- обеспечение освоения и внедрения в практику работы новых научно обоснованных профилактических и оздоровительных технологий, имеющих разрешительные документы и рекомендованных к реализации в образовательных учреждениях;
- формирование социального заказа местным органам власти на создание оптимальных условий жизнедеятельности детей, межсекторальных программ профилактики заболеваний учащихся, формирования у них здорового образа жизни.
Отделения профилактики заболеваний учащихся должны быть укомплектованы медицинскими работниками по нормативам не выше участковой педиатрической службы, иметь необходимое современное оборудование и условия работы, а также возможность постоянно повышать свою квалификацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. - М.: Литтерра, 2007.
2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для враче. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Тутельян В. А., Величковский Б. Т. новые возможности профилактической медицины в решении
проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
4. Кучма В. Р. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие). - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009.
5. Научные основы профилактики наиболее распространенных болезней детей и подростков / Под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.
6. Оказание помощи при хронических состояниях. Взгляд с позиций системы здравоохранения / Под ред. Ellen Nolte, Martin McKee. - Женева: ВОЗ, 2011.
7. Онищенко Г. И., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. - М.: Научный центр здоровья детей, 2004.
8. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М.: Минздравсоцразвития России, 2011.
9. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)» / Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С. и др. - 2-е изд. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». - М., 2011.
11. Calwey J. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. - 2007. - Vol. 161, N 3. - P. 611-614.
12. Nelson M. C., Gordon-Larsen P., Song Y., Popkin B. M. // Am. J. Prev. Med. - 2006. - Vol. 31. - P. 109-117.
Поступила 16.01.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.956:616-084
А. А. Модестов1, С. А. Косова1, А. А. Иванова2, С. А. Федоткина3
здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей
'Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1, e-mail:modestov@yandex.ru; 2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1, e-mail:annaiv33@rambler.ru; 3ГОУ ВПО Красноярский государственный торгово-экономический институт, 660075, Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2
Представлены результаты социологического опроса подростков и молодежи Красноярска, обучающихся в вузах и средних учебных заведениях города. Проанализирован ряд аспектов самосохранительного поведения: потребление алкоголя, курение, занятия физической культурой, характер питания. Образ жизни молодежи рассматривается с точки зрения здоровья будущих родителей и влияния на здоровье потомства, поскольку значительная часть молодых семей создается именно в студенческие годы.
Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, молодые родители, подростки, молодежь A. A. Modestov1, S. A. Kosova', A. A. Ivanova2, S. A. Fedotkina3
HEALTH CARE SEEKING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE AS A BASIS FOR FUTURE PARENTS' HEALTH
'Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, №2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991; 2Federal State budgetary Institution of Higher professional education "National Research Medical University named after N.I. Pirogov" of the Ministry of Health Care and Social Development, 1, Ostrovityanova str., Moscow 117997; 3The State Education Institution of Higher professional education "Krasnoyarsk State Trade Economic Institute", 2, L.Prushinskoy street, Krasnoyarsk, 660049, Russia
The results of the survey of adolescents and young people in Krasnoyarsk studying in secondary and high educational institution of the city, dealing with several aspects of self-preservation behaviors: alcohol consumption, smoking, physical activity, dietary patterns are presented. Analysis of the lifestyle of young people is considered from the point of view of the health offuture parents and the impact on the health of offspring, because a large number of young families is created just in student years.
Key words: Health care seeking behavior, young parents, adolescents, youth
Забота о здоровье детей начинается со здоровья будущих родителей, их самосохранительного поведения и образа жизни. Большая часть семей создаются в студенческие годы, в период обучения в средних специальных учебных заведениях, поэтому проблема оздоровления образа жизни молодежи важна не только сама по себе, но и с точки зрения здоровья будущего потомства. За последние годы этой теме посвящена значительная литература [1-5, 8], но с учетом значительных региональных особенностей ситуации в стране для выработки политики по оздоровлению образа жизни молодежи важна информация, учитывающая местную специфику.
