Научная статья на тему 'Анализ самочувствия студентов медицинского университета в период сессии'

Анализ самочувствия студентов медицинского университета в период сессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / САМОЧУВСТВИЕ / ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / MEDICAL UNIVERSITY / HEALTH FACTORS / STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY / WELL-BEING / INCREASED ANXIETY / EXAMINATION SESSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли

В данной статье представлены результаты социологического исследования анализа самочувствия студентов медицинского университета в период летней экзаменационный сессии. Учебная нагрузка у студентов медицинского вуза намного выше, чем у студентов университетов других профилей и показатели здоровья у студентов медицинского вуза более низкие. В исследовании приняли участие студенты первого и выпускного курса специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 1700 человек. Были определены ведущие факторы, влияющие на здоровье. У студентов первого года обучения факторами являются такие как: «недостаток сна», «головные боли», «повышенная тревожность». У студентов выпускного курса «частые расстройства ЖКТ», «злоупотребление табаком», «недостаток витаминов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WELL-BEING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY DURING THE SESSION

This article presents the results of a sociological study of the analysis of the well-being of students of a medical university during the summer examination session. The workload of students of a medical university is much higher than that of university students of other profiles and the health indicators of students of a medical university are lower. The study was attended by first-year and final year students of specialties 31.05.01 «Medical business», 31.05.02 «Pediatrics», 31.05.03 «Dentistry», 32.05.01 «Medical and preventive work», 33.05.01 «Pharmacy» in the amount of 1700 people. Leading factors affecting health have been identified. For students of the first year of study, factors are such as: «lack of sleep», «headaches», «increased anxiety». Graduation students have «frequent gastrointestinal upset», «tobacco abuse», and «vitamin deficiency».

Текст научной работы на тему «Анализ самочувствия студентов медицинского университета в период сессии»

УДК: 159.947:330.16

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail. ru Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России

alya_kubekova@mail. ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России andry75@list.ru

Абдуллаев Сардор Собитхон угли

студент 414 группы педиатрического факультета,

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail. ru Inna R. Shagina

candidate of sociological sciences,

Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail .ru Aliya S. Kubekova

Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail .ru Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and

Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia

andry75@list.ru

Sardor S. Abdullayev

Student 414 of the paediatric faculty group,

Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail .ru

АНАЛИЗ САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ

ANALYSIS OF WELL-BEING OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY DURING THE SESSION

Аннотация. В данной статье представлены результаты социологического исследования анализа самочувствия студентов медицинского университета в период летней экзаменационный сессии. Учебная нагрузка у студентов медицинского вуза намного выше, чем у студентов университетов других профилей и показатели здоровья у студентов медицинского вуза более низкие. В исследовании приняли участие студенты первого и выпускного курса специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 1700 человек. Были определены ведущие факторы, влияющие на здоровье. У студентов первого года обучения факторами являются такие как: «недостаток сна», «головные боли», «повышенная тревожность». У студентов выпускного курса - «частые расстройства ЖКТ», «злоупотребление табаком», «недостаток витаминов».

Ключевые слова: медицинский вуз; факторы здоровья; студенты медицинского вуза; самочувствие; повышенная тревожность; экзаменационная сессия.

Summary. This article presents the results of a sociological study of the analysis of the well-being of students of a medical university during the summer examination session. The workload of students of a medical university is much higher than that of university students of other profiles and the health indicators of students of a medical university are lower. The study was attended by first-year and final year students of specialties 31.05.01 "Medical business", 31.05.02 "Pediatrics", 31.05.03 "Dentistry", 32.05.01 "Medical and preventive work", 33.05.01 "Pharmacy" in the amount of 1700 people. Leading factors affecting health have been identified. For students of the first year of study, factors are such as: "lack of sleep", "headaches", "increased anxiety." Graduation students have "frequent gastrointestinal upset", "tobacco abuse", and "vitamin deficiency".

Key words: medical university; health factors; students of a medical university; well-being; increased anxiety; examination session.

