Научная статья на тему 'Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах'

Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / STUDENT''S YOUTH / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL DEVELOPMENT / CIRCULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Леонтьева Мария Сергеевна, Архипова Светлана Анатольевна, Егоров Владимир Николаевич

Рассмотрена специфика организации занятий по физическому воспитанию в гуманитарных вузах на основе приоритетного применения метода круговой тренировки. Представлена динамика показателей физического развития студентов гуманитарных вузов с учетом организации занятий по методу круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Леонтьева Мария Сергеевна, Архипова Светлана Анатольевна, Егоров Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY APPLICATION OF THE METHOD OF THE CIRCULAR TRAINING ON CLASSES IN PHYSICAL TRAINING IN LIBERAL ARTS COLLEGES

In article specifics of the organization of classes in physical training in liberal arts colleges on the basis of priority application of a method of a circular training are considered. Dynamics of indicators of physical development of students of liberal arts colleges taking into account the organization of classes in a method of a circular training on classes in physical training is presented.

Текст научной работы на тему «Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах»

ONE OF THE WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

FOR MEDIKAL COLLEGE STUDENTS

I.S. Grebenkina, V.P. Aksenov

The article tells us about result of scientific researches that are showed us increasing of efficiency of professional education of medical college students that are trained in "Nursing process". It was discovered features of professional activity of nurses and the specificity of professional applied physical training of medical college students. It was developed and experimental proved program of professional applied physical training (PART) students that are trained in "Nursing process".

Key words: medical college students, "Nursing process", professional applied physical training.

Grebenkina Irina Sergeevna, teacher, grebenkina. irina@,mail.ru, Russia, Tula Region, Efremov, Efremovsky branch of the Ryazan State Medical University of the academician I.P. Pavlov,

Aksenov Vladimir Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, grebenkina.irina@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

УДК 796.01

ПРИОРИТЕТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

В.П. Губа, М.С. Леонтьева, С.А. Архипова, В.Н. Егоров

Рассмотрена специфика организации занятий по физическому воспитанию в гуманитарных вузах на основе приоритетного применения метода круговой тренировки. Представлена динамика показателей физического развития студентов гуманитарных вузов с учетом организации занятий по методу круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическое воспитание, физическое развитие, круговая тренировка.

Одним из важнейших факторов для реализации физической культуры в вузе, представленной в государственных документах как учебная дисциплина, является обеспечение гармонизации телесно-духовного потенциала, формирования у студентов здорового стиля жизни, физического и психического здоровья и достижение их необходимого уровня функциональных возможностей, общей физической подготовленности, высокой работоспособности и творческого долголетия [1-3].

Однако по свидетельству многих специалистов [4, 5], значительная часть студентов, обучающихся в вузах, имеет низкий уровень физического

развития и физической подготовленности. Среди них велик процент имеющих неудовлетворительное состояние здоровья, избыточную массу тела, предрасположенность к частым заболеваниям. Существующая инфраструктура физического воспитания студентов гуманитарных вузов, основанная на традиционных положениях ныне действующих учебных программ, в полной мере не обеспечивает решения комплекса воспитательных и оздоровительных задач с позиции осознанной обязательной двигательной деятельности и личностных потребностей для всестороннего развития специалиста. В этой связи существенно возрастает необходимость разработки инновационных методик физического воспитания, обеспечивающих общеприкладную и оздоровительную направленность, способствующих повышению уровня физического развития и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей студентов [6-8].

Одним из направлений осуществления данной проблемы является разработка и реализация в процессе физического воспитания студенческой молодежи метода круговой тренировки.

Цель работы - разработать и обосновать эффективность метода круговой тренировки для занятий физическим воспитанием со студентами гуманитарного вуза на основе анализа их физического развития.

Методы исследования: анализ специальной и научно-методической литературы; антропометрия; педагогический эксперимент; анализ данных математической статистики.

Исследование проводилось на базе Тульского государственного университета и Смоленского государственного университета, в котором приняли участие девушки и юноши 1-3-х курсов обучения основной медицинской группы.