В 2010-2011 гг. проведен опрос молодых людей Красноярского края, учащихся вузов и колледжей. В выборке представлены красноярский государственный торгово-экономический институт и Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, а также три образовательных учреждения среднего специального образования -техникум физической культуры, фармацевтический колледж и торговый техникум. В каждом образовательном учреждении опрошены по 150 респондентов в равном соотношении мужчин и женщин. Общий объем выборки составил 750 респондентов. Средний возраст опрошенных 18,8-19 лет для учащихся вузов и 17,5-17,9 года для учащихся колледжей - соответственно мужчин и женщин.
Таким образом, структура выборки позволила выделить две группы образовательных учреждений и сравнить результаты по ним без учета возраста респондентов, а в тех случаях, когда гендерный фактор не являлся значимым, то и без учета пола.
по масштабам среднедушевого потребления алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь всех респондентов разделили на пять категорий:
не употребляющие алкогольсодержащие напитки (непьющие); малопьющие - до 2 л среднедушевого потребления в год у мужчин и до 1,5 л для женщин;
среднепьющие - с годовым потреблением от 2 до 6 л для мужчин и от 1,5 до 4,5 л для женщин;
много пьющие - с годовым потреблением от 6 до 12 л для мужчин и от 4,5 до 9 л для женщин;
тяжелые алкогольные последствия - выпивающие более 12 л год в пересчете на абсолютный алкоголь и женщины со среднедушевым потреблением более 9 л, а также потребители спиртсодержащих жидкостей (парфюмерных, лекарственных, бытовых, технических и др.) независимо от масштабов потребления.
Результаты проведенных исследований показали, что среднедушевое потребление алкоголя в пересчете на абсолютный алкоголь составило 3,8 л для мужчин и 2,8 л для женщин. В сравнении с общероссийским опросом молодых людей эти цифры, с одной стороны, оказались существенно ниже, а с другой -
Для корреспонденции: Иванова Анна Аркадьевна, канд. мед. наук, ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет, доц. каф. поликлинической и социальной педиатрии ФУВ, е-таП:аппа^33@гатЫег.га
показатели для мужчин и женщин заметно ближе [6]. Различие алкогольного потребления, по данным двух опросов, прежде всего для мужчин может быть связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в опросе красноярской молодежи участвовали только студенты вузов и учащиеся колледжей, тогда как во всероссийском опросе - вся молодежь; во-вторых, в силу характера выборки в опросе красноярской молодежи приняли участие более молодые люди, тогда как в общероссийском обследовании верхняя возрастная граница составила 35 лет; в-третьих, судя по анализу совокупности молодых людей Красноярского края, принявших участие во всероссийском опросе, алкогольное потребление молодежью края было несколько ниже, чем в среднем по России [6]. Таким образом, полученные нами данные не противоречат результатам ранее проведенных исследований.
Между группами респондентов в зависимости от места учебы различия в алкогольном поведении не носят принципиального характера. Так, к категории непьющих относятся 44,3% студентов и 43,7% учащихся юношей, 55,3% студенток и 51,9% учащихся в колледжах девушек. Группу малопьющих составили 17,7% студентов вузов (22,9% юношей и 12,6% девушек) и 18,7% учащихся колледжей (25,8% юношей и 11,6% девушек). 17,3% студентов вузов (16,4% мужчин и 18,2% женщин) и 17,6% учащихся колледжей (13,5% юношей и 21,8% девушек) составили категорию сред-непьющих. К группе с тяжелыми алкогольными последствиями относятся 8,6 и 6,3% студентов и 8,7 и 7,4% учащихся - соответственно мужчин и женщин.
Полученные данные соответствуют установленным ранее закономерностям о том, что в России стираются различия по масштабам потребления алкоголя в зависимости от уровня образования прежде всего в молодежной среде [6]. Результаты опроса выявили, что между будущими носителями высшего и среднего специального образования различий практически нет по крайней мере в процессе учебы. Более того, происходит сближение уровня потребления юношей и девушек в первую очередь за счет выравнивания категорий много пьющих и с тяжелыми алкогольными последствиями.
Следующий аспект исследования касался курения. Как показал опрос, 2/3 молодых мужчин (65,8% учащихся юношей) и 3/4 их сверстниц (77% учащихся девушек) не курят. К группе риска по последствиям курения относятся лишь около 1% респондентов, т. е. те, кто выкуривает ежедневно больше одной пачки сигарет (0,7% юношей и 1,3% девушек - студентов вузов и 1,3% юношей и 0,5% девушек - студентов колледжей). Проблемной группой являются также те респонденты, которые ежедневно выкуривают от 10 до 20 сигарет: по данным опроса, к этой категории причислили себя 7,7% мужчин и вдвое меньше женщин - 3,5% (причем статистически достоверных различий между показателями, полученными в высших и средних специальных образовательных учреждениях, не выявили).
