Научная статья на тему 'Показатели интегральных оценок адаптивности в студенческой среде медицинского университета'

Показатели интегральных оценок адаптивности в студенческой среде медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / АДАПТИВНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / EDUCATIONAL SYSTEM / MEDICAL UNIVERSITY / LANGUAGE BARRIER / ADAPTABILITY / INTERNATIONAL STAFF / MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна

В статье представлены результаты социологического исследования показателей интегральных оценок адаптивности у российских и иностранных студентов в медицинском университете. Протестированы с помощью анкеты российские и иностранные студенты первых и вторых курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 и 33.05.01 «Фармация» в количестве 1200 человек. Проведён социологический опрос с использованием авторской анкеты, состоящей из 30 вопросов. В исследовании были определены такие показатели интегральных оценок у студентов, как: формирование устойчивого отношения к будущей профессии, выработка собственного стиля поведения, новые климатические условия, усвоение основных норм интернационального коллектива новые бытовые условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF INTEGRAL ADAPTIVITY ASSESSMENT IN THE STUDENT UNIVERSITY OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of a sociological study of indicators of integrated adaptability estimates for Russian and foreign students at a medical university. The questionnaire was tested by Russian and foreign students of the first and second courses of specialties 31.05.01 «Medical», 31.05.02 «Pediatrics», 31.05.03 «Dentistry», 32.05.01 and 33.05.01 «Pharmacy» in the number of 1200 people. A sociological survey was conducted using the author's questionnaire consisting of 30 questions. The study identified such indicators of students' integral assessments as: formation of a stable attitude to the future profession, development of their own style of behavior, new climatic conditions, assimilation of basic norms of the international team, new living conditions.

Текст научной работы на тему «Показатели интегральных оценок адаптивности в студенческой среде медицинского университета»

УДК 316.4

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский

государственный медицинский Университета Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Показатели интегральных

оценок адаптивности в студенческой среде медицинского университета

Indicators of integral

adaptivity assessment in the student university of the medical university

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования показателей интегральных оценок адаптивности у российских и иностранных студентов в медицинском университете. Протестированы с помощью анкеты российские и иностранные студенты первых и вторых курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 и 33.05.01 «Фармация» в количестве 1200 человек. Проведён социологический опрос с использованием авторской анкеты, состоящей из 30 вопросов. В исследовании были определены такие показатели интегральных оценок у студентов, как: формирование устойчивого отношения к будущей профессии, выработка собственного стиля поведения, новые климатические условия, усвоение основных норм интернационального коллектива новые бытовые условия.

Ключевые слова: образовательная систе-ма,медицинский вуз, языковой барьер, адаптивность, интернациональный коллектив, студенты медицинского вуза.

Annotation. The article presents the results of a sociological study of indicators of integrated adaptability estimates for Russian and foreign students at a medical university. The questionnaire was tested by Russian and foreign students of the first and second courses of specialties 31.05.01 «Medical», 31.05.02 «Pediatrics», 31.05.03 «Dentistry», 32.05.01 and 33.05.01 «Pharmacy» in the number of 1200 people. A sociological survey was conducted using the author's questionnaire consisting of 30 questions. The study identified such indicators of students' integral assessments as: formation of a stable attitude to the future profession, development of their own style of behavior, new climatic conditions, assimilation of basic norms of the international team, new living conditions.

Keywords: educational system, medical university, language barrier, adaptability, international staff, medical university students.

Введение. В настоящее время особое значение уделяется проблеме адаптивности обучающихсявысших школ к новым требованиям и условиям обучения [3]. В российских вузах учатся свыше 180 тыс. иностранных студентов из 150 стран мира, и с каждым годом количество студентов увеличивается [7]. В связи с этим, становится актуальным вопрос адаптивности. Для более четкогоразличияпроцесса адаптации и результата адаптации, Х. Хартманн предложил ввести понятие «адаптивность», чтобы разгра-ничитьпонимание «адаптивности», которое он определяет - «как установление относительного равновесия в системе человек - среда», и процесса адаптации,приводящего к этому состоянию [6]. Адаптивность - способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за

счет присвоения норм и ценностей данного общества. Адаптивность, прежде всего, заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Человек, обладающий адаптивностью, намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно,неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его [1].