Для оценки эффективности применения метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в вузах гуманитарного профиля был проведен формирующий педагогический эксперимент в котором принимали участие студенты контрольной группы (КГ, п=124 девушки и п=106 юношей) и экспериментальной группы (ЭГ, п=120 девушек и п=110 юношей).

Реализуя принцип индивидуального подхода при решении задач физической и психической подготовки студентов, нами в рамках метода круговой тренировки в процессе учебного года применялись упражнения, направленные на развитие базовых физических качеств и способностей не требующие при их выполнении значительного психического напряжения. В режиме круговой тренировки обеспечивалось 25-30 % от всего объема учебно-тренировочных заданий, выполняемых на занятиях.

Нагрузка на учебных занятиях дифференцировалась по величине и направленности воздействия для каждого индивидуального типа развития

организма (табл. 1). Характер упражнений имел строгую направленность на развитие координационных и скоростно-силовые способностей, а также выносливости, силы и гибкости.

Таблица 1

Объем и направленность учебных занятий по физическому воспитанию с применением метода круговой тренировки на основе учета индивидуальных особенностей студентов

Типы развития Физические качества Объем, % Дозировка, кол-во раз Время отдыха, с

Отстающий Координация 15 3/12 30

Скоростно-силовые способности 30 3/8 60

Выносливость 15 3/4 90

Сила 25 5/8 30

Гибкость 15 6/5 15

Гармоничный Координация 15 2/10 20

Скоростно-силовые способности 15 2/6 45

Выносливость 30 4/6 120

Сила 20 3/8 40

Гибкость 20 6/10 30

Опережающий Координация 25 4/12 45

Скоростно-силовые способности 20 3/10 45

Выносливость 10 2/4 60

Сила 25 6/6 40

Гибкость 20 4/10 30

Кроме того, учебные задания по методу круговой тренировки разрабатывались с учетом физической подготовленности, физического и психического развития студентов и личных интересов к выполнению тех или иных физических упражнений. Это позволило статистически значимо повысить не только отдельные показатели физической и психической готовности, но и существенно улучшить показатели физического развития и позитивного отношения к академическим занятиям и уровню физического состояния в целом.

В процессе занятий по физическому воспитанию со студентами применялись следующие направления в организации занятий по методу круговой тренировки:

- круговая тренировка по методу длительной работы проводится без перерывов и складывается из одного, двух или трех прохождений круга;

- круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы заключается в том, что при переходе от «станции» к «станции» прерывается краткими паузами;

- круговая тренировка по методу интенсивной интервальной работы, выполнение упражнений составляет 10-15 с;

- круговая тренировка по методу повторной работы, упражнения выполняются с добавочным отягощением, величина которого может изменяться.

В нашей методике широкое распространение получили упражнения с собственным весом тела, различными предметами, парные упражнения. На каждом занятии осуществлялся контроль состояния здоровья по объективным и субъективным показателям.

В результате проведения формирующего эксперимента установлено, что показатели длинотных размеров у девушек и юношей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп отстающего типа развития к концу эксперимента не изменяются (р>0,05). Так, в начале эксперимента у девушек КГ и ЭГ групп показатели длины тела (ДТ) были равны 160,5 см, к концу эксперимента они возросли до 161,1 см. У юношей в начале эксперимента ДТ в КГ и ЭГ групп составляла 169,1 и 168,7 см соответственно, к концу эксперимента происходит увеличение до 169,6 и 169,2 см соответственно (р>0,05). Длина верхней (ДВК) и нижней конечности (ДНК) у девушек КГ равна 62,1 и 72,5 см и ЭГ - 62,5 и 73 см соответственно. По окончании происходит недостоверное увеличение ДВК и ДНК в КГ до 62,3 и 72,7 см и ЭГ до 62,9 и 73,5 см соответственно (р>0,05; табл. 2).

