УДК 796.011.1.
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МНОГОЛЕТНИХ НАБЛЮДЕНИЙ
И.В. Дутова, С.А. Архипова, И.В. Меркулова
Выявлены отношение студентов к своему здоровью и заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом, определено место здоровья в системе жизненных ценностей. Представлена оценка уровня мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности, проанализированы изменения в представлениях студенческой молодежи о роли и значимости физической культуры в развитии личности за десятилетний период.
Ключевые слова: студенты, мотивация, анкетирование, здоровый образ
эжизни.
Формирование культуры здоровья является важным условием сохранения и укрепления здоровья населения и ее значимость сложно переоценить. При этом необходимо отметить, что немалая роль отводится физической культуре как одной из составляющих общей культуры человека, его здорового образа жизни [1]. Она во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Однако стоит отметить, что современная молодежь часто не получает необходимых знаний в сфере физической культуры, и соответственно у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом [2]. По мнению ряда авторов, решение этой проблемы напрямую связано с повышением мотивации у студентов к двигательной деятельности, к ведению здорового образа жизни [3-5].
Таким образом, оценка уровня мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) является несомненно актуальной. С целью выявления отношения студентов к своему здоровью, места здоровья в системе жизненных ценностей, заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом нами был проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты 1-го и 2-го курсов Тульского государственного университета (74 чел.).
Исследования проводились в 2008 и 2018 гг., результаты которых были проанализированы на предмет выявления изменений в мотивации студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) за 10-летний период.
Анализ показал, что процент студентов, оценивающих состояние своего здоровья как хорошее остался практически без изменений (51,3 %). Однако заметен рост числа учащихся, считающих свое здоровье удовлетворительным (48,6 % против 28,2 % ранее). Затраты времени на
учебные занятия в вузе и самоподготовку в течение суток увеличились с 6-7 до 9 часов. Большинство студентов (91,0 %) считают свой двигательный режим достаточным для нормальной жизнедеятельности (в 2008 г. такой ответ дали 69,9 % респондентов).
Увеличилось количество студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом (55,0 против 47,6 %) и эпизодически -(45,0 против 37,8 %). При этом на ФСД в течение недели студенты тратили в 2008 г. 4-5 ч, а в 2018 г. уже 8-9 ч. Информацией владеют о показателях физического состояния 46,6 % опрошенных в 2008 г. против 91,0 % в 2018 г., физической подготовленности - 33,9 % против 88,5 %.
Проведенное анкетирование выявило, что, как и прежде, для большей части учащихся здоровье является базовой ценностью [6, 7]. Также подтверждена убежденность студентов в положительном влиянии спортивной деятельности на качество здоровья и восстановление умственной работоспособности. Физическую культуру считают неотъемлемой частью общей культуры личности 92,5 % учащихся (2018 г.), показатель 2008 г. не превышал 82 %.
Динамика интереса к физической культуре отражена в табл. 1. Видно, что увеличился процент студентов, у которых интерес остался без изменений, с 42,7 до 62,2 %, наметилась незначительная отрицательная динамика как в повышении, так и в снижении интереса к физической культуре.
Таблица 1
Динамика изменения интереса к физической культуре, %
Вариант ответа 2008 г. 2018 г.
Повысился 45,6 37,8
Понизился 11,7 -
Остался без изменений 42,7 62,2
Данные востребованности информации о физическом состоянии у студентов представлены на рис. 1.
Необходимо отметить, что значительно выросли заинтересованность студентов к информации о физическом состоянии (исключение составил только интерес к гармоничности фигуры) и доступность её получения. Количество студентов, которых не интересовала информация о физическом состоянии, находился пределах 1 0-20 % при отсутствии значимой динамики за исследуемый временной период.
12 3 4
У Интересует и ее получают 2008г у Интересует и ее получают 2018г
У Интересует, но ее не получают 2008г У Интересует, но ее не получают 2018г
У Информация не интересует 2008г У Информация не интересует 2018г
Рис. 1. Востребованность информации о физическом состоянии, %:
1 - состояние здоровья, 2 - гармоничность фигуры, 3 - уровень физической подготовленности, 4 - уровень умственной работоспособности.
Как выяснилось, за 10-летний период уровень знаний у студентов заметно повысился в вопросах самостоятельного составления комплекса утренней гигиенической гимнастики, проведения учебно-тренировочного занятия, осуществления самоконтроля в процессе занятий ФСД и выполнения самомассажа или массажа другому лицу. На наш взгляд, полученные данные не совсем информативно отражают реальный уровень знаний студентов и наличие у них необходимых умений и навыков (табл. 2).
Таблица 2
Анализ возможности самостоятельной работы, %
Предлагаемые задания 2008 г. 2018 г.
Составить комплекс утренней гигиенической гимнастики 79,6 88,2
Провести самоконтроль в процессе занятий ФСД 62,1 76,0
Провести учебно-тренировочное занятие 58,3 67,8
Составить рациональную диету 31,1 37,5
Дать консультацию по закаливанию 23,3 23,3
Сделать самомассаж или массаж другому лицу 22,4 62,5
Кроме того, нами проанализирована динамика интересов у студентов к различным составляющим физической активности (рис. 2).
5 6 7
Нет, не интересуют
2018 г.
2008 г.