Для каждого абитуриента, зачисленного в высшее учебное заведение, начинается новый этап самоопределения, кардинально меняющий привычный образ жизни(где преобладало влиятельное отношение семьи и доминантная состав-

ляющая образовательного кластера)и соответственно открывающий другой формат новейшей образовательной системы.

Ситуация новизны является для любойличности в конкретной степени тревожной, поэтомусту-дентыпервого года обучения переживают эмоциональный дискомфорт и неуверенность, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях преподавателей, о специфике и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективах групп и пр. [5].

Цель исследования заключалась в определе-нииинтегральных оценок адаптивности у российских и иностранных студентов в медицинском университете.

Материалы и методы. Социологическое исследование проведено в Астраханском государственном медицинском университете с февраля по май 2019 года. Были протестированы российские и иностранные студенты первых и вторых курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 и 33.05.01 «Фармация» в количестве 1200 человек. Был проведен качественный и количественный анализ анкеты («Формирование интегральных оценок понимания адаптивности у студентов в медицинском университете»). Результаты представлены в таблице 1.

Результаты и обсуждение. По результатам проведенного социологического исследования, было выявлено, что у российских студентов лечебного факультета высокие интегральные оценки адаптивности по показателям«новые климатические условия» (89,8 %) и «выработка собственного стиля поведения» (89,8 %). Данный результат свидетельствует о том, что российские студенты испытывают затруднения в адаптации к новым условиям и выработке копинг-стратегий, однако, для них является наименьшим стрессором - это новая образовательная система (34,2 %). Для иностранных студентов этого же факультета интегральные оценки адаптивности в медицинском университете значительно ниже, чем у российских студентов. Для студентов-иностранцев сложными факторами являютсяновые бытовые (94,5 %), климатические (93,6 %) условия иновая образовательная среда (87,9 %). Анализ данных показал, что иностранные студенты медицинского университета еще не полностью адаптировались. Далее, сравнили интегральные оценки адаптивности у российских и иностранных студентов педиатрического факультета. Следует отметить, что уровень адаптивности российских студентов данного факультета достоверно выше, чем у иностранных студентов. К числу основных трудностей в процессе адаптации иностранные студенты отнесли: новые климатические условия (91,8 %) и новая образовательная система (89,0 %).

Таблица 1

Показатели интегральных оценокадаптивности у российских и иностранных студентов в медицинском университете

Лечебное дело Пед иатрия Стоматология Фармация

Росс. % Иностр. % Росс. % Иностр.% Росс. % Иностр. % Росс. % Иностр. %

Усвоение основных норм интернационального коллектива 67,4 48,2 53,1 32,8 51,0 42,5 44,2 32,1

Выработка собственного стиля поведения 89,8 65,7 84,6 54,3 92,8 78,0 61,1 53,1

Формирование устойчивого отношения к будущей профессии 86,8 78,8 89,5 64,2 91,5 89,2 65,0 62,4

Преодоление языкового барьера 63,4 43,4 57,8 43,0 61,8 52,7 53,2 51,5

Усиление чувства академического равноправия 38,7 26,5 36,2 27,4 41,6 21,9 25,0 19,5