У юношей показатели ДВК и ДНК в начале эксперимента в КГ составляли 71,9 и 85,5 см и в ЭГ - 71,7 и 85,3 см соответственно (р>0,05). В результате воздействия круговой тренировки достоверных изменений ДВК и ДНК не происходит, как у юношей КГ - 72,3 и 85,6 см, так и у ЭГ - 71,6 и 85,5 см соответственно (р>0,05).

При анализе показателей длины плеча (ДП), предплечья (ДПр), бедра (ДБ) и голени (ДГ) установлено, что в КГ и ЭГ достоверных изменений к концу эксперимента у студентов отстающего типа не наблюдается (р>0,05).

В связи с тем, что у студентов к 20 годам происходит достоверное увеличение показателей массы тела (МТ) и ОЖ и снижение ММ, особое значение следует обратить на изменение этих показателей в процессе проведения педагогического эксперимента в КГ и ЭГ. Показатели МТ у девушек и юношей перед началом педагогического эксперимента в КГ составляют 54,4 и 60 кг и ЭГ - 54,2 и 59,9 кг соответственно. По окончании эксперимента показатель МТ у девушек и юношей КГ увеличивается до 55,6 и 62,1 кг соответственно, в ЭГ происходит увеличение у девушек до 54,3 кг, а у юношей снижение до 59,6 кг (р>0,05).

Таблица 2

Антропометрические характеристики студентов контрольной и экспериментальной групп отстающего типа

