Научная статья на тему 'Психофизиологические аспекты качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета'

Психофизиологические аспекты качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SF-36 HEALTH SURVEY / QUALITY OF LIFE / CRITERIA FOR EVALUATING THE QUALITY OF LIFE / UNIVERSITY TEACHERS / PHYSICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / ОПРОСНИК SF-36 / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погонышева Ирина Александровна, Погонышев Денис Александрович, Селезнева Снежана Насуровна

Проведено исследование критериев качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета. Для оценки качества жизни был использован опросник SF-36. Большинство анализируемых показателей превышали средний уровень, респонденты давали высокую оценку своему качеству жизни. Критерии качества жизни мужчин были выше, чем у женщин, за исключением самооценки общего состояния здоровья. Выявлены статистически достоверные гендерные различия по критериям «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием», «физическое функционирование» и «психическое здоровье», показатели преподавателей мужского пола были выше таковых у женщин. Низкие значения у обследованных обоего пола были получены по шкале «социальное функционирование». Уменьшение значений может свидетельствовать об ограничении социальных контактов и сниженном уровне общения респондентов в связи с физическим и/или эмоциональным состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Погонышева Ирина Александровна, Погонышев Денис Александрович, Селезнева Снежана Насуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHISIOLOGICAL ASPECTS IN EVALUATING THE QULAITY OF LIFE AMONG TEACHERS OF NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY

This paper describes a study of criteria for evaluating the quality of life among teachers of Nizhnevartovsk State University. The authors used SF-36 Health Survey for the study. Most of the analyzed indicators exceeded the average values, which attests to high evaluation of the quality of life given by the respondents. Male respondents showed higher evaluation of their living conditions than female ones, with an exception of general health conditions. The statistic results showed significant gender differences for the criteria of Role-Physical Functioning and Mental Health, as male respondents showed higher values in these indicators. Both gender groups showed low values for the Social Functioning. Such low values may indicate a limit of social contacts and a reduced level of socialization due to the physical and / or emotional state of the respondents.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические аспекты качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета»

DOI: 10.12731/wsd-2016-3-9 УДК 612.821

психофизиологические аспекты качества жизни преподавателей нижневартовского государственного университета

Погонышева И.А., Погонышев Д.А., Селезнева С.Н.

Проведено исследование критериев качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета. Для оценки качества жизни был использован опросник SF-36. Большинство анализируемых показателей превышали средний уровень, респонденты давали высокую оценку своему качеству жизни. Критерии качества жизни мужчин были выше, чем у женщин, за исключением самооценки общего состояния здоровья. Выявлены статистически достоверные гендерные различия по критериям «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием», «физическое функционирование» и «психическое здоровье», показатели преподавателей мужского пола были выше таковых у женщин. Низкие значения у обследованных обоего пола были получены по шкале «социальное функционирование». Уменьшение значений может свидетельствовать об ограничении социальных контактов и сниженном уровне общения респондентов в связи с физическим и/или эмоциональным состоянием.

Ключевые слова: опросник SF-36; качество жизни; критерии качества жизни; преподаватели вуза; физическое здоровье; психическое здоровье.

psychophisiological aspects in evaluating the qulaity of life among teachers of nizhnevartovsk state university

Pogonysheva I.A., Pogonyshev D.A., Selezneva S.N.

This paper describes a study of criteria for evaluating the quality of life among teachers of Nizhnevartovsk State University. The authors used SF-36

Health Survey for the study. Most of the analyzed indicators exceeded the average values, which attests to high evaluation of the quality of life given by the respondents. Male respondents showed higher evaluation of their living conditions than female ones, with an exception of general health conditions. The statistic results showed significant gender differences for the criteria of Role-Physical Functioning and Mental Health, as male respondents showed higher values in these indicators. Both gender groups showed low values for the Social Functioning. Such low values may indicate a limit of social contacts and a reduced level of socialization due to the physical and / or emotional state of the respondents.

Keywords: SF-36 Health Survey; quality of life; criteria for evaluating the quality of life; university teachers; physical health; mental health.