Введение. Оценка казахстанских, российских, а также международных баз информации (Scopus, Pub Med, Elsevier), установила, что учебная нагрузка студентов медицинских университетов вдвое выше нагрузки студентов из технических вузов и показатели здоровья студентов медицинских специальностей являются низкими при сравнении с показателями здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей [1, 3]. В исследовании Зинченко С.А., Тымченко С. Л., Залата О.А., Богданова А.М., Бояринцева Ю.А. было установлено, что экзаменационный стресс оказывал существенное влияние на показатели гемодинамики крымских студентов медиков, что проявлялось повышением ЧСС до 104,4±20,9 уд/мин, МОК до 6548,7±1511,55 и САД до 125,9±16,32 мм.рт.ст. перед экзаменом, которые не сразу вернулись к исходным значениям [2]. В литературе описано негативное влияние экзаменационного стресса на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [5, 4], которое способствует снижает адаптационные

ресурсы организма, способствует развитию психосоматических заболеваний что неблагоприятно отражается на эффективности процесса обучения [6, 7].

Цель исследования заключалась в анализе самочувствия студентов медицинского вуза в период летней экзаменационной сессии.

Материалы и методы. Социологическое исследование проведено в Астраханском государственном медицинском университете в июне 2019 года. В исследовательской работе приняли участие российские студенты обоего пола первого и выпускного курса специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 1700 человек. Для качественной информативности использовался опросный метод - анкетирование. Анкета разрабатывалась и согласовывалась с социологом и включала 30 открытых и закрытых вопросов. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Статистическая обработка данных осуществлялась после формирования базы данных в программе мюгобой Ехсе1 при помощи программы 81а1181:юа 20.0. Результаты исследования представлены в таблице и рисунке.

Результаты и обсуждение. По результатам социологического исследования, проведенного в Астраханском государственном медицинском университете в период летней сессии (Таблица 1), ведущим фактором, влияющим на здоровье и плохое самочувствие студентов первого курса, является «недостаток сна» (82,6%). Следующим фактором, существенно снижающим показатели здоровья студентов первых курсов, является тревожность (81,1%), которая значительно повышается в период сессии. Высокие показатели тревожности снижают эффективное обучение и активность. Значимым в ранге факторов здоровья студентов установлен показатель «головные боли» (78,6%). Было констатировано, что в период экзаменационной сессии у студентов снижаются показатели здоровья, а высокое напряжение провоцирует головные боли и срыву адаптационных резервов. Незначительное распределение было у студентов первых курсов в показателях «употребление алкоголя» (18,9%) и «простудные заболевания» (23,1%).

Таблица 1.

Факторы влияния на здоровье у российских студентов первого и выпускного курса в период летней экзаменационной сессии

Факторы влияния на здоровье Первый курс % Выпускной курс %

1 Недостаток сна 82,6 58,9

2 Отсутствие режима дня 58,9 50,8

3 Головные боли 78,6 23,2

4 Эмоциональные нагрузки 62,5 31,0

5 Повышенная тревожность 81,1 22,1

6 Ухудшение памяти 77,4 28,8

7 Простудные заболевания 23,1 48,3

8 Неправильное питание 49,0 52,5

9 Злоупотребление табаком 40,1 70,4

10 Недостаток витаминов 28,6 68,7

11 Частые расстройства ЖКТ 37,0 85,6

12 Употребление алкоголя 18,9 64,6

По результатам исследования (рисунок 1), очевидно, что отрицательное влияние на здоровье и самочувствие студентов выпускных курсов оказывает «частые расстройства ЖКТ» (85,6%). Следует отметить, что расстройства ЖКТ увеличивается за время обучения в ВУЗе.

Употребление алкоголя Частые расстройства ЖКТ Недостаток витаминов Злоупотребление табаком Неправильное питание Простудные заболевания Ухудшение памяти Повышенная тревожность Эмоциональные нагрузки Головные боли Отсутствие режима дня Недостаток сна

18,9

28,6

140,1

4с52 48,3

64,6

68,7 70,4

62,5

58,9

со о

85,6

77,4 81,1

74,6

82,6

20

40

60

80

* Выпускной курс % м Первый курс %

100

5

14? ч>

ОО 1

тз о

чП

0

Рисунок 1. Факторы влияния на здоровье у российских студентов первого и выпускного курса в период летней экзаменационной сессии

Один из высоких процентов набрал показатель злоупотребление табаком (70,4%) у выпускных курсов. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя) негативным образом влияют на все показатели функциональности здоровья и служат причиной многочисленных заболеваний. Курение для студентов служит психологической привычкой снятия стресса, особенно, в период сессии.