В сравнении с результатами общероссийского опроса молодежь высших и средних учебных заведений Красноярска курит заметно меньше [7]. Таким об-
разом, ситуация среди учащейся молодежи Красноярска выглядит более благополучной, чем в среднем по России. Однако это благополучие проявляется прежде всего для молодых мужчин, тогда как ситуация для женщин является или близкой (доля некурящих), или даже несколько худшей, чем в среднем по стране.
Приверженность респондентов здоровому образу жизни характеризуется следующими зависимостями (табл. 1).
Такие простейшие процедуры, как принятие контрастного душа, не делают никогда более 1/4 молодых мужчин и женщин (26,9 и 27% соответственно), и такая же часть опрошенных выполняют это регулярно (26,4 и 31,2%). Посещают русскую баню, сауну регулярно 25,6% юношей и 20,6% девушек. Более 1/3 молодых мужчин и женщин никогда не делают утреннюю зарядку и не занимаются оздоровительным бегом (36,3 и 38,2% соответственно), и
лишь 8,1% молодых людей и 5,3% девушек делают это постоянно. Спортивно-оздоровительные секции, бассейн, фитнесс-центры являются самыми популярными местами оздоровления, однако только 43,2% мужчин и 27,6% женщин посещают их регулярно. систематически занимаются спортом на стадионе или спортивной площадке 32,8% молодых мужчин и 19,8% молодых женщин, тогда как соответственно 18,4 и 35,4% респондентов никогда им не занимались. Таким образом, регулярные занятия физкультурой, спортом, закаливанием среди молодых людей распространены явно недостаточно.
Более высокая приверженность учащихся колледжей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, возможно, связана с тем, что в нашем исследовании представлены учащиеся техникума физической культуры, для которых такой тип поведения является профессиональной необходимостью.
Таблица 1
Распределение (в %) учащихся вузов и колледжей по приверженности занятиям физкультурой, спортом,
закаливанием в зависимости от места учебы
Показатель Мужчины Женщины
вуз колледж итого вуз колледж итого
Утренняя зарядка, оздоровительный бег
Никогда 34,1 37,7 36,3 42,6 35,1 38,2
Иногда 55,6 55,7 55,6 51,4 60,2 56,5
Регулярно 10,4 6,6 8,1 6,1 4,7 5,3
И то го ... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Занятия спортом на стадионе, спортивной площадке
Никогда 13,9 21,2 18,4 34,2 36,2 35,4
Иногда 48,9 48,8 48,9 53,9 38,2 44,8
Регулярно 37,2 30,0 32,8 11,8 25,6 19,8
Итог... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Посещение спортивно-оздоровительных секций, бассейна, фитнес-центра
Никогда 23,2 11,8 16,2 32,9 20,5 25,7
Иногда 37,7 42,5 40,7 46,7 46,7 46,7
Регулярно 39,1 45,7 43,2 20,4 32,9 27,6
Итог... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Принятие контрастного душа
Никогда 30,7 24,5 26,9 30,1 24,8 27,0
Иногда 46,7 46,7 46,7 46,6 38,6 41,9
Регулярно 22,6 28,8 26,4 23,3 36,7 31,2
Итог... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Посещение сауны, русской баны
Никогда 16,7 10,3 12,8 21,3 23,8 22,8
Иногда 54,3 66,4 61,6 56,0 57,1 56,7
Регулярно 29,0 23,4 25,6 22,7 19,0 20,6
Итог... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 2
Распределение (в %) респондентов по ИМТ в зависимости от места учебы
ИМТ Мужчины Женщины
вуз колледж общий итог вуз колледж общий итог
Пониженный 8,0 7,1 7,4 25,3 27,4 26,5
Нормальный 71,0 82,3 78,0 69,5 67,0 68,0
Повышенный 20,3 8,0 12,6 5,2 5,7 5,5
Ожирение 0,7 2,7 1,9 - - -
Итого... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Установили, что существенное влияние учащиеся техникума физкультуры оказывают только на частоту регулярных занятий спортом: так, среди студентов 37,2% регулярно занимаются спортом на стадионе или спортивной площадке, тогда как среди учащихся колледжей только 20%, а среди учащихся техникума физкультуры - 48,1%. У женщин различия еще большие: регулярно занимаются спортом около 1/10 части студенток или учащихся колледжей, тогда как в техникуме физкультуры к этой группе принадлежит 2/3 опрошенных. Что касается собственно оздоровления, то приверженность к регулярному посещению оздоровительных секций, бассейна, фитнесс-центра среди учащихся техникума физкультуры такая же, как и среди учащихся других колледжей, и в целом выше, чем у студентов, особенно у женщин.
