Научная статья на тему 'Анализ работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского университета'

Анализ работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СПАД / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / EDICAL UNIVERSITY / WORKING CAPACITY / CONFLICT EXERCISE STRESS / EMOTIONAL LIFT / EMOTIONAL DECLINE / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

В статье представлены результаты социологического исследования анализа работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского вуза. Выборку исследования составили студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов второго, третьего и четвертого курсов в количестве 1240 человек. Для сбора данных был использован метод анкетирования, который является одним из самых распространенных видов опросов в социологических исследованиях. По результатам исследования, становится очевидным, что для юношей ведущими источниками работоспособности и мобилизационными ресурсами являются: хорошее настроение, занятие спортом, потребление фастфуда. Для девушек: эмоциональный подъём, хорошее настроение и физическая нагрузка. Однако, процент юношей, которые имеют вредные привычки значительно больше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагина Инна Рудольфовна, Кубекова Алия Салаватовна, Смахтина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PERFORMANCE AND MOBILIZATION RESOURCES AT STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of a sociological study of the analysis of working capacity and mobilization resources of students of a medical university. A sample of the study was made up of 1240 students of medical, pediatric and dental faculties of the second, third and fourth courses. To collect data, the questionnaire method was used, which is one of the most common types of surveys in sociological studies. According to the results of the study, it becomes obvious that for young men the leading sources of working capacity and mobilization resources are: good mood, playing sports, eating fast food. For girls: emotional recovery, good mood and physical activity. However, the percentage of young men who have bad habits is much higher.

Текст научной работы на тему «Анализ работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского университета»

УДК 616-053.7.004.58:159.955 DOI 10.236727SAE.2019.11.4U69

Шагина Инна Рудольфовна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры физики,

математики и медицинской информатики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

inna_shagina@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России alya_kubekova@mail.ru

Смахтина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики,

Астраханский государственный

медицинский университет

Минздрава России

andry75@list.ru

Анализ

работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского университета

Inna R. Shagina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Physics, Mathematics and Medical Informatics, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia inna_shagina@mail.ru

Aliya S. Kubekova

Senior lecturer

Departments of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia alya_kubekova@mail.ru

Tatiana A. Smakhtina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University Ministry of Health of Russia andry75@list.ru

Analysis

of performance and mobilization resources at students of medical university

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования анализа работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского вуза. Выборку исследования составили студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов второго, третьего и четвертого курсов в количестве 1240 человек. Для сбора данных был использован метод анкетирования, который является одним из самых распространенных видов опросов в социологических исследованиях. По результатам исследования, становится очевидным, что для юношей ведущими источниками работоспособности и мобилизационными ресурсами являются: хорошее настроение, занятие спортом, потребление фастфуда. Для девушек: эмоциональный подъём, хорошее настроение и физическая нагрузка. Однако, процент юношей, которые имеют вредные привычки значительно больше.

Ключевые слова: медицинский вуз; работоспособность; конфликтность; физическая нагрузка; эмоциональный подъем; эмоциональный спад; студенты медицинского вуза.

Annotation. The article presents the results of a sociological study of the analysis of working capacity and mobilization resources of students of a medical university. A sample of the study was made up of 1240 students of medical, pediatric and dental faculties of the second, third and fourth courses. To collect data, the questionnaire method was used, which is one of the most common types of surveys in sociological studies. According to the results of the study, it becomes obvious that for young men the leading sources of working capacity and mobilization resources are: good mood, playing sports, eating fast food. For girls: emotional recovery, good mood and physical activity. However, the percentage of young men who have bad habits is much higher.

Keywords: edical university; working capacity; conflict exercise stress; emotional lift; emotional decline; medical students.

Введение. Пропаганда здорового образа жизни стремительно набирает обороты в сторону оздоровительных программ, спортивно-физических нагрузок, разработок методических основ организации спортивных мероприятий в образовательных учреждениях, а также создание в шаговой доступности инфраструктуры спортивных сооружений и спортивно-оздоровительных зондля различного возраста [1]. Программа государственной политики формирует уровень развития физической культуры и спорта охватывает народонаселение всей страны, но особенное отношение выстраивается среди молодежи и подрастающего поколения [3; 7]. Здоровье любого человека - это составляющая основа психоэмоционального и физического состояния каждого индивида, от которой зависит работоспособность и накопительные функции энергетического баланса [4].