Введение

В настоящее время одной из актуальных задач медицины и физиологии является исследование качества жизни (КЖ) трудоспособного населения. Вопросам качества жизни уделяли внимание отечественные и зарубежные исследователи в области социологических, экономических, психологических и медико-биологических наук [1, с. 4; 2, с. 140; 3, с. 18; 4, с. 27; 5, с. 3; 6, с. 35; 7, с. 231; 8, с. 1429; 9, с. 35; 10, с. 29]. Качество жизни - это субъективный показатель благополучия индивида, отражающий психофизиологические аспекты его здоровья, работоспособность и социальную активность. В 2006 году Президент России обозначил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра один из немногих субъектов Российской Федерации, где законодательно закреплены механизм и направления государственной политики в сфере качества жизни населения, посредством принятия Закона «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [5, с. 3; 6, с. 34; 11, с. 1; 12, с. 21; 13, с. 30].

Наиболее значимым ресурсом высших учебных заведений является его персонал, в структуре которого особое положение занимает профес-

сорско-преподавательский состав [14, с. 66]. Кадровый потенциал - важнейшее условие деятельности каждой образовательной организации. Компетентность профессорско-преподавательского состава, оптимизация его возрастной структуры могут быть определены, как конкурентные преимущества любого вуза. Это приобретает особую актуальность на современном этапе развития системы высшего образования, когда в возрастной структуре коллективов вузов преобладают кадры старше 50 лет. Организационные изменения, влекущие повышение учебной нагрузки, многократное увеличение документального обеспечения преподавательской деятельности, постоянно повышающиеся требования к результативности научной работы, оказывают значительное влияние на качество жизни научно-педагогического персонала.

Проведено исследование психофизиологического аспекта качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета (НВГУ). Определение показателей качества жизни проводилось в октябре 2015 года. Было опрошено 67 респондентов, из них 47 женщин и 20 мужчин. Все обследуемые относились к научно-педагогическим работникам, сотрудники, занимающие административные должности не входили в исследуемые группы. Средний возраст женщин - 42,4±2,15, мужчин - 45,2±2,8 лет. Значимых различий по социальному положению между группами выявлено не было.

Методы исследования

Для оценки качества жизни научно-педагогических работников НВГУ был использован неспецифический, апробированный в России и за рубежом опросник Short Form-36, разработанный J.E. Ware с соавт. в 1988 году, представляющий интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанную на его субъективном восприятии [5, с. 8; 6, с. 35; 15, с. 20; 16, с. 21]. Применялась русская версия опросника SF-36 [17, с.236].

Опросник SF-36 содержит 36 вопросов и включает 8 основных шкал: General Health (GH) - общее состояние здоровья, оценка преподавате-

лем своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив его улучшения. Physical Functioning (PF) - физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок. Role-Physical Functioning (RP) - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием. Bodily pain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью. Role - Emotional (RE) - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием. Social Functioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность. Vitality (VT) - жизненная активность. Mental Health (MH) -психическое (ментальное) здоровье [18, с. 2; 19, с. 37].

Первые 4 шкалы позволяют характеризовать физический компонент здоровья: GH; PF; RP; BP. Следующие 4 шкалы характеризуют психологический компонент здоровья респондентов: VT; SF; RE; MH. Ответы на вопросы пересчитываются по строго заданной системе в баллы от 0 до 100. Суммированные баллы оценивались по восьми шкалам, чем больше баллов по шкалам, тем выше уровень качества жизни. Степени выраженности каждого компонента качества жизни обозначены, как «высокая», «выше среднего», «средняя», «ниже средней» и «низкая». При этом низкая степень показателя располагается в пределах 0-20 баллов, ниже среднего - 21-40, средняя - 41-60, выше среднего - 61-80, высокая - 81-100.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета программ Microsoft Excel, раздел «Анализ данных». Средние значения параметров (табл. 1) представлены в виде M±m, где M - среднее выборочное, m - стандартная ошибка среднего. Полученные показатели проверялись на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова. Так как было выявлено нормальное распределение исходных данных, оценку достоверности различий для сравниваемых групп проводили по t-критерию Стьюдента. Вычисляли уровень значимости (p). Достоверными считали различия между сравниваемыми средними величинами со степенью доверительной вероятности 95% и выше (p<0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. Проведен сравнительный анализ критериев КЖ между группами преподавателей женского и мужского пола. Данные показателей качества жизни представлены в таблице 1. Большинство показателей качества жизни преподавателей обоего пола превышали средний уровень, это свидетельствует о том, что обследуемые дают высокую оценку своему качеству жизни. Только по критерию социальное функционирование, который предполагает субъективную оценку уровня своих взаимоотношений с коллегами и друзьями, показатели находились на среднем уровне.