Рис. 2. Динамика интересов студентов к различным формам
физической активности:
1 — закаливание; 2 — сауна; 3 — рациональное питание; 4 — контроль массы тела; 5 — половая жизнь; 6 — занятия бегом и ходьбой; 7 — использование тренажеров; 8 — музыкально-ритмические упражнения; 9 — самоконтроль; 10 — двигательный режим в период экзаменов; 11 - семейное физическое воспитание; 12 — психотренировка
В целом траектории кривых интереса по 12 отдельным составляющим физической активности 2008 и 2018 гг. примерно схожи. Обращает на себя внимание, что по сравнению с 2008 г., в 2018 г. наблюдалось снижение интереса к закаливанию на 7,2 %, сауне - 15,3 %, рациональному питанию - 10 %, контролю массы тела - 10,4 %, занятиям бегом и ходьбой - 7,8 %, самоконтролю - 13,5 %, двигательному режиму в период экзаменов - 13,3 %, семейному физическому воспитанию - 19,5 %.
Напротив, повысился интерес к половой жизни, занятиям физическими упражнениями, самоконтролю и психотренировке, в среднем на 7,2 %.
В дополнение к полученному материалу, нами выявлены наиболее значимые для студентов формы занятий физическими упражнениями. По результатам анкетирования 2018 г. учащиеся предпочитают: секционные занятия (45,3 %), активный отдых (79,0 %), самостоятельные занятия (81,5 %), клубы по спортивным интересам (30,3%), массовые спортивные и оздоровительные мероприятия (16,0 %). Студенты не исключали возможность воспользоваться платными услугами, где наиболее
привлекательными являлись: сауна - 65,0 %, консультации специалистов -63,0 %, прокат инвентаря - 61,5 %, занятия теннисом - 58,0 %, посещение бассейна - 54,0 %, массаж - 53,3 %.
Анализируя представленный материал можно констатировать, что ФСД является основной составляющей образа жизни студентов. При этом особое внимание следует уделять качеству проведения учебных занятий, повышению профессиональной компетентности кадрового состава, улучшению материально-технической базы, использованию современных методик занятий физическими упражнениями. Все это, несомненно, сможет обеспечить общедоступность ФСД, повышая мотивацию и активность студенческой молодежи.
Список литературы
1. Егоров В.Н. Концептуальные положения полипарадигмальности физического воспитания студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 4. С. 33-38.
2. Егоров В.Н. Парадигмальность физического воспитания в вузе на современной этапе развития общества // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2015. № 1. С. 55-60.
3. Стешенко В.В., Нагайцева И.Ф. Проблемы и условия формирования у студентов мотивационной направленности на здоровый образ жизни // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник VIII Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 172-174.
4. Учасов Д.С. Проблемы формирования здоровья студентов и пути их решения // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник V Всерос. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С. 143-146.
5. Яковлев Ю.В., Руденко Г.В., Митин А.Е. Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12(82). С. 211-215.
6. Дутова И.В. Физкультурно-спортивная деятельность студентов и ее взаимосвязь с другими составляющими здорового образа жизни // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. С. 55-57.
7. Дутова И.В., Серегин С.А., Иванушкина Н.Ф. Исследование и сравнительный анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (элективный курс) // Известия Тульского государственного университета. 2017. № 4. С. 13-18.
Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, директор института, Arkhipov777@ gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет, институт педагогики, физической культуры, спорта и туризма,
Меркулова Ирина Викторовна канд. пед. наук, доц., Irina.Merkulova@, tularegion.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
EVALUATION OF THE DYNAMICS OF MOTIVATION OF STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE ON THE BASIS OF MANY YEARS
I.V. Dutovа, S.A. Arkhipova, I.V. Merkulova
The attitudes of students to their health and interest in physical education and sports are identified, the place of health in the system of life values is determined. Presented an assessment of the level of motivation of students to physical education and sports activities. Changes in the perceptions of students' youth about the role and importance of physical culture in personality development over a ten-year period are analyzed.
Key words: students, motivation, questioning, healthy lifestyle.
Dutova Irina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, director of Institute, Arkhipov777@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University, Institute of Pedagogy, Physical Culture, Sports and Tourism,
Merkulova Irina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Irina.Merkulova@,tularegion.ru, Russia, Tula, Tula State University
Reference
1. Egorov V.N. Konceptual'nye polozheniya poliparadigmal'nosti fizicheskogo vospitaniya studentov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 4. S. 33-38.
2. Egorov V.N. Paradigmal'nost' fizicheskogo vospitaniya v vuze na sovremennoj etape razvitiya obshchestva // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2015. № 1. S. 55-60.
3. Steshenko V.V., Nagajceva I.F. Problemy i usloviya formirovaniya u studentov motivacionnoj napravlennosti na zdorovyj obraz zhizni // Fizicheskaya kul'tura i sport uchashchejsya molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya: sbornik VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tula: Izd-vo TulGU, 2012. S. 172-174.
4. Uchasov D.S. Problemy formirovaniya zdorov'ya studentov i puti ih resheniya // Fizicheskaya kul'tura i sport uchashchejsya molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya: sbornik V Vseros. nauch.-prakt. konf. Tula: Izd-vo TulGU, 2009. S. 143-146.
5. Yakovlev Yu.V., Rudenko Mitin A.E. Povyshenie motivacii studentov tekhnicheskogo vuza k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj na osnove gumanitamyh tekhnologij // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2011. № 12(82). S. 211-215.
6. Dutova I.V. Fizkul'tumo-sportivnaya deyatel'nost' studentov i ee vzaimosvyaz' s drugimi sostavlyayushchimi zdorovogo obraza zhizni // Fizicheskaya kul'tura i sport studencheskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya: sbomik materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. ^яГ Tula: Izd-vo TulGU, 2008. S. 55-57.
7. Dutova I.V., Seregin S.A., Ivanushkina N.F. Issledovanie i sravnitel'nyj analiz motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj (elektivnyj Ыге) // Izvestiya tul'skogo gosudarstvennogo ип^еге^а. 2017. № 4. S. 13-18.