Научная статья на тему 'Если по тропинке долго не ходят, она зарастает: способности детей и успешность учебной деятельности'

Если по тропинке долго не ходят, она зарастает: способности детей и успешность учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ / POSSIBILITIES FOR TALENT DEVELOPMENT / ОЦЕНКА КАК СТИМУЛ / EVALUATION AS A STIMULUS / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / DIFFERENTIATION OF STUDENTS / DIFFERENTIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Марина Николаевна

Индивидуальнее различия в способностях. Возможности для развития способностей. Дифференцированный подход в обучении. Оценка как стимул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Если по тропинке долго не ходят, она зарастает: способности детей и успешность учебной деятельности»

ЕСЛИ

ПО ТРОПИНКЕ ДОЛГО НЕ ХОДЯТ, она зарастает: способности детей и успешность учебной деятельности

Марина Николаевна Емельянова,

доцент Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Древние и современные мыслители по-разному объясняют природу способностей. В древности и в эпоху Средневековья господствующим было мнение о том, что люди с рождения не равны по своим способностям («рождённый ползать летать не может») и именно этим определяются их жизненные успехи и социальное неравенство. Более способные управляют менее способными и имеют блага, соответствующие их способностям. Менее способные занимают подчинённое положение и имеют меньше благ потому, что менее способны.

• возможности для развития способностей • оценка как стимул

• дифференцированное обучение • дифференциация учащихся

Способности и возможности

В ХУП—Х'УШ веках среди философов была признана другая точка зрения — о принципиальном равенстве людей по способностям с самого рождения: индивидуальные различия в способностях у людей возникают из-за социального неравенства, несправедливо устроенного общества и неравных возможностей для развития способностей. Различное положение людей в обществе с этого времени стали объяснять не столько способностями, сколько возможностями, которые определяются положением родителей, родственников и знакомых человека в обществе. Также немаловажную роль для развития способностей имеют усло-

вия, в которых человек родился, рос и развивался, случайные обстоятельства его жизни и приложенные усилия для развития способностей (под лежачий камень вода не течёт). Из этого следует вывод, что при равных (и даже при неравных) способностях, но разных возможностях большего в жизни смогут добиться те люди, которые имеют лучшие возможности для развития и реализации своих способностей.

В современном обществе потенциально способных людей гораздо больше, чем возможностей для их развития. Например, ребёнок в сельской местности из-за различий в условиях жизни имеет меньше возможностей для развития своих

способностей, чем ребёнок, родившийся в большом цивилизованном современном городе.

Но и городские дети живут в разных семьях, где бытовые условия и психологический климат создают родители, и ребёнок не в состоянии их изменить, он может только к ним приспосабливаться. Дети, не обладающие особыми способностями, но растущие в благополучной семье, несомненно, имеют большие преимущества для дальнейшего интеллектуального развития перед способными детьми из неблагополучных семей.

Ребёнок, каждый день окружённый вниманием и лаской заботливых родителей и бабушек, чувствует себя любимым и нужным, и дом для него — место отдыха и защиты. Он накормлен, одет, выспался, у него хорошее настроение, с ним каждый день занимаются родители, он с удовольствием вечером собирает портфель в ожидании благополучного и интересного завтрашнего дня, и как следствие всего этого, в школе ему интересно учиться. Такие дети утром легко просыпаются, с настроением идут в школу и активно тянут руку на уроках, желая ответить на вопрос учителя. Они долго сохраняют работоспособность, настроены на успех при выполнении заданий. Занимаясь в кружке или секции (за которую родителям надо заплатить и привезти туда ребёнка, а это определённая сложность), дети имеют возможность переключиться с интеллектуальной деятельности, выплеснуть накопившуюся энергию и получить заряд положительных эмоций. Дети из таких семей, даже не обладая особыми умственными способностями, как правило, стабильно учатся, редко получая отметку «удовлетворительно», в конечном счёте развивают свои способности и достигают значительных успехов в жизни. Их развитие образно можно представить в виде снежного кома: из маленького комочка, каких много, постепенно получился большой снежный ком, что сначала было трудно представить.

Ещё более благоприятна ситуация, когда совпадают два обстоятельства: ребёнок изначально обладает выраженными способностями к учёбе («схватывает всё на лету»), а родители имеют возможность не только создать благоприятные домашние условия, но и располагают необходимыми финансами для обучения ребёнка в элитной школе, где более индивидуальный подход к детям, есть достойная материальная база и высококвалифицированный педагогический состав.

Другая ситуация у детей из неблагополучных семей: чем хуже обстановка в семье, тем в большей мере не дом, а школа становится для ребёнка местом, где он психологически отдыхает. У этих детей неопрятный внешний вид, у них подавленное настроение, нет интереса к учёбе. Спустя годы учителя про них говорят: «Мальчик-то он способный, только вот если бы с ним ещё кто-нибудь дома занимался, тогда бы он хорошо учился. Но родителям до него дела не было. Он девять классов закончил и работать пошёл, сестру надо кормить, а ведь мог бы из него академик выйти. И сколько ещё таких «академиков» пропадает?».

