Научная статья на тему 'Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости'

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1077
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гани С. В., Гани В. А.

Проанализированы особенности развития учебной мотивации учащихся 3-4-х классов с разным уровнем успеваемости. Результаты исследования показали, что у хорошо успевающих детей познавательная мотивация развивается эффективнее по сравнению с троечниками и отличниками. Среди отличников была выявлена группа детей с наименее благоприятным развитием учебной мотивации (ярко выраженным мотивом избегания неудачи и престижной мотивацией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости»

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

© Гани С.В.*, Гани В.А.*

Московский городской психолого-педагогический университет, Московский инженерно-физический институт (государственный университет), г. Москва

Проанализированы особенности развития учебной мотивации учащихся 3-4-х классов с разным уровнем успеваемости. Результаты исследования показали, что у хорошо успевающих детей познавательная мотивация развивается эффективнее по сравнению с троечниками и отличниками. Среди отличников была выявлена группа детей с наименее благоприятным развитием учебной мотивации (ярко выраженным мотивом избегания неудачи и престижной мотивацией).

В младшем школьном возрасте, в связи с изменением социальной ситуации развития ребенка, появляются новые интересы, мотивы. В этот период социальной ситуацией развития становится ситуация обучения, поэтому игровые мотивы становятся менее важными, хотя младшие школьники уделяют игре достаточно много времени. В свою очередь, те мотивы, которые имеют отношение к учебной деятельности, становятся ценными и значимыми. Однако учебные мотивы по-разному развиваются у детей с разным уровнем успеваемости.

Для младших школьников в начале обучения большое значение имеет оценка учителем их стараний (в виде отметки, похвалы). Такое отношение к отметке дает детям ощущение собственной значимости в глазах взрослых - родителей и учителя [8]. В то же время, М.В. Матюхина говорит о том, что узколичные и престижные мотивы (желание получать высокие отметки, быть лучшим учеником класса) плохо осознаются младшими школьниками [7].

По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью [3, 4].

Как отмечается исследователями, такие характерные черты отличников, как «завышенная самооценка, престижная мотивация и высокий уровень притязаний развивается под влиянием семейных установок, и ребенок приходит в школу, уже имея такие мотивацию и самосознание» [8, с. 268]. Если при этом ученик хорошо подготовлен, то «звездная болезнь» обычно подкрепляется учителем. Зачастую бывает так, что при переходе в

* Аспирант кафедры Возрастной психологии

* Старший преподаватель кафедры Высшей математики, кандидат физико-математических наук

средние классы у отличника может снизиться уровень успеваемости, он теряет свой социальный статус. Тогда у ребенка может появиться так называемый «аффект неадекватности»: свой неуспех он списывает на внешние факторы, не прилагает усилий для исправления ситуации, чувствует себя несправедливо обиженным, становится агрессивным по отношению к тем людям, которых винит в своих неудачах.

Для троечников характерной особенностью является самая низкая по сравнению с другими детьми тревожность [2], им нет смысла «напрягаться», поскольку свою «тройку» они всегда получат.

Целью настоящего эмпирического исследования стало сравнение учебной мотивации отличников, хорошо успевающих детей и троечников.

Мы предположили, что в группе отличников с престижной мотивацией и боязнью потерять свой статус в классе, а также в группе троечников не получает должного развития познавательная мотивация, адекватная учебным задачам. В то же время познавательные мотивы будут наиболее ярко выражены в группе хорошистов.

Эмпирическое исследование проводилось в феврале-мае 2009 года. В эксперименте приняли участие 75 учеников 3-4-х классов средней общеобразовательной школы. Общая выборка для исследования (75 детей) включает в себя 3 группы респондентов одинакового объема: 25 отличников, 25 хорошистов и 25 троечников.

При определении уровня успеваемости учеников 3-4-х классов мы опирались на отметки по каждой четверти и годовые отметки. К группе отличников относятся дети, которые по итогам каждой четверти и всего учебного года имели только отличные отметки. Хорошисты по итогам каждой четверти и учебного года получили 1 и более «четверок», троечники - 1 и более «троек». Неуспевающих детей по параллелям 3-4-х классов не было выявлено, поэтому мы не имели возможности рассмотреть развитие учебной мотивации у данной группы школьников.

В исследовательской работе с младшими школьниками применялись:

- проективная методика «Неоконченные предложения» (модификация для младшего школьного возраста);

- проективная методика «Окончание рассказов».

