Научная статья на тему 'Анализ психического и интеллектуального состояния студентов в процессе педагогических воздействий индивидуальной направленности'

Анализ психического и интеллектуального состояния студентов в процессе педагогических воздействий индивидуальной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / SPECIFIC FEATURES / MENTAL AND INTELLECTUAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Людмила Николаевна

Обосновано применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию, основанного на выявлении психического и интеллектуального состояний студентов с учетом индивидуальной направленности педагогических воздействий. Представлена динамика успеваемости, изменения потребностей и интересов к занятиям физической культуре студентов в ходе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MENTAL AND INTELLECTUAL CONDITION OF STUDENTS IN THE COURSE OF PEDAGOGICAL INFLUENCES OF INDIVIDUAL ORIENTATION

The application of the method of circular training in the classroom for physical education on the basis of the identified mental and intellectual state of students, taking into account the individual orientation of pedagogical influences, is substantiated. Presents the dynamics ofprogress, changes in needs and interests in physical education of students during the experiment.

Текст научной работы на тему «Анализ психического и интеллектуального состояния студентов в процессе педагогических воздействий индивидуальной направленности»

УДК 796.011.1:378.17

АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Л.Н. Забелина

Обосновано применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию, основанного на выявлении психического и интеллектуального состояний студентов с учетом индивидуальной направленности педагогических воздействий. Представлена динамика успеваемости, изменения потребностей и интересов к занятиям физической культуре студентов в ходе эксперимента.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, индивидуальные особенности, психическое и интеллектуальное состояние.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности является одним из наиболее приоритетных задач, стоящих перед государством. Современный специалист должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, при этом быть психологически устойчивым к различным стресс-факторам [1, 2].

Эффективным средством профилактики различных негативных психологических влияний на организм студента являются занятия физической культурой в высшем учебном заведении, которая обеспечивает гармоничное физическое и духовное развитие личности молодого человека [3-5].

Программный материал по физической культуре в вузе должен, в первую очередь, отвечать интересам студентов, которые проявляются в различных видах двигательной активности. Формирование у студенческой молодежи устойчивой потребности к движениям посредством занятий физической культурой можно обеспечить с помощью рациональной организации физического воспитания студентов, с учетом информации об их запросах и возможностях [6, 7].

В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки психического и интеллектуального состояний студентов в процессе применения различных физических средств и методов подготовки.

Цель исследования - изучить психическое и интеллектуальное состояния студентов в процессе педагогических воздействий индивидуаль -ной направленности.

Методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературы, документальных и архивных данных; анкетирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; контрольно-педагогические испытания (тесты); методы математической статистики.

Исследование проводилось с 2008 по 2018 г. в соответствии с решением частных целей и задач констатирующего и формирующего экспериментов. В процессе исследования (п=190 чел.) была разработана и экспериментально обоснована технология инновационного применения метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию с учетом индивидуальной направленности педагогических воздействий.

Комплекс тестов, по результатам которых оценивали психическое состояние девушек и юношей, предусматривал использование специализированных методик-опросников по определению уровня развития мотивационного компонента психики человека и последующего влияния на волевые способности [8].

Педагогические и психологические тесты позволили оценить психическое и интеллектуальное состояния девушек и юношей 16-20 лет, что дало возможность получить относительно полную информацию об эффективности использования различных средств, применяемых на занятиях по предмету «Физическая культура» в высших учебных заведениях.

Об эффективности применяемой методики организации учебных занятий можно судить по изменениям в потребностях и интересах к физическим упражнениям.

Установлено, что в контрольной группе занятия по физическому воспитанию для 25 % девушек и 30 % юношей являются средством получения итогового зачета по предмету. По окончании эксперимента в экспериментальной группе при воздействии метода круговой тренировки для 5 % девушек и 6 % юношей эта характеристика остается неизменной (таблица).

Динамика изменения потребностей и интересов к занятиям физической культуре девушек и юношей контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп, %

Характеристики Девушки Юноши

Н К Н К Н К Н К

Соперничество 5 7 3 1 6 9 6 2

Достижение спортивных результатов 5 5 6 2 8 7 7 1

Развитие эстетических качеств 4 4 4 1 1 3 2 3

Расширение кругозора 5 3 5 6 4 3 4 5

Способ общения 7 10 7 8 8 4 7 9

Укрепление здоровья 7 11 6 15 6 8 6 13

Психоэмоциональная разрядка 9 7 9 15 10 12 10 16

Развитие физических качеств 10 6 10 19 14 11 14 22

Улучшение внешнего вида, коррекция телосложения 20 22 22 28 16 13 17 23

Получение зачета 28 25 28 5 27 30 27 6

Всего: 100 100 100 100 100 100 100 100

Примечание: Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента.

У девушек и юношей контрольной и экспериментальной групп определяющее значение при занятиях физическими упражнениями имеют улучшение внешнего вида, коррекция телосложения. Так, в конце эксперимента для 22 % девушек и 13 % юношей контрольной группы и 28 % девушек и 23 % юношей экспериментальной группы этот показатель остается одним из приоритетных.

Существенное значение в экспериментальной группе при анализе потребностей и интересов имеет развитие физических качеств. Так, по окончании эксперимента он значим для 19 % девушек и 22 % юношей.

