Научная статья на тему 'Диагностика социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза'

Диагностика социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЁМ / ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / MEDICAL UNIVERSITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / SOCIAL CONDITIONS / EMOTIONAL UPSURGE / VOLUME OF STUDY LOAD / SOCIAL ENVIRONMENT / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В статье представлены результаты социологического исследования социально-психо-логического климата у студентов первого курса в медицинском университете. По результатам анкетирования было отмечено, что характер социально-образовательного климата у студентов первого курса медицинского университета зависит, в первую очередь, от социально-бытовых условий и объема учебной нагрузки. Необходимо отметить, что ведущим фактором низкого психологического комфорта для всех факультетов является «множество раздражителей». В целом, в вузе установлен средний уровень благоприятности социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE AT FIRST-YEARS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of a sociological study of the diagnosis of the socio-psychological climate in first-year students at a medical university. Based on the results of the survey, it was noted that the nature of the socio-educational climate in first-year students of a medical university depends, first of all, on social conditions and the volume of the academic load. It should be noted that the leading factor in low psychological comfort for all faculties is «a lot of irritants». In general, the university has established an average level of favorable socio-psychological climate among freshmen in a medical university.

Текст научной работы на тему «Диагностика социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза»

УДК 316.6:159.923.5

РО! 10.23672/8ДЕ.2019.2019.43738

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, t.sm.2019@bk.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Departments of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Aliya S. Kubekova

Senior Lecturer,

Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia t.sm.2019@bk.ru

Диагностика

социально-психологического

климата у первокурсников

медицинского вуза

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования социально-психологического климата у студентов первого курса в медицинском университете. По результатам анкетирования было отмечено, что характер социально-образовательного климата у студентов первого курса медицинского университета зависит, в первую очередь, от социально-бытовых условий и объема учебной нагрузки. Необходимо отметить, что ведущим фактором низкого психологического комфорта для всех факультетов является «множество раздражителей». В целом, в вузе установлен средний уровень благоприятности социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза.

Ключевые слова: медицинский вуз; социально-психологический климат; социально-бытовые условия; эмоциональный подъём; объем учебной нагрузки; социальное окружение; студенты медицинского вуза.

В

ведение. «Диагностика» (греч.) - «познание, определение». Под диагностикой по-

Diagnostics

of socio-psychological climate at first-years of medical university

Annotation. The article presents the results of a sociological study of the diagnosis of the socio-psychological climate in first-year students at a medical university. Based on the results of the survey, it was noted that the nature of the socio-educational climate in first-year students of a medical university depends, first of all, on social conditions and the volume of the academic load. It should be noted that the leading factor in low psychological comfort for all faculties is «a lot of irritants». In general, the university has established an average level of favorable socio-psychological climate among freshmen in a medical university.

Keywords: medical university; socio-psychological climate; social conditions; emotional upsurge; volume of study load; social environment; medical students.

нимается механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы [1].

Цель диагностики - получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для процесса. В задачи диагностики входит: создание комплекса диагностических методик, отвечающих целевым установкам и программам; анализ процессов и результатов (объем и глубину); анализ процессов и достигнутых результатов; определение перспектив развития процесса [3]. Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) - это изучение отношения индивида к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества [5]. В кратком психологическом словаре понятие «социально-психологический климат» приводится так: «климат социально-психологический (от греч. кНта (кПтаЬэ) - наклон) -качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [2]. Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д. [6]. Первый курс является первым этапом формирования студенческого коллектива [7]. Исследование социально-психологического климата в студенческих группах является актуальной проблемой в настоящее время, в результате этого было проведено данное исследование.

Цель исследования заключалась в диагностике социально-психологического климата у первокурсников медицинского вуза.

Материалы и методы. Исследование было проведено в марте 2019 г. в Астраханском государственном медицинском университете. В исследовании приняли участие студенты первого курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, медико-профилактического факультетов. Выборка составила 690 человек в возрасте 17-19 лет. Для сбора данных

был использован метод анкетирования, который является одним из самых распространенных видов опросов в социологических исследованиях. Данный метод является главным источником информации существующих в реальности социальных фактах и социальной действительности. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Результаты и обсуждение.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного в Астраханском государственном медицинском университете (табл. 1), главным фактором социально-образовательного климата у студентов первого курса стоматологического факультета определяются: социально-бытовые условия (89,1 %), объем учебной нагрузки (81,1 %) и престиж будущей профессии (78,8 %). У первокурсников лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов были зарегистрированы аналогичные факторы. Следует отметить, что факторами, составляющими социально-образовательный климат у первокурсников фармацевтического факультета, были диагностированы: новая образовательная среда (68,0 %), престиж будущей профессии (75,2 %) и социально-бытовые условия (81,0 %).

Стоит подчеркнуть, что характер социально-образовательного климата у студентов первого курса медицинского университета зависит, в первую очередь, от социально-бытовых условий и объема учебной нагрузки, кардинально изменившие привычные образ жизни, распорядок дня и специфику образовательной системы университета.

Результаты анкетирования первокурсников факторов психологического климата показали (табл. 2), что для студентов первого курса стоматологического факультета показателями психологического климата являются множество раздражителей (89,1 %), «мозговой штурм» (81,2 %) и эмоциональный подъем (78,8 %).

