Научная статья на тему 'Оценка понимания системы обучения в российском вузе у студентов медицинского университета'

Оценка понимания системы обучения в российском вузе у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В данной статье приведены результаты социологического исследования оценки понимания системы обучения в российском вузе студентов медицинского университета.Были обследованы российские и иностранные студенты первого и второго года обучения специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 2000 человек. Были проанализированы такие параметры студентов как: интерес к обучению в новом учебном заведении, престиж наличия высшего медицинского образования, понимание профессионального развития для будущего трудоустройства, возможность реализации своих знаний в научной работе, стремление к получению последипломной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка понимания системы обучения в российском вузе у студентов медицинского университета»

УДК 316

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected].

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России [email protected]

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health [email protected]

Alija S. Kubekova

Senior teacher of Department of Psychology and Pedagogics, Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health [email protected]

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

[email protected]

Оценка понимания

системы обучения в российском вузе у студентов медицинского университета

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogics, Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health [email protected]

Assessment

of the education system in russian high school

Аннотация. В данной статье приведены результаты социологического исследования оценки понимания системы обучения в российском вузе студентов медицинского университе-та.Были обследованы российские и иностранные студенты первого и второго года обучения специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация» в количестве 2000 человек. Были проанализированы такие параметры студентов как: интерес к обучению в новом учебном заведении, престиж наличия высшего медицинского образования, понимание профессионального развития для будущего трудоустройства, возможность реализации своих знаний в научной работе, стремление к получению последипломной специализации.

Ключевые слова: медицинский вуз, интерес к обучению, профессиональное развитие, студенты медицинского вуза, практические навыки, последипломная специализация, адаптация.

Annotation. This article presents the results of a sociological study assessing the understanding of the system of education in the Russian university at the students of the medical university. The Russian and foreign students of the first and second year of specialization studies were examined on May 31.01.01 «The medical business», 31.05.02 «Pediatrics», 31.05.03 «Stomatology», 32.05.01 «Medico-Prophylactic Case», 33.05.01 «Pharma-cy» in the amount of 2000 people. The following parameters of the students were analyzed: interest in training in a new educational institution, the prestige of the availability of higher medical education, an understanding of professional development for the future employment, the possibility of realizing their knowledge in scientific work, the pursuit of obtaining a diploma specialization.

Keywords: medical university, interest in learning, professional development, students of medical college, practical skills, postgraduate specialization, adaptation.

Введение. У подрастающего поколения разных стран при выборе будущей сферы профессиональной деятельности медицинские специальности всегда оказываются на ведущих позициях [2]. Врач - ответственная специальность, требующая от студентов медицинских вузов, начиная с первого года обучения, выработки внимательности, аккуратности, логичности и последовательности решения определенных задач [3]. По данным Фонда «Общественное мнение», 60 % населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту ориентироваться довольно сложно [6]. В Астраханском государственном медицинском университете контингент обучающихся отличается многочисленностью иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, таких как: Индия, Египет, Алжир, Тунис и др. В свою очередь, представление иностранных студентов о системе обучения в российском вузе имеет отличия в представлении российских студентов [4].

Цель исследования состояла в оценке понимания системы обучения в российском вузе у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы. Социологическое обследование проведено в Астраханском государственном медицинском университете с апреляпо июнь 2019 года. Было опрошено 2000 российских и иностранных студентов первого и второго года обученияспециальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация». В исследовании использовался опросный метод - анкетирование. Анкета разрабатывалась и согласо-

вывалась с социологом и включала 30 открытых и закрытых вопросов. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Результаты и обсуждение. По результатам социологического исследования, проведенного в Астраханском государственном медицинском университете (табл. 1), главным показателем понимания системы обучения в Российском вузе у российских студентов проявляется в интересе к обучению в новом учебном заведении. Данный показатель является ведущим у студентов специальностей «Лечебное дело» (92,3 %), «Педиатрия» (94,0 %), «Стоматология» (98,7 %), «Фармация» (91,6 %), «Медико-профилактическое дело» (89,1 %). Студенты данных факультетов высоко оценили в вузе такие параметры как: большой выбор практической деятельности во время учебы (89,1 %; 91,6 %; 94,0 %; 98,7 %; 81,0 %, соответственно). Из числа опрошенных студентов лечебного факультета 81,1 % осознают важность посещения лекционных занятий, так как обучение в медицинском вузе имеет только очную форму. Относительно низкий показатель у студентов лечебного факультета в понимании возможности реализации своих знаний в научной работе (61,0 %), т.е. они не осознают важность применения полученных как теоретических знаний, так и практических в выступлениях на конференциях, написание научных статей. У студентов педиатрического факультета отмечается высокое стремление к получению последипломной специализации (81,5 %), однако, данный параметр был низким у студентов фармацевтического факультета (51,2 %) и факультета медико-профилактического дела (51,0 %).

Таблица 1

Показатели оценки понимания системы обучения в Российском вузе у российских студентов

Показатели/Специальность Лечебное дело Педиатрия Стоматология Фармация Мед. Проф.