В заключение рассмотрим особенности самосо-хранительного поведения в области питания. Подавляющее большинство молодых людей, а именно 4/5 мужчин и 2/3 женщин, имеют нормальный индекс массы тела (ИМТ), что в условиях низкой приверженности регулярным занятиям физкультурой и
спортом является быстро истощаемым ресурсом. Незначительная (7,4%) часть мужчин и 1/4 (26,5%) молодых женщин имеют пониженный ИМТ. Помимо дефицита массы тела в среде молодых людей распространена такая проблема, как избыточная масса тела, и если низкий ИМТ более характерен для женщин, то повышенный ИМТ и ожирение - для мужчин (12,6 и 1,9% соответственно). в выборке опрошенных молодых женщин ожирение не встретилось ни разу.
Представленные результаты свидетельствуют о существенном различии в распределении по ИМТ у мужчин и отсутствии такового у женщин в зависимости от места учебы респондентов (табл. 2).
Связаны ли диспропорции ИМТ с характером питания? Как показал опрос молодежи, около 1/3 мужчин и 1/4 женщин не задумываются о рационе питания, и еще примерно 1/3 респондентов при выборе блюд предпочитают вкусовые качества иным критериям. Менее 1/5 части опрошенных руководствуются экономическими критериями и при составлении рациона питания позволяют себе лишь то, что доступно по доходам. Стремление похудеть лежит в основе выбора рациона питания у 2,2% мужчин и 17,4% женщин. Согласно полученным данным, только 15,5% мужчин и 11,3% женщин руководствуются рекомендациями о здоровом питании (табл. 3).
Таким образом, 1/2 женщин-респондентов и менее 2/3 мужчин-респондентов не имеют критериев выбора рациона питания, а у 1/5 части мужчин и 1/3 женщин эти критерии не имеют никакого отношения к здоровому питанию. Единственное отличие женского и мужского подхода к питанию связано с существенно более распространенной среди женщин стратегией похудения.
Подход к планированию рациона питания отчасти связан со значением ИМТ. Пониженный ИМТ не вносит никаких существенных отличий в поведение респондентов. При повышенном ИМТ мужчины в 1,5 раза чаще, чем в среднем по выборке, следуют рекомендациям о здоровом питании (23,9% против 15,5%), однако в стадии ожирения стратегия сводится все чаще к стремлению похудеть (14,3% против 2,2%). Женщины с повышенным ИМТ чаще озабочены этой проблемой (не думают о рационе питания 10% повышенным ИМТ и 23,1% в целом по выборке), а стратегия поведения сводится только к стремлению похудеть (40% против 17,4% в целом по выборке). Таким образом, диспропорции в ИМТ не
Таблица 3
Особенности (в %) пищевого поведения респондентов с различным ИМТ
Чем вы руководствуетесь при составлении рациона питания?
