Научная статья на тему 'Образовательный процесс с учётом потребностей подростка'

Образовательный процесс с учётом потребностей подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1382
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольянова Вера Николаевна, Емельянова Марина Николаевна

Потребности подростков и их связь с организацией образовательного процесса. Организация внеурочной деятельности на основе актуальных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольянова Вера Николаевна, Емельянова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс с учётом потребностей подростка»

0КОЛА л воспитание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС с учётом потребностей подростка

Вера Николаевна Гольянова,

директор лицея № 3 «Альянс», г. Березовский Свердловской области Марина Николаевна Емельянова,

доцент кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург e-mail: mnemelyanova@ya.ru

Дейл Карнеги образно и коротко сформулировал ключевое правило взаимопонимания и притяжения людей друг к другу: «Я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба».

• физиологические, духовные, познавательные, социальные потребности

• потребность в безопасности • внеурочная деятельность

п

опробуем это правило применить в обучении старшеклассников. Начнём с постановки проблемы. Нередко можно услышать сетования на то, что современные подростки-старшеклассники ничего не хотят, ничего не умеют, ничем не интересуются, кроме компьютеров и всяких гадже-тов и виджетов. Как же учителя с ними в школе справляются, ведь они никого не слушают и никто для них не авторитет. Сидят на уроках, копаются в своих телефонах

и совсем не думают о будущем, надеясь, что как-то само собой всё устроится. Какие они трудные и неуправляемые, эти современные подростки!

А разве мы, учителя, не так же себя ведём на курсах повышения квалификации? Когда курсы «пустые», а присутствовать надо, мы тоже слушать лектора не будем, а окунёмся в телефон или займём себя рабочей писаниной, а вот когда

интересно рассказывают, ведут с нами диалог, предлагают интересные формы работы, мы активны, и нас не надо организовывать, мы сами погружаемся в работу и свои телефоны мы даже отключить готовы ради интересного занятия. Правило Карнеги работает так: если тема и способ изложения материала соответствуют потребностям целевой аудитории (учителя, завучи, директора и т.д.) и нашим ожиданиям, то мы «на крючке».

Вот и в школе также. Одни и те же подростки 8—11-х классов для одного учителя трудные, а другой с ними легко управляется. Причина в том, что первый учитель идёт от себя: хочет взять класс авторитетом и заставить делать то, что положено, а второй отталкивается от потребностей детей и старается представить себя на месте детей: «А если я буду делать это задание, мне самому-то будет интересно?»

Потребности

Попробуем разобраться, в чём заключаются потребности современных подростков и как можно построить образовательный процесс в школе, чтобы у детей проснулся интерес к учёбе, а учителю не приходилось тратить энергию на дисциплину.

Обратимся к пирамиде потребностей А. Маслоу. Он доказал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.; потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни, чувство уверенности, избавление от страха и неудач; социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность; познавательные потребности: знать, уметь, исследовать; престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост; эстетические потребности: гармония, порядок, красота; духовные: познание себя, своих способ-

ностей и предназначения, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Физиологические потребности

У слова «подросток» однокоренные слова «рост» и «росток». Организм подростка стремительно растёт, поэтому он всё время хочет есть. Мальчики встают поесть даже ночью, и это нормально, потому что физическая и умственная нагрузка подростка достаточно велики, и организм постоянно требует питания. Думать способен сытый и выспавшийся подросток, а если класс учится во вторую смену, то какой бы интересный урок ни задумал учитель, продуктивность его всё равно равна нулю, так как все дети к шести часам вечера уже устали и хотят есть, а впереди ещё два урока, на которые просто не хватает сил, причём не только у детей, но и у самих учителей. У них такие же потребности. Что делать? Ставить последними уроки, не требующие высокий умственной активности.

Потребность в безопасности

Комфорт, постоянство условий жизни, чувство уверенности, избавление от страха и неудач. Никогда ученик не потянется к учителю, от которого исходит опасность в виде грубого слова, ироничной шутки (после которой над тобой будет смеяться весь класс), личной неприязни (она меня терпеть не может, поэтому я за две ошибки получаю «3», а Петров — «4»), получения низкой отметки (я ничего не понимаю по химии, а возможности переписать контрольную нет, поэтому за четверть у меня всегда единственная тройка).

В нашем лицее уже давно успешно прижилась технология разноуровневого обучения, основные правила которой заключаются в следующем:

• не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;

• предложение учащимся разноуровневых

по сложности заданий — ученик имеет право выбора уровня;

• последовательное освоение и сдача уровней — ключевая идея этого подхода: справился с низким уровнем на «отлично», пробуешь средний уровень и т.д.;

• для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50% из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» — 70—80%,

на «5» — 90-100%;

• при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку;

• можно один раз переписать контрольную работу, если есть желание повысить отметку за предыдущий уровень; либо можно выбрать уровень сложнее и попробовать свои силы.

