Научная статья на тему 'Отличник - завидная роль, но тяжёлая ноша'

Отличник - завидная роль, но тяжёлая ноша Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
604
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОТЛИЧНИК / ПРОФИЛЬНЫЙ ОТЛИЧНИК / ОТЛИЧНИК ОТ ПРИРОДЫ / ОТЛИЧНИК-ТРУДЯГА / ОТЛИЧНИК ПО ТРЕБОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ / EXCELLENT STUDENT BECAUSE OF HIS PARENTS' DEMANDS / UNIVERSAL EXCELLENT STUDENT / PROFILE EXCELLENT STUDENT / NATURE EXCELLENT STUDENT / HARD-WORKING EXCELLENT STUDENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емельянова Марина Николаевна

Феномен отличника в образовании. Его положительные и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличник - завидная роль, но тяжёлая ноша»

ОТЛИЧНИК — ЗАВИДНАЯ РОЛЬ, но тяжёлая ноша

Марина Николаевна Емельянова,

доцент Уральского государственного

педагогического университета,

кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург

«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».

Аристотель

В первый класс все дети приходят нарядные, с цветами, с надеждой на успехи в учёбе, все тянут руки, хотят получить хорошую оценку. Но очень быстро класс начинает распадаться на группы: вырываются вперёд лидеры и появляются первые аутсайдеры. Лидеры — отличники или те, у кого изредка проскальзывают «четвёрки». Их всегда меньшинство. Хорошисты — это те, у кого преобладают «четвёрки», но иногда они получают и «пятёрки», а может быть, есть и пара «троек». Отстающие — это отпетые «троечники», у которых половина «троек» — это натянутые «двойки». И почти все они такими и останутся до самого финиша, до выпускного вечера. И чем ближе к финишу, тем больше аутсайдеры отстают от основной группы — группы лидеров.

• универсальный отличник • профильный отличник • отличник от природы

• отличник-трудяга • отличник по требованию родителей

С

уществительное «отличник» образовано от прилагательного «отличный». А прилагательное «отличный», в свою очередь, образовалось от глагола «отличаться», то есть выделиться среди остальных каким-либо качеством: храбростью, умением, честностью, талантом и т.д.

Однако встречается в словарях и другое значение слова «отличиться» с пометкой «разговорное»: совершить что-либо, вызывающее удивление, осуждение и пр. Получается, что и слово «отличник»

может приобретать негативные смысловые оттенки: например, отличник — это тот, кто выделяется на фоне других, к кому люди испытывают разные чувства — от удивления и гордости до осуждения и зависти. А кому обычно завидуют? Тому, кто добился успеха!

Перспективы

Психология людей такова, что они хотят чем-то отличаться от других, причём

отличаться в лучшую сторону. Многие люди мечтали быть отличниками, окончить школу с золотой медалью или вуз с «красным» дипломом, но эта мечта так и не стала реальностью и жила в глубине души вместе с чувством зависти к успехам реальных отличников. Почему с чувством зависти? Потому что в перспективе перед отличниками открываются все дороги, и эти дороги будут самыми гладкими и самыми широкими. Отличники нужны везде, у них не бывает проблем с поиском престижной и высокооплачиваемой работы. Все работодатели хотят заполучить их к себе. А почему? Потому что отличники с детства умеют хорошо и кропотливо работать, иначе отличником просто не стать. И господин работодатель очень хорошо это знает, ведь чаще всего он сам — бывший отличник. Так что слова Пушкина «мы все учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь» давно потеряли свою актуальность. Сейчас нам всем приходится учиться много, многому и подолгу, чтобы состояться в профессии и в жизни. И кстати, есть такая закономерность: чем выше были оценки во время учёбы, тем выше потом уровень зарплаты. Отличники ведь привыкли получать за свой труд высокое вознаграждение и делают все, чтобы зарплата их была высокой. И в девяти случаях из десяти им это удаётся. Они же отличники! А те, кто в школе или в институте мирился с «тройками», впоследствии соглашаются и на маленькую, скромную зарплату.

