Научная статья на тему 'Социализация студентов в интегральной образовательной системе институтов спорта'

Социализация студентов в интегральной образовательной системе институтов спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СПОРТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООЩУЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INSTITUTES OF SPORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENT / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVES / VALUABLE ORIENTATIONS / FEELING / MORAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Т.В., Губа В.П.

В статье обобщен опыт многолетних исследований по проблеме социализации студентов в интегрированной образовательной системе институтов спорта. Представлены ценностные ориентации и мотивы студентов, получающих профессию тренера в институтах спорта Российской Федерации. Обоснованы данные, характеризующие самоощущения студентов институтов спорта Российской Федерации при выполнении двигательных заданий, а также их нравственный потенциал в зависимости от направленности физкультурно-спортивной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article experience of long-term researches on a problem socialization of students in the integrated educational system of institutes of sport is generalized. Valuable orientations and motives of the students receiving the trainer’s profession at institutes of sport of the Russian Federation are presented. The data characterizing feelings of students of institutes of sport of the Russian Federation when performing motive tasks and also their moral potential depending on an orientation of sports activity are proved.

Текст научной работы на тему «Социализация студентов в интегральной образовательной системе институтов спорта»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ СПОРТА

Т.В. МИХАЙЛОВА, В.П. ГУБА, РГУФКСМиТ

Аннотация

В статье обобщен опыт многолетних исследований по проблеме социализации студентов в интегрированной образовательной системе институтов спорта. Представлены ценностные ориентации и мотивы студентов, получающих профессию тренера в институтах спорта Российской Федерации.

Обоснованы данные, характеризующие самоощущения студентов институтов спорта Российской Федерации при выполнении двигательных заданий, а также их нравственный потенциал в зависимости от направленности физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: институт спорта, образовательная среда, студент, профессиональная деятельность, мотивы, ценностные ориентации, самоощущение, нравственный потенциал.

Abstract

In article experience of long-term researches

on a problem socialization of students in the integrated

educational system of institutes of sport is generalized.

Valuable orientations and motives of the students receiving

the trainer's profession at institutes of sport

of the Russian Federation are presented.

The data characterizing feelings of students

of institutes of sport of the Russian Federation

when performing motive tasks and also their

moral potential depending on an orientation

of sports activity are proved.

Keywords: institutes of sport, educational environment, student, professional activity, motives, valuable orientations, feeling, moral potential.

Актуальность исследования

Новый федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3+ по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в первую очередь предъявляет высокие требования будущим специалистам, которые после окончания учебного заведения должны эффективно решать задачи педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности [2, 6, 7]. Можно констатировать, что понимание социальной значимости спорта в процессе управления образовательной деятельностью в институтах спорта Российской Федерации в определенной степени может определять подход к конкретным моментам подготовки высококвалифицированного специалиста в области физической культуры и спорта [1, 3, 4, 5]. Однако подготовка тренеров в институтах спорта, преимущественно представляющих собой как бывших, так и действующих спортсменов высшей квалификации, в современных условиях относится к категории большой сложности, в первую очередь в связи с неуклонным ростом спортивных результатов, чрезвычайно высокими требованиями, предъявляемыми специалисту затратами времени, средств, а также наличием высоких психофизических нагрузок.

Цель исследования - изучить особенности социализации студентов в интегральной образовательной системе института спорта

Результаты исследования и их обсуждение

Вступление в мир спортивной субкультуры не может не вызвать значительные перемещения по шкале призна-

ваемых и выбираемых ценностей у студентов институтов спорта.

Педагогическое влияние спортивной субкультуры на студентов институтов спорта Российской Федерации проявляется системно. Профессиональный спорт как вид деятельности привлекает не только высокими заработками, но и другими мотивационными факторами студентов институтов спорта, к числу которых можно отнести: возможность самоутверждения и самовыражения (53,8%), возможность «увидеть мир» (53,8%), возможность обеспечить достойную жизнь в будущем (46,1%), возможность общения с большим количеством людей (30,7%).