В журнал идёт наилучший результат.

Общение, совместная деятельность, привязанность, забота о другом и внимание к себе, социальные связи.

Подростку очень важно быть вместе со сверстниками. У них позиция такая: не важно, что я делаю, важно, с кем я это делаю. Конечно, не на всех уроках можно организовать групповую работу в силу специфики содержания, но такие уроки всегда интересны и продуктивны по сравнению с традиционными. Поначалу сложно бывает самому учителю управлять групповой работой, чтобы урок не превращался в «базар», но потом все встаёт на свои места, и дети тоже осваивают логику работы и конечный результат. Детям нравится, что на уроке можно поговорить, радуются, когда получается внести вклад в работу группы, нравится, когда тебя выбирают сверстники для групповой работы. Про обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) написано очень много. Учителя нашего лицея ведут групповую работу следующим образом.

Группам даётся задание, которое выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняет следующий ученик, начинать может либо сильный ученик, ли бо слабый). При этом выполнение каждого за дания объясняется каждым учеником и контро

лируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу, и объявляется общая оценка группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

Также многие учителя стали осваивать технологию «дебаты». Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

• как форма урока, предполагающая особый способ работы с содержанием учебного материала;

• как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;

• как форма аттестации и тестирования учащихся;

• как форма организации внеучебной деятельности (например, научно-исследовательской, воспитательной, клубной и т.д.).

Дебаты позволяют развивать умение задавать и отвечать на вопросы, воспитывать терпимость к другим точкам зрения, развивают критическое мышление, помогают подростку преодолеть неуверенность при публичном выступлении, развивают навыки саморегуляции и самоконтроля в напряжённых моментах дискуссии.

Познавательные потребности

Знать, уметь, исследовать. Подросток продолжает познавать мир людей и отношений, мир предметов, мир профессий,

Социальные потребности

однако он не ведёт беседы со взрослыми как носителями интересующей информации, а всё, что ему любопытно, он ищет в Интернете. Они ходят не в библиотеку, а на сайты, они читают тексты не из книг, а с ноутбуков и планшетов, они не переписывают бытовую информацию, а фотографируют её, они ходят на свидание по скайпу, у них основная игрушка — это компьютер с безграничными социальными сетями, форумами и играми.

Познавательные потребности у подростков дифференцированы и зависят от способностей, от личных интересов, от личности учителя, от профессии родителей, поэтому не может быть одинакового интереса ко всем урокам, но интерес возникает не только к содержанию предмета, но и к формам и методам работы, используемым учителем. И всегда в приоритете будут те педагоги, которые умеют применять проблемные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии.

Сейчас стало модным разрабатывать проекты, и в этом есть рациональное зерно, так как выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, подготовить видео- или фотосъёмку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с преподавателями вузов, известными спортсменами, руководителями предприятий и т.п.), подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело, провести мероприятие в младших классах. Такая деятельность интересна старшеклассникам, однако остро стоит вопрос меры: если каждый учитель будет давать такие домашние задания, то дети найдут готовые разработки в Интернете. Надо понимать, что количественный подход противоречит качественному.

Поэтому наши учителя помимо проектов активно используют и другие домашние задания. Это может быть поиск интересной информации по новой теме в Интернете, разработка разных видов кроссвордов и их реше-

ние на следующем уроке (или конкурс стенгазет с кроссвордами, которые решают все «мимо проходящие»), систематизация материала из учебника или Интернета в виде схемы, таблицы, разработка презентации, написание рецензии на книгу или статью, подготовка доклада и трёх контрольных вопросов к одноклассникам, которые выставляют докладчику отметку за содержание, презентацию и ответы на вопросы слушателей.

Престижные потребности

Особенно значимы успех в ведущем виде деятельности. Для дошкольника это игра, для школьника — учёба, а у взрослого человека — профессиональная деятельность. Подросток чувствует себя успешным, если переживает успех в учёбе, и у него есть друзья, такие же успешные в учёбе. Логика рассуждений такая: я хорошо учусь, поэтому я доволен собой, мной довольны родители, у меня впереди есть перспектива поступить в вуз, почувствовать вкус студенческой жизни, получить высшее образование и найти хорошую работу, а с таким фундаментом я буду востребован противоположным полом для создания семьи. В результате я доволен жизнью, и у меня нет необходимости прибегать к алкоголю и наркотикам для искусственного получения удовольствия. Подросток должен понимать, что в человеческом обществе, как в природе, выживает сильнейший. Любой «школьный шут» где-то в глубине души завидует перспективному будущему хорошистов и отличников и тихо их ненавидит, стараясь как-то принизить: они несовременные, скучные зубрилки, прогибающиеся под учителей и родителей, одетые в китайские бренды и не умеющие тусить на дискотеке... Так ведёт себя подросток с нереализованными потребностями в престижности, доставляя массу переживаний прилежным в учёбе ученикам.

