Научная статья на тему 'Социологические исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи'

Социологические исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / САМООЦЕНКА / ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В оригинальной статье представлены результаты социологического исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи, проведенного с участием авторов статьи. В исследовании представлена характеристика состояния здоровья, источников получения информации о здоровом образе жизни. Выборку исследования составили студенты 2-5 курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация», 37.05.01 «Клиническая психология» в количестве 1500 человек. В статье рассмотрены субъективные показатели состояния здоровья: эмоциональная реакция, боли в области сердца, повышение артериального давления, головная боль, ситуативная тревожность, боли в области живота. Проанализированы показатели конструктивности обучения студентов медицинского вуза: самоорганизация, учебные навыки, база знаний, практические навыки, самооценка, тестовый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи»

УДК 159.923:371.6

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры физики,

математики и медицинской информатики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

inna_shagina@mail.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health inna_shagina@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Alija S. Kubekova

Senior teacher of Department of Psychology and Pedagogics, Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health alya_kubekova@mail.ru

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogics,

Astrakhan State Medical University Russian Ministry of Health alya_kubekova@mail.ru

Социологические

исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи

Аннотация. В оригинальной статье представлены результаты социологического исследования показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи, проведенного с участием авторов статьи. В исследовании представлена характеристика состояния здоровья, источников получения информации о здоровом образе жизни. Выборку исследования составили студенты 2-5 курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация», 37.05.01 «Клиническая психология» в количестве 1500 человек. В статье рассмотрены субъективные показатели состояния здоровья: эмоциональная реакция, боли в области сердца, повышение артериального давления, головная боль, ситуативная тревожность, боли в области живота. Проанализированы показатели конструктивности обучения студентов медицинского вуза: самоорганизация, учебные навыки, база знаний, практические навыки, самооценка, тестовый контроль.

Sociological

researches of health status indicators and constructive of student youth training

Annotation. The original article presents the results of a sociological study of the indicators of health and constructivism of student youth, conducted with the participation of the authors of the article. The study presents a description of the state of health, sources of information about a healthy lifestyle. Students of 2-5 courses of specialties were selected for the study 31.05.01 «Medical treatment», 31.05.02 «Pediatrics», 31.05.03 «Stomatology», 32.01.01 «Medico-Pro-phylactic Case», 33.02.05 «Pharmacy», 37.05. 01 «Clinical psychology» in the amount of 1500 people. The article considers subjective indicators of health status: emotional reaction, pain in the region of the heart, increase in blood pressure, headache, situational anxiety, pain in the abdomen. The indicators of constructivism of students' medical education are analyzed: self-organization, educational skills, knowledge base, practical skills, self-esteem, test control.

Ключевые слова: медицинский вуз, самооценка, факторы здоровья, тревожность, студенты медицинского вуза, самоорганизация.

Keywords: medical university, self-esteem, health factors, anxiety, students of medical college, self-organization.

Введение. Предоставление высокого качества образования в настоящее время является актуальной задачей обучения в российских вузах. В связи с этим, ведущей проблемой определяется оценка качества подготовки кадрового состава, причем, не только по окончании обучения, но и на протяжении всего его периода [3]. На формирование здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы [5]. Первая группа - это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов -субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствиевредных привычек и т.д.) [2]. А.В. Сочнев [1] определил следующие показатели, по которым личность оценивает своё здоровье: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, экологические установки, влияние стрессовых ситуаций и факторов, потребности в физической активности. В 2003 г. Минздравом РФ была принята отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.», которая должна осуществляться в рамках национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Программа направлена на все слои населения, но одним из приоритетных направлений в ней, является здоровье молодежи. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовленной к выполнению своих обязанностей в обществе [4]. Учитывая направление под-готовкибудущих медицинских специалистов, рассматривается не общий студенческий кластер, а сообщество, которое внесёт значительную лепту в представленную программуи безусловно, улучшит профессиональную сферу деятельности.

Цель исследования заключалась в оценке факторов состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи.

Материалы и методы.Социологическое исследование в рамках изучаемой темы проводилось в Астраханском государственном медицинском университете в период с февраля 2019 года по май 2019 года. Выборку исследования составили студенты 2-5 курсов специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 33.05.01 «Фармация», 37.05.01 «Клиническая психология» в количестве 1500 человек. Для изучения показателей состояния здоровья и конструктивности обучения студенческой молодежи были составлены анкеты. Всереспондентыполучили адекватное разъяснение о целях исследования, а также их юридические права при условии добровольного участия в этойработе. Результаты социологического ис-

следования подверглись качественному и количественному анализу.

