета, из них 270 мужчин и 330 женщин. Авторами установлено, что для преподавателей со стажем 3-5 лет и 5-10 лет, фактором, снижающим работоспособность, являются: для женщин и для мужчин - проверочная работа. Для преподавателей со стажем 10-15 лет, мужчины преподаватели испытывают напряжение зрения, женщины -утомляемость от гаджетов.

Ключевые слова: преподаватели вуза; дистанционное обучение; гендер; дистанционные образовательные технологии; профессорско-преподавательский состав; гендерные различия; раздражители.

Distance work

at a medical university: gender differences of university teachers

Annotation. The article presents the results of a sociological study conducted during the period of self-isolation of the coronavirus pandemic. The authors have identified indicators that affect the level of performance. A comparative analysis of the performance indicators affecting the performance of teachers of a medical university was carried out, taking into account gender differences, as well as teaching experience at a higher educational institution. The study sample consisted of 700 teachers from 65 departments of the Astrakhan State Medical University, of which 270 are men and 330 are women. The authors found that for teachers with an experience of 3-5 years and 5-10 years, the factor that reduces performance is: for women and for men - test work. For teachers with 10-15 years of experience, male teachers experience eye strain, women -fatigue from gadgets.

Keywords: university teachers; distance learning; gender; distance learning technologies; teaching staff; gender differences; irritants.

Введение. Вопросы гендерного состава преподавателей вузов рассматриваются в различных аспектах в многочисленных работах [6, 9]. В Декларации ЮНЕСКО «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» отмечается, что при разработке стратегий в области научных исследований и высшего образования необходимо учитывать гендерные аспекты во всех учебных дисциплинах [1, 2, 3]. Кафедры наполнили образовательный портал сайта вуза записями видеорежима лекций, вебинаров, презентаций учебных материалов, учебными пособиями и рекомендациями, тестовыми заданиями и ситуационными задачами [4, 10]. Профессорско-преподавательский состав медицинского университета активно использовали различные формы дистанционного обучения - социальные сети, различные мессенджеры и основные образовательные платформы (zoom, WhatsApp, email, skype и др.) для взаимодействия с обучающимися, а также незамедлительного получения обратной связи [5, 7, 8]. Представляет особый интерес изучение гендерных аспектов преподавателей вуза в период дистанционного обучения, так как на сегодняшний день нет исследований, посвященных изучению факторов, влияющих на степень раздражения и уровень работоспособности преподавателей при дистанционном формате обучения в период самоизоляции, поэтому была проведена исследовательская работа с целью совершенствования дистанционного образования.

Цель исследования состояла в изучении гендерных различий и показателей, влияющих на работоспособность у преподавателей, работающих дистанционно.

Материалы и методы. Социологическое исследование было проведено в июне 2020 года в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. Выборка исследования составила 700 преподавателей 65 кафедр Астраханского государственного

медицинского университета, из них 270 мужчин и 330 женщин. Стаж работы преподавателей вуза не менее 3-х лет (3-5 лет; 5-10 лет; 5-15 лет; свыше 15 лет). Основными методами исследования были: анализ научной литературы и анкетирование. Профессорско-преподавательскому составу была предложена анкета «Факторы, влияющие на степень раздражения у преподавателей, работающих в дистанционном режиме», включающая 33 вопроса (23 вопроса закрытого типа, 7 вопросов полуоткрытого типа и 3 открытых вопрос). Анкета включает несколько блоков, которые направлены на раскрытие психосоматических проблем, возникающих в период самоизоляции. Анкета была создана при помощи МюговоШогтэ, распространялась с помощью корпоративной электронной почты каждой кафедры. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты исследования представлены в рисунках.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного анкетирования у преподавателей со стажем 3-5 лет было отмечено следующее (рис. 1): мужчины отрицательными факторами при дистанционной форме обучения считают проверочную работу (67,0 %), у женщин раздражающими факторами - проверочная работа (56,0 %) и увеличенный рабочий день (52,0 %). Следует отметить, что время для проверочной работы в удаленном режиме увеличилось, что сказывается на работоспособности преподавателей.

Из числа опрошенных педагогических работников со стажем 5-10 лет у мужчин было отмечено, что проверочная работа (77,0 %) является негативным фактором, у женщин зафиксировано нерациональность времени (74,0 %) и проверочная работа (76,0 %) (рис. 2). То есть преподаватели со стажем 5-10 лет фактором снижения работоспособности фиксируют повышенную утомляемость от проверочной работы.

Угловия формирования работоспособности в удаленном режиме у мужчин-преподавателей

няпряже пне ipе пня

Уюмлдамисть ui гадже i ив

Нерациональность времени

О". Перегруженнипъ раооюи

00 Увеличенный учебный день

г- Ограниченность общения

Некачественная связь

>f) Проверочное работа

ТГ Отсутствие диалогов

!*> >даленпость общества

г) Телефонная связь

Электронная почта ^^^ J

0 50 100 150 200 250 300

Рисунок 1 - Показатели, влияющие на работоспособность в удаленном режиме у преподавателей (муж.) (%)

Рисунок 2 - Показатели, влияющие на работоспособность в удаленном режиме у преподавателей (жен.) (%)

Категория мужчин-преподавателей медицинского университета со стажем 10-15 лет считают фактором, снижающим эффективность работоспособности - напряжение зрения (94,0 %) и утомляемость от гаджетов (92,0 %). Женщины-преподаватели со стажем 10-15 лет раздражаются от нерациональности времени (90,0 %) в удаленном режиме работы. Преподаватели-мужчины со стажем свыше 15 лет испытывают максимальный дискомфорт в отсутствии диалогов (92,0 %) и в ограниченности общения (94,0 %). Преподаватели-женщины испытывают аналогичные стрессы (91 %) и (90 %) соответственно, при образовательном процессе.