Характеристики Девушки 20 лет Юноши 20 лет

Начало Конец ИР% р Начало Конец ИР% р

Контрольная группа

ДТ, см 160,5 161,1 0,37 >0,05 169,1 169,6 0,30 >0,05

ДВК, см 62,1 62,3 0,32 >0,05 71,9 72,3 0,55 >0,05

ДНК, см 72,5 72,7 0,28 >0,05 85,5 85,6 0,12 >0,05

ДП, см 26,7 27,0 1,12 >0,05 29,6 30,0 1,34 >0,05

ДПр, см 20,1 20,4 1,48 >0,05 24,1 24,5 1,65 >0,05

ДБ, см 34,0 34,4 1,17 >0,05 38,7 39,1 1,03 >0,05

ДГ, см 30,2 30,3 0,33 >0,05 36,0 36,2 0,55 >0,05

МТ, кг 54,4 55,6 2,18 >0,05 60,0 62,1 3,44 >0,05

ОЖ, кг 13,0 13,7 5,24 >0,05 11,8 12,2 3,33 >0,05

ММ, кг 13,5 13,5 0,00 >0,05 22,3 22,5 0,89 >0,05

КМ, кг 8,0 8,2 2,47 >0,05 8,4 8,3 -1,20 >0,05

ОГК, см 83,4 83,7 0,36 >0,05 92,4 93,1 0,75 >0,05

ОП, см 27,6 27,4 -0,73 >0,05 32,2 32,4 0,62 >0,05

ОПр, см 21,6 21,7 0,46 >0,05 24,9 24,7 -0,81 >0,05

ОБ, см 54,9 55,7 1,45 >0,05 55,3 55,3 0,00 >0,05

ОГ, см 31,5 31,7 0,63 >0,05 35,3 35,6 0,85 >0,05

Экспериментальная группа

ДТ, см 160,5 161,1 0,37 >0,05 168,7 169,2 0,30 >0,05

ДВК, см 62,5 62,9 0,64 >0,05 71,7 71,6 -0,14 >0,05

ДНК, см 73,0 73,5 0,68 >0,05 85,3 85,5 0,23 >0,05

ДП, см 26,3 26,6 1,13 >0,05 29,4 29,6 0,68 >0,05

ДПр, см 20,8 21,0 0,96 >0,05 24,6 24,6 0,00 >0,05

ДБ, см 33,9 34,5 1,75 >0,05 38,9 39,0 0,26 >0,05

ДГ, см 30,7 30,9 0,65 >0,05 36,1 36,6 1,38 >0,05

МТ, кг 54,2 54,3 0,18 >0,05 59,9 59,6 -0,50 >0,05

ОЖ, кг 12,9 12,7 -1,56 >0,05 11,5 12,0 4,26 >0,05

ММ, кг 13,2 13,8 4,44 >0,05 22,5 23,2 3,06 >0,05

КМ, кг 8,2 8,4 2,41 >0,05 8,2 8,2 0,00 >0,05

ОГК, см 83,0 85,2 2,62 >0,05 92,7 93,6 0,97 >0,05

ОП, см 28,3 28,1 -0,71 >0,05 31,8 31,5 -0,95 >0,05

ОПр, см 21,8 21,5 -1,39 >0,05 24,6 24,7 0,41 >0,05

ОБ, см 54,4 53,2 -2,23 >0,05 55,1 55,3 0,36 >0,05

ОГ, см 31,2 31,0 -0,64 >0,05 35,4 35,2 -0,57 >0,05

Анализ данных КГ свидетельствует о том, что происходит недостоверное увеличение показателя ОЖ у девушек на 0,7 кг, при этом показатель ММ остается на прежнем уровне - 13,5 кг. У юношей на 3,3 кг происходит увеличение ОЖ и 0,2 кг - ММ (р>0,05). У девушек ЭГ происходит недостоверное снижение ОЖ на 1,56 % и увеличение ММ на 4,4 %. У юношей показатели ОЖ увеличиваются на 4,26 %, а ММ - на 3,06 %.

Показатели ОГК у студентов КГ и ЭГ увеличиваются, но недостоверно (р>0,05). Так, у девушек и юношей «КГ» группы увеличение происходит на 0,3 и 0,7 см, а в ЭГ - на 2,2 и 0,9 см соответственно. У девушек КГ показатели ОП снижаются на 0,73 %, а ОБ увеличиваются на 1,45 %. В ЭГ рассматриваемые показатели были равны 0,71 и 2,23 % соответственно. У юношей КГ показатели ОП увеличиваются на 0,62 %, ОБ остаются на прежнем уровне, как и в начале эксперимента. В ЭГ на 0,95 % снижаются показатели ОП и на 0,36 % увеличивается показатели ОБ (р>0,05).

У студентов гармоничного типа развития КГ и ЭГ происходят достоверные изменения в некоторых антропометрических показателях, относящихся к весовым характеристикам (р>0,05; 0,01; табл. 3).

Так, показатели ДТ девушек и юношей гармоничного типа превышают данные отстающего типа развития. В КГ и ЭГ происходит недостоверное увеличение показателей ДТ (р>0,05). У девушек КГ в конце эксперимента показатели ДТ составляют 168,3 см, а в ЭГ - 168,2 см.

Показатели ДВК у девушек КГ возрастают, но несущественно - на 0,46 %, а у юношей - на 0,39 %. В ЭГ у девушек рассматриваемые показатели снижаются на 0,15 %, а у юношей возрастают на 0,26 % (р>0,05). Показатели ДНК у девушек КГ гармоничного типа развития недостоверно снижаются на 0,1 см, а у юношей повышаются на 0,6 см (р>0,05).

Анализ показателей ДП и ДБ свидетельствуют о том, что у девушек КГ к концу эксперимента происходит увеличение данных до 28,5 и 36,3 см, а у юношей - до 34,6 и 42,6 см соответственно (р>0,05).

В ЭГ показатели ДП и ДБ незначительно выше, чем в КГ. Показатели ДП у девушек равны 30,2 см, а ДБ - 38,6 см. У юношей эти показатели немного ниже - 33,6 и 42,5 см соответственно (р>0,05).

Показатели МТ у девушек и юношей КГ имеют тенденцию к несущественному увеличению на 0,8 и 1 кг, а ЭГ к снижению на 1,2 и 1,8 кг, соответственно (р>0,05). У девушек КГ гармоничного типа происходит увеличение показателей ОЖ на 3,25 % и ММ на 1,48 %. У юношей установлены более существенные увеличения - 4,76 и 7,32 % соответственно, но данные показатели недостоверны. В ЭГ достоверно снижаются показатели ОЖ у девушек на 10,26 %, а у юношей на 9,52 %. Показатели ММ увеличиваются у девушек на 13,52 %, а у юношей на 9,81 % (р<0,01; 0,05).