Чем выше социальный статус родителей, тем более они требовательны к школьным достижениям ребёнка, и окружающие (родственники, друзья, коллеги, соседи) именно по отметкам судят о способностях ребёнка, прогнозируют его будущие профессиональные успехи, и чувство восхищения вызывает отличник, а не троечник. И дети, чтобы удовлетворить претензии родителей, зарабатывают пятёрки в ущерб собственному здоровью: зубрят материал, не всегда понимая смысл; поздно ложатся спать; боятся лишний раз выйти к доске, чтобы не схлопотать тройку; вырывают страницы из дневника, боясь гнева родителей, — всё это держит ребёнка в постоянном напряжении. Хорошо, если родители не только требуют, но и помогают ребёнку получать пятёрки, уделяя время учебным занятиям и откровенным разговорам с ним.

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

Оценка

Особое значение в отношениях учителя и учеников и учеников между собой на первом, начальном, этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учёбы. Учитель каждый день оценивает деятельность учеников, и самая распространённая ошибка родителей — перенос отметки, например, за диктант, на личность ученика: получил пятёрку, значит ты способный и перспективный, а если получил тройку или двойку, то ничего хорошего из тебя не получится. Для детей такое восприятие личности сверстника на основе учительских отметок нередко становится стимулом к качественному выполнению домашних заданий, активной работе на уроке: если я получаю пятёрки и четвёрки, то я хороший, успешный и со мной захотят дружить одноклассники. В таком подходе есть свои плюсы, но до той поры, пока получение отметки «отлично» не станет для ребёнка желанием получить её во что бы то ни стало, не задумываясь о качестве выполненной работы.

Условия

Очень неблагоприятна для детей ситуация, когда в семье нет ни условий, ни возможностей их создать, а у ребёнка нет выдающихся способностей и желания их иметь (ситуация 1). Однако ещё хуже, когда способный, а иногда одарённый, талантливый ребёнок не имеет возможности развиваться из-за (изначально или по причине жизненных обстоятельств) ограниченных возможностей родителей и среды (ситуация 2). То же самое произойдёт и со способным ребёнком (ситуация 2 переходит в ситуацию 1; ситуация 3 переходит в ситуацию 1), поэтому и говорят, что потенциально способных людей гораздо больше, чем тех, кто добился успеха. Однако если вовремя разглядеть в ребёнке одарённость и создать для его развития соответствующие условия, то ситуацию можно исправить (ситуация 2 переходит в ситуацию 3). Вопрос в том, как найти в таком маленьком ребёнке «клад» и кто должен заняться развитием его способностей, если родители этого сделать не в состоянии или их вообще нет.

Самая благоприятная ситуация, когда ребёнок изначально обладает выраженными способностями и родители имеют возможность их разви-

вать (ситуация 3). Если у ребёнка не наблюдается особых способностей, но у родителей есть возможность отдать его в элитную школу, привлечь репетиторов, водить его в спортивную секцию к хорошему тренеру и т.д. (ситуация 4), то наступит время, когда ребёнок почувствует в себе уверенность (Я могу!), возникнет желание быть успешным (Я хочу!), и тогда способности проявятся и развитие пойдёт быстрее (ситуация 4 переходит в ситуацию 3). На этот счёт есть китайская пословица: не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменными.

Школы и обучение в них можно дифференцировать

Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) подразумевает создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Выделяют дифференциацию:

• по типу школ: спецшколы, гимназии, лицеи, комплексы; частные или государственные;

• внутришкольную: уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки;

• в параллели: группы и классы различных уровней, например, гимназические,

с углублённым изучением предмета, классы компенсирующего обучения и т.д.;

• межклассную: факультативные, сводные, разновозрастные группы;

• внутриклассную или внутрипредмет-ную: группы в составе классов.

Положительные и отрицательные стороны дифференциации учащихся по уровню умственного развития

Положительные стороны Отрицательные стороны

• Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей; • уучителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; • отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; • повышается уровень Л-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности; • повышается уровень мотивации учения в сильных группах; • в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться • Деление детей по уровню развития негуманно; • высвечивается социально-экономическое неравенство; • слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; • перевод чаще всего возможен из группы сильных в группу слабых, что воспринимается детьми как унижение их достоинства; • несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети; • понижается уровень Л-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости; • в слабых группах понижается уровень мотивации учения; • перекомплектование разрушает классные коллективы

Всё это направлено на то, чтобы разделить детей по способностям и в максимальной степени удовлетворить их образовательные потребности. Родители, видя интеллектуальные способности ребёнка, стараются отдать его в гимназию или лицей, где изначально требуется знать больше, чем первокласснику обычной школы. Однако если у родителей есть финансовые возможности, но у ребёнка не наблюдается особых интеллектуальных способностей, то будет ли польза от того, что ребёнок учится в гимназии по усложнённой программе со сверстниками, опережающими его в интеллектуальном развитии? В современной педагогике дифференциация по уровню умственного развития не получает однозначной оценки, так как наряду с положительными в ней есть и существенные отрицательные стороны.

* * *

В любой системе обучения в той или иной мере осуществляется дифференцированный подход, более или менее разветвлённая дифференциация. Однако анализируя достоинства и недостатки дифференцированного обучения в основной школе, можно сделать вывод, что такой «естественный отбор» приносит пользу только тем детям, которые опережают сверстников в интеллектуальном развитии. Но если дифференцированный подход применить к системе не основного, а дополнительного образования, то дифференциация по интересам, склонностям, состоянию здоровья и физическим возможностям целесообразна, положительно влияет на развитие школьников, что, естественно, развивает их способности, а учебная деятельность становится более успешной. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.