THE OPTIMIZATION OF THE TRP TESTING FOR SPESIAL STUDENTS GROUP
V. V. Bobkov
The article discusses methodology of selection tests for choice of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) to participate in the TRP delivery standards between males and females 16-18 years old, belonging to the V-th level of the complex. In this experiment for each student were determined optimal tests, contributing to the most successful execution of testing complex on the gold badge.
Key words: TRP test of choice, the gold badge, the stages of selection, testing, development of physical qualities.
Bobkov Vitaliy Victorovich, senior lecturer, aspirant, vitaly-x5@yandex. ru, Russia, Moscow City Pedagogical University (Pedagogical Institute of Physical Culture), Russian State University of Oil and Gas of I.M. Gubkin
УДК 796.011:378.172
ИССЛЕДОВАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС)
И.В. Дутова, С.А. Серегин, Н.Ф. Иванушкина
Проведено анкетирование на спортивных отделениях атлетической гимнастики, борьбы, плавания с целью выявления ценностных ориентаций отражающих отношение личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности. Сравнительный анализ мотивации студентов к занятиям по дисциплинам позволил во взаимосвязи оценить интересы и потребности обучающихся. Ключевые слова: мотивация, студенты, физическая культура.
Исследованию мотивов к занятиям спортом посвящено значительное количество работ. Данный факт объясняется тем, что от особенностей мотивации зависит отношение к спортивной деятельности, стремление обучающихся совершенствовать свои способности [2, 4].
Важным фактором, влияющим на успешность процесса обучения по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)», является мотивация учащихся [3]. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, мобилизует ее на проявление активности [4]. Особое место в психологическом обеспечении занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом [5]. Мотивы имеют разную структуру: 1. Непосредственные мотивы спортивной деятельности: • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
• потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
• стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
• стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
• потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
2. Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
• стремление стать сильным, здоровым;
• стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
• чувство долга;
• потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [1].
Обучение по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» в Тульском государственном университете (ТулГУ) имеет свои особенности. Опираясь на хорошую материально-техническую базу, высокий профессионализм педагогического коллектива, студентам предоставляется возможность выбора различных видов спорта. В вузе предлагается обучение на отделениях: ОФП, легкой атлетики, мини-футбола, атлетической гимнастики, борьбы, бокса, волейбола, баскетбола, большого тенниса, плавания, гимнастики, йоги, аквааэробики, скандинавской ходьбы. Кроме того, студентам дается возможность поменять выбранный вид спорта.
Учитывая вышесказанное, нам представилось интересным выявить тенденции выбора студентов, уровень их подготовленности, вероятность перехода на другое отделение. Исследование включало разработку анкеты для экспресс-опроса и проведение сравнительного анализа полученных данных. В анкетировании принимали участие юноши первого курса в количестве 91 чел., занимающиеся на отделениях атлетической гимнастики, борьбы и плавания ТулГУ.
Вопросы анкетирования и предлагаемые варианты ответов представлены в табл. 1.
Анализируя полученные данные, можно отметить, что дисциплину «Физическая культура (элективный курс)» считают необходимой большинство респондентов, однако значительное различие (12,5 % против 6,9 %) выявилось в варианте «не считаю физическую культуру необходимой» на отделениях плавания и атлетической гимнастики. Каждый пятый на отделении борьбы и каждый десятый студент на плавании записались в данный вид спорта случайно.
Таблица 1
Вопросы анкетирования и варианты ответов (блок 1)
Вопросы анкетирования и варианты ответов
Результаты анкетирования по видакм спорта, %
Атлетическая гимнастика
Борьба
Плавание
1. Считаете ли Вы дисциплину «Физическая культура» необходимой в учебных планах вузовской подготовки?
- да, считаю
- нет, не считаю
- затрудняюсь ответить
87,5 12,5
2. Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься?
- я выбрал, что хотел
- свой вариант
- затрудняюсь ответить_
94,8 2,6 2,6
79,3 6,9 13,8
70,8
12.5
16.6
73,7 18,4 7,9
93,1 6,9
3. Вы записались на отделение?
- целенаправленно
- случайно
- мне все равно_
95,8 4,2
94,7 5,3
89,7 10,3
Ответы на вопрос: «Имеете ли Вы квалификацию или опыт занятий в выбранном виде?» представлены на рис. 1.
70 60 50 40 30 20 10 0
Имею разряд Занимался Решил
ранее попробовать новое
Борьба
Атлетическая гимнастика
Плавание
Рис. 1. Спортивная квалификация студентов
Полученные данные говорят об имеющемся опыте у учащихся в выбранном виде спорта (29,0-66,6 %); о наличии спортивного разряда (4,1-10,5%). Вместе с тем, почти треть респондентов на отделении атлетической гимнастики и более половины студентов, занимающихся борьбой и плаванием, выбрали данные направления впервые.