Как видим, если не учитывать «вербальные» мотивы, связанные с расхожими характеристиками итогов спортивной деятельности, то помимо участия в соревнованиях (что, понятно, объясняется их спортивной деятельностью) в число ведущих вошли прагматические (этого требует моя будущая профессия) и то, что можно определить как последствия коммерциализации спорта, становление его профессиональным (в занятиях спортом вижу кратчайший путь добиться успеха в жизни, что также можно отнести к числу прагматичных, как и предыдущий). Можно считать поэтому, что именно прагматичность (суммарно оба мотива дают 66,2% у юношей и 48% у девушек) сегодня определяет стремление студентов институтов спорта Российской Федерации заниматься спортом (табл. 1), что в большей степени, отражает процесс профессионализации спорта.

В то же время мотивы «просто нравится заниматься физическими упражнениями» и «оптимизация состояния» на фоне этого отошли на второй план - эти позиции отметили в лучшем случае лишь каждый десятый из опрошенных.

Таблица 1

Мотивы занятий спортом студентов институтов спорта Российской Федерации (%)

Мотивы занятий Юноши Девушки

Улучшить физическое состояние 69,1 52,0

Улучшить телосложение, «фигуру» 39,9 21,4

Улучшить настроение, самочувствие 11,5 20,4

Общение 23,7 27,6

Снять усталость, активизировать умственную деятельность 7,9 11,2

Отточить умение «постоять за себя» 15,8 10,2

Оптимизировать вес 2,2 5,1

Участие в соревнованиях 51,8 60,2

Просто нравятся физические упражнения 8,6 11,2

Этого требует будущая профессия 37,4 24,5

В занятиях спортом вижу кратчайший путь добиться успеха в жизни 28,8 23,5

Процесс становления будущего профессионала сопровождается изменением ценностной ориентации студентов как при начале занятий спортом, так и при выборе спортивной деятельности как профессии. Ведущей референтной группой для студента является тренер, затем представители преподавательского коллектива

Интерес к спорту по сути дела является центральным звеном в иерархии основных личностных образований студента, поскольку здесь находит отражение и выражение естественная потребность в движениях и новых впечатлениях, в новой информации, потребность к общению.

Таблица 2

Самоощущения студентов институтов спорта Российской Федерации при выполнении

физических упражнений (%)

Чувство Спортивные и подвижные игры Боевые искусства Танцевальные упражнения

Радость 56 9,2 15,4

Расслабление 1,2 - 18,6

Вдохновение 1,2 - 2,7

Удовлетворение 14,9 2,7 12,6

Гордость - 2,7 6,9

Любовь к партнеру - - 33,9

Азарт 21,5 5,9 9,9

Эгоизм - 6,8 -

Агрессивность 2,6 20,0 -

Злость 2,6 9,6 -

Ярость - 8,2 -

Жестокость - 15,3 -

Страх - 9,6 -

Для успешного формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям спортом и овладения профессией тренера необходим индивидуальный подход, позволяющий выявить мотивацию студента.

Применение индивидуального подхода при воспитании мотивации студентов институтов спорта требует различий в формировании мотиваций в условиях занятий спортом и образовательной деятельности. Иными словами, четко определялась грань внутри контингента

так называемого потенциального резерва для выявления тех, кого следует отнести к резервам собственно спортивным и образовательным (педагогическим).

Существует довольно тесная корреляция между исходными и сиюминутными мотивациями спортивной и образовательной деятельности, что позволяет считать этот показатель диагностическим признаком перспективности студента в процессе овладения профессией тренера.

Факторный анализ начальных мотиваций приобщения к спорту достаточно показателен и свидетельствует о существенных различиях у контингентов, рассматривающих занятия спортом как способ оптимизировать свою жизнедеятельность либо как подготовку к профессиональной деятельности в качестве тренера.

В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения студентов институтов спорта Российской Федерации. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах, других материальных поощрениях.

В отношении нравственного развития студентов выявлено, что наличие у респондентов высокой мотивации к самоутверждению, стремлений к первенству очень часто становится причиной возникновения конфликта с принципам спортивной этики, правилами «честной игры» в спортивной деятельности.

Самое важное состоит, однако, в том, что активные и регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение. Установлено, что те, кто не участвуют регулярно в спортивных соревнованиях, проявляют гораздо больше желания выступать за соблюдение кодекса честной игры, чем участники состязаний.