ИМТ рекомендациями о здоровом питании ем все, что вкусно стараюсь похудеть ем то, что доступно по доходам не думаю об этом итого
Мужчины
Пониженный 14,8 25,9 3,7 18,5 37,0 100,0
Нормальный 14,2 31,9 1,8 20,6 31,6 100,0
Повышенный 23,9 28,3 2,2 15,2 30,4 100,0
Ожирение 14,3 14,3 14,3 28,6 28,6 100,0
Итого... 15,5 30,7 2,2 19,9 31,8 100,0
Женщины
Пониженный 13,7 38,9 8,4 14,7 24,2 100,0
Нормальный 10,5 29,4 19,0 17,3 23,8 100,0
Повышенный 10,0 10,0 40,0 30,0 10,0 100,0
Итого... 11,3 30,9 17,4 17,4 23,1 100,0
стимулируют потребность в знаниях о здоровом питании и следовании рекомендациям, но определяют стратегию решения вопроса любым способом и преимущественно самым быстрым, на что и направлены массовые диеты.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что, вступая в репродуктивный возраст, значительная часть учащейся молодежи средних и высших учебных заведений Красноярска имеет низкий уровень самосохранительной культуры, что является существенным фактором риска рождения и воспитания здорового потомства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березутский Ю. В., Москвич А. С. // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - № 3. - С. 105-112.
2. Вовк Л. В. // Педагогика, психол. и медико-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. - 2008. - № 8. - С. 34-39.
3. Журавлева И. В. // Социол. мед. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
4. Лакшин А. М., Кожевникова Н. Г. // Стоматол. для всех. - 2007. - № 2. - С. 50-51.
5. Маркова А. И., Ляхович А. В. // Вопр. соврем. педиат. - 2010. - Т. 9, № 6. - С. 19-25.
6. Федоткина С. А. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современной науки и образования. Безопасность жизнедеятельности», посвящ. 100-летию Башкирского государственного университета. - Уфа: РИЦ БашГУ 2010. - С. 49-54.
7. Федоткина С. А. // Сборник трудов II Всероссийской науч.-практ. дистанционной интернет-конф. "Окружающая среда и здоровье населения", посвящ. 75-летию КГМУ / Под ред. А. М. Черных - Курск: КГМУ 2010. - 1 CD, № гос. рег. 0321002332.
8. ЦветковаЛ. А. // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психол. Социол. Педагогика. - 2009. - № 2-1. - С. 176-186.
Поступила 31.01.12
Сведения об авторах:
Модестов Арсений Арсеньевич, доктор мед. наук, проф. ФГБУ НЦЗД РАМН, e-mail:modestov@yandex.ru; Косова Светлана Алексеевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр., ФГБУ НЦЗД РАМН отд. социальной педиатрии, e-mail:svkosova@yandex.ru; Федоткина Светлана Александровна, канд. мед. наук, ГОУ ВПО Красноярский государственный торгово-экономический институт, доц. каф. валео-логии, e-mail:safedotkina@mail.ru
© А. А. ИВАНОВА, 2012 УДК 613.954:616-053.4-084-058
А. А. Иванова
здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по
оптимизации
ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразви-тия России, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
Представлен анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по формированию здорового образа жизни воспитанников. В качестве экспертов в исследовании приняли участие заведующие 124 ДОУ различных регионов Российской Федерации. Выявлены основные факторы, препятствующие ведению эффективной здоровьесберегающей деятельности в детских садах, и даны предложения по ее оптимизации.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, дошкольные образовательные учреждения, здоровый образ жизни, дети
A.A. Ivanova
HEALTH CARE SEEKING ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: THE REALITY AND SUGGESTIONS ON OPTIMIZATION
Federal State budgetary Institution of Higher professional education "National Research Medical University named after N.I. Pirogov" of the Ministry of Health Care and Social Development 1, Ostrovityanova str., Moscow, 117997
The analysis of the pre-school educational institutions' activity on the formation of healthy lifestyle in children has been presented. As an expert, 124 pre-school managers in different regions of the Russian Federation participated in the study. The main reliability barriers to the introduction of effective health care activity in kindergarten have been revealed and suggestions on its optimization have been given.
Key words: health-care activity, preschool education, healthy lifestyles, children
Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав. В Конвенции о правах ребенка [2] закреплено право на здоровый рост и развитие. Однако недостаточная активность профи-
Для корреспонденции: Иванова Анна Аркадьевна, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической и социальной педиатрии ФУВ, e-mail:annaiv33@rambler.ru
лактической работы специалистов первичного звена здравоохранения, низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения не способствуют сохранению здоровья детей на необходимом уровне [1].
Воспитание у детей культуры здоровья, т. е. понимания здоровья как важнейшей ценности, должно проходить на всех этапах образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Знания ребенка о здоровье,