Под работоспособностью понимается способность индивида выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов параметров эффективности [2]. В исследовании Н.В. Губина и Е.М. Колпаковой было выявлено, что эффективным средством повышения функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в учебном процессе и общественной активности студентов является их приобщение к занятиям физической культурой и спортом [5]. В процессе учебной активности и учебных нагрузок, работоспособность студентов изменяется в течение всего учебного года [6].

Цель исследования заключалась ванализера-ботоспособности и мобилизационных ресурсов у

студентов Астраханского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Социологическое исследование было проведено в ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России в период января по июнь 2019 года. Выборку исследования составили студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов второго, третьего и четвертого курсов в количестве 1240 человек. Для сбора данных был использован метод анкетирования, который является одним из самых распространенных видов опросов в социологических исследованиях. Анкета была разработана социологом. В анкете было всего 14 закрытых вопросов. Результаты социологического исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу представлены в таблице № 1.

Результаты и обсуждение.

По результатам анкетирования (табл. № 1), преобладающим показателем работоспособности и мобилизационных ресурсов у юношей был «эмоциональный подъем», на этот вопрос ответили утвердительно 67,1 % юношей. Показателем работоспособности у девушек - 82,0 %,также отмечается «эмоциональный подъем». Следующим ведущим фактором работоспособности и мобилизационных ресурсов у юношей является «хорошее настроение» - 78,8 %. Хорошее настроение определили 81,0 % деву-шек,ответивших утвердительно,как важнейший фактор работоспособности.

Таблица 1

Показатели работоспособности и мобилизационных ресурсов у студентов медицинского университета

№ Вопросы, выбранные студентами Юноши % Девушки %

Да Нет Иногда Никогда Да Нет Иногда Никогда

1 Эмоциональный подъем 67,1 22 7,5 2,4 82 13,2 6,8 0

2 Эмоциональный спад 28,7 69,4 1,8 0,1 56,8 12 28,2 3,0

3 Хорошее настроение 78,8 11,2 2,0 8,0 81,0 14,1 4,9 0

4 Плохое настроение 1,5 82,0 14,5 2,0 35,7 15,5 46,5 2,3

5 Конфликтность 18,0 56,9 21,8 3,3 14,5 26,3 54,2 5,0

6 Употребление алкоголя 38,9 9,0 42,1 10,0 15,6 0 47,9 36,5

7 Употребление табака 51,0 20,1 9,8 19,1 9,0 0 18,5 72,5

8 Правильное питание 5,4 76,6 3,0 15,0 54,5 1,9 13,7 29,9

9 Потребление фастфуда 79,2 14,0 1,8 5,0 23,2 5,0 45,5 26,3

10 Физическая нагрузка 36,4 24,8 19,2 19,6 62,7 4,2 33,1 0

11 Чтение литературы 4,8 56,0 27,2 12,0 45,1 0 54,9 0

12 Занятие спортом 63,5 7,5 24,4 4,6 32,8 44,2 21,7 1,3

13 Режим сна 2,3 78,2 4,5 15,0 35,0 54,8 10,2 0

14 Профилактика ОРЗ 14,0 3,0 76,8 6,2 56,5 9,0 32,5 2,0

Занятия спортом - один из основных показателей работоспособности только у 63,5 % юношей, поэтому большинство студентов продолжают заниматься спортом, посещая спортивные секции. Однако большая часть опрошенных девушек не изъявляют желания заниматься спортом (44,2 %).

В результате исследования было выявлено, что 79,2 % юношей потребляют фастфуд и не считают такую пищу вредной, в то время как 45,5 %

девушек иногда употребляют пищу быстрого питания,отсюда следует вывод, что студенты медицинского вуза не уделяют должного внимания правильному питанию. Из таблицы видно, что показателем работоспособности и способом снятия стресса «употребление табака» -отметили 51,0 % опрошенных юношей, что служит сигналом тревоги, так как данныйкопинг является деструктивным. Стоит подчеркнуть, что девушки (72,5 %) категорически относятся к употреблению табака.