Очевидно, что в школе надо учиться как можно лучше и всегда похвально быть отличником. Однако отличники бывают разные. Если рассматривать отличников по масштабу отличной учёбы, то можно выделить две категории: универсальный отличник и профильный.

Универсальный отличник

«Круглый отличник» умудряется по всем учебным дисциплинам стабильно показывать

отличную успеваемость. У него в течение учебного года могут быть и хорошие, а иногда проскальзывают и удовлетворительные отметки, но в итоге за четверть и за год по всем предметам всё равно будет стоять «отлично». Они начинают так учиться уже с начальной школы, потом всё больше погружаются в этот учебный труд и уже не позволяют себе опускать планку, получая на финише золотую или серебряную медаль.

Профильный отличник

Это отличник только по предметам одного профиля. Например, у ребёнка есть явные способности к гуманитарным наукам, и он с большим старанием и увлечением занимается по русскому языку, литературе, иностранному языку и другим гуманитарным предметам и получает по ним одни «пятёрки», тогда как по математике он может быть самым слабым учеником в классе. Или, наоборот, ребёнок — «технарь», который сложные задачи по математике, физике щёлкает как семечки, но отнюдь не отличается грамотным письмом и красивым слогом. Из таких профильных отличников в будущем могут вырасти талантливые профессионалы и даже лауреаты Нобелевских премий, про которых люди любят слагать истории, что, мол, «в школе-то он был хулиганом и бездарью, а потом в нём проснулся недюжинный талант, и вот он теперь прославился на весь мир своими творениями». Такими историями стараются свести на нет значение учебного прилежания и отличной учёбы, однако если углубиться в биографии, то мы увидим пример профильного отличника, о чём чудесные истории, как правило, умалчивают.

Если в основу классификации положить факторы, влияющие на достижение статуса универсального или профильного отличника, то таких факторов можно выделить несколько: природный дар (высокий уровень интеллектуального развития), терпение и труд, семья.

Отличник от природы

Такой отличник наделён хорошей памятью, сообразительностью, способен быстро мыслить и усваивать новую информацию «на лету», он многим интересуется, поэтому обладает широким кругозором. Быть отличником для него так же естественно, как дышать. У него полная гармония: хочу быть отличником (мотивация достижения успеха) и могу им быть (наличие умственных и учебных способностей). Своё стремление к успехам в учёбе они объясняют мотивами «для будущей жизни»: «хочу в будущем иметь интересную, престижную, высокооплачиваемую работу», «хочу в будущем поступить в университет», «хочу окончить школу с медалью и поступить в престижный вуз», «хочу хорошо сдать ЕГЭ или быть призёром профильной олимпиады, так как это важно при поступлении в вуз», «люблю многие уроки и учителей, их ведущих, поэтому по остальным тоже стараюсь получить «отлично», чтобы не портить общую картину».

У большинства современных отличников мотивы имеют не познавательный, а прагматический характер, так как успешная учёба становится не целью, а средством для реализации будущих планов, то есть дальнейшей успешной профессиональной деятельности и карьеры. Иными словами, здесь можно наблюдать своеобразный конфликт между будущим и настоящим: учебная деятельность весьма значима для будущего, но мало значима для реального микросоциального контекста отношений.

Отличники от природы практически не зависят от того, какой им достался учитель. Они сами себя учат, потому-то и остаются отличниками, даже сменив учителя, класс или школу. Такой ребёнок знает себе цену уже с детства, знает, что он гордость семьи, он перспективный, так как все взрослые говорят, что он «далеко пойдёт». Часто такой ранний старт обеспечивает интеллектуальная семья: у ребёнка есть интеллектуальные способности (наследственность) и в семье есть возможности для развития этих способностей (среда).