Показатели ОП и ОБ у девушек КГ увеличиваются на 1,75 и 1,1 %, у юношей на 1,85 и 1,46 % соответственно (р>0,05). В ЭГ эти показатели у девушек уменьшаются на 3,98 и 0,74 %, а у юношей увеличиваются на 1,51 % и снижаются на 2,6 % соответственно (р>0,05).

В конце эксперимента у студентов КГ опережающего типа развития показатели ДТ несущественно возрастают до 176,1 см; ИР=0,46 % и 185,2 см; ИР=0,05 % соответственно (р>0,05; табл. 4).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антропометрические характеристики студентов контрольной и экспериментальной групп гармоничного типа развития организма

Характеристики Девушки 20 лет Юноши 20 лет

Начало Конец ИР% р Начало Конец ИР% р

Контрольная группа

ДТ, см 167,9 168,3 0,24 >0,05 175 175,7 0,40 >0,05

ДВК, см 65,5 65,8 0,46 >0,05 76,9 77,2 0,39 >0,05

ДНК, см 75,9 75,8 -0,13 >0,05 93,1 93,7 0,64 >0,05

ДП, см 28,2 28,5 1,06 >0,05 34,0 34,6 1,75 >0,05

ДПр, см 22,2 22,5 1,34 >0,05 27,6 27,9 1,08 >0,05

ДБ, см 36,2 36,3 0,28 >0,05 42,3 42,6 0,71 >0,05

ДГ, см 33,8 33,7 -0,30 >0,05 39,2 39,7 1,27 >0,05

МТ, кг 58,0 58,8 1,37 >0,05 67,5 68,5 1,47 >0,05

ОЖ, кг 12,1 12,5 3,25 >0,05 12,3 12,9 4,76 >0,05

ММ, кг 20,1 20,4 1,48 >0,05 25,0 26,9 7,32 >0,05

КМ, кг 8,7 8,8 1,14 >0,05 9,5 9,4 -1,06 >0,05

ОГК, см 86,2 87,3 1,27 >0,05 96,6 98,1 1,54 >0,05

ОП, см 28,4 28,9 1,75 >0,05 32,2 32,8 1,85 >0,05

ОПр, см 21,7 22,0 1,37 >0,05 25,1 25,7 2,36 >0,05

ОБ, см 54,4 55,0 1,10 >0,05 54,4 55,2 1,46 >0,05

ОГ, см 31,6 31,9 0,94 >0,05 35,6 35,8 0,56 >0,05

Экспериментальная группа

ДТ, см 168,0 168,2 0,12 >0,05 175,4 175,7 0,17 >0,05

ДВК, см 65,1 65,0 -0,15 >0,05 77,0 77,2 0,26 >0,05

ДНК, см 75,6 75,9 0,40 >0,05 93,5 93,5 0,00 >0,05

ДП, см 28,0 28,3 1,07 >0,05 33,6 33,9 0,89 >0,05

ДПр, см 22,6 22,7 0,44 >0,05 27,5 27,7 0,72 >0,05

ДБ, см 36,5 36,8 0,82 >0,05 42,6 42,4 -0,47 >0,05

ДГ, см 33,7 34,0 0,89 >0,05 39,5 39,4 -0,25 >0,05

МТ, кг 58,4 57,2 -2,08 >0,05 67,2 65,4 -2,71 >0,05

ОЖ, кг 12,3 11,1 -10,26 <0,05 12,1 11,0 -9,52 <0,05

ММ, кг 20,0 22,9 13,52 <0,05 25,2 27,8 9,81 <0,05

КМ, кг 8,8 8,5 -3,47 >0,05 9,7 9,9 2,04 >0,05

ОГК, см 86,4 86,8 0,46 >0,05 96,2 97,2 1,03 >0,05

ОП, см 28,2 27,1 -3,98 >0,05 32,9 33,4 1,51 >0,05

ОПр, см 21,8 21,3 -2,32 >0,05 25,1 25,2 0,40 >0,05

ОБ, см 54,1 53,7 -0,74 >0,05 54,5 53,1 -2,60 >0,05

ОГ, см 31,3 31,0 -0,96 >0,05 35,3 34,7 -1,71 >0,05

В ЭГ у девушек по окончании эксперимента показатели ДТ немного больше чем в КГ - 176,3 см; ИР=0,40 %, а у юношей - 186,7 см; ИР=0,64 % (р>0,05). Показатели ДВК и ДНК у девушек КГ возрастают, но несущественно - 0,28 и 0,25 %, а у юношей недостоверно снижаются на 0,25 и 0,11 % соответственно (р>0,05). В ЭГ у девушек происходит увеличение показателей ДВК на 0,43 % и ДНК на 0,50 %, у юношей на 0,38 и 0,77 %, соответственно (р>0,05; табл. 4).

Таблица 4

Антропометрические характеристики студентов контрольной и экспериментальной групп опережающего типа развития организма