Таблица 1

Показатели социально-образовательного климата у первокурсников медицинского университета

Факторы социально-образовательного климата Медико-биологические факультеты

Стоматологический Лечебный Педиатрический Медико-профилактический Фармацевтический

1 Выбор учебного заведения 72,3 % 74,0 % 88,7 % 71,6 % 69,1 %

2 Престиж будущей профессии 78,8 % 82,4 % 91,0 % 77,3 % 75,2 %

3 Социальное окружение 62,0 % 71,5 % 79,6 % 61,2 % 55,6 %

4 Новая образовательная среда 73,6 % 78,5 % 72,0 % 71,0 % 68,0 %

5 Социально-бытовые условия 89,1 % 91,6 % 94,0 % 98,7 % 81,0 %

6 Новейшая система обучения 61,0 % 66,4 % 51,0 % 61,0 % 45,0 %

7 Объем учебной нагрузки 81,1 % 92,3 % 78,5 % 82,4 % 71,5 %

8 Самостоятельная работа 51,2 % 51,3 % 61,2 % 41,1 % 40,0 %

9 Поддержка деканата 61,5 % 71,5 % 81,8 % 61,2 % 51,4 %

10 Режим работы университета 71,9 % 81,5 % 61,5 % 51,2 % 51,0 %

Таблица 2

Показатели диагностирования психологического климата у первокурсников медицинского вуза

Медико-биологические факультеты

№ Факторы психологического климата Стоматологический Лечебный Педиатрический Медико-профилак- Фармацевтический

тический

1 Новые впечатления 72,3 % 74,0 % 88,7 % 71,6 % 69,1 %

2 Эмоциональный подъем 78,8 % 82,4 % 91,0 % 77,3 % 75,2 %

3 Ощущение комфорта 52,0 % 51,5 % 59,6 % 51,2 % 55,6 %

4 Интерес к обучению 53,6 % 68,5 % 62,0 % 61,0 % 58,0 %

5 Множество раздражителей 89,1 % 91,6 % 94,0 % 98,7 % 81,0 %

6 Неуверенность в себе 61,0 % 56,4 % 51,0 % 41,0 % 45,0 %

7 Сниженная внимательность 71,1 % 62,3 % 58,5 % 62,4 % 51,5 %

8 «Мозговой штурм» 81,2 % 71,3 % 71,2 % 81,1 % 80,0 %

9 Состояние усталости 61,5 % 71,5 % 81,8 % 61,2 % 71,4 %

10 Разочарование в образовании 71,9 % 81,5 % 61,5 % 71,2 % 61,0 %

Для студентов первого курса перечисленных факультетов на последнем месте был определен показатель «ощущение комфорта» (52,0 %). Первокурсники лечебного факультета испытывают разочарование в образовании (81,5 %) и ощущают множество раздражителей (91,6 %). Необходимо отметить, что ведущим фактором низкого психологического комфорта для всех факультетов является «множество раздражителей».

В целом, результаты анкетирования показали средние значения благоприятности социально-психологического климата у первокурсников, но студенты отмечают высокую учебную нагрузку.

Заключение. На основании проведенного исследования диагностики социально-психологического климата у первокурсников медицинского университета, сделан вывод о том, что студенты первого курса пяти ведущих факультетов в целом удовлетворены социально-психологическим климатом в учебных группах, но также имеются факты, кто выражает открытое недовольство отношениями в группе. На основании обобщения результатов диагностики появляется необходимость в разработке и реализации программы формирования благоприятного социально-психологического климата первокурсников в вузе, т.к. неблагоприятный климат влияет на личностное развитие каждого студента, его адаптацию и выстраивание пирамиды роста профессионализма.

Литература:

1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016 Т. 4. № 2 (13). С. 4-8.

2. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого: Серия Социальные науки. 2008. № 2. С. 162168.

3. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кри-ческий, Е.М. Дубовская. М. : МГУ, 2011.

4. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // В мире научных открытий. 2010. № 4-17. С. 148149.

5. Пономарев П.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / П.А. Пономарев, Д.Е. Штильников, А.П. Пономарева // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). М. : Буки-Веди, 2017. С. 38-42. иЯ1- : https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/ 12364/ (дата обращения 08.12.2019).

Literature:

1. Avdeenko A.S. Psychological adaptation of university students // Council of young scientists and specialists of the Chelyabinsk region. 2016 T. 4. № 2(13). P. 4-8.

2. Egorova L.S. Management of the socio-psychological climate in enterprises / L.S. Egorova, N.Yu. Chelnokova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky: Series Social Sciences. 2008. № 2. P. 162-168.

3. Krichevsky R.L. Small Group Psychology: Theoretical and Applied Aspects / R.L. Krikii, E.M. Doo-bovskaya. M. : Moscow State University, 2011.

4. Maksimova O.G. The choice of future specialty by medical students depending on the type of person / O.G. Maksimova, O.V. Peshikov // In the world of scientific discoveries. 2010. № 4-17. P. 148-149.

5. Ponomarev P.A. Socio-psychological adaptation of first-year students / P.A. Ponomarev, D.E. Shtilni-kov, A.P. Ponomareva // Psychological sciences: theory and practice: materials of the V Intern. scientific conf. (Moscow, June 2017). M. : Buki-Vedi, 2017. P. 38-42. URL : https://moluch.ru/conf/psy/ archive/238/12364/ (accessed 12/08/2019).

6. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. ЫЯЬ : science-education.ru/118-14405.

7. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личност-но значимой социальной ситуации // Психология обучения. 2014. № 06. С. 74-80.

8. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста / А.Ю. Шаманова, О.В. Пеши-ков // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 167-168.

6. Soboleva E.V. Analysis of the personal resource of first-year students of psychological specialties / E.V. Soboleva // Modern problems of science and education. 2014. № 4. URL : http://www.science-education.ru/118-14405

7. Soboleva E.V. Subjective factors of students' mental adaptation in a new, personally significant social situation // Psychology of Education. 2014. № 06. P. 74-80.

8. Shamanova A.Yu. The concept of the formation of a specialist / A.Yu. Shamanova, O.V. Peshikov // In the world of scientific discoveries. 2010. № 4-18. P. 167-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.