Здорово, когда всё в жизни с детства так хорошо складывается, но неужели на самом деле всё так гладко? Конечно, нет. У одарённых детей нередко не складываются дружеские отношения с одноклассниками, и далеко не все школьные

учителя готовы восхищаться энциклопедическими знаниями такого ученика. Большинство учителей и по сегодняшний день остаются сторонниками Указа Петра I от 09.12.1709: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Сколько бы ни писали о педагогике сотрудничества, в реальной практике большинства школ всё равно учитель — начальник, а ученик — подчинённый, и чем слабее знания учителя, тем больше его раздражает такой «всё знающий помощник». Что учителю с ним делать? Есть два способа:

• конструктивный: воспринимать «поправочки» как норму, благодарить за помощь, подчёркивая внимательность ученика на уроке, заинтересованность предметом, привлечь к участию в проектах,

в конкурсах и даже к проведению урока. При таком подходе будут довольны все: у ученика сохраняется тяга к знаниям, удовлетворяется стремление к самореализации в учёбе и уважение сверстников, а у педагога не задето самолюбие, за ним остаётся роль ведущего, и такой учитель будет ещё более любим и детьми, и родителями, которые втянутся в разработку проектов и участие в конкурсах;

• деструктивный: сделать всё возможное, чтобы «сидел и не высовывался». Для этого учитель может многократно поставить ученика в ситуацию незнания, таким образом показав, «кто тут главный и всё знающий». Учителю хорошо — никто больше не мешает вести урок по плану; коллективу учащихся тоже хорошо — устранили конкурента, есть шанс получить высокую отметку, а вот непризнанный гений переживает — его отверг коллектив, и этого учителя он теперь воспринимает как опасного человека; родители тоже переживают, так как ребёнок расстроен, подавлен, больше не хочет делать домашние задания и вообще не хочет идти в школу, ведь там никто не поддерживает его таланты.

Отличник-трудяга

Этот тип отличника встречается намного чаще, чем первый. Природа не наградила трудягу блестящей памятью и сверхспособностями, зато она вручила ему другие бесценные дары: трудолюбие, силу воли и упорство. Благодаря этим качествам он и получает свои «пятёрки». Иногда он получает «четвёрки», но по итогам четверти у него всё равно стоит «пять». Трудяга может очень долго сидеть за уроками, пока всё не сделает, учить огромное количество материала, делать дополнительные задания (презентации, творческие работы, рефераты, кроссворды, участвовать в конкурсах), чтобы в дневнике стояла «пятёрка». Спрашивается, что движет его желанием быть отличником? Мотивы могут быть разными, но всех их объединяет внутренняя мотивация стремления к успеху и уважению со стороны окружающих:

• перспектива будущего: чем лучше я учусь, тем больше шансов поступить в престижный вуз и иметь в будущем интересную и высокооплачиваемую работу;

• самоутверждение: я докажу самому себе

и всем остальным, что я умный и могу быть отличником;

• компенсация: ну и что, что я некрасивая, что вы меня не любите, зато я умная и я вам всем это докажу;

• любовь к учителю и предмету: люблю учителя и его уроки мне очень интересны, и даже если у меня нет особых способностей

к этому предмету, я всё равно буду стараться получить «пять» по любимому предмету у любимого учителя.

С годами такой отличник, как правило, закаляется, учёба для него становится привычным делом, высокие нагрузки уже не пугают, а в голове есть надёжная база знаний, навыков и умений. Так что к старшим классам трудяга часто становится настоящим отличником, если...если не сдастся где-нибудь в пятом или в девятом классе.

Самый опасный период для этого типа отличников наступает в восьмом-девятом клас-

сах: именно в эти годы многие трудяги из отличников становятся «хорошистами», что, впрочем, не так уж и плохо. Хуже, когда они опускают руки и скатываются в «троечники». Такое хоть и редко, но бывает. Причин тут несколько. Вот самые распространённые:

• рост учебной нагрузки: задания становятся всё больше, сложнее, и трудяга уже не справляется. Ребёнок начинает нервничать, расстраиваться из-за «отсутствия успеха и ощущения самоуважения от этой успешности», начинает чаще болеть. Ребёнку надо разрешить самому себе снизить планку: моя ценность для себя,

для родителей и для друзей не уменьшится, если у меня не по всем предметам будут пятёрки, а только по трём-четырём, которые я люблю и они мне нужны для будущей жизни;

• окружающие: огромную роль в этот период жизни подростков начинает играть межличностное общение. Если в начальной школе ребёнку важно, что он делает, то подростку важно вместе с кем он чем-то занят. Друзья и досуг становятся им куда интереснее и важнее, чем учёба, учителя и даже родители. Учёба уходит на второй, а то и на третий план, и отличные отметки сохраняются только по одному-двум предметам, которые стараются не запускать, так как они значимы для поступления в вуз;

• «опасный» возраст, физиологические и психологические изменения.