Интерес к обучению в новом учебном заведении 92,3 % 94,0 % 98,7 % 91,6 % 89,1 %

Престиж получения высшего медицинского образования 78,8 % 82,4 % 91,0 % 77,3 % 75,2 %

Понимание профессионального развития для будущего трудоустройства 62,0 % 71,5 % 79,6 % 61,2 % 55,6 %

Получение большого количества новых знаний 73,6 % 78,5 % 72,0 % 71,0 % 68,0 %

Большой выбор практической деятельности во время учебы 89,1 % 91,6 % 94,0 % 98,7 % 81,0 %

Возможность реализации своих знаний в научной работе 61,0 % 66,4 % 51,0 % 61,0 % 45,0 %

Обязательное посещение лекций 81,1 % 92,3 % 78,5 % 82,4 % 71,5 %

Обязательное посещение учебных занятий 61,2 % 71,3 % 61,2 % 51,1 % 50,0 %

Повышенное отношение к практическим навыкам 61,5 % 71,5 % 81,8 % 61,2 % 51,4 %

Стремление к получению последипломной специализации 71,9 % 81,5 % 61,5 % 51,2 % 51,0 %

В следующей таблице 2 представлены результаты оценки понимания системы обучения в Российском вузе у иностранных студентов. По результатам исследования, очевидно, что уровень понимания системы обучения в Российском вузе у иностранных студентов ниже, чем у российских студентов. Это связано, в первую очередь, с трудностями адаптации в новой образовательной среде (климат, условия проживания, коммуникация на неродном языке и т.д.). Наиболее высокий процент набрали показатели «понимания профессионального развития для будущего трудоустройства» и «большой выбор практиче-

ской деятельности во время учебы» у иностранных студентов медицинского вуза среди пяти факультетов. Отрицательное отношение к обязательному посещению лекций было у студентов лечебного факультета (31,1 %) и студентов медико-профилактического дела (31,5 %). Невысокий интерес к обучению в новом учебном заведении отметили студенты медико-профилактического дела (49,1 %). Стремление к получению последипломной специализации проявили иностранные студенты педиатрического (70,5 %) и стоматологического (68,5 %) факультетов.

Таблица 2

Показатели оценки понимания системы обучения в российском вузе у иностранных студентов

Показатели/Специальность Лечебное дело Педиатрия Стоматология Фармация Мед. Проф.

1 Интерес к обучению в новом учебном заведении 52,0 % 54,0 % 58,0 % 51,0 % 49,1 %

2 Престиж получения высшего медицинского образования 68,8 % 62,6 % 71,0 % 71,0 % 45,8 %

3 Понимание профессионального развития для будущего трудоустройства 68,6 % 71,8 % 89,5 % 81,6 % 71,6 %

4 Получение большого количества новых знаний 53,6 % 48,5 % 42,0 % 51,0 % 48,0 %

5 Большой выбор практической деятельности во время учебы 89,1 % 71,6 % 84,0 % 88,7 % 61,0 %

6 Возможность реализации своих знаний в научной работе 42,0 % 46,7 % 41,0 % 41,0 % 45,0 %

7 Обязательное посещение лекций 31,1 % 42,3 % 38,5 % 42,4 % 31,5 %

8 Обязательное посещение учебных занятий 51,8 % 51,6 % 51,0 % 50,7 % 51,2 %

9 Повышенное отношение к практическим навыкам 51,5 % 49,5 % 61,8 % 51,7 % 31,8 %

10 Стремление к получению последипломной специализации 61,5 % 70,5 % 68,5 % 51,0 % 42,2 %

Престижность получения высшего медицинского образования отметили иностранные студенты стоматологического (71,0 %) и фармацевтического (71,0 %) факультетов.

Заключение. На основе проведенного социологического исследования, обобщения полученных фактов проделанной работы, сделан вывод о том, чтопонимания системы обучения в Российском вузе у иностранных студентов существенно отличается от сформированных представлений российских студентов. Отличия напрямую связаны с коммуникативным барьером, а также орга-

Литература:

1. Бортнюк О.А. Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 3-10.

2. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. № 12.

3. Лебедев В.В. О работе ректората и студенческих общественных организаций Нижегородского государственного университета по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа

низацией процесса обучения и режима учебно-годняв вузе не соответствующих ожиданиям иностранных студентов. В связи с этим, следует предложить, разработать и внедритьсистему рекомендаций, скоординированных на проведении разъяснительной работы с преподавательским составом вуза о необходимости оказания поддержки иностранных студентов, а также включение в образовательный процесс ряд мер и комплексных программв основу которых должны входить социокультурные ориентиры и психолого-педагогическое сопровождение.

Literature:

1. Bortniuk O.A. Freedom to choose a medical profession: a sociological analysis // Modern studies of social problems. 2015. № 6. P. 3-10.

2. Vishnevsky Yu.R. Student 90s - sociocultural dynamics / Yu.R. Vishnevsky, V.T. Shapko // Sociological research. 2000. № 12.

3. Lebedev V.V. About the work of the administration and students' public organizations of the Nizhny Novgorod State University for the improvement of students and promotion of a healthy

жизни // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании.

4. Похолков Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий // Высшее образование в России 2004. № 2. С. 12-27.

5. Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса / Д. Салми, И.Д. Фру-мин // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.

6. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 261.

lifestyle // Vestnik NNUU them. N.I. Lobachevsky Series Innovationsin Education.

4. Pokholkov Yu. Quality assurance and assessment of higher education / Yu. Pokholkov, A. Chuchalin, S. Mogilnitsky // Higher education in Russia. 2004. № 2. P. 12-27.

5. Salmi D. Russian universities in the competition of world-class universities / D. Salmi, I.D. Frumin // Education Issues. 2007. № 3. P. 5-45.

6. Chizhkova M.B. Satisfaction with the educational and professional activity of freshmen students at the initial stage of studying at a medical university // Modern problems of science and education. 2015. № 4. P. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.