Для девушек чтение литературы является мобилизационным ресурсом и предпочитаемым видом хобби (45,1 %). Это свидетельствует о том, что юноши и девушки имеют разные предпочтения в проведении досуга. Отрицательным фактом наглядно подтверждается«употребление алкоголя» для 38,9 % юношей определяется мобилизационным ресурсом. Однако, процент юношей, которые имеют вредные привычки значительно больше. По фактору «режим сна» у студентов мнения разделились: 35,4 % девушек считают режим сна, какравномерное распределение учебы, отдыха, досуга - источником работоспособности и мобилизационных ресурсов для них, и лишь 2,3 % юношей разделяют данное мнение.

Литература:

1. Бянкина Л.В. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния / Л. В. Бянкина, В.М. Изотова, А.В. Хотимченко, Н.А. Цуман // Научно-теоретический журнал «Ученые записки. 2014. № 4(110). С. 24-28.

2. Кузнецов В.В. Параметры состояния здоровья, ассоциированные с успешностью обучения у студентов младших курсов медицинских специальностей / В.В. Кузнецов, Е.К. Косилова, Р.А. Байрамов и др. // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXIV-XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(32). Новосибирск : Си-бАК, 2019. С. 28-35.

3. Лебедев В.В. О работе ректората и студенческих общественных организаций Нижегородского государственного университета по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа жизни // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании.

4. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1(83). С. 40-45.

5. Губина Н.В. Влияние занятий физической культурой и спортом на работоспособность студентов / Н.В. Губина, Е.М. Колпакова // Международный студенческий научный вестник. 2018. -№ 3-5. URL : http://eduherald.ru/ru/article/view?id= 18451 (дата обращения 05.11.2019).

6. Основы здорового образа жизни : учебное пособие / Под ред. Л.М. Крыловой. МГСУ, 1997.

7. Алексеева Э.Н. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом : методические указания / Э.Н. Алексеева, B.C. Мельников. Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003. 37 с.

Заключение. По результатам исследования, становится очевидным, что для юношей ведущими источниками работоспособности и мобилизационными ресурсами являются: хорошее настроение, занятие спортом, потребление фастфуда. Для девушек: эмоциональный подъём, хорошее настроение и физическая нагрузка. Однако процент юношей, которые имеют вредные привычки значительно больше. Следует отметить, что студенты не уделяют должного внимания правильному питанию. Анализ выяв-ленныхисточников работоспособности у студентов медицинского университетапозволяет разрабатывать программы профилактики, направленные на решение проблем в студенческой среде.

Literature:

1. Byankina L. V. Self-esteem of health by students of professional educational institutions of Khabarovsk as a component of their psychophysiological state / L.V. Byankina, V.M. Izotova, A.V. Khotimchenko, N.A. Tsuman. Scientific and theoretical journal «Scientific notes». 2014. № 4 (110). P. 24-28.

2. Kuznetsov V.V. Health status parameters associated with the success of training among junior students of medical specialties / V.V. Kuznetsov, E.K. Kosilova, R.A. Bayramov and others. // Experimental and theoretical studies in modern science: Sat. Art. by mater. XXXIV-XXXV Int. scientific-practical conf. № 4-5(32). Novosibirsk : SibAK, 2019. P. 28-35.

3. Lebedev V.V. About the work of the administration and student public organizations of the Nizhny Novgorod State University in improving students and promoting a healthy lifestyle // Vestnik NNGU im. N.I. Lobachevsky. Series Innovations in Education.

4. Monitoring the state of health and physical fitness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of the process of physical education / E.V. Gotovtsev, G.N. Germa-nov, Yu.V. Romanova, I.V. Mashoshina // Scientists of the note of the university named after P.F. Les-gaft. 2012. № 1(83). P. 40-45.

5. Gubina N.V. The effect of physical education and sports on students' performance / N.V. Gubina, E.M. Kolpakova // International Student Scientific Bulletin. 2018. № 3-5 . URL : http://eduherald.ru/ru/ article/view?id=18451 (accessed 11/05/2019).

6. The Basics of healthy lifestyle : educational / ed. L.M. Krylova. MGSU, 1997.

7. Alekseeva E.N. Self-control of those engaged in physical exercises and sports : methodological instructions / E.N. Alekseeva, B.C. Melnikov. Orenburg : GOU OGU, 2003. 37 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.