Отличник по требованию родителей

Ребёнок — визитная карточка семьи. Чем выше социальный статус родителей, тем они требовательнее к школьным достижениям ребёнка, так как окружающие (родственники, друзья, коллеги, соседи) именно по отметкам судят о способностях ребёнка, прогнозируют его будущие профессиональные успехи и чувство восхищения вызывает отличник, а не троечник. И дети, особенно со второго по шестой класс, зарабатывают «пятёрки» под давлением родителей: зубрят материал,

не понимая смысла, поздно ложатся спать, боятся лишний раз выйти к доске, чтобы не схлопотать «тройку», вырывают страницы из дневников, боясь гнева родителей, и т.д. — всё это держит ребёнка в постоянном напряжении. Он (а точнее, его родители) хочет, но не может быть отличником. На самом деле он — «хорошист». Среди них бывают нервные и даже истеричные дети, которые начинают плакать и обижаться на учителя, если вдруг он не ставит «пять». Такие отличники живут не для себя, а для своего оценщика. Помимо отметок для ребёнка важны ещё и формальные атрибуты успеха: почётные грамоты, медали, дипломы, кубки, потому что родители показывали ребёнку свою копилку грамот и гордились ими.

Хорошо, если родители не только требуют, но и помогают ребёнку в учёбе. Да, всё это требует времени и терпения, но чем больше будет вложено в учёбу ребёнка в период начальной школы, тем более высоких результатов он добьётся в среднем звене и старших классах.

Отметим, что большинство родителей совершают две грубейшие ошибки. Первая заключается в заострении внимания на «четвёрках» и восприятии «пятёрок» как должного. Возмущение родителей звучит примерно так: «Ну почему по математике «четвёрка»-то вышла? Что, не можешь повнимательнее, что ли, быть? В следующей четверти репетитора надо будет поискать. Нет, ну как так можно — по всем предметам «пять», а эта «четвёрка» всю картину портит! Значит, игрульки компьютерные заканчивать надо и заниматься больше. Почему вот у Кати и Наташи «пять» по математике в четверти? Они что, умнее тебя?». Вместо того, чтобы похвалить за «пятёрки», которые не просто так дались ребёнку и он ждёт заслуженного одобрения, так требовательная мама не только всё настроение испортит, но и снизит мотивацию дальнейшей отличной учёбы, сама того не осознавая.

Вторая ошибка родителей, старающихся повысить мотивацию к отличной учёбе, заключается в обещаниях: «Если закончишь четверть (или год) на отлично, то куплю тебе телефон, какой ты сам захочешь!». Частенько такой стимул срабатывает, но что является для ребёнка целью: усердно заниматься, разобраться в материале и за знания получить «отлично», после чего

чувствовать удовлетворение от своего успеха, от преодоления себя (своей лени и незнания), или придумать способы получения «пятёрок» и за их количество получить телефон?