Было выявлено, что критерий характеризующий общее состояние здоровья на момент обследования у мужчин был ниже, чем у женщин. Для преподавателей мужского пола характерны более низкие средние значения самооценки общего состояния здоровья - 54,25±1,35. У их коллег женского пола тот же показатель составлял 64,89±1,40 баллов (табл. 1).

Таблица 1.

Шкалы опросника Женщины (M±m) Мужчины (M±m)

General Health (GH) 64,89±1,40 54,25±1,35

Physical Functioning (PF) 80,141,45± 91,25±1,76*

Role-Physical (RP) 70,21±1,10 92,101,23±*

Bodily Pain (BP) 75,48±1,70 85,16±1,35

Role-Emotional (RE) 61,72±1,82 69,16±1,10

Social Functioning (SF) 43,59±1,56 48,141,43±

Vitality (VT) 60,21±0,35 60,83±0,51

Mental Health (MH) 49,751,25± 70,66±1,15*

Примечание: * - статистически значимые различия между группами при p<0,05.

Заниженная самооценка может возникать у мужчин, которые ставят перед собой слишком высокие цели, но не добиваются их. Респонденты испытывают неудовлетворенность своей жизнью, часто списывая это на состояние собственного здоровья. Особенно это касается карьеры и материального положения, так как эти вопросы очень важны для представителей сильного пола.

Критерий «PF» показывающий, насколько физическое состояние ограничивает в течение дня выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует спектр посильной физиологической энергичности, достигал высоких величин у мужчин - 91,25±1,76 и меньших у женщин - 80,14±1,45. Значения по шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» также находились на высоком уровне у преподавателей мужского пола (92,10±1,23 баллов), у их коллег женского пола этот показатель был достоверно ниже и составлял - 70,21±1,10 баллов (табл. 1). Значения шкалы «ВР» характеризуют интенсивность боли и ее воздействие на способность заниматься ежедневной деятельностью. У женщин показатель данного критерия был ниже (75,48±1,70) по сравнению с обследуемыми противоположного пола (85,16±1,35). Более низкие характеристики по данной шкале у представительниц женского пола свидетельствуют о том, что боль в большей степени ограничивает их активность в сравнении с мужчинами.

Параметры следующих четырех шкал опросника - психическое здоровье, жизненная активность, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, социальное функционирование - составляют психологический компонент качества жизни. Шкала «УГ» характеризует, насколько респондент ощущал себя в течение последнего месяца полным сил и энергии. Полученные результаты шкалы «жизненная активность» находились на среднем уровне у всех обследуемых. У женщин - 60,21±0,35, у мужчин - 60,83±0,51 баллов, что косвенно указывает на средний уровень способности преподавателей к преодолению стрессовых ситуаций. Показатели по шкале «психическое здоровье», характеризующие степень тревоги и депрессии, служащие критерием положительных эмоций были достоверно выше у представителей сильного пола (70,66±1,15), по сравнению с их коллегами женщинами (49,75±1,25). Низкие показатели у женщин могут свидетельствовать о наличии тревожных, депрессивных переживаний. Значения шкалы «SF» отражают степень, при которой эмоциональное или физическое состояние ограничивает социальную активность. Наблюдается увеличение показателей по данной шкале у преподавателей мужского пола (48,14±1,43), по сравнению с женщинами - 43,59±1,56. У всех респондентов значения данного критерия

находились на среднем уровне и были ниже баллов по остальным шкалам. Шкала «RE» позволяет судить о воздействии эмоционального состояния на ежедневную активность, оценивать степень, в которой эмоции мешают выполнению работы, включая затраты времени, уменьшение размера выполненной работы, снижение ее качества. У мужчин отмечались более высокие значения 69,16±1,1, по сравнению с женщинами - 61,72±1,82 (табл. 1).