Характеристики Девушки 20 лет Юноши 20 лет

Начало Конец ИР% р Начало Конец ИР% р

Контрольная группа

ДТ, см 175,3 176,1 0,46 >0,05 185,1 185,2 0,05 >0,05

ДВК, см 70,2 70,4 0,28 >0,05 79,2 79,0 -0,25 >0,05

ДНК, см 80,3 80,5 0,25 >0,05 90,6 90,5 -0,11 >0,05

ДП, см 33,3 33,6 0,90 >0,05 35,6 35,9 0,84 >0,05

ДПр, см 28,7 28,7 0,00 >0,05 28,7 29,0 1,04 >0,05

ДБ, см 39,7 39,9 0,50 >0,05 43,5 43,8 0,69 >0,05

ДГ, см 35,9 36,2 0,83 >0,05 40,2 40,5 0,74 >0,05

МТ, кг 64,1 66,7 3,98 >0,05 74,4 76,2 2,39 >0,05

ОЖ, кг 13,0 14,2 8,82 <0,05 13,5 14,3 5,76 >0,05

ММ, кг 18,3 17,5 -4,47 >0,05 25,5 25,3 -0,79 >0,05

КМ, кг 8,9 9,1 2,22 >0,05 13,4 13,3 -0,75 >0,05

ОГК, см 87,6 88,4 0,91 >0,05 98,7 101,3 2,60 >0,05

ОП, см 28,5 29,3 2,77 >0,05 31,3 32,1 2,52 >0,05

ОПр, см 20,3 21,6 6,21 >0,05 25,9 25,7 -0,78 >0,05

ОБ, см 53,8 56,2 4,36 >0,05 53,8 55,9 3,83 >0,05

ОГ, см 30,6 32,0 4,47 >0,05 35,5 36,7 3,32 >0,05

Экспериментальная группа

ДТ, см 175,6 176,3 0,40 >0,05 185,5 186,7 0,64 >0,05

ДВК, см 69,7 70,0 0,43 >0,05 79,0 79,3 0,38 >0,05

ДНК, см 80,1 80,5 0,50 >0,05 90,4 91,1 0,77 >0,05

ДП, см 33,5 33,7 0,60 >0,05 35,3 35,6 0,85 >0,05

ДПр, см 28,5 28,8 1,05 >0,05 28,1 28,5 1,41 >0,05

ДБ, см 39,5 39,6 0,25 >0,05 43,0 43,3 0,70 >0,05

ДГ, см 35,7 35,8 0,28 >0,05 40,3 40,6 0,74 >0,05

МТ, кг 64,4 64,0 -0,62 >0,05 74,6 74,0 -0,81 >0,05

ОЖ, кг 13,4 13,0 -3,03 >0,05 13,3 12,8 -3,83 >0,05

ММ, кг 18,5 19,3 4,23 >0,05 25,6 25,8 0,78 >0,05

КМ, кг 8,4 8,7 3,51 >0,05 13,6 12,8 -6,06 >0,05

ОГК, см 87,8 88,5 0,79 >0,05 98,7 99,2 0,51 >0,05

ОП, см 28,0 28,2 0,71 >0,05 31,3 31,0 -0,96 >0,05

ОПр, см 20,5 20,2 -1,47 >0,05 25,6 25,3 -1,18 >0,05

ОБ, см 53,6 54,0 0,74 >0,05 54,3 55,0 1,28 >0,05

ОГ, см 30,3 30,8 1,64 >0,05 35,5 35,1 -1,13 >0,05

Анализ показателей МТ у девушек КГ свидетельствует об увеличении данных до 66,7 кг, в ЭГ о снижении до 64 кг. У юношей КГ показатели МТ возрастают до 76,2 кг, а ЭГ группе снижаются до 74 кг (р>0,05). Достоверно увеличиваются показатели ОЖ у девушек «КГ» группы на 1,2 кг, а у юношей повышаются на 0,8 кг.

В ЭГ показатели ОЖ снижаются на 0,4 кг, как у девушек, так и у юношей (р>0,05). В КГ у девушек происходит уменьшение показателей ММ на 0,8 кг, а у юношей - на 0,2 кг (р>0,05).

Данные ОП и ОБ в КГ свидетельствуют о том, что девушки опережающего типа развития имеют тенденцию к увеличению в рассматриваемых показателях на 0,8 и 0,4 см, а юноши на 0,8 и 2,1 см соответственно (р>0,05). В «ЭГ» группе к концу эксперимента у девушек несущественно возрастают показатели ОП на 0,71 % и ОБ на 0,74 %, а у юношей показатели ОП снижаются на 0,96 % и увеличиваются ОБ на 1,26 %.

Выявленные особенности студентов обучающихся в вузах гуманитарного профиля свидетельствуют об эффективном применении дифференцированной методики, основанной на круговой тренировке в занятиях по физическому воспитанию с учетом индивидуальных особенностей развития занимающихся, которые позволяют существенно улучшить показатели их физического развития.

