Научная статья на тему 'Оценка динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения'

Оценка динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ФАКТОРЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / ЧАСТЫЕ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / MEDICAL UNIVERSITY / HEALTH FACTORS / EMOTIONAL STRESS / FREQUENT HEADACHES / LEARNING PROCESS / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В статье представлен обзор социологического исследования оценки динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения. Выборку исследования составили российские студенты первого и последнего года обучения специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия» и 31.05.03 «Стоматология». Всего обследовано1450 человек. По результатам полученных данных исследованы и проанализированы факторы состояния здоровья у студентов, включающие эмоциональные нагрузки, ухудшение памяти, повышенный фон тревожности, частые головные боли, частые простудные заболевания и т.д. Установлено, что первое место среди факторов риска состояния здоровья у студентов являются частые головные боли. Отмечаются высокие показатели простудных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE DYNAMICS OF THE HEALTH CONDITION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY DURING TRAINING

The article is a review of a sociological study evaluating the dynamics of the health status of students of a medical university during the training period. A sample of the study was made by Russian students in the first and last years of study specialties 31.05.01 «General Medicine», 31.05.02 «Pediatrics» and 31.05.03 «Dentistry». A total of 1450 people were examined. The author investigated and analyzed the factors of students' health such as: emotional stress, memory impairment, increased background of anxiety, frequent headaches, private colds, etc. It is established that the first place among the risk factors for the health status of students is frequent headaches. Highratesofcoldsarenoted.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения»

УДК 616.45-001:159.92

DOI 10.23672/SAE.2019.10.38936

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры физики,

математики и медицинской информатики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

inna_shagina@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России andry75@list.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Aliya S. Kubekova

Senior Lecturer

Departments of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Tatiana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogy,

Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia andry75@list.ru

Оценка динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения

Аннотация. В статье представлен обзор социологического исследования оценки динамики состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения. Выборку исследования составили российские студенты первого и последнего года обучения специальностей 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия» и 31.05.03 «Стоматология». Всего обследовано1450 человек. По результатам полученных данных исследованы и проанализированы факторы состояния здоровья у студентов, включающие эмоциональные нагрузки, ухудшение памяти, повышенный фон тревожности, частые головные боли, частые простудные заболевания и т.д. Установлено, что первое место среди факторов риска состояния здоровья у студентов являются частые головные боли. Отмечаются высокие показатели простудных заболеваний.

Ключевые слова: медицинский вуз, факторы состояния здоровья, эмоциональные нагрузки, частые головные боли, процесс обучения, студенты медицинского вуза.

Evaluation of the dynamics

of the health condition of students of medical university during training

Annotation. The article is a review of a sociological study evaluating the dynamics of the health status of students of a medical university during the training period. A sample of the study was made by Russian students in the first and last years of study specialties 31.05.01 «General Medicine», 31.05.02 «Pediatrics» and 31.05.03 «Dentistry». A total of 1450 people were examined. The author investigated and analyzed the factors of students' health such as: emotional stress, memory impairment, increased background of anxiety, frequent headaches, private colds, etc. It is established that the first place among the risk factors for the health status of students is frequent headaches. Highrate-sofcoldsarenoted.

Keywords: medical university, health factors, emotional stress, frequent headaches, the learning process, medical students.

Введение. Проблема состояния здоровья студенчества является крайне актуальной, поскольку одной из главных задач государства является гармоничная и трудоспособная личность. В настоящее время в Российской Федерации обучается более 3-х миллионов студентов [4]. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция снижения уровня физического развития и роста ряда заболеваний средиуча-щийся молодежи: по разным данным, от 20 % до 40 % студентов имеют отклонения в состоянии здоровья [2]. Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, у большинства студентов наблюдается низкий уровеньрези-стентности (сопротивляемость) организма [3]. Важно отметить, что увеличение заболеваемости у студенческой молодежиснижает продуктивность в учебном процессе.Не пролеченные заболевания, не выявленные этиологии во время медицинских осмотров, провоцируют возникновения хронических форм и различных патологий, которые способны ограничивать будущую

профессиональную деятельность молодых специалистов [5]. Ряд зарубежных авторов [1], изучавших вопросы медицинского обслуживания студентов, отмечают, что службы здравоохранения должны опекать студентов, а возрастную категорию 17-19 лет - в обязательном порядке [6].

Цель исследования состояла воценкединамики состояния здоровья студентов первого и последнего года обучения в Астраханском государственном медицинском университете.

Материалы и методы. Было проведено анкетирование студентов первых и последних курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов в период с сентября 2018 года по июнь 2019 года. Большинство респондентов входят в возрастную категорию от 17 до 24 лет, средний возраст составил 21,2. Анкета разраба-тываласьсоциологом и включала 30 открытых и закрытых вопросов. В анкету вошли вопросы о режиме дня студента, присутствующих заболеваниях, эмоциональных нагрузках и т.д. Собранный материал был подвергнут качественному и количественному анализу. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика состояния здоровья студентов медицинского университета в период обучения