В нашем лицее уже много лет практикуются лекционно-семинарская и зачётная системы и качество знаний учащихся

оценивается по результатам промежуточной и итоговой аттестации. Приближение организации учебного процесса к вузовской системе за счёт увеличения доли самостоятельной работы при обязательном поэтапном контроле со стороны учителей, проведение учебных занятий в виде лекций, семинаров, лабораторных и практических работ, конференций, зачётных уроков и олимпиад приближает старшего школьника к позиции студента. Больше становится свободы, но и увеличивается степень ответственности, и 10—11-классники с удовольствием, совершенно осознанно примеряют на себя роль студента.

Промежуточная аттестация проводится в 5-9 классах по триместрам, в 10-11 — по полугодиям. В профильных 8-11 классах проводим промежуточную аттестацию два раза в год (зимняя зачётная неделя и весенняя сессия) по предметам углублённого изучения. Количество предметов и их выбор определяется педагогическим советом лицея с учётом особенностей содержания изучаемых курсов. Зачётные работы могут проходить в разнообразных формах: многовариантная контрольная работа, устно по билетам, защита проектов, тест, творческое задание, а также сочетание нескольких форм в одной зачётной работе.

Промежуточная аттестация позволяет:

• ученику — увидеть свои успехи и затруднения в освоении различных предметов, а также самостоятельно принять решение о выборе профильного класса, а старшеклассникам — специальности для получения профессионального образования;

• учителю — на основе полученных результатов качества успеваемости учащихся провести анализ эффективности технологий обучения; выявить наиболее часто повторяющиеся ошибки и спланировать коррекционную работу

с отдельными учениками; определить наиболее способных учащихся для участия в предметных олимпиадах различного уровня;

• руководителю — получить сводные данные об успеваемости по всей школе для того, чтобы принять соответствующие управленческие решения, создать условия для достижения оптимальных результатов.

Духовные потребности

Высшая потребность человека — потребность в самореализации. Человеку важно иметь дело по душе и испытывать удовольствие от самого процесса деятельности. Ну, а если удастся ещё и достичь результата и дадут Нобелевскую премию, тогда можно считать, что жизнь удалась и состоялась полная самореализация, так как результаты труда признаны мировой общественностью.

Ученики нашего лицея с первого класса начинают создавать «портфолио», в котором накапливаются индивидуальные достижения в разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе стала популярной во всем мире, в том числе и в России. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов:

• портфолио документов (индивидуальные образовательные достижения, дипломы об участии в олимпиадах, конкурсах, других мероприятиях);

• портфолио работ (творческие работы ученика);

• портфолио отзывов (характеристики, письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и её результатам).

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, демонстрировать прогресс учебных достижений, может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз.

Перелистывая странички своего портфолио, подросток испытывает чувство гордости, состоятельности, успешности и уверенности в себе. Ребёнок чувствует, что он гордость семьи, его любят и верят в его новые успехи.

Помимо реализации себя в учёбе у каждого ребёнка должно быть хобби. Если у подростка нет хобби и его досуг не организован, его кипучая энергия приобретает разрушающую силу. Так не проще ли пойти от их интересов и вместо кружка «Мягкая игрушка» открыть студию современного танца, втянуть детей в спорт. Все родители будут довольны, что после школы ребёнок не шатается с друзьями по улицам, по торговым центрам и кафе, а в школе со своими же одноклассниками занят спортом или творчеством.

Заинтересованность лицея в решении проблем внеурочной деятельности объясняется и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов. У нас функционируют четыре направления деятельности.

Естественно-научное направление

«Лицейское научное общество», «Клуб юных экологов» и «Клуб знатоков математики». На первый взгляд, всё традиционно, однако подростки проявляют большой интерес к этим кружкам, так как темы проектов актуальны для подростков и близки к реальной жизни, а также есть возможность представить свои разработки за рамками школы, а в компании друзей можно блеснуть эрудицией. Когда возникает интерес, то не возникает традиционного вопроса: «А зачем нам это надо?» Разработчики проектов традиционно занимают первые и вторые места на экологическом форуме и областном фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и продолжают свои исследования на более глубоком уровне. Такая деятельность способствует научным представлениям о ключевых теориях, овладению методами и приёмами научного исследования, выбору здорового образа жизни.