Эксперимент проводился с каждым ребенком индивидуально, все задания предъявлялись в устной форме.

При помощи контент-анализа нами были выделены следующие мотивы:

1. Общая учебная направленность: «нравится ходить в школу», «люблю учиться».

2. Познавательные мотивы: «нравится узнавать новое на уроках», «нравится решать примеры, задачи», «люблю русский язык... математику».

3. Мотив получения высокой отметки: «хочу получать «пятерки», «больше всего люблю «пятерки».

4. Престижный мотив: «хочу получать всегда только «5+», быть лучше всех», «в награду за учебу получу медаль и золотой слиток, чтобы всем показывать».

5. Игровые мотивы: «больше всего люблю играть в гонки», «в награду хотела бы игрушки разные; ... компьютерные игры».

6. Мотив избегания неудачи: «буду делать уроки, чтобы «2» не поставили», «надо учиться, а то поставят «2».

7. Ориентация на будущее: «хочу быть балериной; ... взрослым».

8. Мотив долга перед учителем: «делаю задания, потому что так надо, учительница задала», «раз в школе сказали, надо сделать уроки».

9. Социальный статус в классе: «подружилась с девочкой, потому что она отличница».

10. Общение с друзьями: «мне нравится дружить», «люблю разговаривать по телефону с подружками», «гуляю с друзьями».

11. Мотив самосовершенствования: «хочу быть умным, образованным», «хочу быть грамотной, все знать».

12. Мотив самообразования: «нравится читать книги по астрономии, там про планеты и звезды», «хочу посмотреть интересную передачу про животных».

Для статистической обработки полученных данных применялся многофункциональный критерий ф* (угловое преобразование Фишера). Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых регистрировался интересующий нас эффект. Для установления корреляционных связей использовался коэффициент корреляции Пирсона.

В ходе эмпирического исследования нами были получены данные, свидетельствующие об особенностях развития учебной мотивации младших школьников с разным уровнем успеваемости (табл. 1). Мотивы в таблице расположены в соответствии с пунктами, представленными выше.

Таблица 1

Учебные и игровые мотивы младших школьников с разной успеваемостью (%)

Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Троечники 32 24 56 8 84 64 36 44 16 12 0 0

Хорошисты 60 80 16 16 56 40 36 56 8 28 12 16

Отличники 36 28 52 36 60 88 48 44 20 36 0 0

Как видно из табл. 1, общая учебная направленность (положительное отношение к школе в целом) и познавательная мотивация выражена в группах троечников и отличников в значительно меньшей степени, чем в группе хорошистов. Различия по параметру «общая учебная направленность» между группами троечников и хорошистов, отличников и хороши-

стов статистически значимы на уровне р < 0,01; р < 0,01 соответственно. Различия по параметру «познавательная мотивация» между группами троечников и хорошистов; отличников и хорошистов статистически значимы на уровне р < 0,001; р < 0,001 соответственно.

В группе хорошистов общая учебная направленность имеет значимую положительную корреляцию с познавательными мотивами (г = 0,984; p = 0,01). Такой результат говорит о том, что положительное отношение к школе у детей с хорошей успеваемостью определяется именно интересом к познанию нового. В группах троечников и отличников данная закономерность не наблюдается. Также необходимо отметить, что именно в группе хорошистов появляются такие ответы, как «люблю решать сложные примеры», «нравится решать задачи», то есть дети этой группы начинают интересоваться процессом учения, а не только содержанием. Отметим, что мотивы самосовершенствования и самообразования присутствуют только в группе хорошистов (к сожалению, на эти мотивы указывает очень небольшой процент учащихся).

Очень многие дети в группе троечников и отличников ориентированы на получение высокой отметки (56 % и 52 % респондентов соответственно). В группе хорошистов процент таких ответов значительно меньше -16 %. Различия между группами троечников и хорошистов, а также между группами отличников и хорошистов статистически значимы на уровне р <

0,001; р < 0,01 соответственно.

Престижный мотив - желание быть лучше всех в классе, получать только «пятерки» - наиболее ярко выражен у отличников (36 %), в меньшей степени у хорошистов и троечников (16 % и 8 % соответственно). Различия между группами отличников и хорошистов, а также между группами отличников и троечников по этому параметру статистически значимы на уровне р < 0,01; р < 0,01 соответственно.