Существует более абстрактная, но не менее важная оценка качества жизни людей: удовлетворенность «жизнью в целом». R.A. Emmons, E. Diner (1985) ее определяют, как «когнитивный процесс оценивания - глобальная оценка собственной жизни в целом» [20, с. 89]. Полную удовлетворенность собственной жизнью высказали 36% женщин и 20% мужчин, 57% респондентов женского пола и 35% мужского были в основном удовлетворены, 7% преподавательниц и 45% их коллег мужчин были не удовлетворены собственной жизнью в целом.

Заключение

Субъективные показатели КЖ, отражающие психологическую, социальную, физическую и эмоциональную самооценку, определенные по шкалам опросника SF-36, находились в границах от 43,59 до 92,1 баллов, значений ниже среднего уровня выявлено не было, что говорит о преобладании благоприятных вариантов психофизиологического и эмоционального состояния респондентов. Большинство показателей КЖ преподавателей НВГУ превышали средний уровень, обследуемые давали высокую оценку своему качеству жизни. Значения по шкалам опросника, за исключением критерия, характеризующего самооценку общего состояния здоровья, у мужчин были выше, чем у женщин. Это может свидетельствовать о том, что психофизиологическое состояние вносит более значительные ограничения в повседневную деятельность женщин по сравнению с мужчинами. Выявленные гендерные различия могут быть связаны с более выраженным влиянием на привычный образ жизни преподавателей женского пола стрессовых факторов, приводящих к напряжению механизмов адаптации, о чем свидетельствует уменьшение значений по шкалам «психическое здоровье», «физическое функционирование», «ро-

левое функционирование» у женщин по сравнению с их коллегами противоположного пола. Наиболее низкие значения у респондентов обоего пола были получены по шкале «социальное функционирование». Невысокие значения по этой шкале могут свидетельствовать об ограничении социальных контактов респондентов в связи с их психофизиологическим состоянием.

Список литературы

1. Колонтаев В.А. Качество жизни профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений в современной России: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Саратов, 2011. 21 с.

2. Костакова Т.А. Оценка качества жизни преподавателей медицинских вузов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. №11 (30). в 2-х ч. Ч. I. C. 140-141.

3. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Изд. дом«Нева», 2002. 320 с.

4. Исследование качества жизни населения г. Покачи ХМАО-Югры / Пого-нышева И.А., Селезнева С.Н., Погонышев Д.А., Иванюк М.А. // Международное научное периодическое издание по итогам научно-практической конференции. Новая наука: опыт, традиции, инновации. Стерлита-мак: РИЦ АМИ, 2015. С. 26-31.

5. Качество жизни статусных групп населения ХМАО-Югры (социально-медицинское исследование) / О.Н. Рагозин и [др.]. Ханты-Мансийск: ИИЦ ХМГМА, 2014. 230 с.

6. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Погонышева И.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на качество жизни учащейся молодежи // Материалы III Всерос. научно-практической конференции Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014. С. 34-36.

7. Sevenhuysen G.P., Trumble-Waddell J. A new perspective on quality of life // J. Clin. Epidemiol. 1997. V. 50(3). Р. 231-232.

8. Ware J.E. Measuring patients' views: the optimum outcome measure. SF 36: a valid, reliable assessment of health from the patient's point of view // BMJ. 1993. V. 306, рр. 1429-1430.

9. Ware J.E., Kosinski M. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A Manual for Users of Version 1. Second edition. Lincoln. RI: QualityMetric. 2001. P. 237.

10. World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? // Wid. Hth. Forum. 1996. Vol. 1. P. 29.

11. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 февраля 2006 г N 35-03 «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» URL: http://www.dumahmao.ru/zclass/thesociallegislation/socialprotection/ socialprotection_82.html

12. Погонышева И.А., Погонышев Д.А. Исследование качества жизни студентов Нижневартовского государственного университета // Материалы III Всерос. научно-практ. конференции. Культура, наука, образование, проблемы и перспективы. Нижневартовск, 2014. С. 21-23.

13. Адаптация человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры: монография / В.С. Соловьев, И.А. Погонышева, Д.А. Погонышев, С. В. Соловьева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатное дело», 2010. 299 с.

14. Апенько С.Н., Желновач М.В. Мониторинг качества трудовой жизни преподавателей вузов на основе консалтинговых проектов // Вестник ОмГУ Серия: Экономика, 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 monitoring-kachestva-trudovoy-zhizni-prepodavateley-vuzov-na-osnove-konsaltingovyh-proektov (дата обращения: 27.01.2016).

