3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
Барков Владислав Алексеевич, д-р пед. наук, проф., v. barkov@grsu. by, Беларусь, Гродно, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы,
Баркова Виктория Владиславовна, ст. преп., v. barkovagrsu. by, Беларусь, Гродно, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы,
Бабаш Иван Викторович, студент, v. barkovagrsu. by, Беларусь, Гродно, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
THE METHOD OF EVALUATION OF FORCE ENDURANCE OF ANKLE JOINT
V.A. Barkov, V.V. Barkova, I.V. Babash
Presented experimental data on the method of determining the functional state of the static and dynamic strength endurance of the foot and lower leg, set the correlation relationship between these parameters and physical development of young men aged 15-17.
Key words: musculoskeletal system, methods of defining force endurance of the youngsters of 15-17 years old.
Barkov Vladislav Alexeevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, v.barkovagrsu.by, Belarus, Grodno, Grodno State University named after JankaKupala,
Barkova Victoria Vladislavovna, senior lecturerv, barkovagrsu.by, Belarus, Grodno, Grodno State University named after JankaKupala,
Babash Ivan Victorovich, student, barkovagrsu.by, Belarus, Grodno, Grodno State University named after JankaKupala
УДК 796.011
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.В. Дубровина, Л.Л. Кузьмина, А.Н. Козлова, М.И. Чижов
Приведены результаты экспериментальных исследований студентов группы адаптивной физической культуры, дающие представление об их психологической устойчивости, интересах и мотивации к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: студенты, анкетирование, мотивация, психологический статус, адаптация.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России.
С выделением адаптивной физической культуры и спорта в самостоятельное реабилитационное направление, назрела необходимость её социологического осмысления.
Привлечение инвалида к занятиям физическими упражнениями зачастую означает восстановление утраченной связи с окружающим миром, создаёт психологические установки, необходимые для успешного воссоединения с обществом и участия в полезном труде. Использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и реальным единственным средством реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Эксперты ВОЗ считают важным развитие исследований качества жизни, как направления, которое имеет свою методологию, критериальный арсенал и является весьма чувствительным показателем при сравнении различных методов лечения, профилактики и реабилитации.
Качество жизни, являясь социальной составляющей здорового образа жизни, несомненно, сохраняет актуальность в планировании и оценке эффективности реабилитационных мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями.
С целью изучения психологического статуса, мотивации к занятиям физической культурой и повышению уровня своего здоровья, а также получения более полной информации о режиме питания молодых людей, особенностях режима питания, вкусовых предпочтениях, а также мотивации к изменению образа жизни преподавателями кафедры физического воспитания и спорта проведено тестирование и анкетирование 44 студентов (15 девушек, 29 юношей) первого курса группы адаптивной физической культуры.
Использовали анкету по питанию (Антоненко С.В., 2008), включающую 47 вопросов, направленную на получение более полной информации о режиме питания молодых людей, особенностях режима питания, вкусовых предпочтениях, а также мотивации к изменению образа жизни, анкету мотивации оздоровления (Мельников А.Х., Вольф В.В., 2001), включающую 10 вопросов для выяснения информированности студентов о методах оздоровления и мотивации ее проведения, анкету (Лубышева Л.И., 2001), включающую 28 вопросов формирующую мотивацию студентов к физической культуре и спорту. Уровень тревожности студентов определяли с помощью личностной шкалы проявлений тревоги J. Teylor (1953) с выделением физиологической и социально-психологической составляющей стресса, диагностику самооценки психических состояний определяли по методике Г. Айзенка.
В результате тестирования на измерение уровня тревожности было выявлено, что высокий уровень тревоги имеют 33,3 % девушек и 27,6 % юношей. Средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги имеют 40 % девушек и 27,6 % юношей, средний (с тенденцией к низкому) 26,7 %
респондентов женского пола и 44,8 % мужского. Ни один из опрошенных студентов не имеют низкий уровень тревоги.
Проведя диагностику самооценки психических состояний (по Айзенку Г.) мы выявили, что средняя тревожность допустимого уровня отмечается у 33,3 % девушек и 27,6 % юношей, не тревожные 66,7 % девушек и 72,4 % юношей.