Культивирование «группового эгоизма» приводит и к смещению ценностных ориентации в негативном плане (рис. 1).

3 2,5 2

I 1,5

ш

1

0,5 0

2,96

2,97

2'68 2,59 2,6

2,72

1,52

"1,66

Ориентация

на спорт □

Ориентация на профессию

Мнение микрогруппы

Общепринятые нормы

Долг по отношению к спортивному коллективу

Семья

Рис. 1. Сопоставительные характеристики структуры ценностных ориентации

при участии в соревнованиях

Ориентации в соревнованиях существенно различны по ранговой структуре для «спортсменов» и тех, кто включен в систему «профессия - тренер»: такая ориентация занятий оказывается более общественно ценной, чем спортивная. В этом плане показательно, что допускают для себя возможность нарушения правил соревнований в целях достижения успеха на 20% чаще контингент спортсменов, чем тренеров. «В игре все можно» - так считают лишь один из восьми тренеров и один из пяти спортсменов. Готовы на нечестный поступок во имя личной выгоды каждый двенадцатый спортсмен и вдвое реже представители сопоставляемого контингента.

Более глубокий анализ позволяет сделать вывод, что нравственные ориентации спортсменов в значительной степени зависят от спортивной квалификации респондентов, с повышением которой увеличиваются негативные тенденции. Примечательно также, что во многом эти тенденции обусловлены и самоопределением или отсутствием такового у респондентов в будущей трудовой деятельности. В то же время ориентированных на большой спорт больше тех, кто в период получения образования не имеет определенных планов о будущей профессиональной деятельности в качестве «обычного гражданина». Так, среди респондентов, спортивная квали-

фикация которых не выше второго разряда, соотношение между контингентами с определенными профессиональными планами и не имеющими таковых 8 к 1, тогда как у респондентов с более высокой спортивной квалификацией соотношение иное - 2 к 1, в последнем случае относительная численность тех, кто даже не задумывается о будущем и о своем послеспортивном жизненном пути, в 4 раза больше. Вполне естественен вопрос - не здесь ли истоки жизненных проблем, которые так часто возникают у спортсменов после ухода из «большого» спорта.

Сравнительный анализ позиций студентов в отношении будущей трудовой деятельности свидетельствует, что респонденты с определенными планами в профессиональной деятельности отличаются более высокими нравственными качествами и нравственным поведением от респондентов, не имеющих таковых (рис. 2).

Если же обратиться к показателям вербального поведения в целом, то среди студентов, определившихся в своих планах на будущее, больше тех, кто окажет активное сопротивление бесчестному поступку товарища по команде в игре (27,6%) по сравнению с теми, кто не имеет ясных планов (20,7%). Положение ухудшается с повышением спортивной квалификации студентов: позиции невмешательства среди определившихся в про-

С*)

о 1

а

IZ

200 . 150 100 50 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

193,5

1078 113.

90,7 г——Г 95,9

- -78 -

■ —

Соотношение готовности к нарушению правил

честной игры и реальных случаев таких действий □

Соотношение неприемлемости нарушения правил честной игры и случаев позитивного поведения

А

Б

В

Рис. 2. Сопоставительные характеристики нравственного потенциала подростков в зависимости от направленности физкультурно-спортивной деятельности Примечание:

группа А - неспортивная ориентация, есть планы на будущее; группа Б - неспортивная ориентация, нет планов на будущее;

группа В - спортивная ориентация, есть планы на будущее; группа Г - спортивная ориентация, нет планов на будущее.

фессиональном отношении студентов первого спортивного разряда и выше, ориентировано 46,7%, то среди студентов того же уровня, не имеющих ясных планов на будущее, таковых уже 60%.

Исследования показали, что социальный инфантилизм, каковым можно считать отсутствие планов на будущее, культивируется тренерами. Так, авторитарный стиль руководства, хотя порой и дает сиюминутный быстрый успех, глубоко травмирует спортсмена как личность. Неудивительно, что вырвавшись из-под власти тренера-диктатора, спортсмен нередко, как говорится, «идет в разнос». А ведь авторитарного стиля руководства придерживается сегодня до 60-80% тренеров, которые, согласно нашим данным, искренне считают, что залог успеха спортсмена - в точном, без рассуждений выполнении указаний тренера.

