Научная статья на тему 'Умение оказания первой медицинской помощи в зависимости от курса обучения'

Умение оказания первой медицинской помощи в зависимости от курса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
530
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧЕНИЕ / MEDICAL UNIVERSITY / HEALTH CARE / MEDICAL STUDENTS / RECEPTIONS AND METHODS OF FIRST AID / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли

В статье отражены результаты исследования показателей умений оказания первой медицинского помощи студентов начальных и выпускных курсов медицинского вуза. Первая медицинская помощь может минимизировать осложнения при полученных травмах и поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Цель исследования статьи заключалась в определении уровня показателей умения оказывать первую медицинскую помощь у студентов медицинского вуза. Выборку исследования составили студенты 1-2 и 5-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов в количестве 1178 человек. Проанализированы показатели умения оказания первой медицинской помощи у юношей и девушек начальных и выпускных курсов медицинского вуза. Были определены проблемные моменты при обучении оказания первой медицинской помощи студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна, Абдуллаев Сардор Собитхон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY OF FIRST AID MEASURES DEPENDING ON THE TRAINING COURSE

The article reflects the results of a study of indicators of the ability to provide first aid to students of primary and final courses of a medical university. First aid can minimize injuries and support the life of the victim until the ambulance arrives. The purpose of the research article was to determine the level of indicators of the ability to provide first aid for students of a medical university. A sample of the study consisted of students of 1-2 and 5-6 courses of medical, pediatric, dental and pharmaceutical faculties in the amount of 1178 people. The indicators of the ability to provide first aid in young men and women of primary and final courses of a medical university are analyzed. Problem points were identified in the training of first aid for students.

Текст научной работы на тему «Умение оказания первой медицинской помощи в зависимости от курса обучения»

УДК 614.881:616-082

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56061

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

andry75@list.ru

Абдуллаев Сардор Собитхон угли

студент 414 группы педиатрического факультета, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России inna_shagina@mail.ru

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Aliya S. Kubekova

Senior teacher

Departments of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Tatyana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia andry75@list.ru

Sardor S. Abdullayev

Student 414 of the Paediatric faculty group,

Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Умение оказания

первой медицинской помощи в зависимости от курса обучения

Ability of first

aid measures depending on the training course

Аннотация. В статье отражены результаты исследования показателей умений оказания первой медицинского помощи студентов начальных и выпускных курсов медицинского вуза. Первая медицинская помощь может минимизировать осложнения при полученных травмах и поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Цель исследования статьи заключалась в определении уровня показателей умения оказывать первую медицинскую помощь у студентов медицинского вуза. Выборку исследования составили студенты 1-2 и 5-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов в количестве 1178 человек. Проанализированы показатели умения оказания первой медицинской помощи у юношей и девушек начальных и выпускных курсов медицинского вуза. Были определены проблемные моменты при обучении оказания первой медицинской помощи студентов-медиков.

Annotation. The article reflects the results of a study of indicators of the ability to provide first aid to students of primary and final courses of a medical university. First aid can minimize injuries and support the life of the victim until the ambulance arrives. The purpose of the research article was to determine the level of indicators of the ability to provide first aid for students of a medical university. A sample of the study consisted of students of 1-2 and 5-6 courses of medical, pediatric, dental and pharmaceutical faculties in the amount of 1178 people. The indicators of the ability to provide first aid in young men and women of primary and final courses of a medical university are analyzed. Problem points were identified in the training of first aid for students.

Ключевые слова: медицинский вуз; медицинская помощь; студенты медицинского вуза; приемы и способы оказания первой медицинской помощи; обучение.

Keywords: medical university; health care; medical students; receptions and methods of first aid; training.

Введение. Ежегодно в Астраханской области происходят чрезвычайные ситуации, такие происшествия, как пожары (в 2019 году пожаро-опасность достигла 5 класса), ДТП (количество погибших до 1000 человек) и др. Травматизм является одной из наиболее острых медицинских и социальных проблем как во всем мире, так и в России [1]. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее правильным является оказание медицинской помощи пострадавшим еще до прибытия бригад скорой медицинской помощи.