Заключение. По результатам проведенного анкетного опроса, в зависимости от гендерного фактора и стажа работы в вузе у преподавателей со стажем 3-5 лет и 5-10 лет, фактором, снижающим работоспособность, являются: для женщин и для мужчин - проверочная работа. Для преподавателей со стажем 10-15 лет, мужчины преподаватели испытывают напряжение зрения, женщины - утомляемость от гаджетов. С целью снижения негативных факторов у преподавателей, необходимо организовать образовательный процесс с учетом выявленных показателей и подключения соответствующих служб поддержки для лиц, работающих дистанционно.

Литература:

1. Дадаева Т.М. Гендерная структура образования в Российском обществе // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 51-56.

2. Гендерная стратегия Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. М., 2002. URL : http:// www.owl.ru/win/docum/index.htm (дата обращения 09. 11.2018).

3. Дмитриева Е.Н. Содержание оценки качества дистанционного обучения в вузе / Е.Н. Дмитриева, Г.В. Курицына // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=23913 (дата обращения 29.09.2020).

4. Касьяненко Е.Ф. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы / Е.Ф. Касьяненко, Л.Н. Рубцова, И.Д. Ди-мов, В.Ю. Богомолова // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL : http:// sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения 29.09.2020).

Literature:

1. Dadaeva T.M. Gender structure of education in the Russian society // Integration of education. 2006. № 2. P. 51-56.

2. Gender strategy of the Russian Federation. Ministry of Labor and Social Development of the Russian Federation. Moscow, 2002. URL : http://www.owl.ru/ win/docum/index.htm (date of application 09.11.2018).

3. Dmitrieva E.N. The content of the assessment of the quality of distance learning at the university / E.N. Dmitrieva, G.V. Kuritsyna // Modern problems of science and education. 2015. № 6. URL : http://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=23913 (date of application 09/29/2020).

4. Kasyanenko E.F. Distance and mobile learning in medical universities: problems and prospects / E.F. Kasyanenko, L.N. Rubtsova, I.D. Dimov, V.Yu. Bogomolova // Modern problems of science and education. 2019. № 5. URL : http://science-edu-cation.ru/ru/article/view?id=29216 (date of application 09/29/2020).

5. Клименских М.В. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза / М.В. Клименских, Н.А. Корепина, А.С. Шека, О.С. Виндекер // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=27421 (дата обращения 24.10.2020).

6. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник СИБИТа. 2017. № 4 (24). URL : https://cyberle ninka.ru/article/n/analiz-faktorov-soputstvuyuschih-distantsionnomu-obucheniyu-v-vuze (дата обращения 24.10.2020).

7. Кручинин М.В. Гендерные различия студентов университета в работе с электронными методическими материалами при изучении гуманитарных дисциплин / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL : http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28333 (дата обращения 15.11.2020).

8. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 75-85.

9. Пугач В.Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов // Высшее образование в России. 2015. № 12. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/gendernyy-sostav-prepodavateley-rossiyskih-vuzov (дата обращения 15.11.2020).

10. Шелудько Ю.Е. Отношение преподавателей разных возрастных групп к дистанционному обучению как фактор, влияющий на успешность его внедрения в учебный процесс // Вестник КГПУ имени В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-prepo davateley-raznyh-vozrastnyh-grupp-k-distantsion nomu-obucheniyu-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspes hnost-ego-vnedreniya-v (дата обращения 24.10. 2020).

5. Klimenskikh M.V. Features of the perception of distance learning by students and university teachers / M.V.Klimenskikh, N.A. Korepina, A.S. Sheka, O.S. Vindeker // Modern problems of science and education. 2018. № 1. URL : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=27421 (date of application 10/24/2020).

6. Kulikova E. V. Analysis of the factors accompanying distance learning at the university // Vestnik SIBIT. 2017. № 4(24). URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-faktorov-soputstvuyuschih-distantsi onnomu-obucheniyu-v-vuze (date of application 10/24/2020).

7. Kruchinin M.V. Gender differences of university students in working with electronic teaching materials in the study of humanitarian disciplines / M.V. Kru-chinin, G.A. Kruchinina // Modern problems of science and education. 2018. № 6. URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=28333 (date of application 11/15/2020).

8. Marchuk N.Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning // Pedagogical education in Russia. 2013. № 4. P. 75-85.

9. Pugach V.F. Gender composition of teachers in Russian universities // Higher education in Russia. 2015. № 12. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ gendernyy-sostav-prepodavateley-rossiyskih-vuzov (date of application 15.11.2020).

10. Sheludko Yu.E. The attitude of teachers of different age groups to distance learning as a factor influencing the success of its implementation in the educational process // Bulletin of KSPU im. V.P. Asta-fieva. 2015. № 4(34). URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/otnoshenie-prepodavateley-raznyh-vozrast-nyh-grupp-k-distantsionnomu-obucheniyu-kak-fak tor-vliyayuschiy-na-uspeshnost-ego-vnedreniya 24-v (date of application 24.10. 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.