Игровые мотивы присущи большинству младших школьников, но дети из группы троечников чаще, чем ученики из других групп, говорят о своем желании играть на компьютере. Всего на игровые мотивы указали 86 % троечников, 56 % хорошистов и 60 % отличников. Различия между группами троечников и хорошистов, а также между группами троечников и отличников статистически значимы на уровне р < 0,01; р < 0,01 соответственно.

Мотив избегания неудачи встречается в ответах очень многих учащихся (у 88 % отличников, 64 % троечников и 40 % хорошистов). Различия по данному параметру между группами отличников и хорошистов, троечников и отличников, троечников и хорошистов статистически значимы на уровне р < 0,001; р < 0,01; р < 0,01 соответственно. У большинства детей этот мотив связан с нежеланием получать плохие отметки, поскольку это грозит порицанием со стороны учителя и родителей. В группе отличников при помощи факторного анализа нами была выявлена значи-

мая положительная корреляция между мотивом избегания неудачи и престижным мотивом (г = 0,533; р = 0,05). Другими словами, у 45,5 % детей с отличной успеваемостью мотивация избегания неудачи связана именно с боязнью потери статуса отличника в классе.

Такие широкие социальные мотивы учения, как мотив долга перед учителем и ориентация на будущее выражены во всех трех группах примерно в одинаковой степени, здесь нет значимых различий.

Социальный статус ученика в классе считают важным небольшой процент детей - всего 8 % хорошистов, 16 % троечников и 20 % отличников. Как мы видим, троечники и отличники придают статусу несколько большее значение, чем хорошисты, однако в каждой группе есть свои нюансы. Троечники хотят дружить с отличниками, поскольку рассчитывают на их помощь в учебе. Некоторые дети из группы отличников стараются общаться только с себе подобными, руководствуясь исключительно их статусом (одна из девочек-отличниц отметила, что они «избранные, другие, чем все остальные»; встречаются и такие фразы: «с тупыми не вожусь», «буду дружить с отличницей, учительница ее хвалит»). Социальный статус у таких детей имеет значимую положительную корреляцию с престижным мотивом (г = 0,612; p = 0,01). То есть ученики, старающиеся поддержать свой статус отличника в классе, выбирают себе друзей по принципу успеваемости.

Но еще раз подчеркнем, что таких детей совсем немного, и большинство учеников 3-4х классов при выборе друзей ориентируются на сходство характеров и интересов.

Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследования результаты, мы можем сделать следующие выводы:

- у хорошо успевающих детей познавательная мотивация развивается эффективнее по сравнению с троечниками и отличниками. Хорошисты проявляют интерес не только к содержанию, но и к процессу учения, у них появляется мотив самообразования, без которого невозможно успешное обучение в средней школе;

- многие отличники и троечники (56 % и 52 % соответственно) говорят о своем желании получать высокие отметки. У отличников такая мотивация связана с поддержанием своего статуса в глазах окружающих. Что касается троечников, то можно предположить, что далеко не всем из них безразлично их положение в классе. Поскольку «троечная» учеба социально не одобряется, то примерно половина детей из этой группы стремится повысить свою успеваемость;

- в группе троечников в значительной степени выражена игровая мотивация. Поскольку она связана, в основном, с компьютерными играми, мы предполагаем, что успехи в таком неучебном виде

деятельности помогают им самоутвердиться, повысить свой авторитет в глазах сверстников;

- в группе отличников мотив избегания неудачи выражен в большей степени, чем в группах хорошистов и троечников (данный мотив выявлен у 88 % детей с отличной успеваемостью). Также среди отличников была выделена довольно большая группа учеников (около 50 %), у которых мотив избегания неудачи связан с престижной мотивацией. Возможно, именно в это время начинает формироваться аффект неадекватности (М.С. Неймарк); во всяком случае, дети с престижной мотивацией боятся получать более низкие, не соответствующие их уровню притязания отметки, отражающиеся на их статусе и самооценке. При этом 20 % учеников, старающиеся поддержать свой статус отличника в классе, выбирают себе друзей по принципу успеваемости;

- такие широкие социальные мотивы учения, как мотив долга перед учителем и ориентация на будущее, по-видимому, не связаны со школьной успеваемостью.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

2. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М., 1988.

3. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М., 2009.

4. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1986.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

7. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.