Список литературы

1. Грачев О.К. Физическая культура: учеб. пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2005. 464 с.

2. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 206 с.

3. Воротынцев А.Ю. Организационно-методические условия формирования физической культуры у студентов, обучающихся на специальной кафедре вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2003. 22 с.

4. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высшего педагогического образования учащейся молодежи / В.П. Губа [и др.] // Известия Смоленского государственного университета. 2008. Т. 2. С. 170-178.

5. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 228 с.

6. Забелина Л.Н. Дифференцированная методика развития физических качеств студентов технического вуза с учетом их индивидуальных особенностей: дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2011. 164 с.

7. Губа В.П., Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Технология оценки здоровья студентов государственных вузов центрального федерального округа Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 29-36.

8. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственный университет,

Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., директор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

PRIORITY APPLICATION OF THE METHOD OF THE CIRCULAR TRAINING ON CLASSES IN PHYSICAL TRAINING IN LIBERAL ARTS COLLEGES

V.P. Guba, M.S. Leontyeva, S.A. Arkhipova, V.N. Egorov

In article specifics of the organization of classes in physical training in liberal arts colleges on the basis of priority application of a method of a circular training are considered. Dynamics of indicators of physical development of students of liberal arts colleges taking into account the organization of classes in a method of a circular training on classes in physical training is presented.

Key words: student's youth, physical training, physical development, circular training.

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, smolguba67@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,

Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, С.С. Русакова

Рассмотрено формирование интереса студентов неспортивных направлений к физическому воспитанию. Разработаны и внедрены организационно-педагогические условия, способствующие формированию интереса студентов к прикладной физической культуре. Обоснованы уровни интереса студентов неспортивных направлений к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура», способствующих отслеживать изменения в заинтересованности студентов к столь важному аспекту при современном развитии гиподинамии человека.

Ключевые слова: прикладная физическая культура, студенты неспортивных направлений, интерес, мотив, формирование.

В современном становлении страны, в условиях преобразования всех сторон жизни общества увеличиваются требования к красоте тела, здоровью, физической подготовке и подготовленности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.