FEATURES OF STUDENT TRAINING WITH NEUROCIRCULATORY DYSTONIA AT SESSIONS ON PHYSICAL CULTURE
V.V. Borisova, I.V. Dutova, L.G. Demchenskaya
Questions of individualization of training of students with neurocirculatory dystonia in physical education classes are considered. An activity program for the experimental group consisting of a basic (mandatory) component and a variational one (based on the use of individual exercise programs) is disclosed.
Key words: neurocirculatory dystonia, program of occupations, experiment, health techniques.
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Demchenskaya Lyudmila Grigoryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, L02081967@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Dutova Irina Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, petyaa71@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.06:378.172
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО И ЕГО РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В.И. Веселов, А.С. Воронович, Н.М. Синютин
Представлены результаты работы по комплексу ГТО в Тульском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Приведены данные человеческого опроса, отражения мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса. Указаны основные факторы, отрицательно выполняющие на процесс подготовки к выполнению нормативов. Приведена калькуляция расходов на непосредственную подготовку на платной основе. Даны конкретные предложения по оптимизации работы по данному направлению в вузе.
Ключевые слова: фестиваль, ГТО, данные социального опроса, динамика результатов, выполнение нормативов комплекса, материальные затраты на подготовку к выполнению нормативов ГТО.
Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Во времена СССР для подготовки всесторонне развитых и физически совершенных людей была принята инициатива комсомола в создании комплекса физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Комплекс ГТО - «Готов к труду и обороне» успешно выполнял свою функцию по спортивному воспитанию молодежи. С распадом Советского Союза комплекс ГТО упразднен, однако его основная идея, направленная на
решение задач укрепления здоровья населения страны, повышение уровня его физической подготовленности остается востребованной и должна быть реализована в соответствии с требованиями сегодняшнего дня [2].
Проблема современности - высокая заболеваемость еще со школьного / дошкольного возраста сказывается на общей структуре современного общества и заставляет задуматься о принятии мер в оздоровлении населения. В последнее время проблема повышения физической активности молодежи, вовлечения студентов и школьников в спортивное движение все чаще обсуждается средствами массовой информации. Современные исследования показывают, что физически подготовленные и развитые люди, при большом внимании к своему личностному развитию, значительно более мобильны и стрессоустойчивы, социально активны и позитивно смотрят на жизнь [5]. Основная цель внедрения комплекса ГТО - создание программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, педагогов, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья [6]. Приоритетное значение в реализации этого важнейшего социального проекта имеет совершенствование системы образования при формировании физической культуры личности обучающегося через деятельность, связанную с внедрением этого комплекса, которую мы понимаем как систему мер, направленных на подготовку учащихся к выполнению его нормативов и организацию двигательного режима через физическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность [6] . Значительная доля молодого населения страны - студенты. Современное состояние здоровья студентов привлекает специалистов разных сфер (сфера здравоохранения, трудоустройства и занятости населения, сфера профессионального образования), отмечено, что за период обучения в вузах у студентов наблюдается снижение уровня физического и психического здоровья, рост заболеваемости сердечнососудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем в силу ограниченной двигательной активности, ухудшение и потеря социально -культурных ценностей и привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи [1].
Физическое воспитание в вузе, являясь базовой его формой, призвано содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессионально значимых качеств и способностей, устранению возможных вредных влияний объективных условий образовательного процесса на студента [4] .
Результатом подготовительной работы по улучшению дел в сфере физической культуре и спорта стал Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к
труду и обороне «ГТО», где, в частности, говорится: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, постановляю:
1. Ввести в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) программную и нормативную основу физического воспитания населения» ...
Новая структура комплекса ГТО, разработанная Минспорта РФ, содержит 11 уровней сложности. Первые пять - рассчитаны на школьников, шестой - на молодёжь от 18 до 29 лет. Каждый последующий уровень оценивает физическую подготовку людей в возрасте 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 и старше 70 лет.
Программа мероприятий по апробации комплекса ГТО предусматривала:
организацию экспериментальных площадок в различных регионах РФ;
• разработку единых для всех регионов тестирующих программ и условий приема нормативов комплекса ГТО;
• проведение испытаний нормативных требований комплекса ГТО в различных регионах РФ;
• математическую обработку результатов испытаний;
• коррекцию нормативных требований в соответствии с результатами испытаний;
• экспериментальное обоснование нормативных требований в соответствии с физическими способностями детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
Целью настоящего исследования было определения эффективности работы по ГТО в Тульском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, а также выявление мотивации студентов к освоению нормативов комплекса.