15. Поспелова Ю.К. Влияние процесса обучения в высшей школе на качество жизни студентов // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 2. С. 15-21.

16. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide / J.E. Ware, K.K. Snow, M. Kosinski [et al.]. // The Health Institute, New England Medical Center. Boston. Mass, 1993. C. 21-28.

17. Бримкулов Н.Н., Сенкевич Н.Ю., Калиева А.Д. Применение опросника SF-36 для оценки качества жизни // Центральноазиатский медицинский журнал. 1998. № 4-5. С. 236-241.

18. Журавлева А.Е. Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей // Клиническая и медицинская психология: исследо-

вания, обучение, практика: электронный научный журнал. 2015. №1 (7) URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 15.12.2015).

19. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ» / Амир-джанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И., Ребров А.П., Сороцкая В.Н. URL: http://www.rsp-j.ru/rsp/article/viewFile/985/676 (дата обращения: 27.01.2016).

20. Emmons R., Diner E. Personality correlates of subjective well-being // Personality and Social Psychology. Bulletin, 1985. Vol. 611. P. 89-97.

References

1. Kolontaev V.A. Kachestvo zhizni professorsko-prepodavatelskogo sostava voenno-uchebnykh zavedeniy v sovremennoy Rossii [Living standards of teachers and professors of higher military educational institutions in modern Russia: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Medical Sciences]. Saratov, 2011. 21 p. (in Russian).

2. Kostakova T.A. Otsenka kachestva zhizni prepodavateley demitsinskikh vuzov [Evaluation of the living standards among teachers of medical schools]. Al-manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota. Vol. 11 (30) (2009), Part 1: P. 140-141 (in Russian).

3. Novik A.A., Ionova T.I. Rukovodstvopo issledovaniyu kachestva zhizni v med-itsine [Guide to the study of the quality of life in health care]. Saint Petersburg: Neva, 2002. 320 p. (in Russian).

4. Pogonysheva I.A., Selezneva S.N., Pogonyshev D.A., Ivanyuk M.A. Issledo-vaniye kachestva zhizni naseleniya g. Pokachi KhMAO-Yugry [Study of the quality of life in Pokachi, Khanty-Mansiysk Autonomous Area-Yugra]. Proceedings of the research and practical conference "New science: Experience, traditions, innovations". Sterlitamak: Regional Information Center of the Agency for International Research, 2015. P. 26-31. (in Russian).

5. Gagozin O.N. et al. Kachestvo zhizni statusnykh grupp naseleniya KHMAO-Yu-gry (sotsialno-meditsnskoye issledovaniye) [Quality of life of status groups in Khanty-Mansyisk Autonomous Area-Yugra (A socio-medical study)]. Khan-

ty-Mansiysk: Information and Publishing Center of Khanty-Mansiysk State Medical Academy, 2014. 230 p. (in Russian).

6. Shalamova E.Yu., Safonov V.R., Pogonysheva I.A. Vliyaniye zanyatiy fizich-eskoy kulturoy i sportom na kachestvo zhizni uchascheisya molodezhyy [Effect of physical training and sports on the quality of life of students]. Proceedings of the III all-Russian research and practical conference "Culture, science, education: problems and prospects". Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2014. P. 34-36. (in Russian).

7. Sevenhuysen G.P., Trumble-Waddell J. A new perspective on quality of life. J. Clin. Epidemiol. 1997. Vol. 50 (3). P. 231-232.

8. Ware J.E. Measuring patients' views: the optimum outcome measure. SF 36: a valid, reliable assessment of health from the patient's point of view. BMJ. 1993. Vol. 306. P. 1429-1430.

9. Ware J.E., Kosinski M. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A Manual for Users of Version 1. Second edition. Lincoln. RI: QualityMetric. 2001. P. 237.

10. World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? Wid. Hth. Forum. 1996. Vol. 1. P. 29.

11. Law N 35-OZ "On the quality of life of the population of Khanty-Mansiysk Autonomous Area-Yugra", dated February 28, 2006. http://www.dumahmao.ru/zclass/ thesociallegislation/socialprotecti- on / socialp-rotection_82.html (in Russian).