Ранняя профессиональная ориентация, приводит к тому, что, еще не овладев богатствами общей культуры, студент уже овладевает индивидуальной социальной ролью. Отсюда сужение круга интересов и круга общения. При таком, достаточно однобоком, интересе диктуется и специфичность выбора референтных групп: здесь в меньшей степени учитываются уровень знаний и компетентность.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди спортсменов каждый пятый считает, что в спорте цель оправдывает средства. Это вызывает еще больший интерес, если подчеркнуть, что 29,7% спортсменов готовы ради достижения победы команды в состязаниях нарушить правила соревнований, правила «честной игры». Неудивительно, что 26,5% опрошенных тренеров отметили, что их воспитанники имели уже столкновения с законом, хотя это и не привело к судебному разбирательству.

Заключение

Социализация студентов в интегральной образовательной системе институтов спорта является исключительно важной проблемой, так как существующие вопросы безболезненного «выхода» спортсменов-студентов из большого спорта остаются до конца не решенными. Полученные данные позволяют заключить, что мотивы и ценностные ориентации современных студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях физкультурного профиля Российской Федерации, должны способствовать не только материальному удовлетворению потребностей, но и обеспечивать полноценную ориентацию на профессиональную деятельность в качестве тренера по избранному виду спорта.

Литература

1. Губа, В.П. Особенности решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания /

B.П. Губа // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 57-61.

2. Дмитриев, С.В. К проблеме смены методологических парадигм в системе образования (в контексте сферы физической культуры и спорта) / С.В. Дмитриев,

C.Д. Неверкович, Д.И. Воронин, Е.В. Быстрицкая // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 244-258.

3. Катровский, А.П. Высшее образование в России -процесс трансформации и интеграции / А.П. Катровский, В.П. Губа // Весшк Палескага дзяржаунага ушвератэта. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. - 2015. -№ 2. - С. 32-40.

4. Михайлова, Т.В. Профессиональная готовность студентов института спорта к тренерской деятельности

(методология и технология): монография / Т.В. Михайлова. - М., 2017. - 180 с.

5. Михайлова, Т.В. Технология управления образовательной деятельностью при подготовке тренеров в институтах спорта Российской Федерации / Т.В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 2. -71 с.

6. Неверкович, С.Д. Система образования в вузе физической культуры как социальный институт / С.Д. Неверкович, А.А. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 4 (129). - С. 173-178.

7. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко. - Педагогика. - 2011. - № 6. - 55 с.

References

1. Guba, V.P. Features of the decision of the national project in the sphere of secondary education and education / V.P. Guba // Bulletin of the Bryansk state university. -2012. - No. 1. - Pp. 57-61.

2. Dmitriyev, S.V. Problem of change of methodological paradigms in an education system (in the context of the sphere of physical culture and sport) / S.V. Dmitriyev, S.D. Neverkovich, D.I. Voronin, E.V. Bystritskaya // the World of psychology. - 2015. - No. 2. - Pp. 244-258.

3. Katrovsky, A.P. The higher education in Russia -process of transformation and integration / A.P. Katrovsky, V.P. Guba // Vesnik Paleskaga dzyarzhaynaga universiteta. Seriya Gramadskikh i gumanitarnykh navuk. - 2015. -No. 2. - Pp. 32-40.

4. Mikhaylova, T.V. Professional readiness of students of institute of sport for trainer's activity (methodology and

technology): monograph / T.V. Mikhaylova. - M., 2017. -180 p.

5. Mikhaylova, T.V. Technology of management of educational activity when training trainers at institutes of sport of the Russian Federation / T.V. Mikhaylova // Theory and practice of physical culture. - 2016. - No. 2. - 71 p.

6. Neverkovich, S.D. An education system in higher education institution of physical culture as social institute / S.D. Neverkovich, A. A. Popova // The Messenger of the Adygei state university. - Series 3: Pedagogics and psychology. - 2013. - No. 4 (129). - Pp. 173-178.

7. Slastenin, V.A. About modern approaches to preparation Teacher / V.A. Slastenin, N.G. Rudenko. - Pedagogics, 2011. - No. 6. - 55 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.