Наряду с вышеупомянутыми сторонами развития человека, по окончании педагогического эксперимента для 15 % девушек и 16 % юношей экспериментальной группы приобретает психоэмоциональная разрядка. В контрольной группе показатели психоэмоциональной разрядки имеют значение всего для 7 % девушек и 12 % юношей (р>0,05).

Целенаправленное применение метода круговой тренировки свидетельствует о незначительных изменениях в показателях соперничества. Так, для девушек и юношей контрольной группы оно значимо в конце эксперимента для 7 и 9 % соответственно. Для экспериментальной группы этот показатель снижается у девушек до 1 % и у юношей до 2 %. Достижение высокого спортивного результата, расширение кругозора и развитие эстетических качеств имеет более низкий порядок значимости для многих девушек и юношей 20 лет.

Успеваемость студентов может свидетельствовать о характере приемлемости и усвояемости учебного материала (ри сунок).

Динамика успеваемости на занятиях по физическому воспитанию девушек и юношей контрольной и экспериментальной групп

По промежуточному тестированию установлено, что начальный уровень в контрольной группе соответствует удовлетворительному уровню в 5-м и 6-м семестрах и составляет у девушек 3,1 и 3,3 балла и у юношей 3,0 и 3,1 балла соответственно. По окончании эксперимента в контрольной группе показатели успеваемости в 5-м семестре у девушек возрастают до 3,3 балла, в 6-м снижаются до 3,2 балла, у юношей в 5-м семестре возрастают до 3,1 балла, а в 6-м - до 3,3 балла.

Результаты экспериментальной группы свидетельствуют, что в начале эксперимента в 5-м семестре у девушек успеваемость соответствовала удовлетворительному уровню - 3 баллам, по окончании возросла до 3,8 балла, что соответствует хорошему уровню. В конце эксперимента в 6-м семестре данный показатель увеличился до 4,6 балла, соответствуя отличному уровню. У юношей отмечены подобные изменения в 5 семестре. В начале семестра показатель соответствует 3,3 баллам, к концу увеличивается до 4 баллов. В 6-м семестре достигает отличного уровня - 4,7 балла.

Выявленные закономерности свидетельствуют об эффективном применении метода круговой тренировки, обеспечивающей улучшение психического и интеллектуального состояний студенческой молодежи.

Список литературы

1. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ГЦИФК, 1992. 58 с.

2. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. 448 с.

3. Борисова О.В. Технология дифференцирования физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 162 с.

4. Виленский М.Я., Петьков В.А. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности. М., 2002. 56 с.

5. Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №_1. С. 14-23.

6. Аллянов Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»: дис. .канд. пед. наук. Смоленск: СГАФКСТ, 2007. 197с.

7. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис.д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 40 с.

8. Забелина Л.Н. Дифференцированная методика развития физических качеств студентов технического вуза с учетом их индивидуальных особенностей: дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2011. 164 с.

Забелина Людмила Николаевна, канд. пед. наук, доц., kaf-fvahgitn.ru, Россия, Брянск, Брянский государственный инженерно-технологический университет

THE ANALYSIS OF THE MENTAL AND INTELLECTUAL CONDITION OF STUDENTS IN THE COURSE OF PEDAGOGICAL INFLUENCES OF INDIVIDUAL ORIENTATION

L.N. Zahelina

The application of the method of circular training in the classroom for physical education on the hasis of the identified mental and intellectual state of students, taking into account the individual orientation of pedagogical influences, is substantiated. Presents the dynamics ofprogress, changes in needs and interests in physical education of students during the experiment.

Key words: physical culture, students, specific features, mental and intellectual state.

Zahelina Lyudmila Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kaf-fv a hgitn. ru, Russia, Bryansk, Bryansk State Engineering and Technological University

Reference

1. Lubysheva L.I. Teoretiko-metodologicheskie i organizacionnye osnovy formirovaniya fizicheskoj kul'tury studentov: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk. M.: GCIFK, 1992. 58 s.

2. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik / pod red. V.I. Il'inicha. M.: Gardariki, 2003. 448 s.

3. Borisova O.V. Tekhnologiya differencirovaniya fizicheskoj podgotovki studentov vuzov na osnove ucheta sootnosheniya somaticheskih i psihologicheskih tipov: dis. ...kand. ped. nauk. Volgograd, 2006. 162 s.

4. Vilenskij M.Ya., Pet'kov V.A. Metodologicheskie osnovy i konceptual'nye predposylki processa formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti. M., 2002. 56 s.

5. Prioritetnoe primenenie metoda krugovoj trenirovki na zanyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu v gumanitarnyh vuzah / V.P. Guba [i dr.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 1. S. 14-23.

6. Allyanov Yu.N. Tekhnologiya formirovaniya motivacii samoobrazovatel'noj deyatel'nosti u studentov ekonomicheskih vuzov po discipline «Fizicheskaya kul'tura»: dis. .kand. ped. nauk. Smolensk: SGAFKST, 2007. 197s.

7. Lotonenko A.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya u studencheskoj molodezhi potrebnostej v fizicheskoj kul'ture: avtoref. dis.d-ra ped. nauk. Krasnodar, 1998. 40 s.

8. Zabelina L.N. Differencirovannaya metodika razvitiya fizicheskih kachestv studentov tekhnicheskogo vuza s uchetom ih individual'nyh osobennostej: dis. ...kand. ped. nauk. Tula, 2011. 164 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.