В исследовании Грушко Г.В., Линченко С.Н., Горина И.И. было установлено, что опыт преподавания вариативного курса в медицинском университете подтвердил его целесообразность и эффективность, показал присутствие у студентов положительной мотивации к изучению основ оказания первой помощи пострадавшим и ухода за ними [1]. Необходим анализ уровня подготовки студентов для выработки унифицированных требований к подготовке и необходимому объему знаний [4]. Появляется острая необходимость практического обучения студентов-медиков и отработке навыков оказания первой медицинской помощи, а также создания отрядов по оказанию помощи в местах происшествий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Цель исследования статьи заключалась в определении уровня показателей умения оказания первой медицинской помощи у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы. С целью изучения уровня показателей умения оказания первой медицинской помощи Астраханского медицинского университета было проведено комплексное медико-социологическое исследование в декабре 2019 года. Выборку исследования составили студенты 1-2 и 5-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов в количестве 1178 человек. Было проведено анкетирования студентов медицинского вуза по специально разработанному опроснику с последующим анализом полученного материала. Статистическая обработка данных осуществлялась после формирования базы данных в программе МюгоэоА Ехсе1 при помощи программы 81а11э11оа 20.0. Результаты исследования представлены в рисунке 1 и 2.

Результаты и обсуждение. Проведенное исследование показало, что среди юношей начальных курсов, оказание первой медицинской помощи тонущему человеку было на первом месте в ранге.

Данный показатель набрал - 52,0 %. Следует отметить, что оказать первую помощь тонущему человеку могут только 36,1% девушек начальных курсов, т.к. большинство респонденток признались в боязни воды и отсутствия умений плавать (рис. 1). Высокий процент оказания первой медицинской помощи у девушек при ожоге - 58,5 %. Равное соотношение было у юношей (48,6 %) и девушек (41,0 %) в показателе оказания первой медицинской помощи при переломе. Способны оказать первую медицинскую помощь человеку, ставшему плохо в транспорте лишь 11,3 % и человеку, ставшему плохо на улице 18,7 % юношей. В целом, следует отметить, низкие показали умения среди студентов начальных курсов при оказании первой медицинской помощи.

В следующем рисунке 2 представлены результаты анализа показателей оказания первой медицинской помощи у студентов-медиков выпускных курсов. Высокие показатели были как у юношей, так и девушек при оказании первой медицинской помощи при ожогах - 65,0 % и 67,2 %, соответственно. При отравлении могут оказать помощь

65.1 % юношей. Данный показатель значительно увеличился к выпускных курсам у девушек -

49.2 %.

К концу обучения у студентов-медиков увеличились показатели умения оказания помощи при черепно-мозговой травме и при сердечной недостаточности, как свидетельство приобретения практических навыков в результате изучения соответствующих дисциплин и выработке клинического мышления, провоцирующего быстроту реакции на принятие правильного решения.

Однако, по-прежнему, остаются низкими показатели при оказании первой медицинской помощи пораженному электрическим током у юношей (24,0 %) и девушек (27,5 %).

Заключение. Таким образом, на основе проведенного исследования, следует отметить положительную динамику умения оказания первой медицинской помощи у студентов медицинского вуза от курса к курсу. Появляется необходимость внедрения в учебный процесс новых технологий, применение новейших форм и методов обучения при оказании первой медицинской помощи, а также организации учебного процесса во внеаудиторной работы и создания студенческого отряда по оказанию помощи в местах происшествий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Рисунок 1 - Показатели умения оказания первой медицинской помощи у студентов медицинского вуза 1-2 курсов

Рисунок 2 - Показатели умения оказания первой медицинской помощи у студентов медицинского вуза 5-6 курсов

Литература:

1. Грушко Г.В. Специфика обучения основам оказания первой помощи студентов медицинского вуза / Г.В. Грушко, С.Н. Линченко, И.И. Горина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 41-43; URL : https://applied-research.ru/ru/ arti-cle/view?id=4820 (дата обращения 03.02.2020).