Для решения задач настоящего исследования целесообразно привести примеры по тестированию студентов филиала.
В филиале в 2015/16 учебных годах проводилась работа по тестированию студентов в рамках норм ГТО с целью выявить реальную физическую подготовленность студентов по основным физическим качествам.
Для этого была разработана программа по курсу общефизической подготовки, которая реализовывалась на плановых занятиях по курсу физической культуры, была создана группа по общефизической подготовки. Студенты этой группы приняли участие в фестивалях ГТО г. Тулы, где заняли в зимнем фестивале второе место и третье место - в летнем.
Проанализировав итоги фестивалей, пришли к выводу, что мы уступили только вузам, имеющим в своем составе факультет или институт физической культуры.
В фестивале от ТФ РЭУ им. Г.В. Плеханова приняло участие 25 девушек. Средние показатели по нормам ГТО обязательных видов составили: бег 2 км - 10 мин 53 с; бег 100 м - 16,36 с; наклон вперед стоя -15,2 см; сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 12,6 раза.
Эти результаты соответствуют временным и количественным нормам на золотой и серебряные знаки ГТО.
Из чего можно сделать вывод, что примененный нами способ подготовки студентов дал положительный результат, несмотря на то, что мы не акцентировали внимание студентов именно на подготовке к сдаче норм ГТО. Продолжая работу по пропаганде здорового образа жизни и комплекса ГТО, мы провели опрос среди студентов и профессорско-преподавательского состава с целью выявления их отношения к данному физкультурно-спортивному комплексу (табл. 1).
Таблица 1
Основные вопросы и ответы респондентов
Вопрос
Ответ
Хотите ли вы сдать нормы ГТО? Да - 48 %. Нет - 21,5 %. Не определился - 30,5 %
Что дает вам успешная сдача норм ГТО? Повышает физическую подготовленность - 48 %. Дает преимущества в учебе - 25 %. Моральное удовлетворение - 27 %
Из какого источника вы узнали о комплексе ГТО? От преподавателей физической культуры вуза - 58 %. Из соцсетей - 30 %. Вообще не слышали, мне это не интересно - 14 %. Сдавали в школе - 6 %
Что по вашему мнению затрудняет сдачу норм ГТО? Много отнимает время на сбор документов и прохождения медицинского осмотра - 43 %. Не рациональная работа Центров ГТО - 27 %. мне все равно - 15%. Я не буду сдавать нормы ГТО - 5 %
Что для вас значит сдать нормы ГТО? Узнать свои физические возможности - 41 %. Получить льготы в дисциплине физическая культура, зачет - 49 %. Моральное удовлетворение от занятий спортом - 10 %
Сдача норм ГТО позволила улучшить ваше физическое и психологическое здоровье? Да - 37 %. Не определился - 25 %. Скорее нет - 42 %
Из результатов опроса можно сделать вывод, что для повышения эффективности работы по ГТО следует особенно обратить внимание на следующие факторы:
• упростить систему подачи документов;
• обеспечить вузы всем необходимым спортивным инвентарем;
• преподавателям вузов пройти 72-часовые курсы по допуску к проверке норм ГТО;
• закрепить законодательно льготы лицам, успешно сдавшим нормы ГТО в зависимости от полученного знака.
После данных мероприятий мы предложили сдать нормы ГТО студентам нашего филиала. Изъявили желания сдать номы ГТО 56 чел. Успешно прошли сдачу норм ГТО 19 чел., они выполнили все 11 тестов, остальные не сдали все нормы по различным причинам: состояние здоровья
- 10 чел., не прошли требования обязательных тестов - 27 чел.
На получение знаков ГТО претендуют: золотой - 5 чел.; серебряный
- 4 чел.; бронзовый - 10 чел. В относительном выражении это составило 33,9 %.
Результат, конечно, желает лучшего, но следует отметить положительную динамику физической подготовленности студентов к октябрю, по сравнению с контрольным тестированием в сентябре (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей сдачи норм ГТО студентов
№ п/п Наименование упражнения Результат
Сентябрь Октябрь
1 Бег 2 км (мин, с) 11,58 10,53
2 Бег 100 м (с) 17,04 16,36
3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 7 16
4 Наклон вперед из положения стоя (см) 10 15,2
Проанализировав результаты студентов, было установлено, что из всех поступивших студентов - 18 % освобождены по медицинским показателям от практических занятий физической культурой или имели специальную медицинскую группу здоровья, 25 % имели подготовительную группу, что составляло 43 % от всех студентов, поступивших в вуз.