Факторы состояний Количество студентов

Первый курс % Выпускной курс % Динамика (Л) %

1. Частые головные боли 58,9 82,6 + 23,7

2. Частые простудные заболевания 55,8 78,9 +23,1

3. Отсутствие режима дня 23,2 54,6 +22,4

4. Низкие физические нагрузки 51,0 72,5 +21,5

5. Недостаток сна 62,1 81,1 +19,0

6. Эмоциональные нагрузки 48,8 67,4 +18,6

7. Повышенный фон тревожности 39,2 56,0 +16,8

8. Проблемы полости рта 61,2 77,2 +16,0

9. Высокие зрительные нагрузки 33,1 48,3 +15,2

10 Ухудшение памяти 19,0 32,5 +13,5

11 Неправильный режим питания 29,1 40,4 +11,3

12 Постоянный дискомфорт ЖКТ 28,6 38,7 +10,1

13 Злоупотребление табаком 27,0 35,6 +8,6

14 Частое употребление алкоголя 18,9 24,6 +5,7

15 Недостаток витаминов 15,6 18,4 +2,8

Результаты и обсуждение. По результатам социологического исследования, проведенного в Астраханском государственном медицинском университете (табл. 1), было отмечено значительное снижение показателей состояния здоровья у студентов. Наблюдается повышение динамики по фактору «частые головные боли» к выпускному курсу на 23,7 %, что, в свою очередь, провоцирует возникновение различных психосоматических заболеваний. У студентов к последнему курсу заметно возрастает положительная динамика частых простудных заболеваний (23,1 %).

Показатель «отсутствие режима дня» ощутимо меняется к выпускному курсу (22,4 %), т.к. у большинства студентовк учебным нагрузкам, сложностям в обучении,нерациональному распределению времени труда и отдыха прибавляется работа по специальности, что приводит к

дополнительному стрессу и заболеваниям. Важным компонентом здоровья являются физические нагрузки или спортивные мероприятия, но по результатам мониторингового исследования отмечается снижение или же вовсе отсутствие систематических физических нагрузок и физических упражнений в период обучения (21,5 %).

Один из основных факторов здоровья является полноценный и здоровый сон. Результаты тестирования выявили также отрицательное влияние недостатка сна (19,0 %) на самочувствиеиссле-дуемых, в целом.

Далее, был произведен анализ эмоциональных нагрузок (18,6 %) и повышенного фона тревожности (16,8 %). Результаты тестирования студентов выявили также возникновение проблем в этой сфере психологического состояния. Проблемы полости рта изменились на 16,0 %.

По сравнению с первым годом обучения, у учащейся молодежи возрастают зрительные нагрузки на 15,2 %. Прослеживается отрицательная динамика в факторе «ухудшение памяти» у обучающихся (13,5 %). Проявляется тенденция к неправильному питанию (11,3 %), приводящие к нарушениям функциональной работы органов пищеварения и постоянному дискомфорту со стороны ЖКТ (10,1 %) у основной массы студентов.

Незначительное изменениепо показателю здоровья у обучающихся было отмечено только в факторе «недостаток витаминов» (2,8 %).

С позиции наблюдения за обучающимися лечебного, педиатрического и стоматологического фа-

Литература:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М. : Альфа-М, 2003. - 417 с.

2. Борисова Т.С. Формирование навыков здо-ровьесберегающего поведения студентов медицинского вуза // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации: материалы заоч. науч.-метод. конф., Минск, 15-17 мая 2013 г. Мн. : РИВШ, 2013. 430 с.

3. Бортнюк О.А. Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 3-10.

4. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. № 12.

5. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 1 CD ROM. С. 4.

6. Камаев И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А. Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение РФ. 2002. № 1. С. 26-29.

7. Лебедев В.В. О работе ректората и студенческих общественных организаций Нижегородского государственного университета по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа жизни // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании.

8. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2012. № 1(83). С. 40-45.

культетов увеличиваются изменения в показателях здоровья со снижением динамики.

Заключение. Проведенное мониторинговое исследование показало следующие результаты -была выявлена отрицательная динамика состояния здоровья студентов медицинского вуза в период обучения. Установлено, что первое место среди факторов риска состояния здоровья у студентов являются частые головные боли. Отмечаются высокие показатели простудных заболеваний. Таким образом, становится очевидным необходимость разработки специализированных программ и практических рекомендаций, направленных на коррекцию и укреплениевсех компонентов здоровья студентов и формирование здорового образа жизни.

Literature:

1. Baronenko V.A. Health and physical education of a student / V.A. Baronenko, L.A. Rapoport. M. : Alfa-M, 2003. 417 p.

2. Borisova T.S. The formation of health-saving behavior skills of students of a medical university // Ideological and educational work in institutions of higher education: traditions and innovations: materials extramural. scientific method. Conf., Migsk, May 15-17, 2013. Mn. : RIVSH, 2013. 430 p.

3. Bortnyuk O.A. The freedom of choice of the medical profession: sociological analysis // Modern studies of social problems. 2015. № 6. P. 3-10.

4. Vishnevsky Yu.R. Student of the 90s socio-cultural dynamics / Yu.R. Vishnevsky, V.T. Shapko // Sociological studies. 2000. № 12.

5. Student health: sociological analysis / Otv. ed. I.V. Zhuravlev; Institute of Sociology RAS. M., 2012. 1 CD ROM. P. 4.

6. Kamaev I.A. Dynamics of morbidity and features of medical services for students / I.A. Kamaev, O.L. Vasiliev // Health of the Russian Federation. 2002. № 1. P. 26-29.

7. Lebedev V.V. About the work of the administration and student public organizations of the Nizhny Novgorod State University in improving students and promoting a healthy lifestyle // Vestnik NNGU im. N.I. Lobachevsky. Series Innovations in Education.

8. Monitoring the state of health and physical fitness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of the process of physical education / E.V. Gotovtsev, G.N. Germa-nov, Yu.V. Romanova, I.V. Mashoshina // Scientists of the note of the university named after P.F. Lesgaft. 2012. № 1(83). P. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.