Literature:

1. Grushko G. V. The specifics of teaching the basics of first aid for medical students / G.V. Grushko, S.N. Linchenko, I.I. Gorina // International Journal of Applied and Basic Research. 2014. № 3-2. P. 41-43; URL : https://applied-research.ru/ru/article/view?id= 4820 (accessed 03.02.2020).

2. Борисенко Л.В. Первая помощь: изменения в законодательстве и пути решения новых проблем / Л.В. Борисенко, А.В. Акиньшин, С.И. Черняк // Медицина катастроф. 2010. № 3.

3. Петров С.В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Роль фунда-ментализации высшего медицинского образования / С.В. Петров, А.В. Балаханов, М.Н. Молитвин, О.В. Фионик // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 4. Ч. 3. С. 124-133.

4. Колодкин А.А. Обучение населения навыкам оказания первой помощи силами студенческого спасательного отряда / А.А. Колодкин, Л.И. Дежурный, С.Н. Линченко, В.И. Старченко, Д.В. Пух-няк // Кубанский научный медицинский вестник. 2015. № 5. ШЬ : https://oyberleninka.rU/artiole/n/ оЬисИете-пазе1етуа-пауукат-ока2атуа-регУоу-pomosohi-silami-studenoheskogo-spasatelnogo-о^ас1а (дата обращения 03.02.2020).

5. Дежурный Л.И. Первая помощь - ее роль и место в системе скорой медицинской помощи // Скорая медицинская помощь: Национальное руководство / Л.И. Дежурный; Под ред. С.Ф. Багненко, М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Минну-лина. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 130-135.

6. Петров С.В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Роль фунда-ментализации высшего медицинского образования / С.В. Петров, А.В. Балаханов, М.Н. Молитвин, О.В. Фионик // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Ч. 3. Вып. 4. С. 124-133.

7. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. М., 2005. 252 о. С. 2; Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии. М., 2010. 154 С. 3; Гатин Р.М., Зимагулов А.Х. Первая доврачебная медицинская помощь. Казань, 2010.

2. Borisenko L.V. First aid: changes in legislation and ways to solve new problems / L.V. Borisenko, A.V. Akinshin, S.I. Chernyak // Disaster Medicine. 2010. № 3.

3. Petrov S.V. Modern problems of higher medical education. Part 3. The role of fundamentalization of higher medical education / S.V. Petrov, A.V. Bala-khanov, M.N. Molitvin, O.V. Fionik // Bulletin of St. Petersburg University. 2006. Ser. 11. Issue 4. P. 124-133.

4. Kolodkin A.A. Teaching the population the skills of first aid by the student rescue team / A.A. Kolodkin, L.I. Dezurni, S.N. Linchenko, V.I. Starchenko, D.V. Pukhnyak // Kuban Scientific Medical Bulletin. 2015. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obuchenie-naseleniya-navykam-okazaniya-pervoy-pomoschi-silami-studencheskogo-spa-satelnogo-otryada (accessed 03.02.2020).

5. Dezurni L.I. First aid - its role and place in the ambulance system / L.I. Dezurni; ed. S.F. Bagnenko, M.Sh. Khubutia, A.G. Miroshnichenko, I.P. Minnulin // Ambulance: National Guide. M. : GEOTAR-Media, 2015. P. 130-135.

6. Petrov S.V. Modern problems of higher medical education. Part 3. The role of fundamentalization of higher medical education / S.V. Petrov, A.V. Bala-khanov, M.N. Molitvin, O.V. Fionik // Bulletin of St. Petersburg University. 2006. Ser. 11. Issue 4. P. 124-133.

7. Bubnov V.G. The basics of medical knowledge. M., 2005. 252 p. P. 2; Bubnov V.G., Bubnova N.V. How to help with a car accident. M., 2010. 154. P. 3. Gatin R.M., Zimagulov A.Kh. First medical aid. Kazan, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.