Новые климатические условия 89,8 93,6 86,5 91,8 87,2 94,8 88,4 93,2

Новые бытовые условия 76,7 94,5 77,2 85,0 95,0 93,4 67,5 83,5

Замена социального окружения 54,8 23,7 51,2 26,7 49,6 24,1 52,1 23,0

Новая образовательная система 34,2 87,9 33,5 89,0 31,0 87,5 41,5 80,6

Новый язык общения 57,4 67,7 56,6 69,0 45,1 84,2 53,4 81,3

Интернациональный характер учебных групп 42,5 76,2 41,8 79,5 55,2 79,0 39,0 72,0

Стоит подчеркнуть, что российские студенты стоматологического факультета испытывают сложности в адаптации к новым бытовым условиям (95,0 %), а также выработки собственного стиля поведения (92,8 %).Необходимоучесть, что иностранные студенты стоматологического факультета испытывают аналогичные сложности в сравнении с иностранными студентами специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», и проявляются в адаптации к новым климатическим (94,8 %) и бытовым (93,4 %) условиям, и формирование устойчивого отношения к будущей профессии (89,2 %).

Средний уровень всех интегральных оценок адаптивности был отмечен у российских студентов фармацевтического факультета, однако, есть трудности в адаптации к новым климатическим условиям (88,4 %). Иностранные студенты фармацевтического факультета испытывают затруднения в новом языке общения (81,3 %).

Исходя из проведенного исследования, можно уверенно утверждать об успешной адаптивности большинства российских студентов в медицинском университете. Из числа опрошенных иностранных студентов отмечаются низкие показа-

тели адаптивности, в частности, студенты всех факультетов испытывают стресс в связи со сменой климатических и бытовых условий, а также заменой социального окружения.

Заключение. Проведенная исследовательская работа показала ряд проблем во всей сфере студенческой среды, детализация которых требует тщательного изучения, дополнительных проработок, притягивания инновационных технологий в образовательном портале, а решением такого объема задачнеобходимозаниматься команде высшего учебного заведения, объединяющей службы соответствующих направлений. Интегральные оценки адаптивности иностранных студентов существенно отличаются от инте-

Литература:

1. Агаева А.Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1221-1225.

2. Бортнюк О.А. Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 3-10.

3. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. № 12.

4. Клоктунова Н.А. Динамика детерминирующих мотивов выбора профессии врача студентами медицинского вуза // Саратовский науч.-мед. журнал. 2013. № 2. С. 333-337.

5. Лабынцева И.С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности // Известия ЮФУ Технические науки. 2012. № 10. С. 226-231.

6. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза. // «Психология и эргономика». 2003. № 4.

7. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 261.

гральных оценок адаптивности российских студентов, и зависят отсоциальных, национальных и географических характеристик. Показательными фактами о не высокой толерантности и неустойчивом микроклимате в среде иностранных студентов, свидетельствует интернациональный характер учебных групп, к которому в большинстве случаях эти студенты не готовы.

Результаты исследования могут быть рекомендованы для профессорско-преподавательского состава и администрации вузапри реализации педагогической деятельности, в организации образовательного процесса и в рамках общественно-воспитательных мероприятий по работе со студенческой молодежи.

Literature:

1. Agaeva A.E. Peculiarities of adaptation of students of the first year to higher education // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2016. Vol. 11. P. 1221-1225.

2. Bortniuk O.A. Freedom to choose the medical profession: a sociological analysis // Modern studies of social problems. 2015. № 6. P. 3-10.

3. Vishnevsky Yu.R. Student of the 90s -Sociocultural Dynamics / Yu.R. Vishnevsky, V.T. Shapko // Sociological Research. 2000. № 12.

4. Kloktunova N.A. Dynamics of determinative motives for the choice of the profession of doctor by students of a medical university // Saratov scientific-med. magazine. 2013. № 2. P. 333-337.

5. Labintseva I.S. Attitudes toward the future profession of students with different levels of learning activity // Izvestiya SFU Tehnicheskie Nauki. 2012. № 10. P. 226-231.

6. Roslyakov A.E. The process of adaptation of students in the conditions of the university. // «Psychology and ergonomics». 2003. № 4.

7. Chizhkova M.B. Satisfaction with the educational and professional activities of first-year students at the initial stage of training in a medical university // Modern problems of science and education. 2015. № 4. P. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.