Высокая самооценка, устойчивость к неудачам, не боязнь трудностей отмечены у 40 % девушек и 58,7 % юношей, фрустрация имеет место у 60 % и у 41,4 % . Низкую самооценку никто не имеет.
При тестировании уровня агрессии было выявлено, что спокойствием и выдержкой обладают 26,7 % девушек и 31 % юношей, средний уровень агрессии отмечен у 46,7 % девушек и 58,7 % юношей, агрессивны 26,7 % и 10,3 % .
Уровень ригидности показывает, что ее нет у 6,7 % девушек и
24.1 % юношей, средний уровень у 93,3 % и 69 %, неготовность к изменениям отмечена только у юношей 6,9 %.
Результаты исследований информированности студентов о методах оздоровления и мотивации её проведения.
Результаты анкетирования показали, что уровень своего здоровья от 70 до 80 баллов по 100-бальной шкале оценили 33,3 % девушек, от 40 до 60-40 %, от 20 до 30-20 %, в то время, как 13,8 % юношей считают себя здоровыми на 80-98 %; 51,8 % - на 60-79 %; 34,4 % - на 20-50 %.
Проблемы в здоровье видят 100 % девушек и юношей. Преобладающие диагнозы: миопия - 40 % у девушек, опорно-двигательный аппарат - 26,7 % у девушек и 65,6 % у юношей, скачки давления - 20 % у девушек и 27,6 % у юношей. Отклонения других функциональных систем выявлены значительно реже. Так лишний вес, боли в желудке и головные боли встретились в 13,3 % случаев у девушек, боли в желудке у 13,8 % юношей, бронхиальная астма - в 7 % у респондентов обоего пола, сахарный диабет, миопия, усталость, тепловая крапивница, нервы - в 3,4 % случаев у юношей, астма, боли в сердце, пиелонефрит, дыхательная система у 6,7 % девушек. С детства и по настоящее время здоровье улучшилось у 13,3 % девушек и 27,6 % юношей. Ухудшилось у 53,3 % девушек и 38 % юношей и не изменилось у 40 % и 34,4 %, соответственно.
Считают, что для сохранения здоровья надо прилагать усилия 93,3 % девушек и 96,6 % юношей. Заниматься регулярно хотели бы 40 % девушек и 69 % юношей, остальные хотели бы пройти краткий курс.
О средствах и методах оздоровления информированы лишь 35 % молодых людей. О пользе физических упражнений знают 33,3 % девушек и 31 % юношей, плавания и массажа - 13,3 % девушек и 17,2 % юношей.
Физическими упражнениями хотели бы заниматься 20 % девушек и
48.2 % юношей, психотренинг предпочитают 40 % и 10,3 %, арттерапию -
26,7 % и 20,7 %. 46,7 % девушек и 48,2 % юношей в качестве предпочитаемого метода оздоровления выбрали музыкотерапию.
В группе желают заниматься 80 % девушек и 70 % юношей, соответственно 20 % и 30 % - дома.
Хорошим свой сон считают 26,7 % девушек и 48,2 % юношей, отличным 13,3 % и 41,4 %, удовлетворительным - 60 % девушек и 10,3 % юношей.
Хороший аппетит отмечен у 40 % опрошенных, отличный у 26,7 % девушек и 48,2 % юношей, удовлетворительный у 33,3 % и 10,3 %.
Результаты исследований социально-психологических аспектов питания студентов.
В группе опрошенных студентов отмечался низкий уровень двигательной активности - самостоятельно занимаются спортом 15,3 % девушек и 40 % юношей. Ходьба, как ежедневная двигательная активность отмечена у 10 % девушек и 30 % юношей. Употребляют сублимированные продукты 69,2 % девушек и 64 % юношей, ежедневно употребляют жевательную резинку 61,5 % и 20 % студентов. 1-2 раза в сутки питаются 7,6 % девушек и 4 % юношей, 2-3 раза - 69,2 % и 48 % молодых людей, 3-4 раза принимают пищу 15,3 % и 20 % респондентов, 4-5 раз в сутки питаются 7,6 % девушек и 28 % юношей. Имеют непереносимость продуктов 30 % девушек и 12 % юношей. Среди непереносимых продуктов чаще называются мед, рыбу, печень. Не нравящиеся продукты имеются у 46 % девушек и 48 % юношей, чаще называются молочные продукты, рыба. 61,5 % девушек и 60 % юношей отдают предпочтение мясным продуктам. Соблюдают регулярность в питании 12 % юношей. Стараются питаться регулярно, но не всегда получается у 53,8 % девушек и 68 % юношей. 46,1 % девушек и 20 % юношей не соблюдают регулярность в питании. Ежедневно горячие блюда входят в рацион у 30,7 % девушек и 72 % юношей, редко у 53,8 % и 24 %. Досаливают готовую пищу перед употреблением 24 % респондентов, слабосоленую пищу предпочитают 61,5 % девушек и 56 % молодых людей. Не придерживаются диеты 61,5 % девушек и 80 % юношей. Витамины принимают 30,7 % и 20 % респондентов.