Также мы встретили трудности при подготовке к сдаче отдельных тестов: по стрельбе, плаванию, лыжным гонкам. Причины самые простые. К стрельбе нет возможности готовиться из-за отсутствия материальной базы (винтовок), к лыжным гонкам - из-за отсутствия у большинства студентов начальной лыжной подготовки.
Подготовка к сдаче норм по стрельбе из пневматической винтовки и плаванию в среднем обойдется по 1000 руб. Лыжная подготовка с арендой лыж в пункте проката - 1500 руб., занятие отдельно с тренером - 2000 руб.
В итоге 5500 руб. - достаточна ощутимая сумма и не только для студента.
Как можно изменить ситуацию? Мы считаем, что для этого необходимо:
• значительно улучшить материально-техническую базу вузов;
• создать условия для подготовки к сдаче норм ГТО;
• добавлять дополнительные баллы при поступлении в вузы, но не один балл, а не менее пять.
• выплачивать студентам материальную помощь в размере 1000 руб., хотя бы раз в квартал, или снизить стоимость оплаты обучения на 10 %.
Список литературы
1. Веселов В.И., Воронович А.С. Развитие физических качеств студентов средствами физического воспитания // Концепт. 2015. Т.7. С. 1115.
2. Веселов В.И., Стулов В.В. О повышении эффективности физического воспитания студентов // Концепт. 2015. Т.7. С. 46-50.
3. Карелина Н.Н., Гарина Е.В. Влияние комплекса ГТО на учебный процесс по физической культуре в вузе // Научные труды SWordl: сб. науч. трудов Т. 15. № 4(41). Иваново: Изд-во «Научный мир», 2015. С. 96-99.
4. Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1979. 704 с.
5. Стулов В.В. Пути повышения эффективности физического воспитания студентов // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: матер. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова. Тула: Изд-во Тул. гос.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. С. 310-312.
6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». https://rg.ru/2014/03/26/gto-dok.html (дата обращения: 12.05.2017).
Веселов Василий Иванович, канд. пед. наук, доц., Veselov.VI@rea.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
Воронович Анатолий Спартакович, старший преподаватель, vas1953@spartak.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
Синютин Николай Михайлович, доц., Veselov. VI@rea.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ALL-RUSSIA TRAINING AND SPORTS COMPLEX GTO AND ITS ROLE IN PHYSICAL
EDUCATION OF STUDENTS
V.I. Veselov, A.S. Voronovich, N.M. Sinjutin
Presented are the results of the work on the TRP complex in the Tula branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. The data of the human survey, the reflection of the students' motivation to comply with the standards of the complex are given. The main factors that negatively affect the process of preparation for the implementation of the standards are indicated. The calculation of costs for direct training on a fee basis is given. Concrete proposals on optimization of work in this area in the university are given.
Key words: festival, TRP, social survey data, results dynamics, compliance with the standards of the complex, material costs for preparation for the compliance with TRP standards.
Veselov Vasily Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Veselov.VI@rea.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Economic University of G.V. Plekhanov,
Voronovich Anatoly Spartakovich, senior lecturer, vas1953@spartak.ru, Russia, Tula, Tula Branch of the Russian Economic University of G.V. Plekhanov,
Sinyutin Nikolai Mikhailovich, associate professor, Veselov.VI@rea.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.02
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ВЗРОСЛЫХ
Е.И. Гришина, М.Ю. Мухамедова
Предложен разработанный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на улучшение и восстановление функций опорно-двигательного аппарата при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника у женщин 40-55 лет.
Ключевые слова: остеохондроз позвоночника, нагрузка, реабилитационная программа, ЛФК, двигательная функция, позвоночник.
Остеохондроз позвоночника - дегенеративное заболевание, сопровождается выраженным болевым синдромом, ограничением подвижности позвоночного сегмента, возникновением различных деформаций, смещением либо нарушением функций внутренних органов. Этим заболеванием чаще всего страдают люди с избыточной массой тела, что является риском для развития заболеваний сердечно-сосудистой