Результаты и обсуждение. По результатам проведённого мониторингового исследования, было выявлено, что студенты лечебного факультета наиболее критично относятся к выбору формы контроля только в виде тестов (81,0 %). По мнению этих студентов, система тестирования не дает полноценной возможности определить уровень пройденного материала. У студентов данного факультета отмечается стремление к быстрому переходу к практической деятельности и развитию практических навыков (63,0 %). Студенты педиатрического факультета также отмечают выраженное критическое отношение к выбору формы контроля только в виде тестов (89,0 %). У студентов данного факультетаимеют-ся предпосылки к самодисциплине и диагности-рованатенденция к завышенной самооценке (75,0 %). Вероятно, это связано с престижностью получаемого медицинского образования в данном учебном заведении. Обучающиеся специальности «Стоматология» по результатам опроса имеют завышенную самооценку (98,0 %). Такие полученные данныепослужили основанием для предположения, что основными причинами являются соответствующие факторы - это выбранная специальность,стоящая первой в рейтинге престижа, высокая востребованность подготовки специалистов, и широкий спектр возможностей трудоустройства. У них достаточно ровное отношение к тестовой форме контроля (56,0 %) и любого среза знаний, предлагаемого во всех циклах предметной области. Студенты факультета медико-профилактического дела отмечают слабую школьную подготовку по фундаментальным дисциплинам, испытывают сложности изложения устного ответа и неумение сформулировать мысль. Студенты данного факультета также испытывают затруднения относительно формы контроля в виде тестов (60,0 %).

У студентов фармацевтического факультета отмечается стремление быстрого перехода к практической деятельности (67,0 %), наблюдается тенденция совмещения учебного процесса с подработкой по специальности. Студенты этого факультета, несмотря на невысокую базу знаний (34,0 %) готовы к дополнительному обучениюи практическим навыкам по выбранному направ-лению.Студенты факультета клинической психологии отличаются высокой самоорганизацией (65,0 %) - это подчеркивает целенаправленный выбор будущей профессии. Данные оценки конструктивности обучения показывают, что для них приветствуется любая форма учебного контроля.

Учитывая современный темп развития общества и динамичность образовательного процесса, следует отметить особенности изменения здорового фона в сторону снижения и проявление проблем здоровьесбережения в системе подготовки будущих специалистов.Показателями состояния здоровья студентов медицинского вуза являлись соматические проявления (рис. 2).

Рисунок 1 - Основные результаты и оценки конструктивности обучения медицинского вуза

Рисунок 2 - Основные результаты показателей состояния здоровья студентов и оценка конструктивности обучения медицинского вуза

Для студентов лечебного факультета соматическими проявлениями являются: ситуативная тревожность (98,0 %), повышение артериального давления (87,0 %) и головная боль (85,0 %). Этот результат свидетельствует о том, что в ситуациях стресса у студентов повышается реактивная (ситуативная) тревожность, сопровождаемая беспокойством, нервозностью, напряжением, головной болью, что, как правило, ведет к формированию психосоматических заболеваний. Для студентов педиатрического факультета преобладающими показателями состояния здоровья выступают: головная боль (71,0 %) и боли в области грудной клетки и сердца (70,0 %). У сту-

дентов специальности «Стоматология» ведущими показателями выступили: ситуативная (реактивная) тревожность (93,0 %), боли в области живота (71,0 %) и повышение артериального давления (68,0 %). Основным показателем состояния здоровья студентов специальности «Фармация» является повышение артериального давления (76,0 %) и боли в области живота (52,0 %), что характеризует нестабильность эмоционального фона. Студенты медико-профилактического дела показателями ухудшения состояния здоровья выступают боли в области живота (49,0 %) и повышенное артериальное давление (48,0 %). В ситуациях стресса студенты факуль-

тета клинической психологии испытывают головные боли (52,0 %) и боли в области желудочно-кишечного тракта (40,0 %).

Следует отметить, что эмоциональная реакция происходит у студентов всех шести факультетов медицинского вуза, а отсутствие жалоб и симптомов было у незначительного процента опрошенных студентов. Данные результаты свидетельствуют о напряжении адаптационных возможностей в студенческой среде.

Заключение. В результате проведенного социологического исследования были выявлены стороны влияния образовательной среды на состояние здорового образа жизни учащейся молодежи. Для наибольшего числа студентов, принявших участиев данной работе, преобладаю-

Литература:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М. : Альфа-М, 2003. 417 с.

2. Бортнюк О.А. Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 3-10.

3. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. № 12.

4. Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».

5. Лебедев В.В. О работе ректората и студенческих общественных организаций Нижегородского государственного университета по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа жизни // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании.

щие факторы состояния здоровья - это основные соматические проявления. Таким образом, состояние показателей здоровья и оценка конструктивности обучения студентов Астраханского государственного медицинского университета является важнейшей проблемой, которая в своей основе несет большое количество ценной информации, применимой в области разработок здоровьесберегающих технологий. Решением этой проблемы может послужить разработка ряда рекомендаций и программ, направленных на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, в реализациико-торых должны быть задействованы преподаватели профильных и фундаментальных дисциплин, медицинские специалисты, психологи и представители министерства здравоохранения.

Literature:

1. Baronenko V.A. Health and physical education of a student / V.A. Baronenko, L.A. Rapoport. M. : Alpha-M, 2003. 417 p.

2. Bortnyuk O.A. Freedom of choice of the medical profession: a sociological analysis // Modern Studies of Social Problems / O.A. Bortnyuk. 2015. № 6. P. 3-10.

3. Vishnevsky Yu.R. Student of the 90s - Socio-Cultural Dynamics / Yu.R. Vishnevsky, V.T. Shapko // Sociological Studies. 2000. № 12.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 21, 2003 № 113 «On approval of the Concept of healthy health in the Russian Federation».

5. Lebedev V.V. On the work of the university administration and student public organizations of the Nizhny Novgorod State University to improve students and promote a healthy lifestyle // Bulletin of UNN them. N.I. Lobachevsky. Education Innovation Series.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.