Анализ питьевого режима студентов позволил выявить следующее: 1,5-2 л жидкости в сутки (что считается общепринятой нормой) потребляют 46,1 % девушек и 60% юношей. 16 % юношей отметили потребляемое количество жидкости - 3 л в сутки. Алкогольные напитки употребляют 69,3 % девушек и 32 % юношей. Сильные спиртные напитки предпочитают 23 % девушек и 16 % юношей, слабые - 23 % и 28 %, пиво пьют 23 % девушек и 20 % юношей. Курят 46,1 % девушек и 16 % юношей.
Для питья и приготовления пищи используют очищенную и бутилированную воду 84,7 % девушек и 76 % юношей, остальные - 15,3 % и 24 % из водопровода.
Натуральные продукты для приготовления пищи используют 84,6 % девушек и 52 % юношей. Принимают пищу, когда испытывают чувство голода 92,3 % девушек и 52 % юношей. Чувство дискомфорта при приеме определенной пищи испытывают 15,3 % девушек и 12 % юношей.
Особое значение имеет субъективная оценка значимости приема пищи. Так, для девушек прием пищи является самостоятельным актом только в 23 % случаев, в то время как для юношей - в 44 %, смотрят ТВ во время еды 53,8 % девушек и 24 % юношей, слушают музыку - 15,3 % и 12 %, читают - 23 % и 16 % студентов, разговаривают 30,7 % и 20 %. Придают значение тому, что, когда и как есть 69,2 % девушек и 46 % юношей. Важность питания для сохранения здоровья осознают 84,7 % девушек и 92 % юношей. Согласны с утверждением, что из съеденного строится тело на долгие годы, 69,2 % и 76 % респондентов. Считают, что питаются неправильно 100 % студенток и 60 % студентов.
В результате тестирования выявлено, что 15 % опрошенных девушек и 32 % юношей живут в общежитии или с соседями в квартире, в то время как 75 % девушек и 68 % юношей - в родительской семье.
Свою успеваемость в учебе на «отлично» отметили 7,6 % девушек и 12 % юношей, на «хорошо» и «отлично» 53,8 % девушек и 48 % юношей, на «удовлетворительно» 30,7 % и 36 %, а бывают трудности у 4 % юношей.
Хорошим состояние своего здоровья считают 7,6 % девушек и 28 % юношей, удовлетворительным - 46,1 % и 48 %, затрудняются ответить 38,4 % девушек и 24 % юношей.
Обращает на себя внимание, что самостоятельно физкультурой занимаются 45 % опрошенных, 30,7 % девушек и 68 % юношей считают, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья.
При выявлении мотивации к занятиям физической культурой 52 % юношей и 23 % девушек занимаются физкультурой, чтобы повысить свою физическую подготовленность, оптимизировать свой вес и улучшить фигуру и воспитать красивую манеру, культуру движений желают 38% девушек и 38 % юношей, снять усталость, повысить работоспособность 38,4 % девушек и 28 % юношей, воспитать волю, характер, целеустремленность 23 % и 20 %.
Мешает заниматься физкультурой отсутствие свободного времени 53,8 % девушек и 24 % юношей, остальные респонденты не думали над этим вопросом.
По болезни пропустили занятия: до 3-х дней 15,3 % девушек и 32 % юношей, от 3-х до10-и дней 15,3 % девушек и 24 % юношей, более10-и дней болели 53,8 % девушек и 24 % юношей, вообще не пропускали занятия 15,3 % девушек и 20 % юношей.