12. Pogonysheva I.A., Pogonyshev D.A. Issledovaniye kachestva zhizni studentov Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Study of the quality of life of students in Nizhnevartovsk State University]. Proceedings of theIIIall-Rus-sian research and practical conference "Culture, science, education: problems andprospects". Nizhnevartovsk, 2014. P. 21-23. (in Russian).

13. Solovyov V.S., Pogonysheva I.A., Pogonyshev D.A., Solovyova S.V. Adaptatsiya cheloveka v usloviyakh Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry [Human adaptation in the conditions of Khanty-Mansiysk Autonomous Area-Yugra]: monograph. Khanty-Mansiysk: LLC Pechatnoye delo, 2010. 299 p. (in Russian).

14. Apenko S.N., Zhelnovach M.V. Monitoring kachestva trudivoy zhizni preopo-davateley vuzov na osnove konsaltingovykh projektov [Monitoring the quality of working life of university teachers based on consulting projects]. Vestnik OmHGU. Series: Ekonomy. Vol. 1 (2014). http://cyberleninka.ru/article/ri/

monitoring-kachestva-trudovoy-zhizni-prepodavateley-vuzov-na-osnove-kon-saltingovyh-pro-ektov (Accessed on January 27, 2016) (in Russian).

15. Pospelova Yu.K. Vliyaniyeprotsessa obucheniya v vyschey shkole na kachestvo zhizni studentov [The impact of studying at university on the quality of student life]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. Vol. 2 (2008): P. 15-21. (in Russian).

16. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M. et al.SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center. Boston. Mass, 1993. P. 21-28.

17. Brimkulov N.N., Senkevich N.Yu., Kalieva A.D. Primeneniye oprosnika SF-36 dlya otsenki kachestva zhizni [Using SF-36 Health Survey to assess the quality of life]. Tsentralnoaziatsky meditsinsky zhurnal. Vol. 4 (1998): P. 236-241 (in Russian).

18. Zhuravleva A.E. Strukturnaya model kachestva zhizni sovremennykh podrost-kov i yunoshey [The structural model of the quality of life of teenagers and young adults]. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledpvaniya, obucheniye, praktika. Vol.1 (7) (2015). http://medpsy.ru/climp (Accessed on December 15, 2015) (in Russian).

19. Amirjanova V.N., Goryachev D.V., Korshunov N.I. Rebrov A.P., Sorotskaya V.N. Populyatsionniye pokazately kachestva zhizni po oprosniku SF-36 (rezul-taty mnogotsentrovogo issledovaniya kachestva zhizni "MIRAZH" [Population indicators of the quality of life assessed with SF-36 Health Survey (results of the MIRAZH study]. http://www.rsp-j.ru/rsp/article/viewFile/985/676 (Accessed on January 27, 2016) (in Russian).

20. Emmons R., Diner E. Personality correlates of subjective well-being. Personality and Social Psychology. Bulletin, 1985. Vol. 611. P. 89-97.

ДАННЫЕ ОБ АВтОРАХ

Погонышева Ирина Александровна, кандидат биологических наук, доцент

Нижневартовский государственный университет

ул. Ленина, 56, г. Нижневартовск, Тюменская область, 628605,

Российская Федерация

severina.i@bk.ru

Погонышев Денис Александрович, кандидат биологических наук, доцент

Нижневартовский государственный университет

ул. Ленина, 56, г. Нижневартовск, Тюменская область, 628605,

Российская Федерация

dapogonyshev@nvsu.ru

Селезнева Снежана Насуровна, магистрант 2 курса, направление «Биология»

Нижневартовский государственный университет

ул. Ленина, 56, г. Нижневартовск, Тюменская область, 628605,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация

snejana_sn@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Pogonysheva Irina Aleksandrovna, Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor

Nizhnevartovsk State University

56, Lenin St., Nizhnevartovsk, Tyumen Region, 628605, Russian Federation severina.i@bk.ru

Pogonyshev Denis Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor

Nizhnevartovsk State University

56, Lenin St., Nizhnevartovsk, Tyumen Region, 628605, Russian Federation dapogonyshev@nvsu.ru

Selezneva Snezhana Nasurovna, 2nd year master student majoring in Teaching Biology

Nizhnevartovsk State University

56, Lenin St., Nizhnevartovsk, Tyumen Region, 628605, Russian Federation snejana_sn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.