По разным причинам ученики становятся отличниками, но всех их объединяет одно — стремление к успеху в учёбе, которое даёт ощущение самореализации и самоуважения. Насытиться этим успехом невозможно, поэтому если получилось один раз достичь успеха своими силами, то тут же возникнет желание повторить этот успех и раз за разом ощущать чувство гордости и радости за самого себя. Однако всё в мире относительно, и учебная успешность в том числе. Отличник в лучшей гимназии или в лицее города совсем не то же самое, что отличник в плохонькой школе небольшого районного городка. Смена коллектива часто повышает конкуренцию и ведёт за собой смену статуса. Аналогично бывает и в спорте: с блеском выиграл чемпионат Европы, а на чемпионате мира даже в десятку лучших не вошёл. Обидно? Конечно! А как обидно бывает отличникам-медалистам, которые надеются поступить на престижные факультеты ведущих вузов России и не выдерживают конкуренции. Это серьёзный стресс для подростка, так как за 11 лет учёбы он привык к постоянному успеху и лидерству, а в ситуации неудачи он испуган и растерян, потому что у него нет ни опыта переживания неуспеха, ни психологических сил преодолевать препятствия. Таких ситуаций можно избежать, так как сегодняшние правила поступления дают возможность подавать документы в несколько вузов. Главное, адекватно оценить свои возможности, и тут немаловажную роль играет семья.

Проблемы

Основная проблема большинства отличников — боязнь совершить ошибку и неумение правильно реагировать

на собственную неудачу. Внешне самодовольный и уверенный в себе отличник в глубине души катастрофически боится неудачи. Он не будет поднимать руку, если на сто процентов не уверен в правильности ответа, и не проявит лишний раз инициативу, если не уверен, что дело закончится успехом в его пользу. Успех для отличника — это отметка «пять», всё остальное — неудача, для борьбы с которой у отличников не выработан психологический иммунитет. Педагог Александр Овсянников, работающий с одарёнными детьми, пишет так: «Поражение — не менее важный обучающий фактор, чем победа. Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков — оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть — фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение мешает при построении карьеры. Существует распространённое мнение, что собственный бизнес открывают «троечники», не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.

Следующая проблема — зависимость от одобрений, от поглаживаний, от похвалы. Причём очень важно, кто и как похвалит: потребность, чтобы хвалил не как равный равного (одноклассник, однокурсник, коллега), а чтобы похвалил покровительственно, с позиции «сверху вниз», то есть оценщик должен быть в позиции вышестоящего (родитель, учитель, начальник). Вот поэтому комплекс отличника и тормозит любой рост личности — социальный, карьерный, а это, в свою очередь, опять приводит к тому, что из отличника в учёбе не получится «отличник» в жизни1.

Привычка всё делать лучше всех. Отличник предъявляет завышенные требования к себе

1 Суслин Д.Ю. Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни. М.: Эксмо, 2011.

и к окружающим его людям. Всё, чем занимается отличник, должно быть на высшем уровне, любой провал воспринимается как катастрофа. Такой человек не даёт себе права на ошибку, из-за чего возникает страх перед неудачей, а вследствие этого — стресс, головные боли, бессонница, синдром хронической усталости. Причём эта привычка распространяется на все сферы жизни и с годами выливается в перфекционизм — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Отсюда трудности в общении со сверстниками (в будущем — с коллегами): их «расхлябанность и лень» одновременно и восхищают как что-то недоступное, и ужасают: «Ну, как так можно!» и, как результат: «никто на день рожденья меня не позовёт...».

Постоянное напряжение: все ли я сделал? Нередко это напряжение не даёт ребёнку уснуть: даже в кровати он перебирает в уме расписание, мысленно ставит «галочки» напротив выполненных уроков, представляет себе завтрашний ответ у доски и возможные риски при ответе, он может встать ночью, чтобы проверить, всё ли он положил в портфель. Когда так спит директор школы в период аккредитации — это нормально, а когда так спит ребёнок — это повод насторожиться родителям и вовремя принять меры (устранить причины напряжения, не дожидаясь невроза).

Подводя итоги рассуждений, сложно однозначно утверждать, нужно или не нужно быть отличником и стремиться к совершенству в учебном труде. Известная поговорка гласит, что «нет пределов совершенства». И всё же, предел совершенства — это самодостаточность человека, его самоудовлетворённость. Подростки и их родители должны понимать, в каком направлении они хотят стремиться к совершенству. И здесь каждый человек выбирает свой путь, для каждого это стремление индивидуально, но именно оно придаёт жизни вкус и наполняет её смыслом. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.