60-70 % опрошенных хотели бы быть информированы о своем
здоровье, о гармоничности телосложения, об уровне физической подготовленности и умственной работоспособности.
Методика рационального питания и контроля веса тела интересует 45 % респондентов. Методика психотренировки интересует 46,1 % девушек и 36 % юношей. Методика занятий бегом и ходьбой, применение тренажеров, методика музыкально-ритмических упражнений интересует 38,1 % девушек и 36 % юношей. Методика закаливания интересует 31% респондентов.
Повысить интерес к занятиям физкультурно-спортивной деятельности могла бы возможность выбора вида спорта, так считают 46,1 % девушек и 60 % юношей. 53 % девушек и 24 % юношей отметили, что должна быть современно оборудованная спортивная база. 53,8 % девушек и 20 % юношей отметили активный отдых: прогулки, игры, купание как форму физической активности. Клубные формы по физкультурным интересам выбрали 30,7 % девушек, в то время как 32 % юношей выбрали секционные занятия по виду спорта. Самостоятельно хотели бы заниматься 24 % юношей.
За время обучения в вузе интерес к физической культуре повысился у 30,7 % девушек и 20 % юношей, остался без изменений у 69,2 % и 76 %, снизился у 4% юношей.
Считают физическую культуру необходимым элементом общей культуры личности 53,8 % девушек и 64% юношей. Не согласны с этим утверждением 23 % студенток и 16 % студентов мужского пола, и затруднились ответить 23 % и 20 %.
70 % девушек и 68 % юношей понимают, что для здорового стиля жизни необходимо заниматься спортом и отказаться от таких вредных привычек, как алкоголь, курение, переедание.
На просьбу оценить по пятибалльной шкале, насколько ваш стиль жизни отвечает ЗОЖ, получены такие результаты: 2 балла - 15,3 % девушек и 12 % юношей; 3 балла - 53,8 % девушек и 40% юношей; 4 балла - 15,3 % девушек и 36 % юношей; 5 баллов - 8 % юношей.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что все обследуемые студенты видят проблемы в здоровье, у них отмечается низкий уровень двигательной активности, несоблюдение режима дня и правильного питания. У 100 % респондентов отмечается тревожность разной степени, желание пройти курс психорегуляции. Но мотивация к повышению уровня своего здоровья достаточно высока. Все они понимают, что для сохранения здоровья надо прилагать усилия оздоровительной направленности, но имеют недостаточную информированность о средствах и методах оздоровления. Поэтому перед преподавателями отделения стоит задача донести расширенно методический материал с целью адаптировать студентов к трудовой деятельности, саморазвитию, повысить самооценку, тем самым снять тревожность, придать уверенность в себе.
Список литературы
1. Антоненко С.В. Анализ и динамическая коррекция качества питания: дис. ...канд. биол. наук. Тула, 2008. 144 с.
2. Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Антоненко С.В. Разработка компьютерной программы для оценки качества и сбалансированности питания студентов // Известия ТулГУ. Серия. Физическая культура и спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 295 с.
3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. 240 с.
4. Куланчев А.П. Моделирование и анализ данных / РУСАВИА. М.: 2004. С. 90-107.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. 672 с.
6. Храмов В.В. Адаптивная физическая культура и спорт: социальные проблемы реабилитации: дис. .д-ра мед. наук. Саратов, 2008. 276 с.
Дубровина Ольга Викторовна, преп., olga197414@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кузьмина Любовь Леонидовна, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Козлова Анна Николаевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Чижов Максим Игоревич, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND THE MOTIVATION OF THE SANITATION OF THE STUDENTS OF THE GROUP OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
O.V. Dubrovina, L.L. Kuzmina, A.N. Kozlova, M.I. Chizhov
The results of experimental research group of students adaptive physical education, giving an idea of their psychological stability, interests and motivation for physical training.
Key words: students, questioning, motivation, psychological status, adaptation.
Dubrovina Olga Viktorovna, lecturer, olga197414@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
KuzminaLubovLeonidovna, associate professor, olga197414@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Kozlova Anna Nikolaevna, lecturer, olga197414@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Chizhov Maxim Igorevich, lecturer, olga197414@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University