Социально-педагогическое направление

Учащиеся и педагоги лицея систематически принимают участие в благотворительных и социальных акциях, учатся оказывать практическую помощь нуждающимся, у них формуется осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Художественно-эстетическое направление

В студиях изобразительного творчества, музицирования, вокальной, хоровой, театральной и танцевальной, в «Клубе любителей русской словесности» занимаются около половины учащихся лицея, многие из которых ежегодно становятся лидерами городского конкурса авторской песни, фестиваля-конкурса «Россия — моя судьба, моя любовь», внутришкольного конкурса «Сам себе режиссёр». У большинства подростков устойчив интерес к творческой деятельности, так как многие дети занимаются в двух и даже трёх студиях. Развиваются творческие способности, музыкальный и эстетический вкус, ребята чувствуют себя уверенно в любой среде (школьный праздник, конкурс, поход, экскурсия, дискотека) и в любом коллективе ровесников (одноклассники, отряд летнего лагеря, детский клуб).

Физкультурно-спортивное направление

В школе подростки занимаются в баскетбольной и волейбольной секциях (в основном для среднего звена школы), «Клубе любителей спорта», «Студии современного танца» (клубные танцы, крамп, хип-хоп, локинг, Я'п'В), однако особенно популярна среди подростков-старшеклассников секция «Детский спецназ». Ни одно школьное мероприятие не обходится без показательных выступлений наших «спецназовцев», демонстрирующих виртуозную спортивную подготовку, акробатику и брейк-данс, паркур, фриван, акрострит. Ежегодно в лицее проводятся «дни здоровья», спортивные турниры, соревнования

и праздники, «весёлые старты». Подростки привыкают систематически заниматься спортом, умеют планировать режим учебного дня и учебной недели. Участие в командных или индивидуальных соревнованиях развивает эмо ционально-волевую сферу: от подростка требу ется умение преодолеть страх, сомнения, усталость, боль, концентрировать и распределять внимание, быстро принимать решение в нестандартной ситуации, достойно переживать радость победы и горечь поражения.

Человек проявляет мыслительную и поведенче скую активность в проблемной ситуации, поэтому все школьные мероприятия проходят под лозунгом: «Выйди из строя! Мысли свободно!»

Официальность, статус, масштабность мероприятиям создают приглашённые в лице директора, преподавателя колледжа или вуза. Их миссия — торжественное, официальное открытие и закрытие (процедура награждения) мероприятия, которое ученики сразу начинают воспринимать как важное событие школьного масштаба.

С точки зрения современных учащихся лозунг «Главное не победа, а участие» придумал неудачник. Быть победителем всегда приятно и значимо. Чем сложнее было испытание, тем выше ценится победа и сам победитель. В процедуре награждения для любого человека важны три составляющие: какие были варианты наград и что я выиграл? Кто награждал? Сколько времени помнили «героев»?

Количество номинаций должно быть равно числу участников (или команд). Наибольшее удовольствие ученикам приносят не книги, ручки и блокнотики, а диплом (I, II или III степени) и большой торт. Таким образом, здесь решается и нравственная задача: не от-

неси торт домой, а поделись им с теми, с кем ты шёл к победе — всё это работает на сплочение класса. Награждать должны те, кто официально открывал мероприятие. Чем выше статус награждающего, тем больше волнения и гордости за себя испытывает победитель. Такие моменты имеют очень важное значение для подростка и запоминаются надолго. А чтобы «героев» не забывали на следующий день, в лицее создана стена достижений с фотографиями наиболее отличившихся учителей и учеников. На фоне этой стены постоянно кто-то из учеников фотографируется.

Последействие

Все мероприятия вызывают у учеников массу положительных эмоций и слова благодарности педагогам. В конце мероприятия надо раздать всем присутствующим в классе (или в зале) разноцветные листочки (в виде сердечка, бабочки, яблочка, кораблика, рыбки и т.п.) и попросить написать своё впечатление об увиденном. Потом отбираются самые интересные высказывания, из которых создаётся стенгазета. Читая на следующий день отзывы одноклассников, создаётся ощущение, что ты пропустил что-то очень интересное, и возникающее любопытство заставляет детей в следующий раз принять участие в делах. Сначала многие приходят посмотреть на других, затем позиция «наблюдателя» меняется на позицию «участника», а потом появляется и вкус к победе.

Действующая модель с развитым блоком направлений внеурочной деятельности имеет свои несомненные преимущества. Ежегодные результаты анкетирования родителей и учащихся показывают, что 94-96% респондентов удовлетворены качеством и направлениями инновационной деятельности лицея, стремятся оказывать помощь в подготовке детей к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня. НО

Тактика организации внеурочной деятельности

Мотивация участия

Важность события

Награждение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.