Основные цели, которые преследуют студенты, занимаясь физической культурой в вузе, отражены на рис. 2.
Рис. 2. Основные цели студентов, занимающихся спортом
В данном случае отметим, что выбор варианта «получить зачет» на отделении атлетической гимнастики отсутствует.
Следующая серия вопросов и варианты ответов представлены в
табл. 2.
Таблица 2
Вопросы анкетирования и варианты ответов (блок 2)
Вопросы анкетирования Результаты анкетирования
и варианты ответов по видакм спорта, %
Атлетическая гимнастика Борьба Плавание
1. Устраивают ли Вас условия для занятий?
- полностью 69,6 63,9 82,7
- недостаточно 30,4 19,4 17,3
- мне все равно - 16,7 -
2. Имели ли Вы информацию о
преподавателях отделения до записи? - да, имел 12,5 13,2 3,4
- нет, не имел 70,8 63,1 65,6
- не интересовался 16,6 23,7 9,0
3. Изменилось ли Ваше отношение к
занятиям физической культуре? - улучшилось 33,3 52,7 58,6
- ухудшилось - не изменилось 66,6 2,6 44,7 41,4
Следует выделить, что большинство студентов (63,9-82,7 %) условия занятий устраивают полностью, информацию о преподавателях не имели (63,1-70,8 %). Отношение к физической культуре улучшилось за время обучения (33,3-58,6 %), не изменилось (41,4-66,6 %). Отрицательная тенденция (2,6 %) отмечена на отделении борьбы.
На вопрос: «Планируете ли вы уйти с отделения?» ответы респондентов распределились следующим образом:
- отделение атлетической гимнастики: не планирую - 75,0 %; планирую - 16,6 %; не вижу смысла - 8,3 %:
- отделение борьбы: не планирую - 68,4 %; планирую - 18,4 %; не вижу смысла - 13,2 %;
- отделение плавания: не планирую - 51,7 %; планирую - 6,9 %; не вижу смысла - 41,4 %.
Таким образом, данное исследование и педагогические наблюдения позволили провести сравнительный анализ мотивации студентов к занятиям по данной дисциплине, оценить интересы и потребности обучающихся, уровень их физической подготовленности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ценностные ориентации отражают отношение личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности, что можно использовать с целью повышения качества обучения на занятиях по физической культуре.
Список литературы
1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.
2. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №2 (84). С. 84-89.
3. Полетаев В.В. Особенности здорового образа жизни современного студента // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тез. докл. VI Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 109-111.
4. Стешенко В.В., Нагайцева И.Ф. Проблемы и условия формирования у студентов мотивационной направленности на здоровый образ жизни // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 172-174.
5. Яковлев Ю.В., Руденко Г.В., Митин А.Е. Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №12 (82). С. 211-215.
Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Серегин Сергей Анатольевич, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Иванушкина Надежда Федоровна, канд. пед. наук, доц., ivanushkina.n @yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
RESEARCH AND COMPARA TIVE ANALYSIS OF MOTIVA TION OF STUDENTS TO LESSONS OF PHYSICAL CULTURE (ELECTIVE COURSE)
I. V. Dutova, S.A. Seregin, N.F. Ivanushkina
The survey was carried out at sports departments of athletic gymnastics, wrestling, swimming with the purpose of revealing valuable orientations reflecting the attitude of the individual to physical culture in life and professional activity. A comparative analysis of students' motivation for pursuing their studies in disciplines allowed them to assess the interests and needs of students in a relationship.
Key words: motivation, students, physical culture.
Dutova Irina Victorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Seregin Sergey Anatolyevich, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ivanushkina Nadezhda Fedorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ivanushkina. n@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.01
ЗДОРОВЬЕ, СПОРТИВНЫЕ ПРАКТИКИ, КАЧЕСТВО
И ДОСТУПНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В ОЦЕНКАХ РОССИЯН
Ф.Ф. Ишкинеева, А.Д. Кавеева, К.А. Озерова
Представлены показатели всероссийского исследования по результатам реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». Проведен анализ статистических данных по заболеваемости, занятиям физической культурой и спортом, востребованности спортивных объектов в 85 регионах России. Результаты исследования отражают оценку россиянами собственного здоровья, физической активности, качества и доступности спортивной инфраструктуры с учетом региональной и половозрастной специфики.
Ключевые слова: здоровье населения, здоровый образ жизни, спортивные практики, спортивная инфраструктура, региональный анализ.
Состояние здоровья является интегрированным показателем биологических, социокультурных, экономических процессов, происходящих в обществе [8]. Здоровье является необходимым атрибутом населения, при этом оно означает не только отсутствие болезни, но и определенный образ жизни [7]. Вопросы мотивации жителей России к занятиям различными видами физической активности являются актуальной темой для исследований, результаты которых могут содействовать разработке конкретных мер по популяризации занятий физкультурой и спортом в стране. В свою очередь, здоровье имеет не только