Таким образом, у студентов медицинского вуза в период сессии возрастает нервно-психическое напряжение и, соответственно, появляется риск возникновения психосоматических нарушений.

Заключение. По результатам проведенного социологического исследования был проведен анализ самочувствия среди студентов первого и выпускного курсов в Астраханском государственном медицинском университете в период летней экзаменационной сессии. Преобладающими факторами здоровья у студентов первого обучения являются «недостаток сна», «головные боли», «повышенная тревожность». У студентов выпускного курса ведущие факторы: «частые расстройства ЖКТ», «злоупотребление табаком», «недостаток витаминов». Полученные результаты необходимо использовать при разработки психолого-педагогических программ для укрепления и сохранения здоровья студентов-медиков, а также развитие интереса к здоровому образу жизни и обращение за профилактической помощью в медицинские учреждения.

Литература:

1. Датиева Ф.С., Урумова Л.Г., Хетагурова Л.Г., Медоева Н.О. Особенности микроцирукуляции и системы гемостаза у студентов-медиков в период экзаменационного стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т.16, №3 С. 84-87.

2. Зинченко С.А., Тымченко С. Л., Залата О.А., Богданова А.М., Бояринцева Ю.А. Анализ особенностей гемодинамических показателей при адаптации к учебному процессу и сессии у студентов медиков в условиях переходного периода на российские образовательные программы в Крымском регионе // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2017. №2. Публикация 7-4. URL: http://www.medtsu. tula.ru/ VNMT/Bulletin/E2017-2/7-4.pdf (дата обращения: 5.01.2020).

3. Кузнецов В.В., Косилова Е.К., Байрамов Р.А. [и др.] Параметры состояния здоровья, ассоциированные с успешностью обучения у студентов младших курсов медицинских специальностей // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXIV-XXXVмеждунар. науч.-практ. конф. № 4-5 (32). - Новосибирск: СибАК, 2019. -С. 28-35.

4. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 2-2. - С. 193-197; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244 (дата обращения: 15.01.2020).

5. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - № 1 (83). С. 40-45.

6. Петунова А.Н., Алексеева Э.А., Иванова И.К. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма // Межрегиональная конференция (г.Улан-Удэ, 4-5 сентября 2009 г.). Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2009. №2(66). С. 286-288.

7. Чижкова, М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования / М.Б. Чижкова. 2015. N 4. С. 261.

Bibliography:

1. Datieva F.S., Urumova L.G., Khetagurova L.G., Medoeva N.O. Features of microcirculation and hemostatic system in medical students during exam stress // News of new medical technologies. 2009. V.16, No. 3 S. 84-87.

2. Zinchenko S.A., Tymchenko S. L., Zalata O.A., Bogdanova A.M., Boyarintseva Yu.A. Analysis of the features of hemodynamic indicators during adaptation to the educational process and session of medical students in the transition period to Russian educational programs in the Crimean region // Bulletin of new medical technologies. Electronic edition. 2017. No2. Publication 7-4. URL:

http://www.medtsu.tula.ru/ VNMT / Bulletin / E2017-2 / 7-4.pdf (accessed date: 5.01.2020).

3. Kuznetsov V.V., Kosilova E.K., Bayramov R.A. [and others] Health status parameters associated with the success of training among junior students of medical specialties // Experimental and theoretical studies in modern science: Sat. Art. by mater. XXXIV-XXXV Int. scientific-practical conf. No. 4-5 (32). - Novosibirsk: SibAK, 2019. - S. 28-35.

4. Meermanova IB, Koigeldinova Sh.S., Ibraev S.A. The health status of students in higher education // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. - No. 2-2. - S. 193-197; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244 (accessed01.15.2020).

5. Monitoring the state of health and physical fitness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of the process of physical education / E.V. Gotovtsev, G.N. Germanov, Yu.V. Romanova, I.V. Mashoshina // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft. 2012. - No. 1 (83). S. 40-45.

6. Petunova A.N., Alekseeva E.A., Ivanova I.K. The influence of exam stress on the functional state of the body // Interregional Conference (Ulan-Ude, September 45, 2009). Bulletin of the VSNS SB RAMS. 2009. No2 (66). S. 286-288.

7. Chizhkova, M.B. Satisfaction with the educational and professional activities of first-year students at the initial stage of training at a medical university // Modern problems of science and education / M.B. Chizhkova. 2015. N 4.P. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.